Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные функции туризма



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Основные функции туризма 0.00 из 5.00 0 оценок




Название функции Характеристика
1 2
1. Социальная Для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать. Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость, ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных в большом городе
2. Познавательная Туризм помогает человеку покинуть место его постоянного пребывания и расширить свой кругозор, узнав много нового о культуре, традициях, обычаях в других странах. Человек после такого путешествия получает массу положительных эмоций
3. Экономическая Туризм помогает трудоустроить множество людей, поскольку индустрия туризма имеет достаточно разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов
4. Инвестиционная Низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов. Благодаря развитию индустрии туризма начинается приток денежных средств в неблагополучные регионы, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений) и т.д. Туризм способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формами и видами. Формы туризма различаются по внешним причинам и воздействиям, а виды группируются исходя из мотивации путешествующих, то есть согласно внутренним факторам.

В качестве основных форм туризма можно выделить внутренний и международный. Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Международный туризм – это поездки в другую страну с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» – внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и выездной туризм. Въездной туризм – это путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма [38].

В зависимости от цели поездки выделяют следующие виды туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п. Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса [23].

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

Существует ряд факторов, определяющих развитие туризма и формирующих направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные – снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка. Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. Привлекательность мест отдыха определяют, в первую очередь, именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы. Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать.

Затрагивая вопрос о развитии внутреннего туризма в России, следует отметить, что сегодня наступило то долгожданное время, когда все составляющие политического и экономического развития нашего государства, уровень национального самосознания, а также уровень развития и концентрации национального капитала в стране позволяют, наконец-то, приступить к форсированному развитию национального туристического бизнеса и формированию российского рынка туристических услуг.

Российский рынок туристических услуг является в настоящий момент самым перспективным рынком в мире, поскольку он огромен, поскольку он не был полностью сформирован во всём многообразии его перспектив в эпоху исторического материализма, а тот его сегмент, который был раскручен советской властью, сейчас находится в стадии полураспада. Поэтому современная Россия располагает совершенно уникальной возможностью отстроить огромный российский рынок туристических услуг в соответствии с мировыми требованиями и стандартами во всём многообразии его территориальных и региональных возможностей [48].

Любая отрасль, как и любой продукт, имеют свой жизненный цикл, состоящий из пяти основных стадий: «рождение», «рост», «зрелость», «насыщение» и «старение». Первый этап, как правило, характеризуется недавним возникновением отрасли, основными характеристиками которой являются изменения в технологии, поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке; растут инвестиции, и происходит поглощение денежной наличности для развития отрасли. Этап роста характеризуется появлением спроса на продукцию отрасли, а возможность возникновения новых игроков ограничивается. На этапе зрелости происходит утверждение продукции, а на этапе насыщения – полное насыщение рынка и снижение спроса. На стадии старения потребители полностью теряют интерес к продукции вследствие изменения потребительских предпочтений. Российская туристическая отрасль находится на границе между этапом зарождения и этапом роста, поскольку внутренний туризм, а особенно отдых на туристических базах и базах отдыха лишь начинает оформляться в самостоятельную отрасль, способную принести государству огромные доходы (рис. 8).

 

Рис. 8. Внутренний туризм России: жизненный цикл отрасли

(источник: составлено автором)

 

Россия облает мощнейшими реальными и еще многократно большими потенциальными туристскими ресурсами, глубоким культурным и историческим наследием, социокультурными и научно-промышленными объектами, лечебно-курортным потенциалом и объектами, которые способные по отдельности и в целом генерировать активный туристский интерес у отечественных и иностранных туристов.

Туристская отрасль – одна из самых динамичных в современном мире. Однако зарубежные поездки, как правило, осуществляются в период отпуска, в уикенд мало кто позволяет себе дальние вояжи. Подобная закономерность имеет математическое выражение: величина туристского потока прямо пропорциональна числу жителей населенного пункта и обратно пропорциональна квадрату расстояния до места отдыха. Проще говоря, чем ближе место отдыха, тем больше в нем отдыхающих. Однако выявленные учеными закономерности не распространяются на российскую практику. Отдых, например, в деревне Шоша, на границе Московской и Тверской областей, 117 км. от МКАД, в комплексе «Завидово», 4 звезды, в 2-ух местном номере стоит 4900 руб. в сутки! Заметим: без питания, лишь завтрак. При таких соотношениях «цена-качество» внутренний туризм в России будет деградировать и впредь, а поток в зарубежье расти. В минувшем году даже по официальным данным отрицательное сальдо в туризме составило 8,5 млрд долл. США, а в действительности ощутимо больше. Сейчас по разным оценкам из страны каждый год туристами вывозится от 10 до 20 млрд долл. Этими деньгами в России можно было бы оплатить от 330 до 660 млн человеко-дней по цене 900 руб. за день отдыха, что эквивалентно отдыху от 16 до 32 млн человек (Из расчета трехнедельного тура.) [24].

К большому сожалению, общество не осознает рекреационную сущность туристского отдыха, оно воспринимает лишь культурно-познава-тельную сторону путешествий. В этом вина российских СМИ, которые, главным образом, пропагандируют отдых за рубежом, освещают рекреационную сферу непрофессионально, без знания и понимания ее существа и особенностей. Кроме того, в России на сегодняшний день нет единой системы законодательства о туризме. Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в разных нормативно-правовых актах различных отраслей права. Отсутствие системности зачастую приводит к несогласованности, противоречивости требований в различных документах, неопределенности, отсутствию единства понятийной и терминологической базы.

Подготовка проектов нормативных актов по регулированию туристской деятельности в стране зачастую осуществлялась без предварительного научного анализа ситуации и привлечения специализированных научных организаций и специалистов, что привело к появлению некачественных проектов нормативных документов, противоречащих духу и букве «Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации», другим государственным и международным нормативным документам. Отдельные нормы федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» являются противоречивыми и неисполнимыми реально и представляют типичные ошибки в праве. Существующая система государственных стандартов разработана на основе традиций туризма доперестроечных времен и не отвечает принципам современного туризма, терминологическая и предметная база стандартов устарела. Отсутствие качественных стандартов и методик проведения сертификационных испытаний в области туризма приводит к дискредитации самой идеи сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. По существу никакого развития правовых норм и реальной (ни организационной, ни финансовой) поддержки виды туризма, объявленные федеральным законом, особенно социальный туризм, не получили [37].

Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И, с другой стороны, столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания [38].

Проблемы туризма, возникшие к настоящему времени в России, во многом объясняются пробелами в подготовке кадров и научном обеспечении, которые еще далеки от международных стандартов. Поэтому необходимо развитие и совершенствование в России многоуровневой непрерывной системы профессионального туристского образования, способной обеспечить конкурентную стойкость страны на мировом рынке туризма. А для того чтобы выпускник наших учебных заведений был конкуренто-способным, он должен обладать таким дипломом, сертификатом, который бы принимался на всех континентах, во всех развитых странах как документ, соответствующий стандартам самого высокого качества. Этот диплом должен быть престижен. Вот тогда специалисты в области туризма будут действительно свободны при выборе места работы, планировании своей карьеры. Следует признать, что позитивным фактором влияния на рынок образовательных услуг и на развитие научного обеспечения отрасли является проводимая ведущими образовательными учреждениями и обще-ственными организациями, деятельность по формированию региональной туристской политики, созданию единого туристского пространства, взаимодействию с реальным туристским бизнесом [24].

Для того чтобы вывести туристский бизнес в России на новый уровень развития, не нужно придумывать что-то новое, необходимо модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-тех-ническую базу, а также: развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов; научиться обслуживать и развлекать одновременно все категории туристов; уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень; внедрять новейшие научные разработки и достижения техники; широко использовать рекламу; сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов.

В настоящее время необходимо грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, передать больше организационных и управленческих полномочий на места, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму. Высокая экономическая эффективность туризма как одной из отраслей народного хозяйства страны очевидна, несомненна и необходимость коренных преобразований в организации туристского бизнеса. Необходима коренная ломка отношений к туризму на самом высоком государственном уровне, увеличение инвестиций в это перспективное направление экономики, реализация программы национального протекционизма, кредитные и налоговые льготы и, главное, общественное признание, понимание важности проблем туризма, самое серьезное отношение к развитию кадрового менеджмента. Признавая первоочередную важность социальных проблем туристского бизнеса, следует от стратегического определения приоритетов важнейших кадровых задач перейти к тактике их реализации. Успех кадрового менеджмента возможен лишь при настойчивой работе по внедрению комплексной программы обучения и повышению квалификации работников туристического сервиса.

Благодаря рекреационным ресурсам – природе и климату, минеральным водам, лечебным грязям озера Эльтон, а также обилию исторических и культурных памятников – Волгоградская область может занять достойное место в мировом туристском бизнесе. Самой природой созданы условия для любителей активного отдыха: пешеходного, водного, конного и других видов путешествий. По целому ряду факторов Волгоград просто создан быть популярным туристским центром: выгодное географическое положение, уникальное историко-культурное наследие, благоприятная и стабильная экологическая обстановка, развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие международного аэропорта и речного порта.

В 2006 г. область посетили более 900 тыс. неорганизованных туристов (так называемые «дикари»), которые останавливались в живописных местах, на берегах водоемов, жили в крестьянских хозяйствах. Плюс ко всему из близлежащих регионов сюда приезжали с краткосрочными визитами более 1200 тыс. экскурсантов. Результаты социологических исследований, проводимых с целью выяснения рекреационных потребностей российского населения, показали, что наибольшей популярностью во внутреннем туризме пользовались лесные территории, морские побережья и территории, граничащие с водными бассейнами. В процентном соотношении предпочтения складывались следующим образом (рис. 9) [56].

 

Рис. 9. Предпочтения туристов по видам отдыха в России

(источник: по материалам [56])

 

Из этих данных следует, что на отдых у водоемов приходилось более 50 % спроса, что свидетельствует о необходимости развития строительства туристических баз и баз отдыха, отвечающих мировым стандартам и доступных по цене не только иностранным туристам, но и жителям данного региона. В этой связи, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации области разработало проект «Развитие туризма на территории Волгоградской области». Об этом заявил главный архитектор области Александр Вязьмин на прошедшей в администрации области пресс-конференции с участием первого заместителя главы администрации области Владимира Кабанова и начальника областного управления по развитию предпринимательства Владимира Демидова. Целью проекта является анализ современного состояния туризма, характеристика регионального туристического рынка, существующих туристических маршрутов и разработка предложений по формированию на территории региона индустрии туризма, способной в полной мере использовать рекреационно-туристи-ческий потенциал, обеспечить население интересным отдыхом. Как сообщает официальный сайт администрации Волгоградской области, проектом выделены следующие туристические зоны: Волгоградская, Дубовская, Иловлинская, Камышинская, Серафимовичская, Урюпинская, Ленинская. Предлагается размещать центры туризма с учетом особенностей географического положения и природных условий, историко-культурного наследия, уровня развития материально-технической базы туризма, насыщенности достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением к основным зонам и центрам туризма – степени привлекательности для основной части туристов. Кроме того, в Волгоградской области создан Центр по развитию выездного и внутреннего туризма, специалисты которого собирают информацию обо всех брошенных объектах размещения, обо всех турбазах, которые находятся в распоряжении неумелых хозяев, с которыми хозяева не желают работать, и находят потенциальных инвесторов. Основная задача Центра – привлечь инвестиции в туристическую инфраструктуру, в объекты размещения. На сегодняшний день уже найдены инвесторы, которые готовы взять участок под строительство турбазы и подготовку зеленой стоянки в Коршевитом, что в Волго-Ахтубинской пойме, и в Иловлинском районе на Дону. Идет работа с московской страховой фирмой «Аквакрест», желающей вложить деньги в развитие туристской инфраструктуры в Калачевском районе.

Волгоградская область представляет собой природно-производст-венный комплекс, обладающий признаками самодостаточности. Здесь име-ются перспективные инновационные проекты, накоплен достаточный кадровый и интеллектуальный потенциал. Все это является необходимыми предпосылками для стабилизации экономического положения края и повышения благосостояния его населения. Туристические услуги внутреннего туризма должны быть доступными для всех слоев населения. Только в этом случае появится серьезный стимул для расширения рынка потребителей этих услуг, которые, в конечном итоге, обеспечат рост занятости в сфере туризма и отдыха.

Два самых известных высказывания по поводу сегментации рынка принадлежат знаменитым маркетологам – Питеру Дойлю и Теодору Левитту. Первый предупредил: «если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, рынок разобьет на сегменты фирму». Второй ученый высказывался строже и категоричнее: «если вы не мыслите сегментами, значит, вы вообще не думаете» [44]. Сегментация позволяет компании правильно выбрать тот участок рынка, на котором она займет лидирующие позиции, и сможет удовлетворить платежеспособный спрос как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Сегментирование потребителей – главное условие для эффективного функционирования туристической фирмы, поскольку изначальное сосредоточение на одном или нескольких сегментах позволит компании не распаляться в угоду удовлетворения потребностей любого потребителя и, в конечном итоге, получать стабильно высокий заработок. В настоящее время портрет туриста весьма разнообразен. Если сравнительно недавно, во времена СССР, он ассоциировался с человеком с палаткой и рюкзаком, живущим в лесу у костра и имеющим минимум денежных средств, то в новом столетии картина кардинальным образом поменялась. Сегодня турист воспринимается как человек, имеющий деньги, чтобы путешествовать; он, как правило, тщательно выбирает место своего отдыха, обращаясь к услугам специализированных учреждений по организации туристической поездки. Безусловно, представителей старого поколения осталось немало, однако большинство туристических агентств, а также туристических баз нового типа предпочитают ориентироваться на людей с достатком, не проводя исследований по анализу количественного соотношения тех и других.

Исследования в России показали, что для молодежи характерно проводить отпуск и каникулы в городе, в городах России, а для более пожилых людей – на даче. По странам дальнего зарубежья чаще путешествуют люди в возрасте 36–45 лет. В целом, туристам важен калейдоскоп впечатлений от совершаемых путешествий, но это лишь второе место, после потребности в отдыхе. Всех туристов можно подразделить на три основные группы: первая группа – это те, кто на туризм возлагают большие надежды и ориентируются на поездки за границу; в целом, это люди, обладающие свободным временем и финансово обеспеченные; вторая группа – туристы, для которых туризм – это не единственное: такие люди активно используют внутренние ресурсы города: посещают театры, концерты, кинотеатры, развлекательные центры, а также выезжают на природу, где требуется не столь значительные финансовые вложения по сравнению с международным туризмом, а удовольствия гораздо больше; третья группа – это туристы, которым важно подчеркивать свой статус; это люди с достатком значительно выше среднего, или просто несколько выше среднего, но считающие, что они достойны лучшего, они, с одной стороны, реагируют на ту рекламу, где говорится о дорогих курортах для vip-персон, с другой – обращают внимание не только на историю туристической фирмы, но и ее название. В отдельную категорию можно выделить четвертую группу – это туристы, которые не считают туризм чем-то особо интересным, им больше важны специфические цели туризма, например, лечение, а так как зарубежные специалисты считаются профессионалами, то и предпочтение отдается им. Это люди, ценящие свое здоровье и готовые ради его сохранения платить большие деньги. Хотя к данной группе относятся также и те люди, которые ездят в санатории и лечебницы по направлению от работы. Им также важна и культурно-просветительская часть тура. Поскольку лечение не занимает весь день, то им важно представлять, куда они могут пойти, что посмотреть, но эта цель все же второстепенна. В такие поездки обычно отправляются одни или с семьей, где есть дети. Следует, конечно же, сказать, что группы данной типологии туристов значительно шире, каждый человек привносит в свою группу индивидуальные особенности и черты, это связано с его системой ценностей, его возможностями путешествовать и многим другим [49].

С позиции сегментирования потребителей рынка туристических баз наибольший интерес представляет вторая группа туристов, относящихся к туризму с позиции отдыха вне зависимости от места пребывания, важное значение для которых имеет общение с другими людьми.

В данном случае туристов можно классифицировать в зависимости от их активности и стиля жизни (табл. 3) (составлено автором по материалам [28]).

 

Таблица 3



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Основные функции туризма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные функции туризма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)