Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потенциальная емкость потребительского рынка района



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Потенциальная емкость потребительского рынка района 0.00 из 5.00 0 оценок




Товарная группа Норма потребления Нп кг/год на человека Численность населения, Чн Потенциальная емкость, Ерп·Чп, тыс. т
1. Животноводство      
– свиноводство      
     

 

Анализ насыщенности товарного рынка позволяет определить товарные группы, по которым спрос покупателей удовлетворяется не полностью. Низкий коэффициент насыщенности рынка определенного вида продукции показывает, что основным направлением развития предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий должено стать развитие данного направления.

SWOT-анализ сильных и слабых сторон территории позволяет оценить реальные возможности сельхозпредприятий, расположенных на территории сельского административного района. Технологически SWOT-анализ – основной инструмент в планировании. Результаты SWOT-анализа являются структурированной по подсистемам информацией, позволяющей выявить сильные и слабые стороны территории, определить потенциальные возможности и угрозы. SWOT-анализ заканчивается выявлением областей наибольших возможностей всех подсистем и в целом всей сельской территории для формирования стратегических точек роста [54].

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имею-щуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса, поскольку основной целью проведения SWOT-анализа является создание структурированной информации в рамках единой SWOT-модели. Основными проблемами проведения SWOT-анализа являются [34]:

1. Отсутствие системы выборки показателей внутренней и внешней среды для построения SWOT-матрицы. Это является ключевой проблемой, поскольку от правильного подбора факторов зависит исход всего анализа. Понятно, что проведение SWOT-анализа не предусматривает жестко регламентированных указаний на рассмотрение тех или иных показателей, однако отсутствие определенной методики ведет к появлению дополнительных ошибок, связанных с субъективным взглядом менеджеров на различные проблемы.

2. Для проведения SWOT-анализа необходимо создание специальной рабочей группы. Это потребует от предприятия определенных как временных, так и финансовых затрат, что может на начальной стадии негативно сказаться на результатах от внедрения SWOT-анализа.

3. В настоящее время в отечественной практике отсутствует четкая методика проведения SWOT-анализа. Имеющиеся рекомендации по его проведению носят общий характер и не содержат нацеленных практических указаний. Кроме того, отсутствует методика выборки и оценки анализируемых факторов, без чего SWOT-анализ не может дать объективный результат.

Чтобы проанализировать внутреннюю среду предприятия рекомендуется рассмотреть такие области, как финансы, производство, управление, трудовые ресурсы.

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, позволяющих объективно охарактеризовать финансовое состояние предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.

Производственно-хозяйственный анализ должен быть представлен в виде анализа оборотных и основных производственных фондов.

Трудовые ресурсы – один из наиболее существенных факторов производственного процесса, влияющий на все сферы деятельности предприятия и не поддающийся конкретному количественному анализу в стоимостном виде [34]. В данном случае анализ необходимо проводить по следующим направлениям: анализ квалификационного состава, анализ возрастного состава, анализ производительности труда в денежном и натуральном выражении, анализ изменений структуры персонала, анализ текучести кадров.

При SWOT-анализе сельского административного района оцениваются следующие показатели:

1) в сельскохозяйственном производстве: наличие опыта в конкретной отрасли; специализация производства (доля отрасли в ВП); темп роста производства продукции животноводства; темп роста продукции растениеводства; коэффициент насыщенности рынка продовольственными товарами;

2) в оценке трудовых ресурсов: численность сельского населения; численность и движение работников предприятий; экономически активное население; уровень занятости населения; уровень безработицы;

3) в рекреационных возможностях оцениваются: наличие водных ресурсов; наличие природной кормовой базы для животноводства; развитие транспортной сети; инфраструктура рынка; близость краевого центра; наличие крупных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; доля малых предприятий на рынке; наличие инфраструктуры для развития туризма; имидж территории.

К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы.

Таким образом, сочетание описанных выше вариантов проведения анализа позволяет получить исчерпывающее описание внутреннего состояния предприятия.

Изучение окружающей среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние группы давления, оказывающие влияние на поведение предприятия.

Анализ внешней среды можно построить в соответствии с моделью GETS: Government (правительство), Economy (экономика), Technology (технология), Society (общество). Угрозы и возможности, с которыми сталкиваются предприятия, разделяют на эти четыре области. При детальном рассмотрении их можно разбить на более мелкие составляющие.

Для того чтобы оценить факторы внешней среды по степени их воздействия на развитие предпринимательства, целесообразно использовать оценку рисков. Главное в оценке коммерческого риска – возможность построения кривой риска и определения зон и показателей допустимого, критического и катастрофического рисков [57]. Анализ риска основан на методологии, с помощью которой анализируется некая предполагаемая ситуация, для того чтобы определить влияние риска на ожидаемые результаты. Это прием, с помощью которого математическая прогнозная модель подвергается ряду имитационных прогонов обычно с помощью компьютера. В ходе процессов имитации строятся последовательные сценарии, в которых используются данные, являющиеся исходными для основных неопределенных переменных проекта. Результаты имитации подвергаются статистической обработке, для того чтобы получить вероятностное распре-деление возможных результатов проекта и оценить степень риска.

Для рационального использования входной информации необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа, то есть формализовать (или преобразовать в числовую форму). Возможность формализации информации основана на способности эксперта сравнивать и оценивать отдельные значения признаков альтернативы путем приписывания каждому признаку определенного числа.

Для формализации входных данных SWOT-матрицы используется метод ранжирования. Использование данного метода позволяет повысить надежность результатов SWOT-анализа.

Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Для повышения доверия к принципиально субъективным экспертным оценкам проводят анкетирование нескольких экспертов. При этом удобнее воспользоваться относительными весами факторов.

Результаты опроса «m» экспертов относительно «n» факторов сводятся в матрицу {Aij} размерности m·n – матрицу опроса. Элемент Aij матрицы {Aij} – это оценка (ранг), которую проставил i-й эксперт j-му фактору. Здесь: i = (1, m), j = (1, n).

Элементы исходной матрицы, или матрицы опроса, преобразуют (пересчитывают) по формуле:


Sij = Аmах - Aij, (2)

 

где Sij – преобразованный ранг; Аmах – максимальный элемент матрицы опроса.

В результате трансформации формируется матрица S – матрица преобразованных рангов: {Sij}, i= (1, m), j=(l, n). Для каждого столбца матрицы S определяется сумма Rj – групповая (или обобщенная) оценка j-го фактора:

Rj=Slj + S2j+ S3j +...+ Sij +..+ Smj, j=l, n. (3)

 

Затем вычисляется относительный вес каждого фактора по всем групповым оценкам:

Wj=Rj/(R1+R2+…+Ri+…+Rn), j=1, n, (4)

 

где W1+W2+…+Wi+…+Wn=1.

На заключительном шаге назначаются ранговые оценки на основе относительных весов факторов Wj в соответствии с правилом – большему значению весового коэффициента Wj присваивается высший ранг.

С помощью метода ранжирования факторы, характеризующие направление развития бизнеса и его окружение, разделяются на четыре группы: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы. В каждой группе показатели располагаются в порядке значимости, причем, их количество не должно превышать пяти, чтобы не загромождать анализ.

Далее заполняется SWOT-матрица (рис. 16): по горизонтали располагаются «силы» и «слабости». Причем «силы» расставляются по убыванию их значения, а «слабости» – по возрастанию. Таким образом, крайнюю левую позицию займет самая значимая сильная сторона, в крайнюю левую – самая значимая слабая сторона, аналогично располагаются «возможности» и «угрозы».


   

Силы

 

Слабости

Возможности

  S(5) S(4) S(3) S(2) S(1) W(1) W(2) W(3) W(4) W(5)
  O(5)                    
  O(4)                    
  O(3)                    
  O(2)                    
    O(1)                    
    T(1)                    

 Угрозы

  T(2)                    
  T(3)                    
  T(4)                    
  T(5)                    

 

Рис. 16. Матрица SWOT-анализа

(источник: составлено автором)

 

Чтобы произвести оценку матрицы сначала сопоставляются благоприятные события внешней среды (возможности) с сильными и слабыми сторонами. Для этого последовательно перебираются факторы возможностей, устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными и слабыми сторонами и формируется промежуточный отчет. Задача такого перебора заключается:

1) в определении возможностей внешней среды, которые можно эффективно использовать за счет существующих сильных сторон (приоритеты развития, поддерживаемые конкурентные преимущества);

2) определении возможностей внешней среды сейчас недоиспользуются из-за слабостей (объекты реформирования).

Затем сопоставляются неблагоприятные события внешней среды (угрозы) с сильными и слабыми сторонами рассматриваемых направлений развития бизнеса, для чего последовательно перебираются факторы угроз внешней среды и устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными и слабыми сторонами, и формируется промежуточный отчет.

Цель построения SWOT-матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на построении четырех групп различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних факторов.

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при анализе пары факторов «силы – возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «силы – угрозы» создается группы «стратегии ST» и т.д.

Стратегии WT (слабости – угрозы) – целью любой из стратегий данного типа является минимизация слабости и угрозы. Стратегии WO (слабости – возможности) – стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.

Стратегии ST (силы – угрозы) – цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы и при этом минимизировать угрозы.

Стратегии SO (силы – возможности) – при такой стратегии следует стремиться максимизировать одновременно и силы и возможности.

Построение SWOT-матрицы и формирование четырех групп стратегий осуществляется с определенной периодичностью (в зависимости от специфики предприятия и динамики изменения окружающей его среды).

Каждая SWOT-матрица (на определенный момент времени) рассматривается в свете наиболее приоритетных нужд и задач предприятия. С течением времени ряд показателей, являющихся входными данными для проведения SWOT-анализа, может меняться, что, в свою очередь, спровоцирует корректировку результатов.

После получения четырех групп стратегий необходим последующий их анализ с целью выбора наиболее приоритетных стратегий для дальнейшей работы предприятия.

Обработку результатов построения SWOT-матрицы (набор стратегий) предлагается осуществлять с помощью метода Дельфи (как за отдельный период времени, так и в динамике). Метод Дельфи – это итерационная процедура, которая позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу. Идея метода заключается в том, чтобы создать механизм, обеспечивающий сохранение анонимности точек зрения отдельных лиц и тем самым свести к минимуму влияние красноречивых и обладающих даром убеждать личностей на поведение группы в целом.

Такая процедура позволяет всем экспертам принять в расчет обстоятельства, которые они могли случайно пропустить или которыми они пренебрегали в предыдущих турах. Регулируемая обратная связь реализуется путем проведения нескольких туров опроса, причем обработка результатов каждого тура осуществляется с помощью статистических методов и результаты обработки сообщаются экспертам. Регулируемая обратная связь снижает влияние индивидуальных и групповых интересов, которые не относятся к решаемым задачам, то есть обратная связь повышает устойчивость и надежность групповой оценки (степень доверия к ней).

Применение статистических методов обработки группового ответа позволяет уменьшить статистический разброс индивидуальных оценок и получить групповой ответ, в котором наиболее верно отражено мнение каждого эксперта.

Проведение опросов в несколько туров (итеративность процедуры) с информированием экспертов о результатах предыдущих этапов опроса с предложениями в ряде случаев обосновать свое мнение приводит к уменьшению (после каждого тура) разброса в индивидуальных ответах. При этом средняя оценка экспертов, изменивших свое мнение, сдвигается по направлению средней оценки группы (медианы), а эксперты, не изменившие свои оценки, дают более точное и строгое их обоснование.

При обработке результатов опроса в каждом туре полученные экспертные оценки упорядочиваются, например в порядке убывания, и определяются статистические характеристики положения (значения оценки) и разброса. И поскольку обычно используют небольшое число экспертов, вместо традиционных числовых характеристик математического ожидания и среднеквадратического отклонения, предпочтительно в качестве характеристик положения и разброса использовать более устойчивые – медиану и квартили.

Экспериментально установлено, что при использовании метода Дельфи наличие в группе менее знающих экспертов оказывает более слабое влияние их на групповую оценку, чем при простом усреднении оценок, поскольку итерация помогает этим специалистам улучшить свои оценки за счет использования информации от более компетентных специалистов.

Таким образом, с помощью предложенной методики проведения SWOT-анализа возможно выделить ключевые показатели, позволяющие охарактеризовать состояние предпринимательства в сельской территории, а также оценить обстановку с точки зрения дальнейшего развития приоритетных направлений бизнеса.

В качестве одного из наиболее приоритетного направления развития предпринимательства в сельской территории на сегодняшний день считается развитие сфер услуг, где особое место отводится сельскому или «зеленому» туризму. Сельский туризм – очень широкое понятие, общепризнанного определения которому пока не дано. С геодемографической точки зрения – это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения [22]. С точки зрения организации рекреационного продукта – это набор разнообразных услуг от проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного сельского населения [27].

В сельском туризме находят воплощение принципы устойчивого туризма, в числе которых можно выделить:

1) охрану окружающей среды (минимизация ущерба в процессе туристской деятельности, экологический контроль);

2) рациональное, контролируемое использование технологий;

3) социальную справедливость (суть состоит в том, чтобы прибыль и прочие блага от туризма распределялись «честно», с учетом местного населения, а не уходили к иностранным инвесторам и национальной элите);

4) демократию (достаточно большое количество людей должны принимать и контролировать решения о развитии туризма и распределении возможной прибыли в регионе);

5) эстетическую гармонию (её суть заключается в том, что туристская деятельность и инфраструктура должны вписываться в исторически сложившуюся среду и сохранять уникальное своеобразие места).

Сегодня сельский туризм развивается весьма быстрыми темпами, привлекает значительную часть иностранных рекреантов и является прибыльным видом предпринимательской деятельности. В качестве особенно хороших примеров могут быть названы Италия, Ирландия, Франция, Швейцария, Австрия, Германия. Так, для значительной части испанских крестьянских хозяйств (до 60 %) агротуризм является одним из основных источников доходов, а в Швейцарии 2/3 доходов туризма обеспечивается за счет сельского [2]. Однако не только высокий спрос на данный вид услуг дал толчок развитию сельского туризма в Европе. Сегодня Европейский Союз видит возможность экономического подъема деревни именно в сельском туризме.

Сельский туризм обеспечивается тремя условиями:

– жилье для размещения приезжих, создание B&B мест (дословно – «постель и завтрак»);

– организация питания;

– обеспечение досуга рекреантов.

Сельский туризм в России может реализовываться как частными предпринимателями, фермерами, так и любыми организациями, созданными и функционирующими в приемлемой законодательством форме. Среди последних, особыми возможностями располагают лесничества, сельскохозяйственные, агропромышленные и разного рода рекреационные предприятия, близкие по своему статусу к природе и земле, имеющие опыт ведения предпринимательской деятельности.

В развитии зеленого туризма выделяют как позитивные, так и негативные последствия [32]. Среди выгод можно отметить:

1) рост доходов местного населения и региона;

2) возможности по сокращению безработицы;

3) развитие малого предпринимательства на селе;

4) развитие социальной инфраструктуры села.

Однако имеются недостатки в развитии сельского туризма. Прежде всего, это угроза природе, связанная с отдыхом рекреантов, беспокойство и шум, нарушающие размеренный сельский быт.

Из вышесказанного очевидно, что идея сельского туризма достаточно привлекательна для сельских жителей и развития предпринимательства в сельской территории, а также организаций аграрной и рекреационной сфер экономики России, но ее реализация во многом сдерживается проблемами, объективно существующими в реальной жизни. В число проблем, сдерживающих развитие предпринимательств на селе, входят [32]:

1) наличие большого количества норм и ограничений на предпринимательскую деятельность с широким спектром составляющих, лицензирование на многие из которых создает серьезный барьер для малого предпринимательства;

2) высокий уровень обобществления в аграрной сфере и малый удельный вес частного сектора, представленного в основном фермерами и личными подсобными хозяйствами, что не стимулирует ведение предпринимательства «на свой страх и риск»;

3) низкий уровень доходов российского сельского населения не позволяет произвести даже начальные инвестиции в любой бизнес;

4) отсутствие соответствующего имиджа России как туристической страны за рубежом также не стимулирует спрос на данный продукт среди иностранцев;

5) неразвитость сельской инфраструктуры, сопутствующего сервиса, комфорта отпугивает часть клиентов;

6) неразвитость рекламы и системы маркетинга в целом делает недоступным получение информации потенциальными клиентами;

7) отсутствие соответствующей системы поддержки этого нового бизнеса, подготовки кадров и консультирования.

Природные условия России уникальны и неповторимы, далеко опережают соседние туристски-ориентированные страны, и с экологией во многих районах у нас лучше, и сохранились прекрасные памятники древней архитектуры и этнографии, так что можно ожидать, что именно здесь и будут развернуты центры агротуризма. В России уже отмечен опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и другие. Спрос на рекреационные ресурсы российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы России. В России уже реализуются десятки проектов по «зеленому» туризму, таких, например, как «Зеленый дом» (Горный Алтай), «К бабушке в деревню» (Центральная Россия), так называемая сеть «Bed & Breakfast» (Прибайкалье). Краснодарский край для развития сельского использует казачий колорит.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Экономический рост и есть движение, при котором сначала накапливаются количественные изменения, а позже, вследствие этого, качественные преобразования. Таким образом, качество развития территории зависит от ее экономического роста.

Отсутствие же в настоящее время маркетингового обоснования разрабатываемых в регионах России стратегий экономического развития ведет к неполному учету интересов как населения региона, так и страны в целом. В таких условиях необходимым становится изменение подхода к процессу разработки стратегий экономического развития и проведение более глубоких комплексных исследований региональных рынков, что позволит более успешно привлекать в регион инвестиционные ресурсы и при этом активно способствовать повышению благосостояния жителей региона.

Разработка стратегии – одна из важнейших составляющих процесса стратегического управления, являющегося неотъемлемой частью управления различными экономическими объектами, в том числе регионом.

В приложении к региональному экономическому развитию термин «стратегия» применим к общим принципам построения будущего региона. Тактика – набор конкретных приемов, с помощью которых руководство региона принимает решение о дальнейших направлениях развития региона. Программа – сформулированный с учетом принятой стратегии и тактики перечень конкретных действий, согласно которому будет распределяться бюджет региона.

Процесс стратегического планирования и стратегического управления регионом как элементы маркетинга территорий включает сложную, многонаправленную последовательность действий, реализуемых руководством региона.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Алан, Х. Курс предпринимательства / Хоскинг Алан. – М. : Междуна-родные отношения, 2008. – 350 с.

2. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов / А.Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2009. – С. 6.

3. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 94.

4. Анн, Х. Маркетинг / Х. Анн, Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб. : Питер, 2007. – 736 с.

5. Атопов, В.И. Волгоград: В новый век с новой стратегией / В.И. Атопов. – Волгоград, 2009. – 157 с.

6. Бакулина, И.А. Анализ государственных мер по преодолению кризиса и развитию лизинга в АПК / И.А. Бакулина // Финансовый вестник Воронежского государственного аграрного университета. – Воронеж, 2008. – Вып. 7.

7. Бизнес как особый вид деятельности. – 2007. – URL : http://econbook.kemsu.r/UMK_Aparina/1.html#1

8. Брендинг для региона. Региональный брендинг. – [2008]. – URL : http://www.m-marketing.ru/articles/info/article5.html

9. Бусыгин, А.В. Предпринимательство : учебник / А.В. Бусыгин. – М., 2008.

10. Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге / С.А. Васильев. – СПб. : ГП МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 2001. – 409 с.

11. Гайдар, Е. Аномалии экономического роста / Е. Гайдар // Вопросы экономики. – 2009. – № 12. – С. 29.

12. Гараев, М.М. Оценка социально-экономического потенциала развития города / М.М. Гараев // Менеджмент: теория и практика. – Ижевск, 2008. – № 1/2. – С. 137–143.

13. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М. Стоун. – М., 2007.

14. Грачева, Е.И. Региональный маркетинг / Е.И. Грачева. – Киров, 2008.

15. Гриценко, Г.М. Использование методов маркетинга при разработке стратегии диверсификации деятельности сельскохозяйственного пред-приятия / Г.М. Гриценко, О.В. Борисова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2008. – № 2 (18).

16. Губени, Ю. Фермер как составная бизнес-среды / Ю. Губени // Ежедневная всеукраинская газета. – 2009. – № 217.

17. Данилов, Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм / Н. Данилов // Российский экономический журнал. – 2007. – № 3.

18. Дашкевич, О. Бизнес-среда и предпринимательская активность / О. Дашкевич // ЭКОВЕСТ. – 2008. – № 5. – С. 112.

19. Дракер, П. Рынок: как выйти в лидеры / П. Дракер. – М. : Прогресс, 2008. – № 4. – С. 49–62.

20. Дридзе, Т.М. Социальная диагностика в градоустройстве / Т.М. Дридзе // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 94–98.

21. Дятлов, А.Н. Общий менеджмент : курс лекций / А.Н. Дятлов, М.В. Плотников. – М., 2007. – 253 с.

22. Ефремов, Л.В. Становление и развитие экологического предпринимательства – главный фактор устойчивого развития России / Л.В. Ефремов // Использование и охрана природных ресурсов России. – 2009. − № 5–6. − С. 122.

23. Жукова, М.А. Индустрия туризма : менеджмент организации / М.А. Жукова. – М., 2008.

24. Зорин, И.В. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма / И.В. Зорин [Электронный ресурс]. – [2007]. – URL : http://rmat.ru/2005/09/27/problemy-i-perspektivy-razvitiya-vnutrennego-turizma.html.

25. Институт региональной политики. – [Электронный ресурс]. – [2007]. – URL : http://regionalistica.ru/library/documents/minregion/

26. Иощенко, А.П. Развитие зеленого туризма в России / А.П. Иощенко. − М., 2009. – С. 15.

27. Кабушкин, И.И. Менеджмент туризма / И.И. Кабушкин. – М., 2009.

28. Караганов, Г.З. Городская среда: преемство и наследование / Г.З. Караганов // Человек. – Рекомендации по статистике туризма ВТО ООН // Статкомитет СНГ. – 2008.

29. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию / Утверждена указом президента РФ от 1 апреля 2008 г. № 440.

30. Концепции определения и классификации для статистики туризма / Рекомендации по статистике туризма ВТО ООН // Статкомитет СНГ. – 2009.

31. Корчагин, А.А. Становление регионального маркетинга в российских условиях : дис … канд. экон. наук / Корчагин А.А. – М., 2008.

32. Косинова, Е.А. Развитие сельского туризма как перспективного вида предпринимательства в рекреационной сфере Ставропольского края / Е.А. Косинова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2007. – № 1.

33. Кострицкий, В.Я. SWOT-анализ как вид управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования / В.Я. Кострицкий, О.В. Свистунова // Современные проблемы и методы их решения в экономике, информатике и образовании / межвуз. сб. науч. трудов под общ. ред. Д.А. Королева. – М. : М ГАПИ, 2008. – 46–50 с.

34. Кострицкий, В.Я. SWOT-анализ в системе корпоративного управления / В.Я. Кострицкий, О.В. Федорова // Современное управление. – 2007. – № 8.

35. Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство и туризм / Ф. Котлер. – М., 2008.

36. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2008. – 944 с.

37. Краткое изложение концепции развития туризма в России // Вестник РАСТ. – 2007.

38. Крупенина, Т.В. Социальные проблемы развития индустрии туризма / Т.В. Крупенина // Управление персоналом. – 2009. – № 5. – [2007]. – URL : http://www.hrm.ru/db/

39. Крупные города на пороге XXI века. Проблемы и перспективы : науч. доклад творческого коллектива под руководством В.И. Атопова / Междунар. науч.-практич. конф. – Волгоград, 2009. – Т. 2. – 137 с.

40. Лавров, А.М. Реформирование экономики: региональные аспекты / А.М. Лавров, В.С. Сурнин. – Кемерово, 2008.

41. Любаненко, А.В. Особенности SWOT-анализа при выборе стратегии развития г. Тюмени / А.В. Любаненко, В.Р. Цибульский // Докл. на семинаре «Образование и наука как факторы устойчивого развития региона» Комиссии по устойчивому развитию Государственной Думы РФ 24–25 дек. – 2008.

42. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе : учебник для вузов / под ред. Н.Д. Эриашвили. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 255 с.

43. Марченко, Г. Результаты рейтинга / Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. – 2007. – № 44. – С. 116–125.

44. Менеджмент туризма: экономика туризма : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2008.

45. Мескон, М.Х. Основы менеджмента : пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2009. – 702 с.

46. Минаков, А. Социальные технологии в PR-кампании / А. Минаков. – [2007]. – URL : /www.i2r.ru/static/

47. Морозов, В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями экономики / В.А. Морозов. – М., 2009. – С. 10.

48. Направления развития российского туристического рынка. – [2007]. – URL : http://www.myideas.ru/tyr.html.

49. Новгородцева, А.Н. Социологический анализ туризма / А.Н. Новгородцева // Национальный проект для России. – 2008. – № 2(2). – С. 48.

50. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. – СПб. : Питер, 2009. – 416 с.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Потенциальная емкость потребительского рынка района 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потенциальная емкость потребительского рынка района

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)