Методические особенности постановки обучения математике в 5-6 классах, направленного на развитие одарённых детей
Под методикой обучения математике, направленной на развитие одаренных детей, мы понимаем систему методов и форм обучения, создающих ситуации достижения развивающих целей обучения с использованием специально разработанной системы задач. При разработке такой методики мы уделяем наибольшее внимание особенностям планирования уроков, направленных на развитие одаренных учащихся и организации деятельности учителя и учащихся на таких уроках. 3.1 Особенности планирования уроков
Особенностью планирования уроков, кроме, традиционного изучения и анализа стандарта математического образования, учебных планов, программ и учебников по математике для 5-6 классов требуется дополнительная работа по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планирование уроков с использованием подготовленных материалов состоит в определении последовательности действий учителя: 1) планирование учебных и развивающих целей урока; 2) отбор содержания урока (не только математического, но и развивающего характера); 3) выбор методов обучения; 4) определение структуры урока и формы его проведения. Дадим характеристику каждому из этих действий учителя. 1) Характерной особенностью планирования развивающих целейурока, является их конкретизация на материале урока. Как показывают теоретические исследования, необходимо специально планировать на уроке формирование интеллектуальной активности учащихся – их внимания, восприятия, памяти, представления и воображения, мышления, элементов творческой деятельности, умения учиться. При этом мы используем основной элемент технологического подхода к обучению – постановку запланированных, диагностируемых целей, выраженных в действиях ученика. В приведенных в параграфе примерах планирования уроков для первого урока показано планирование целей на всех трех уровнях, а для второго и третьего уроков – только на третьем уровне, т.е. целей развития одаренных способных, учащихся. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения. 2) Если отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, то материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. Наряду с задачами с развивающими функциями – это краткие сообщения учителя и учащихся, работа с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала (таблицы, схемы, диаграммы, карты, рисунки и т.п.). 3) Закономерности выбора методов обучения одаренных детей, отмеченные в § 1 данной главы (игровые, наглядные, эвристические, практические, проблемные и исследовательские, развивающие мышление; метод решения нестандартных задач, развивающих тематические способности) представлены по этапам учебного процесса в виде таблицы 3. 4) Определяя роль и место различных форм обученияматематике одаренных учащихся, мы ориентировались на развивающие формы обучения. Именно в одной системе с уроком и через урок осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе и связанная с этим необходимость внесения корректив в образовательный процесс. Таким образом, использование урока с развивающими функциями в качестве главного связующего элемента в интеграции различных организационных форм для реализации методики развития одаренных детей при обучении математике становится реальным. Главные – интегративные функции отводятся уроку, который синтезирует в себе элементы и других форм изучения математики одаренными детьми.
Таблица 3
Использовать систему развивающих задач можно на уроках любого вида как по способу проведения (беседы, экскурсии, самостоятельная работа учащихся, лабораторные и практические работы), так и по форме проведения – уроки в форме соревнований и игр (конкурс, викторина, эстафета, ролевая игра); уроки, основанные на формах и жанрах общественной практики и публичных форм общения (семинар, исследование, изобретательство, репортаж, рецензия, пресс-конференция, дискуссия, устный журнал); уроки, основанные на имитации какой-либо деятельности (патентное бюро, ученый совет, заочная экскурсия, путешествие в прошлое); с использованием на уроке традиционных форм внеклассной работы (диспут, судебное заседание, спектакль); интегрированные уроки (одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов, с элементами историзма и т.д.), сочетание различных форм. Исходя из вышеизложенного материала, представим возможную организацию деятельности учащихся и учителя на уроке, направленной на развитие одаренных детей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |