Прием деятельности Деятельность ученика
1) Изучите содержание задачи, используя рисунок, чертеж, схему, краткую запись или другую наглядную иллюстрацию содержания. Изучает содержание задачи рассматривает рисунок, перефразирует содержание задачи примерно следующим образом: какие множители нужно брать к числам 6, 8, 10, чтобы сумма этих произведений равнялась 100. Обозначает неизвестные множители: x, p, n. Представляет задачу в виде модели: 6 • x + 8 • p + 10 • n = 100 3) Соберите дополнительную информацию из опыта решения других типов задач, преобразуйте информацию с учетом специфики данной задачи. Припоминает, что данная задача похожа на задачу нахождения неизвестных. Делает вывод, что не знает способов решения данной задачи, но может использовать метод перебора. 13) Выделите, если можно, частные случаи задачи и воспользуйтесь отмеченным выше приемом разделения на части. Пробует метод перебора, в частности, (1 вариант), если использовать один ящик по 6кг, то 6 • 1 + 8 • p + 10 • n = 100, значит 8 • p + 10 • n = 94. При умножении любого натурального числа на 10 результат есть «круглое» число, следовательно, необходимо подобрать такое количество ящиков по 8 кг, чтобы в сумме с одним ящиком в 6 кг также получилось «круглое» число. Перебирая «в уме» и «на кубиках» (в зависимости право-, левополушарности) определяет, что ящиков по 8 кг должно быть 3. На данном этапе модель выглядит следующим образом: 6•1+8•3+10•n = 100, из чего следует незамедлительно вывод, что ящиков по 10 кг должно быть 7 т.к. 6 • 1 + 8 • 3 + 10 • 7=100. 14) Поставьте перед собой такие вопросы, которые позволят использовать полученные знания и побуждают к самоконтролю; Ставит перед собой вопрос о возможности использовать данный прием и найти новый способ решения. Аналогично ищет другие пути перебора ящиков (можно использовать соревнование, кто больше найдет способов решения этой задачи) по 6кг, 8 кг и 10 кг, чтобы в сумме получилось 100 кг: 2) 6 • 2 + 8 • 1 + 10 • 8 = 100, 3) 6 • 3 + 8 • 4 + 10 • 6 = 100, 4) 6• 4 + 8•2+10 •6= 100, 5) 6 • 5 + 8 • 5 + 10 • 3 = 100, 6) 6• 6 + 8• 3 +10 • 4= 100, 7) 6• 7 + 8• 1 +10 • 5 = 100, 8) 6• 8 + 8• 4+10 • 2 = 100, 9) 6 • 4 + 8 • 7 + 10 • 2 = 100 , 10) 6 • 1 + 8 • 8 + 10 • 3 = 100. Мы планируем работу на уроке по развитию способностей учащихся в группах, обозначенных нами А, В, С и А1, А2, А3, которые будут менять свой состав в зависимости от целей, поставленных учителем. Если идет работа на уровне «вдохновления» учащихся (имеющих высокий уровень способностей), самостоятельный поиск знаний, когда учитель вооружая учащихся некоторыми приемами, «техниками», алгоритмами, освобождаясь от доминирующей информирующей роли, то используется уровневая дифференциация для работы со всем классом. Здесь каждый учащийся получает творческое задание по своему уровню развития, в своей уровневой группе. Обозначение групп: А - I уровень, В - II уровень, С - III уровень. Учащиеся, имеющие более высокий III уровень, получают задание более сложное - это группа С. Если организуется «выращивание» способностей каждого конкретного ребенка, то здесь мы предлагаем работу перестраивать в другие группы, где в состав каждой из них будут входить дети разного уровня развития. Конечная цель работы ученика в такой разноуровневой группе и будет выращивание отдельных компонентов способностей до определенного уровня (до которого ученик в данный момент не дотягивает). Здесь большую роль играет как элемент соревнования, так и зависимость итогового результата от каждой личности в отдельности. И неважно, что первое время ребята, которые не справляются со своей частью задания, будут отвлекать других учащихся своей группы. Это только первоначально, т.к. время выполнения заданий фиксируется. Значит, отвлекая своих товарищей по творческой группе, он тем самым тратит общее время, от этого зависит итоговый результат всей разноуровневой группы. Это осознает в конце концов каждый ребенок и самодисциплинируясь, подталкивает себя сам и с помощью ребят, на полную самореализацию, что в конечном итоге скажется на развитии этой составляющей способностей (группы: А1, А2, А3). Отличие собственно предлагаемой методики работы с одаренными детьми от традиционного дифференцированного подхода состоит в том, что мы используем способ обогащениякак метод поддержки обучения одаренных детей на обычном, повседневном уроке. В нашей стране способ обогащения чаще всего принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике и др.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок, продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта. Предлагаемая же методика, учитывающая особенности учебной деятельности лево/правополушарных учащихся, позволяет ребенку уже на обычном повседневном уроке иметь возможность не только обогащения средствами изучаемого материала, но и ускорение в изучении по его способностям. Таким образом, развивая классный коллектив учащихся, как по вертикали (ускорение), так и по горизонтали (обогащение), можно, добиться развития способностей каждой личности в отдельности. Ниже приводятся примеры уроков и занятий математического кружка, включающих цели развития общих и математических способностей учащихся на различных этапах учебного процесса. План урока представлен в обычной традиционной форме. Урок №1 5 класс Тема урока: Сложение и вычитание натуральных чисел Тип урока: Урок закрепления изученного Цели урока: Обучающие: достижение стандартов образования; I уровень: ученикзнает и понимаетпереместительное и сочетательное свойства сложения, свойство нуля, разложение числа по разрядам; свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы (с помощью извне); умеет применять свойства сложения натуральных чисел при решении простейших задач, свойства суммы при известных слагаемых или при одном неизвестном слагаемом; применять свойства вычитания при решении простейших задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого или разности при двух известных составляющих. II уровень: учениквыполняет действия 1-го уровня; решает стандартные задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности, приводит примеры и контрпримеры на сложение и вычитание натуральных чисел и их свойства; выполняет сложение и вычитание натуральных чисел с помощью частных приемов. Ш уровень (уровень одаренных детей): ученик знает, понимает и умеет выполнять действия I и II уровней; решает нестандартные, развивающие задачи, предполагающие знания данной темы; самостоятельно составляет задачи на сложение и вычитание натуральных чисел; находит ошибки в решении задач, исправляет их; может выделить для себя из процесса решения задач полезные знания; выполняет сложение и вычитание с помощью обобщенных приемов. Развивающие: развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения. I уровень: ученикможет сосредоточиться на данных задачах, внимательно слушает, наблюдает (внимание), вспоминает и воспроизводит правила сложения и вычитания (память); выполняет действия сложения и вычитания по образцу; применяет правила сложения и вычитания в частных случаях; находит задания в учебнике и решает задания на сложение и вычитание с помощью учителя или памяток, ориентируется на внешний контроль, оценку и коррекцию (умение учиться). II уровень: учениквыполняет действия 1-го уровня; может сосредоточиться сознательно, в течение урока, без усилий выполнять задания на сложение и вычитание натуральных чисел; реагирует на проверку задания (восприятие); использует точное, словесно-логическое произвольное запоминание натурального ряда чисел, воссоздает из памяти необходимые знания волевым усилием (память); использует анализ для решения задач и коррекции (анализ); составляет план решения задачи на сложение и вычитание натуральных чисел - план ответа, доклада (синтез); строит рассказ и делает записи в тетради по самостоятельно составленному плану или схеме, свободно задает и отвечает на вопросы данной темы (речь). Ш уровень (уровень одаренных детей): ученик выполняет действия II-го уровня; может сосредоточиться на учебной деятельности, быстро и без ошибок, в любых условиях выполняя любое количество заданий на сложение и вычитание (внимание); выбирает наиболее рациональные приемы сложения и вычитания; использует обобщенно-смысловое запоминание приемов действий (память); видит скрытые ошибки и упущения (анализ); использует накопленный запас знаний для решения нестандартных задач на сложение и вычитание (синтез); развивает полушария головного мозга через письмо левой рукой (см. стр. 33). План урока I этап – подготовительный: разминка, воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; используется коллективный поиск идей. II этап – основной: закрепление приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях; используется групповая работа и индивидуальные задания (в частности, отдельно для одаренных детей). III этап – постановка домашнего задания (в частности, отдельно для одаренных детей). IV этап – подведение итогов урока. Подготовка к уроку 1) Подбор литературы и заданий для учащихся (отдельно для одаренных детей). 2) Подготовка групп: А, В, С – соответственно одноуровневые группы: I, II и III уровни; разноуровневые группы: А1, А2, А3 каждая в своем составе имеют учащихся I, II и III уровней, т.е. в состав каждой из этих групп входят одаренные дети. 3) Подготовка сообщения учащегося: «Числа натурального ряда и мистические суеверия» (Приложение 3). 4) Оборудование урока: кодопозитив, карточки.
Кодопозитив (тип задачи: логически-поисковая; одаренный ребенок)
Акробат и собачонка весят два пустых бочонка. Шустрый пес без акробата Весит два мотка шпагата. А с одним мотком ягненок Весит - видите - бочонок. Сколько весит акробат в пересчете на ягнят? Карточка А - задание для группы А (Тип задачи: наглядное и словесное оформление и логическое рассуждение ) В нашей стране водится крупный грызун, он ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 мет ров. Благодаря плотине образуется широкое затопленное пространство, по берегам которого располагаются его норы. Кто это животное (ответ на вопрос дает решение упражнений). 1) Решите уравнение: 1025 – х = 125. 2) Найдите значение выражения:
458 +333 + 11 + 1.
3)Сколько лет составляют два века? 4)Вычислите: (1203 –1003) • (1515 – 1509). Ключ к заданию А
Карточка В – задание для группы В (Тип задачи: наглядное и словесное оформление и логическое рассуждение)
1. Какая птица в нашей стране самая высокая? Решение данных заданий поможет ответить на данный вопрос. 1) 74 +32; 2) 59 + 3; 3) 95 – 43; 4)186 + 42; 5)502 – 202; 6)42 +206; 7)175 – 7. 2. Узнайте ее высоту. Для этого впишите в свободные клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим. Сумма найденных четырех чисел поделенная на 10 и укажет вам высоту птицы (в дециметрах).
4737 41 49 45 Ключ к заданию В У Л А Ж Ь Р В
Карточка С – задание для группы С (Тип задачи: творческая; для одаренных) Вариант ответа (заполняется в ходе поиска решения задачи) 1)Название самой крупной птицы в мире вы расшифруете, если выполните действия:
41 – 22; 119 –99; 18 + 0; 1002 – 978; 16 + 5; 3 + 33 + 333 – 350.
Ответы замените буквами Составьте математический паноптикум, условием которого служат следующие данные: самой крупной птицей в мире является африканский страус. Страус не летает, это очень странно - птица и не летает, но зато она очень быстро бегает, являясь рекордсменом по бегу 2) Продолжительность жизни Вам поможет узнать ответ данного уравнения: 10003 – y = 9968; 3) Найдя значение выражения 3030 – (2910 + 30), вы узнаете вес этой птицы в кг; 4) Пользуясь материалами карточки определите вес одного куриного яйца. среди птиц. Его длинные и сильные ноги с огромной скоростью носят по саваннам и пустыням. Велика и сила этой птицы. Могучая лапа служит страусу неплохим оружием – одним ударом он может не только свалить человека с ног, но и убить его. Масса страуса – 90 кг. Средняя продолжительность жизни – 35 лет. Масса одного яйца страуса 2 кг, оно заменяет 25 куриных яиц. Примечание: математический паноптикум – это музей, в котором собраны уникальные нематематические объекты на математической основе. Примечание: нумерация графы деятельность учащихся соответствует нумерации обобщенного приема поиска решения задач.
Ход урока
Урок № 2 6 класс Тема: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока (для III уровня (уровень одаренных детей): Обучающие: ученикзнает и понимает основное свойство дроби, правила сокращения дроби, приведения дробей к общему знаменателю, сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями; решает нестандартные задачи на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями; выполняет действия сложения обыкновенных дробей с помощью обобщенных приемов; умеет изображать сложение обыкновенных дробей на координатном луче; использует накопленный запас знаний для решения текстовых задач на сложение дробей с разными знаменателями. Развивающие (уровень одаренных детей): учениквыполняет действия I-го и II-го уровня; может сосредоточиться, быстро и без ошибок, в любых условиях выполняя любое количество заданий на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями (внимание); выбирает наиболее рациональные приемы сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями; использует обобщенно-смысловое запоминание правил действий с дробями (память). Воспитывающие: воспитание взаимоуважения, терпеливости, взаимопомощи, трудолюбия. План урока Iэтап – подготовительный: мотивация и постановка целей урока с помощью проблемной ситуации; повторение и актуализация опорных знаний. IIэтап – основной: изучение нового материала, его первичное осмысление и закрепление материала (отдельно для одаренных детей). III этап – постановка домашнего задания (отдельно для одаренных детей). IV этап – подведение итогов урока. Подготовка к уроку 1) Подбор литературы и заданий для учащихся; 2) Подготовка групп: А, В, С – соответственно одноуровневые группы; разноуровневые группы А1, А2, А3 каждая в своем составе имеют учащихся I, II и III уровней, т.е. одаренные дети входят в каждую из этих групп. 3) Оборудование урока: кодопозитив, карточки. Кодопозитив (Тип задачи: логическое мышление и речь; для одаренных детей) Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно привести эти дроби к ... знаменателю, а затем выполнить действие Карточка № 4. (Тип задачи: взаимопроникающие элементы, для одаренных детей) Представьте наименьшее положительное целое число только двумя цифрами
Карточка № 7. (Тип задания: выделение существенного, для одаренных детей) Определите, не считая, больше или меньше 1 данное выражение:
а) + б) + в) + г) +
Карточка № 8. (Тип задачи: творческая, для одаренных детей) Используя все цифры от 1 от 9, напишите две обыкновенные дроби, которые в сумме давали бы единицу (при этом каждая цифра употреблялась бы один раз) Примечание: карточки № 1-3 и 5, 6 подготовлены для учащихся I и II уровня и здесь не приводятся. Вид доски на начало урока Левая сторона – тексты задач 1-3. Задача 1 (тип задачи: стандартная задача на приведение дробей к общему знаменателю). Приведите к общему знаменателю дроби: а) и ; б) и Задача 2 (такого же типа на сложение дробей с одинаковыми знаменателями). Выполните сложение: а) + ; б) + . Задача 3 (Тип задачи: использование дедуктивного умозаключения). Выполните сложение: а) + ; б) + . Основная часть доски.
В ходе урока учитель будет «наносить» элементы картины на «полотно» каждой группы в зависимости от правильности ответов по форме:
Вид доски на конец урока (Три заполненные в разной степени картины, количество деталей которых соответствует количеству правильных ответов):
Ход урока
Урок № 3 по теме: «Координатная плоскость», 6 класс представлен в приложении 3. Помимо подобных уроков для реализации целей развития одаренных детей, необходимо использовать и внеклассную работу с учащимися.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |