Статистическая динамика выпуска детских изданий
В 1998 г Российская книжная палата (РКП) провела исследование на тему «место книги в современных информационных потоках». Учёные пришли к выводу, что в условиях становления и дальнейшего развития общества информационного общества книга останется важнейшим средством социальной информации и носителем человеческой культуры, успешно конкурируя и сотрудничая со СМИ и СМК. В условиях современного научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а включаются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, активно дополняя и обогащая друг друга [46]. В 90-е г.г. ХХ в. очередной раз продемонстрировали миру возможности России в осуществлении глобальных экспериментов. И хотя итоги последнего десятилетия развития страны могут иметь в значительной степени негативную оценку, опыт издательского дела в целом позитивен. В сложных политических и экономических условиях новая система довольно быстро, хотя и стихийно, сформировалась и продолжает интенсивно развиваться, уже доказав свою устойчивость в период дефолта августа 1998 г. В конце 1990-х гг. Россия вернулась в десятку самых издающих стран мира и продолжает укреплять свои позиции на международном рынке [36]. Что касается выпуска литературы для детей, то прежде всего нужно сказать, что все положительные и отрицательные черты этого сектора книжного бизнеса в конце ХХ - начале XXI в. связаны не только с решением собственно издательских задач, но с общим состоянием системы образования и воспитания в России 1990-х годов, которая в контексте осуществляемых в стране реформ понесла огромный урон. Динамика выпуска книг для детей в этот период соответствует общероссийским тенденциям. Вопреки сложившемуся мнению, Советский Союз не был мировым лидером в выпуске детской литературы: в общем репертуаре 1970—1980-х гг. она составляла не более 4-5% по названиям изданий, то есть в четыре-пять раз меньше, чем во Франции, в два-три раза меньше, чем в КНР и т. д. В конце советского периода даже принималась особая комплексная программа по выпуску детских книг. Постепенно доля выпуска детских изданий стала возрастать. Вот детальная статистика: В первой половине 1980-х гг. в РСФСР издавалось уже около 2000 названий (почти половина всего союзного репертуара), в 1991г. этот показатель сократился до 1610, но затем стабилизировался на уровне 1800-1900 названий, а в 1996 г. начал расти и в 2000 г. достиг цифры 4123; то есть более чем удвоился по отношению к уровню середины 1980-х г.г. [36].
Таким образом, статистика книжного выпуска свидетельствует о том, что в последние годы рынок детской литературы находится на подъеме. Однако, при существенном росте числа названий, происходило значительное сокращение годового тиража. В целом средний тираж детских книг сократился за 90-е годы в 13 раз. Следует заметить, что сокращение среднего тиража сопровождает постоянный рост цен на литературу для детей, «вымывание» недорогих изданий из репертуара. Поскольку тиражные показатели фиксируют ёмкость книжного рынка и уровень потребления, то можно говорить о существенном сокращении и того и другого применительно к детской книге. Причины очевидны: социальные потрясения последнего десятилетия, снижение жизненного уровня, утрата книгой прежнего приоритетного положения, ухудшение качества образования, переориентация внимания детей на другие, аудиовизуальные, средства коммуникации и т.д.[36]. Но, на проблему тиражей можно посмотреть и с другой стороны - небольшие тиражи в детской литературе могут объясняться, кроме низкой ёмкости рынка, ещё и немногочисленностью целевой аудитории: она достаточно жестко разделена на различные группы, каждая из которых практически не воспринимает издания, предназначенные для другой возрастной группы. То, что интересно малышу младший школьник, а тем более подросток, читать не будут. Поэтому естественно, что соперничать по тиражам с литературой для взрослых детская литература не может [52]. Вообще же, что касается тиражей, то их нормативы носят, конечно, весьма условный и временный характер. Условный - поскольку никакое потребление духовных ценностей не имеет адекватного количественного измерителя и объектом подсчёта (по тиражам) может быть лишь внешняя сторона культурного явления - книга, как предмет материального производства. В отличии от числа книжных экземпляров (то есть тиража), число названий книг характеризует степень разнообразия информации, ежегодно вводимой в общество с помощью книжных изданий. Этот показатель введен в оборот статистической службой ЮНЕСКО и отслеживается с целью определения изменений информационной обстановки в отдельных странах и регионах. И именно этот показатель видится наиболее важным при анализе существующей ситуации на книжном рынке [46].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |