Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




У ребёнка нет права выбора, но есть право на образование и на защиту со стороны взрослых. Право это по сути своей опирается на общественную мораль, а такое понятие, как мораль невозможно четко и однозначно прописать в законодательных актах. Мораль и нравственность – это понятия духовной культуры и зависят они от каждого отдельного человека. Именно взрослые, руководствуясь законом морали, обязаны по мере возможностей защищать ребёнка от всего, что может повредить его психическому или физическому развитию. Государство же способствует этому, предоставляя обществу систему образования. По сути, целью образования и воспитания является предоставление ребёнку средств для самозащиты. Такими средствами являются знания. Однако сегодня можно увидеть, что знания, как средство внутренней, нравственной защиты человека от негативного влияния окружающей его среды, очень часто путаются с информацией и образование предоставляет молодому человеку не знания, а оторванную информацию. Это можно понять, если связать понятие «воспитание» с понятиями «знание» и «нравственность», а понятие «образование» с понятиями «информация» и «логика».

Вместе с общественными переменами в конце XXв. пришла проблема отсутствия идеологической стороны во всех сферах, в том числе в книгоиздании и в образовании. На место рухнувшей идеологии пришло так называемое «образованство», т.е. образование без воспитания. Всё более видимое в последнее время различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное - все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире [72].

Такой же процесс происходит и в книгоиздательской деятельности. Культура чтения оказалась поглощённой информационной культурой и, потеряв свою специфику, приобрела технологический смысл [83]. У школьников сегодня преобладает не «чтение для души», а деловое, так называемое «прагматическое» чтение. Чтение же «для души» поддерживается книгоиздательским процессом только за счет выпуска бестолковой и вредной с нравственной точки зрения «подростковой беллетристики». Всё заметнее в гуманитарной сфере звучит мнение о том, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведёт к подъему культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом [83]. Истинная нравственность, обладательницей которой тысячу лет была наша Русь, почти стыдливо, маргинально проникает теперь в нашу детскую литературу и культуру. В образовательном процессе информационный подход негативно сказывается на изучении художественной литературы. Он не ведёт учащихся к полноценному чтению, а уводит от него, литература при таком подходе перестаёт участвовать в нравственном становлении личности ребёнка. У него нарушается восприятие, гасятся эмоции и воображение, снижается творческий потенциал, теряется способность словесного самовыражения. Человек ожесточается.

Способствует всем этим проблемам и то, что значительное число принимающих свободу (как состояние демократии) людей не умеют этой свободой пользоваться без злоупотребления ею. Это полностью относится и к современному состоянию учебного книгоиздания. Появились люди, которые, злоупотребляя свободой, представленной законом о печати, и пользуясь бесконтрольностью со стороны органов образования, наполняют рынок учебной литературы не просто бездарным, но зачастую педагогически вредным продуктом [29]. Вследствие распространения вариативности образования, по сути своей процесса положительного, появилось очень много новых, вариативных учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам, и многие из них обладают низким качеством по своему внутреннему содержанию. К примеру, в некоторых изданиях, по мнению историков, про нашу историю пишут дикие вещи. Уличают же в псевдонаучности только особо одиозные издания [33].

В учебниках по гуманитарным дисциплинам очень часто встречается мозаичная подача материала, приводящая к дезориентации ребёнка в интеллектуальном пространстве [50]. И касается это не только отдельных учебников, но и всего содержания школьной программы. Проблемой, и, возможно, самой серьёзной, является перегрузка содержания образования. Школьные программы обладают избыточным количеством фактов, наукообразных терминов, формул и правил. Детям просто некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться на его практическом усвоении, некогда решать интересные творческие задачи [14]. Как писал ещё две с лишним тысячи лет назад Гераклит Эфесский, - «Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, - два процесса, отнюдь не совпадающих автоматически, хотя невозможных один без другого. «Многознание уму не научает», хотя «и много знать должны любители мудрости»…» [29]. Эти слова всегда оставались актуальны. Актуальны они и сегодня, когда из суммы уроков школьник выносит мозаичный конгломерат самодостаточных сведений, а не видение мира, хаос, а не мировоззрение, отрывочные сведения о том и о сём. И это типично. Механическое освоение больших объемов нового материала без критического осмысления его приводит к тому, что, по наблюдению западных экспертов, юные россияне не умеют интерпретировать текст, выделять в нём главные мысли, обмениваться мнениями по вопросам [14]. Школа превратилась в конвейер даже не знаний, а информации, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью. Это приводит к стрессовым перегрузкам, к возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных учащихся [14]. Школьники часто выходят из учебного процесса обеднёнными и опустошенными, так как формальная и далёкая от жизни учёба лишает их душевных сил, работа школьника становится не трудом развития, а обезличенной игрой формально предписанной роли и человеческая сущность растущего человека зачастую приносится в жертву внешним целям - «получить образование» [11].


Глава 3.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)