Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовую основу безопасности человека в нашей стране создают такие документы, как [73];[72]:

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993г.) (ст. 2 и 7)

3. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.).

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000г.).

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000г.)

6. Проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности»

Однако в законодательном регулировании общего вопроса информационной безопасности выявляется масса проблем и недостатков - несогласованность, разночтение содержания терминов в документах, неотражённость вопросов обеспечения защиты от дезинформации. Причиной таких разногласий является отсутствие фундаментально разработанной целостной теории информационной безопасности Российской Федерации. Отсутствует единое понимание и подход к этой проблеме, четкий классификатор угроз и вызовов в сфере информационной безопасности [31].

Что же касается вопроса о регулировании презентации информации, наносящей вред нравственности подростков и детей, то он вызывает дебаты в разных странах. Однако, в нашей стране на законодательном уровне сегодня практически отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, определяющие уровень нравственности данных (текстовых, визуальных и аудиальных), циркулирующих в информационном пространстве и являющихся источниками угроз информационно-психологической (в т.ч. психической безопасности) детей [72].

Правовой основой обеспечения безопасности детства являются три важнейших законодательных документа [73]:

1. Конституция РФ (Статья 29)

2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» (1989г.)

3. Всемирная декларация ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

3.1.2. Необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ

Во вступлении проекта федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» говорится следующее: «Многочисленные существующие сегодня в РФ общественные комитеты по защите от негативного воздействия информации на детей, в том числе родительские и большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о защите населения от вредного воздействия СМИ на их психику указывают на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрела необходимость участия государства в правовом регулировании этих процессов. Необходима разработка, как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых информационных воздействий. Это выводит решение проблемы правовой защиты от такого воздействия в число приоритетных задач государственной политики, что требует совершенствования существующих сегодня отдельных положений законов и подзаконных нормативных актов (в том числе “О средствах массовой информации”, “О рекламе”, “О свободе совести и о религиозных объединениях”, “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” и др.), а также принятия специального Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности"…» [65]. Проект такого закона так и не был одобрен, был отклонён Государственной Думой РФ. Другой существующий документ в этой области - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, обсуждался на заседании Совета безопасности в 2000г. Несмотря на важность доктрины, она обладает рядом недостатков. В частности она не затрагивает вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. По поводу этого вопроса в многостраничном документе существует всего несколько строк о том, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности РФ является снижение эффективности системы образования воспитания. Всё остальное в документе - об укреплении СМИ, о защите информации от несанкционированного доступа, о развитии современных информационных технлогий, об обеспечении петребностей рынка в информационной продукции [28]… Между тем, информационная безопасность - это защита не только компьютерных сетей, но и потребителя от некачественной информации. Если после приобретения какого-либо материального товара выясняется, что его свойства не соответствуют гарантиям производителя, то в соответствии с законом о защите прав потребителя человек в праве расчитывать на возмещение материального и морального ущёрба. Этот заком применяется и к услугам, которыми мы пользуемся. На пути недоброкачественных товаров и услуг стоят органы сертификации. На пути же недоброкачественной информации сегодня практически ничего не стоит [28].

Важно отметить, что и Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) не предусматривает меры борьбы ни со свитами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, ни с источниками, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения [72].

В связи со всем этим, существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от нежелательной по содержанию информации.

В определенных довольно влиятельных кругах российского общества, в том числе среди большого числа журналистов бытует мнение, что установление любых ограничений, связанных, например, с содержанием теле- и радиопередач противоречит гарантируемой конституцией Российской Федерации свободе слова. К примеру, заседание посвящённое обсуждению «Доктрины информационной безопасности» сразу стало предметом пристального внимания журналистов (как и в случае с проектом ФЗ «Об информационно-психологической безопасности») [28]. Практически все журналисты сразу же расценили документ как угрозу свободе слова, точнее, свободе масс-медиа передавать любую информацию.

Действительно, в демократическом государстве средства массовой информации должны обладать правом свободно получать информацию и так же свободно передавать её конечному потребителю: читателю, зрителю, слушателю. Однако, тут нужно заметить следующее: Предоставленная демократическим режимом возможность свободы слова, далеко не всегда направлена на выражение и удовлетворение интересов и потребностей граждан, а часто служит способом борьбы за рейтинги и рекламодателей. Например, обилие на экранах телевизоров передач криминальной тематики и превращение выпусков новостей в газетах в сводки происшествий вовсе не служит выражением интересов населения, а способствует лёгкому привлечению внимания аудитории. СМИ, таким образом, превращаются в коммерческое предприятие, и служит не народу, а своим владельцам, заинтересованным в прибыли. Всё это касается и области книгоиздания для детей, превратившегося, как и СМИ, в коммерческое предприятие. Между тем, повсеместные высказывания о том, что СМИ и издательства, выпускающие детскую литературу должны вести себя по-другому, не имеют смысла, ибо и СМИ и издательства ведут себя вполне в рамках, предусмотренным законом, предоставляющим им такую свободу, позволяющую монополизировать информационное пространство и использовать его в собственных интересах. Почти две с половиной тысячи лет назад философская мысль пришла к заключению, что «из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Массовая аудитория, то есть граждане попадают в информационную зависимость от монополистов, что само по себе в эпоху возрастающей роли информации ведёт к своеобразному рабству. Как справедливо замечают многие исследователи, неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов неизбежно приведёт к гибели общества. В этой ситуации возрастает роль государственного обеспечения реальной свободы слова для граждан, которую могут и должны обеспечить сформированные и поддерживаемые гражданами социальные субъекты, представляющие интересы народа в структурах законодательной власти. Усовершенствование законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ должно, во-первых, способствовать реализации демократического принципа свободы печати, способствующего равномерному распределению информационного пространства и представляющего, таким образом, возможность выражения мнений всех слоёв населения, во-вторых, защищать граждан от негативного психологического воздействия, которое происходит в результате коммерческой деятельности издательств и СМИ [53].

СМИ необходимо осознать, что принятие федеральных законов, аналогичных действующим в большинстве стран мира, направленных на обеспечение защиты здоровья и нравственности населения, не будет, противоречить Конституции Российской Федерации и общепризнанным международным правовым актам. Принятие федерального закона «О защите нравственности и здоровья детей от негативного влияния массовой информации и рекламы», или иного подобного ему, позволило бы обеспечить цивилизованную в соответствии с законом защиту нравственности и здоровья детей [26].

 



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)