Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I .4.  Урегулирование конфликтов



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
I .4.  Урегулирование конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Конфликт – явление динамичное, спонтанное и мало предсказуемое. Однако им все же можно управлять.

Урегулирование и разрешение конфликтов – это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.

Урегулирование означает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений (Сухов А. Н. 2001г.).

Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемого результата. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение (Зеркин Д. П. 1998г.).

Управление конфликтами можно рассматривать в 2 аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса (Емельянов С.М. 2005г.).

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит психопрофилактика, просвещение, обучение, тренинг общения (Сухов А. Н. 2001г.).

Предупреждение конфликтов – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на тот или иной элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в процесс отношений людей (Зеркин Д.П. 1998г.).

Разрешение конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника конфликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя:

1) анализ и выявление причин конфликта и его участников;

2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;

3) реализация принятого решения.

 Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников (Сухов А.Н. 2001г.).

 

 

  

 

 

Глава II Организация и методы исследования

II .1 Организация исследования.

Выбранные методики:

1 Методика, используемая для выявления стратегии поведения в конфликте К.Томаса (приложение 1);

2 Методика диагностики агрессии по А.Бассу и А.Дарки (приложение 2).

Данные методики проводились с учащимися 9 класса Никольской средней школы Краснокамского района. Классный коллектив состоит из 13 человек. В эксперименте участвовало 10 человек. Средний возраст учащихся  14,5 – 15 лет. Проведение методик в целом заняло 45 минут.

Класс был сформирован 4 года назад, когда дети перешли в 5

класс. Классное руководство приняла Вера Леонидовна Темлянцева. Она и является классным руководителем 9 класса на данный момент.

           Отношение учащихся к классному руководителю – среднее, удовлетворительное. Он не пользуется большим авторитетом среди своих учеников. Среди основных причин негативного отношения к классному руководителю учащиеся указывают на его неумение доступно объяснить учебный материал, вовлечь всех в работу, придирчивость к внешнему виду.

Успеваемость и дисциплина учащихся – средняя. В целом класс характеризуется отсутствием борьбы за высокую успеваемость. Но отдельные учащиеся стараются успевать по всем предметам.

Данному классному коллективу характерен средний уровень сплоченности, наличие отверженных. Ребята не проявляют особую  чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение друг другу. Организующим ядром класса является староста класса. Авторитет старосты (ФИО??) основан на том, что он является одним из активистов и отличников школы, все учащиеся класса прислушиваются к его мнению.

Класс не проявляет инициативу в участии в общешкольных мероприятиях, в посещении кино, читательских конференций.

Итак, общий «эмоциональный климат» классного коллектива можно охарактеризовать как инертный и напряженный. Основным недостатком организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов является тот факт, что классный руководитель сам по себе не заинтересован в общественной жизни школы, в эмоциональном благополучии коллектива.

 

II .2.  Результаты исследования и их анализ

 

Результаты исследования на определение стратегии поведения в конфликте (методика К.Томаса), отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Фамилия ученика Соперни- чество Сотрудни- чество Компромисс Избегание  Уступчи- вость
Николаев В. 10 6 5 5 4
Огуречников В. 9 7 6 6 4
Калашникова Н. 9 6 6 5 5
Фаррахов Р. 8 7 7 5 3
Зарипова Р. 7 8 6 5 4
Галлямова Э. 9 7 5 4 3
Тимершина Э. 9 8 6 6 5
Голубев А. 7 7 6 5 5
Андреева Ю. 8 7 6 5 4
БелоглазовА. 9 7 6 5 4

Как нам удалось обнаружить, подавляющее большинство учеников предпочитают такую стратегию поведения в конфликте, как соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он не напорист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.

Например, на основании полученных данных, испытуемые ученики настойчиво стремятся добиться своего, пытаются показать другим логику и преимущества своих взглядов, отстаивают свои желания.

Данная стратегия поведения тем не менее оправдана при определенных условиях:

А) если требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять на себя всю ответственность;

Б)  если решение необходимо принять быстро и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет.

Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна точка зрения. Такая стратегия поведения в конфликте, особенно в подростковом возрасте, обычно не сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. Подростки эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы, не могут относиться к назревшему конфликту с юмором, шутками. Для них очень важно определить победителя в конфликте.

Как видно из таблицы, стратегия уступчивости в конфликте является менее всего предпочитаемой. Подросток не склонен уступать в конфликтах, не желает смириться с доминированием оппонента. Это может быть связано с тем, что уровень агрессивности в подростковом возрасте очень высок.

Что касается стратегии сотрудничества, то он является вторым по предпочитаемости подростками стратегии поведения в конфликте. Сотрудничество является вечно желаемым исходом конфликта.

ученики первым делом стараются ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; пытаются преодолеть разногласия; всегда склоняются к прямому обсуждению проблемы. Но, к сожалению, не все ученики выбирают стратегию сотрудничества. 

Стратегия компромисса часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Этот фактор и является причиной того, что стратегия компромисса не является самым предпочитаемой среди учеников.

Таким образом, наибольшее число учеников выбирают такую стратегию поведения, как соперничество, так как подросткам свойственно добиваться своего, бороться за свои интересы и склонять к давлению.

Меньше всего подростков выбирают стратегию уступчивости. Причиной такого выбора является то, что подростки чаще всего не внимательны к желаниям других, не идут навстречу желаниям других, не дают возможности настоять на своем.

 

 

Таблица 2

Результаты изучения агрессии подростков (методика А.Басса и А.Дарки)

Фамилия ученика Физич. агрессия Вербал. агрессия Косвен. агрессия Нега- тивизм Раздра жение Подо- Зрите- льность Обида Чувс Тво вины
Николаев В.   10     9   7   5   6   4   4   3  
Огуречни ков В.     8     9     7     6     7     5     4     4  
Калашни кова Н.   7     7     9   5 4 4 3 5
Фаррахов Р.   10 9   6   6 7 5 4 3
Зарипова Р. 9 10     7     6 5 5 4 4
Галлямова Э. 10 9   7     7 5 6 3 3
Тимерши на Э. 8 9 7     7 6 5 4 3
Голубев А. 8 12 7 6 6 5 5 3
Андреева Ю. 8 10 7 6 6 5 4 4
  Белоглазо ва А. 7 8 7 6 7 8 5 4

Как показывают данные таблицы, подростки проявляют свою агрессию в конфликте чаще вербально и физически. Подростки выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

Например, ученики ответили, что не могут удержаться от спора, если ученики не согласны с ними; прибегают к сильным выражениям, если сильно злятся; в споре часто повышают голос. Вербальная агрессия свойственна вспыльчивым, грубым, нетолерантным людям.

И вербальная, и физическая формы агрессии характерна людям, не умеющим держать гнев под контролем, не умеющим отстаивать свою позицию мирными путями.

Из ответов учащихся можно выделить не мало вариантов проявления агрессии, из которых следует, что все-таки подростки выражают свою агрессию и физически. Например, ученики в своих ответах признались, что применяют физическую силу для защиты своих прав; могут ударить кого-нибудь, если он будет оскорблен.

Подростки выражают косвенную агрессию использованием против других лиц сплетен, шуток, проявлением ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (криком, топаньем ног и т.п.). Они могут также выражать свой гнев стуком по столу, хлопаньем дверью, разбрасыванием вещей.

Подростки редко выражают свой гнев на учителя вербально и физически. Чаще всего, по отношению к учителю, они склонны к обиде, подозрительности, негативизму. Подростки склонны к недоверию и осторожному отношению к окружающим, протекающему из убеждения, что люди намерены причинить вред. Например, из проведенной методики выяснилось, что подростков настораживают люди, которые относятся к ним более дружелюбно, чем они этого ожидают. По отношению друг другу подростки не скрывают недовольство и прибегают к физической или вербальной агрессии.

Негативизм, как оппозиционная форма поведения направлена обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

Подростки выражают негативизм тем, что нарушают установленное правило, если оно им не нравится; поступают наперекор начальнику и т.п.  

Таким образом, меньше всего учащихся подросткового возраста скрывают свой гнев, свою обиду, в то время как подавляющее большинство старается освободиться от накопившейся злости и недовольства путем использования физической силы или через содержание словесных обращений к другим лицам.

 

 

III . Рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта.

 Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны могут быть удовлетворены временным решением; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой (Зеркин Д. П. 1998г.)



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
I .4.  Урегулирование конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I .4.  Урегулирование конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)