Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия
Одним из признаков приближающегося финансового кризиса на предприятии служит рост просроченной кредиторской задолженности. Причины здесь могут быть самые разнообразные. В нашем случае одним из основных факторов роста просроченной кредиторской задолженности является быстрое расширение хозяйственной деятельности. Но даже если причины установлены, само по себе это не решает проблему невыполнения обязательств по оплате перед кредиторами. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты. Во-первых, для того, чтобы не пришлось «латать дыры» в условиях кризиса, нужно каждый день заниматься управлением предприятия, так как чаще всего кризис обусловлен именно внутренними факторами. Во-вторых, если предприятие все-таки оказалось в кризисе, ситуацию необходимо оценивать комплексно (продажи, затраты, дебиторская задолженность и т.д.). В-третьих, управление кредиторской задолженностью необходимо осуществлять одновременно с управлением дебиторской задолженностью хотя бы потому, что выручка от продаж является по существу единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Соответственно, сбалансированность кредиторской и дебиторской задолженностей по стоимости, срокам погашения, объему позволяют предприятию оплачивать счета в срок. Таким образом, анализ кредиторской задолженности должно сводиться к установлению таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия в зависимости от поступлений денежных средств от покупателей. (8) Практическое осуществление такого анализа предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов. В конечном счете, все это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности. (5) Рассмотрим наше сегодняшнее положение (вариант1): Предприятие имеет следующие показатели за квартал (тыс. руб.) 1. Выручка от продаж —34260 2. Затраты на проданную продукцию —34002 3. Средние балансовые остатки дебиторской задолженности —1327 4. Средние балансовые остатки кредиторской задолженности —4765 5. Из п. 4 — просроченная —2000 6. Изменение балансовых остатков запасов за период (+, —) — +1224 Исходя из приведенных отчетных данных предприятия, можно определить показатели, характеризующие движение дебиторской и кредиторской задолженности. Однодневная выручка от продаж составляет 34260 / 90 = 380,6тыс. руб. Соответствующая ей дебиторская задолженность равна 1327 тыс. руб. Следовательно, средняя оборачиваемость дебиторской задолженности как результат договорных условий расчетов с покупателями составляет 3 дня (1327 / 380,6=3). Однодневные затраты на проданную продукцию с учетом изменения остатков запасов равны 34002+ 1224/90 = 391тыс. руб. Кредиторская задолженность, относящаяся к оцениваемому кварталу: 4765-2000= 2765 тыс. руб. Средняя оборачиваемость кредиторской задолженности, отражающая условия расчетов с поставщиками, расчетов по оплате труда и расчетов с бюджетом, равна 7 дней (2765/ 391=7). Таким образом, в среднем через каждые 3 дня предприятие получает оплату от дебиторов и через каждые 7 дней обязано платить кредиторам. Если условия расчетов не нарушаются, то каждые 3 дня предприятие получает денежные средства от покупателей в сумме, равной 1327 тыс. руб., а каждые 7дней уплачивает кредиторскую задолженность в размере 2765 тыс. руб. Можно проследить движение платежей дебиторов и кредиторам и состояние денежных средств на каждую дату платежа дебиторов и платежа кредиторам. При этом можно оценить, порождают ли сложившиеся условия расчетов недостаток средств в обороте или свободные средства в обороте, какова величина названных средств, в течение какого периода времени они имеют место, определить остатки дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода, оценить в целом влияние условий расчетов на финансовое состояние предприятия, факторы, формирующие характер этого влияния. В конечном счете оценка всего перечисленного позволяет принимать решения об изменениях условий расчетов с покупателями и поставщиками в пределах имеющихся возможностей. В следующей таблице показано движение денежных средств под влиянием расчетов с покупателями и поставщиками в условиях нашего сегодняшнего положения дел. Табл.3.1 Движение дебиторской и кредиторской задолженности ООО « Суперстрой-Пермь» при соответствии условий расчетов договорным (тыс. руб.) — (вариант I)
Результаты расчета показывают, что взаимоотношения предприятия с дебиторами и кредиторами, соответствующие условиям расчетов с ними, благоприятны для предприятия: в первом квартале недостаток средств в обороте имеет место лишь на некоторые даты: начиная с 28 дня в обороте присутствуют свободные средства. Рост свободных средств не является равномерным: по состоянию на отдельные даты их сумма снижается, а затем снова возрастает. В течение всего периода предприятие может использовать в обороте свободные средства в размере 661 тыс. руб., а в отдельные отрезки времени — значительно большие суммы. В этих условиях предприятие способно частично гасить просроченную кредиторскую задолженность (2000 тыс. руб.) Мы выяснили основной фактор роста просроченной кредиторской задолженности, это расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы и затраты растут быстрее объема продаж. И если в отчетном периоде финансовое состояние предприятия можно классифицировать как предкризисное, то необходимо предпринимать меры, которые бы дали возможность ООО СуперСтрой-Пермь» не только гасить просроченную кредиторскую задолженность, но и появлению свободных средств в обороте, которых бы хватало для дальнейшего развития предприятия. Ведь в планах предприятия открытие ещё новых торговых подразделений в Пермском крае. Как было сказано ранее, новое торговое представительство, которое было открыто ООО «СуперСтрой-Пермь» потребовало у руководства принятия решения о снижении цен на товары в ходе конкурентной борьбы, для завоевания новых покупателей, но сейчас магазин узнали. Можно установить цены на товары в среднем по отрасли. Предположим, это будет 10% к выручке. Также нам нужно обратить внимание на более эффективную работу с поставщиками. У организации более сотни поставщиков. Отношения с ними начинают формироваться уже на этапе их выбора, нам важно добиться от поставщиков таких условий, которые бы позволили продвигать его товар. В частности, какова система скидок и отсрочек платежа, есть ли возможность бесплатной доставки и возврата товара при необходимости, кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры проводили рекламные акции совместно с нами или финансировали бы нам маркетинговые мероприятия.(6) Поставщики выбирают на конкурсной основе, но главный критерий выбора – разумное соотношение цены и качества. У нас существуют такая категория поставщиков, которые дают нам возможность при определенных условиях ( в частности, при открытии новых ТП) оплачивать их товар спустя 90 дней и более. Допустим, что категория таких поставщиков увеличилась ( т.е часть кредиторской задолженности мы переведем в долгосрочную на 40 %). И ещё остается в качестве способа решения проблемы - увеличение суммы платежей дебиторов, а выше было предложено поднять цены, т.е суммы платежей дебиторов условно подрастут на 10 %. Получаем новые показатели за квартал. ( тыс.руб): 1. Выручка от продаж —34260 2. Затраты на проданную продукцию —34002 3. Средние балансовые остатки дебиторской задолженности —1327+10%=1460 4. Средние балансовые остатки кредиторской задолженности —4765 5. Из п. 4 - просроченная —1000 6. из п. 4 – долгосрочная - 2000 7. Изменение балансовых остатков запасов за период (+, —) — +1224 Средняя оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности остаётся прежней: 3дня – дебиторская задолженность и 7 дней кредиторская.
Табл.3.2 Движение дебиторской и кредиторской задолженности ООО « СуперСтрой-Пермь» предприятия при соответствии условий расчетов договорным (тыс. руб.) — вариант II
По расчётам мы можем видеть, что меры принятые нами благоприятны для предприятия: в обороте постоянно присутствуют свободные средства, сумма которых последовательно растет. В течение всего периода предприятие может использовать в обороте свободные средства в размере 1115 тыс. руб., а в отдельные отрезки времени — более крупные суммы. В этих условиях предприятие способно погасить просроченную кредиторскую задолженность (1000 тыс. руб.). Мы уже выяснили, что любое несвоевременное поступление средств от покупателей снижает платежеспособность предприятия и выражается в росте просроченной кредиторской задолженности. Поэтому в первую очередь предприятие должно создать эффективную систему взаимоотношений с покупателями (определение кредитоспособности покупателей и, соответственно, возможности предоставить кредит; определение оптимальных условий кредитования; четкую процедуру предъявления претензий; контроль за исполнением договоров). В зависимости от выработанной политики кредитования покупателей определяются условия взаимоотношений с поставщиками: выбор поставщика (в данном случае должны приниматься во внимание солидность поставщика, вариабельность в установлении финансово-расчетных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов, сроки поставки и оплаты и т.д.), контроль своевременности расчетов. С целью снижения риска потери платежеспособности предприятию можно посоветовать ещё: * создавать резервы по сомнительным долгам (не важно, что система взаимоотношений с покупателями хорошо отлажена, всегда есть вероятность форс-мажора); * иметь «про запас» открытую в банке кредитную линию. (Очень хороший способ на случай внезапного возникновения дефицита средств); * стараться максимально увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности и снизить ее объем; * минимизировать кредиторскую задолженность; Во второй главе диплома в качестве одной из основных причин неустойчивого финансового состояния ООО « СуперСтрой-Пермь» мы выделяем замораживание оборотных средств в товарных запасах. Как же снизить товарные запасы и достичь их оптимального уровня? Эффективное управление предприятием, а в частности его запасами, позволяет в будущем получить дополнительный доход. Но для достижения такого результата необходимо уделять основное внимание формированию: * оптимального портфеля запасов; * расчету норм резервного запаса; * организации работы с поставщиками. Обратим особое внимание на необходимость определять оптимальный портфель запасов, так как, для организации важно, чтобы клиенты могли купить в наших магазинах всё, « сразу и сейчас» при этом средства, которые на это выделены, бы работали, а не лежали «мёртвым грузом». * формирование оптимального портфеля товаров. Для этого, в первую очередь, необходимо провести их классификацию по: * показателям оборачиваемости; * объемам продаж в натуральной и стоимостной оценке; * стабильности спроса, то есть дорогой товар с высокой оборачиваемостью; дешевый товар с высокой оборачиваемостью; дорогой товар со средней оборачиваемостью и т. д. Правила формирования оптимального портфеля товаров Для управления товарно-материальными запасами можно использовать две модели: * с фиксированным периодом; * с фиксированным объемом. В модели с фиксированным объемом очередной заказ на поставку производится, когда запас снижается до определенного уровня. Данная модель предполагает, что размещение очередного заказа производится заранее через определенный контрольный период времени. Выбор модели управления товарными запасами на предприятиях учитывает объем связанного разными товарными группами капитала и условия работы с поставщиками. Для определения объема связанного капитала используются два типа анализа: ABC и XYZ. Первый основывается на классификации товарных и материальных запасов на базе удельного веса годового объема продаж в денежном выражении различных товарных позиций. Если годовая потребность в запасе товаров указывается в соответствии с денежным объемом, чаще всего обнаруживается, что небольшое количество наименований составляет весомый денежный объем, а большое — незначительный денежный объем. Те товарные позиции, которые имеют большой удельный вес, относятся к категории А, занимающие среднюю величину в структуре оборота — к категории В, остальные — к категории С. Товарные позиции, которые, несмотря на небольшой удельный вес, имеют критическое значение для продаж предприятия, также будут отнесены к категории А. Практика показывает, что товары категории А обычно занимают от 20 до 35% в структуре продаж предприятия . Для классификации по принципу XYZ анализируется показатель стабильности спроса или потребности для разных товарных и материальных позиций запасов. Спрос считается стабильным, если отклонение находится в пределах до 10% (X), средним — от 10 до 25% (Y) и нестабильным — свыше 25% (Z). (10) Подведем итог: группа Х – стабильный спрос, группа Y – спрос прогнозируется средне, группа Z – спрос носит случайный характер. В дальнейшем это определит ответ на вопрос: как часто проверять остатки запаса? Например, ресурсы группы Х можно контролировать периодически, то есть регулярно с каким-то ритмом. Для группы Z желателен ежедневный непрерывный контроль, для ресурсов группы Y – либо периодический, либо непрерывный. Конечно, отраслевые особенности могут внести коррективы в показатели отклонений. Следующий этап — формирование отдельной системы управления запасами для каждой группы товаров. Наиболее проблематичной будет группа AZ — особая зона внимания, требующая постоянного контроля. В ассортименте организации ООО «СуперСтрой-Пермь» более 15 000 наименований разной продукции. Приведём пример в таблице 3.3 товарного запаса ООО « СуперСтрой-Пермь» с разбивкой по группам при использованием АВС-анализа. Данные в таблице даны из программы предприятия в сокращённой форме.
Табл. 3.3 Товарный запас ООО « СуперСтрой-Пермь» при использовании АВС-анализа.
Согласитесь, очень сложно держать под контролем и анализировать такой огромный ассортимент товара. В таблице 3.3 мы показали самый минимум товара и то лишь при использовании АВС-анализа, а если ещё ввести XYZ-анализ… Идёт на ум только наш добрый, старый компьютер, мы предлагаем для предприятия создать компьютерную программу, условно назовем её «Автозаказ», в которой бы отслеживались все продажи торговых подразделений по всему ассортименту товаров в соотношении с остатками на складах соответствующего товара и всё это, безусловно с учетом АВС-, XYZ-анализа. Например, в некой таблице из программы высвечиваются такие данные, как продажи за период, а в следующей колонке остатки этого товара на складах, так же было бы правильно ввести такие данные, как минимальное количество, которое должно присутствовать на складе и верхнюю границу заказа от поставщика в количественном отношении, эту работу возможно делать и одному человеку в подразделении - специалисту по логистике, так как все процессы предприятия компьютеризированы и все компьютерные базы взаимосвязаны. И ещё – это упрощает работу простых менеджеров, которым сейчас приходится тратить время и отслеживать это по остаткам товара находящегося на складе, вручную заполнять заказы на товар, а не заниматься своей непосредственной работой – продавать товар. Руководство предприятия осознаёт всю значимость анализа, за товарными потоками вводя такую должность. Будем, надеется, что компетентный специалист примет все вышеуказанные преимущества на вооружение, которые позволят руководству предприятия эффективно управлять товарными потоками, способствовать интенсификации трансформирования их в денежные потоки и тем самым обеспечивать предприятию платежеспособность, оборачиваемость, финансовую устойчивость, рентабельность и как следствие — деловую активность. Заключение
В данной дипломной работе был проведен анализ финансового состояния на примере предприятия ООО «СуперСтрой-Пермь», основным видом деятельности которого является торговля строительными материалами. Для анализа, более приближенного к специфике деятельности предприятия, были рассмотрены различные методики анализа финансового состояния, опубликованные в настоящее время в российских учебных пособиях. На основе методик О.В. Ефимовой; Шеремета – Сайфулина; Г.В. Савитской; А.В. Крутика, М.М. Хайкина и В.В. Ковалевой была разработана отличная от них методика, которая выглядит следующим образом: ü Предварительная оценка финансового состояния (анализ имущества и источников его формирования); ü Анализ финансовой устойчивости; ü Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия; ü Анализ финансовых коэффициентов. По результатам проведения предварительной оценки финансового состояния можно сделать следующие выводы: 1. Стоимость имущества за 2006 год увеличилась на 13870 тыс.руб. Основная причина этому увеличение необоротных активов за счет приобретения основных средств и оборотных активов, наибольший вес которых имеет материальная часть. 2. В отчетном году политика предприятия была направлена на формирование имущества за счет оборотных активов. Структура источников имущества характеризуется преобладанием заемного капитала. После проведения анализа финансовой устойчивости стало очевидным что: В целом состояние ООО”СуперСтрой-Пермь» можно охарактеризовать как предкризисное. Оно обусловлено, прежде всего, нарушением ликвидности баланса: иммобилизация текущих активов в расчеты с покупателями и замораживание средств в запасах нарушают платежеспособность предприятия. Увеличивается недостаток собственных оборотных средств и источников формирования запасов и затрат. По результатам анализа ликвидности баланса становится очевидным, что у ООО“СуперСтрой-Пермь ” нет средств для покрытия кредиторской задолженности, срок погашения которой уже наступил, даже если дебиторы досрочно расплатятся по своим обязательствам. В целом значения коэффициентов финансовой устойчивости не находятся в пределах средних значений по отрасли. Это говорит о неустойчивом финансовом состоянии ООО “СуперСтрой-Пермь» Показателей рентабельности в отчетном году снизились а, значит, деятельность предприятия является не совсем эффективной. В динамике финансовых результатов можно отметить только следующие положительные изменения: В течении отчетного периода предприятие стало более эффективно использовать свои активы, об этом свидетельствует увеличение оборачиваемости активов и одновременно снижением длительности одного оборота. Для стабилизации финансового состояния было предложено сбалансировать кредиторскую и дебиторскую задолженностей по стоимости, срокам погашения, объему, которые позволят предприятию оплачивать счета в срок. Таким образом, управление кредиторской задолженностью должно сводиться к установлению таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия в зависимости от поступлений денежных средств от покупателей. Предложенное мероприятие явно приведет к улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости. Руководство предприятия, осознавая всю значимость эффективного управления товарными потоками, вводит на предприятии должность логиста. Ведь эффективный анализ запасов позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. А также даёт возможность рядовым менеджерам, заниматься своей непосредственной работой – продавать товар, принося тем самым предприятию прибыль. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки новой компьютерной программы «Автозаказ». Будем надеяться, что предложенные мероприятия найдут место в управлении предприятием и позволят ООО « СуперСтрой-Пермь» привести в норму платёжеспособность, финансовую устойчивость, рентабельность и как следствие — деловую активность. Список используемой литературы Нормативно-законодательные акты: 1.1 . Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ; 1.2 . Гражданский кодекс РФ. Части I и II.- М.: Проспект, 2006 г.; 1.3 . Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н); 1.4 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; 1.5 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н; 1.6 Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ 2/94. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167; 1.7 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн; 1.8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н;
Монографии, учебные пособия, статьи:
2.1 Адамов Н.А. Учет, анализ и аудит в строительстве: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.; 2.2 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: ДИС, 2001. 2.3 ДЖ.К.Ван Хорн Основы управления финансами: Учебное пособие -М.:Финансы и статистика.2003г 2.4 Ефимова О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М. ЮНИТИ, 2004 г.; 2.5 Крейнина М.Н. Управление движением кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия// Финансовый менеджмент. 2001.№3 2.6 Как контролировать кредиторскую задолженность.( по итогам «круглого стола» проведенного редакцией журнала.)// Финансовый директор. 2007. №3 2.7 Морозова В.Л. Относительный характер экономической интерпретации изменений выявленных по результатам чтения баланса.// Экономический анализ: теория и практика.2007. №13 2.8 Попкович. Н Управление кредиторской задолженностью в условиях кризиса.// Финансовый директор. 2007. №4 2.9 Пожидаева Т.А., Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие-М.: КНОРУС, 2007г.-с.320. 2.10 Самсонова.С Управление товарными запасами// Финансовый директор. 2007. №4 2.11 Самойлова И.В Кредиторская задолженность предприятия торговли и общественного питания.// Бухучёт и налоги в торговле и общественном питании.2004.№4 2.12 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие – 6-е изд., переработ и доп. – Мн.: Новое знание, 2001. – с.387-669; 2.13 Хайкин М.М., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие – М. 2001. 2.14 Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие-М.РИОР.2007г.-с.254. 2.15 Шестерикова Е Внедрении системы управление запасами в компании.//Финансовый директор.2006. №7,8 2.16 Экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Шеремета А. Д. – М.: Экономика, 1999; 2.17 Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Ковалева В.В. – 2-е изд. – М., 2004. 2.18 Этрил П. Финансовый менеджмент для неспециалистов: Учебное пособие.М.;2007г
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |