Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ существующей практики управления качеством на основе маркетинга



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ существующей практики управления качеством на основе маркетинга 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития экономика Украины характеризуется нестабильностью, спадом производства, снижением качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции при все более усиливающейся конкуренции со стороны иностранных производителей.

В то же время конкурентный потенциал экономики Украины достаточно высок. Формируют этот потенциал такие факторы, как, во-первых, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы; во-вторых, значительные масштабы свободных производственных площадей, что позволяет наращивать производство с относительно незначительными затратами; в-третьих, выгодное географическое положение и транспортная инфраструктура. Достаточно высок и научно-технический потенциал Украины.

Однако, имея реальные возможности для достижения высокого уровня конкурентоспособности своей продукции, отечественный производитель, вследствие нерационального использования этих возможностей, не может успешно противостоять иностранным конкурентам.

Проблемам управления конкурентоспособностью продукции на основе маркетинга посвящено много научных исследований отечественных и зарубежных экономистов. Но, несмотря на то, что эти проблемы достаточно глубоко изучены, их решение требует значительных усилий по многим направлениям работы. Одним из этих направлений является разработка и производство новой конкурентоспособной продукции, а также ее продвижение на рынке на основе маркетинговой стратегии.

В условиях постоянного роста стоимости материальных ресурсов одним из направлений повышения конкурентоспособности продукции является снижение ее материалоемкости. Поэтому целесообразным, с нашей точки зрения, является рассмотрение процесса управления материалоемкостью продукции на основе маркетинга как одного из составляющих процесса управления конкурентоспособностью выпускаемой продукции.


МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОВАРОВ

Вопросы управления конкурентоспособностью в развитых странах

В условиях рыночной экономики особое значение для предприятий приобретает достижение высокой конкурентоспособности продукции. Необходимость поиска путей внедрения на чрезвычайно насыщенный товарной массой мировой рынок, определения стратегии перспективного развития, коммерческой и товарной политики предприятия Делает проблему конкурентоспособности продукции чрезвычайно актуальной.

В настоящее время экономика Украины имеет нестабильный характер. В 2003 г. ВВП на душу населения в Украине был ниже, чем в США в 7,2 раза, странах ЕС - в 5,2 раза. В течение 2003-2006 годов этот показатель сократился в 1,6 раза. В конце 2007 г. по оценкам Всемирного банка, он стал ниже, чем в Китае, Шри-Ланке и даже в Папуа-Новой Гвинее на 15%. [1] Динамика основных показателей экономики Украины представлена на рис. 1.1

Согласно данным Международного центра перспективных исследований, в экономике Украины наметился определенный сдвиг. Так, инфляция составила в 2006 г.-40%, а в 2007 г. - 9,6%, падение ВВП -10% и 3% соответственно. Определенный сдвиг наметился в 2008 г. Так, объемы номинального ВВП в реальном выражении в сравнении с 2007 г. выросли на 0,1% и составили 35700 млн.грн., а объемы промышленной продукции возросли по сравнению с 2007 г. на 0,6%. Но при этом индекс инфляции за 2008 г. составил 120%. По данным статистики в 2007г. было реализовано 90,2% произведенного. Международный центр перспективных исследований ежемесячно с 2005 г. проводит опрос руководителей более 300 предприятий разных форм собственности восьми отраслей промышленности в четырех областях Украины Киевской, Львовской, Одесской, Харьковской. Согласно данным этого опроса, более половины предприятий стабилизировало свою систему сбыта и поставок: 53,2%респондентов отметило неизменность запасов нереализованной продукции, а 61,1% -неизменность запасов сырья и материалов [2].

Динамика обоих показателей имеет стойкую тенденцию к сокращению, но если сокращение запасов нереализованной продукции говорит об оптимизации рыночных структур в Украине, то сокращение запасов сырья и готовой продукции является одним из признаков «проедания» оборотных средств даже дееспособными предприятиями. Накладываясь на проблемы финансовой системы, это может привести к остановке этих предприятий в ближайшее время при сохранении существующих тенденции.

 

Рисунок 1.1 Основные показатели экономики Украины

 

Наблюдается тенденция к росту предприятий, которые переводят товарооборот на «денежные рельсы»: 19,6% в январе 2008 г. по сравнению с 13,3% в ноябре и 18,5% в декабре,2007г. Часть предприятий, не наблюдающих изменений в данном вопросе, в последние месяцы колеблется в пределах 60% [2]. Если сопоставить это с общей долей бартера в товарообороте, то вывод напрашивается неутешительный: в ближайшее время существенного прогресса в разрешении данной проблемы ожидать не следует.

Согласно программе выхода из кризиса, разработанной Правительством, темпы роста ВВП к 2000 г. достигнут 2-3%, 2001-2005 гг. – до 6% на конец данного периода; темпы роста промышленного производства на 1,5-2% будут опережать уровень роста ВВП. Уровень инфляции к 2005г. будет в пределах 5-6%.

Реализация заданий экономического роста требует переосмысления роли государства в этом процессе. На старте рыночных преобразований, когда речь шла об осуществлении в сжатые сроки демонтажа государственно-административной системы, совершенно естественной была приоритетность либерально-монетарной модели экономического развития. От глубины либерализации зависела интенсивность утверждения рыночных отношений.

Сейчас в Украине много сторонников дальнейшего сохранения чисто либерального выбора. Таких же принципов придерживаются и специалисты МВФ. С этим нельзя не считаться.

Однако существуют и противоположные взгляды: политика экономического роста может стать результативной, если она будет осуществляться на базе существенного повышения регулирующей функции государства. В то же время усиление регулирующей роли государства не может осуществляться на основе применения чисто административных рычагов. Не вытеснение рыночных регуляторов там где они уже сформированы, а их дополнение, усовершенствование укрепление - такой должна быть логика усиления в процессе реализации предложенной правительством стратегии экономической функции государства.

Основной целью государственного регулирования экономического процесса является создание условий реализации конкурентных преимуществ отечественной экономики.

Конкурентные преимущества Украины имеют разветвленную структуру. Это во-первых, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы; во-вторых, значительные масштабы свободных производственных площадей, что позволяет наращивать производство с относительно незначительными затратами; в-третьих, выгодное географическое положение и транспортная инфраструктура.

Достаточно высок и научно-технологический потенциал Украины. Это наличие признанных в мире собственных научных школ и уникальных технологий по разработке новых материалов, биотехнологии, радиоэлектроники, физики низких температур, ядерной физики, электросваривания, технологий в отрасли информатики, телекоммуникаций И связи, способных обеспечить развитие высокотехнологичного производства на уровне высочайших мировых стандартов.

Другой составной частью этого потенциала является наукоемкое высокотехнологичное производство.

Речь идет, прежде всего, о потенциале самолетостроения. Всего семь стран в мире, в том числе и Украина, имеют полный цикл проектирования и производства самолетов. Отрасль не только сберегла свои мощности и кадровый потенциал, но и смогла за последние годы поднять в воздух три принципиально новые модели самолетов АН-70, АН-140 и АН-38, которые справедливо называют одними из самых перспективных моделей XXI века.

Это же можно сказать и о ракетно-космической отрасли, которая также сохраняет всемирное значение. Сейчас обрабатываются международные программы ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт» и «Глобалстар», где будут применяться отечественные ракетоносители «Зенит» и «Циклон». Реализуется и ряд других международных проектов. Это позволит крепко утвердить Украину как ведущую космическую державу.

Чрезвычайно широки возможности отечественных судостроителей Девять судостроительных заводов Украины в состоянии выполнить любой заказ на строительство современных суден и кораблей как гражданского, так и военного назначения, а также обеспечить весь комплекс услуг по их ремонту.

Реализуются проекты развития танкостроения. Украина входит в пятерку стран мира с замкнутым циклом производства этой чрезвычайно сложной высокотехнологичной продукции, которая по своим техническим характеристикам не только не уступает передовым мировым аналогам, но и по многим параметрам превосходит их.

Таким образом, Украина имеет реальные возможностями для достижения высокой конкурентоспособности своей продукции.

Конкурентная борьба на современном этапе развития экономики Украины все более усиливается как на внутреннем рынке - между национальными производителями и их иностранными конкурентами, так и на внешнем. В то же время международная конкуренция служит важнейшим фактором, стимулирующим повышение эффективности внутренней экономики. В этой ситуации требуется, очевидно, более глубокое осмысление самой категории конкурентоспособности.

В самом общем смысле конкурентоспособность означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [3]. Причем, эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам (видам продукции, предприятиям их группам, образующим отраслевые объединения, и, наконец, отдельным странам). Поэтому все конкурентные отношения, возникающие в сфере экономики можно подразделить на три уровня:

- микроуровень - к нему относятся конкретные виды продукции, производства, предприятия;

- мезоуровень - включает в себя отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа;

- макроуровень - на этом уровне рассматриваются народнохозяйственные комплексы.

Исходя из этого конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, соответственно можно подразделить с определенной долей условности на микроуровневые, отражающие собственно характеристики продукции (качество, цена, послепродажное обслуживание, условия поставки и др.); мезоуровневые, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей, и макроуровневые, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим и т.п.

Многие авторы признают, что особой сложностью отличается решение проблемы конкурентоспособности на макроуровне, что обусловлено масштабностью и многосторонностью самого предмета рассмотрения [3,4]. Поэтому исследователи зачастую переводят решение этой проблемы на мезоуровень. Это вполне оправданно, если принять во внимание теорию национальной конкурентоспособности М.Портера, который считает, что термин «конкурентоспособная страна» вообще не имеет большого самостоятельного значения для процветания государства, поскольку его цель в экономике - обеспечить гражданам достаточно высокий уровень жизни, а достижение ее зависит от эффективности использования национальных ресурсов [5].

Под мезоконкурентоспособностью (конкурентоспособностью отрасли или отраслевого комплекса) понимают эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и отражающим степень ее «живучести» и динамичности при различных вариантах развития экономики страны и всего мирового хозяйства в целом [3].

Оценивая мезоконкурентоспособность следует рассматривать отрасль в качестве органичной части национального хозяйства, оценивая при этом степень выполнения данной отраслью специфических функций, заключающихся в удовлетворении определенных потребностей общества. При такой оценке могут возникнуть определенные противоречия между внешнеэкономическим аспектом конкурентоспособности отрасли и ее ролью в национальной хозяйственной системе. Как правило, эти противоречия разрешаются посредством выработки государственной структурной политики, учитывающей факторы социального характера и национальной безопасности страны.

Оценивать конкурентоспособность на мезоуровне можно, применяя различные показатели и их комбинации: производительность труда, капиталоемкость, наукоемкость и технический уровень продукции, степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли, степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национальной экономики и т.п.

Однако, как считают многие исследователи, на мировом рынке конкурируют не страны и отрасли, а фирмы [5, 6]. Поэтому определяющим, можно считать, микроуровень конкурентоспособности, в частности, конкурентоспособность продукции.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [7]. Некоторые экономисты рассматривают конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости и прибыльности [8]. При таком подходе продукция считается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество не уступают представленным на рынке аналогам.

Конкурентоспособность объективно складывается в масштабе мирового рынка, исходя из полноты удовлетворения совокупности требований к продукции потребителей и технико-экономических возможностей изготовителей.

Основой конкурентоспособности продукции выступает новизна конструкторского решения и техническое совершенство, обеспечиваемое использованием изобретений и открытий и закрепленное показателями патентной защиты и патентной чистоты. Именно техническое совершенство является предпосылкой значительного прироста полезности и характеризующих ее технико-экономических показателей.

Исходным моментом планирования, проектирования и производства конкурентоспособной продукции является определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения требований определенного рынка и для обеспечения ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков.

Принципиально новое орудие труда может найти сбыт на мировом рынке не только благодаря высокой производительности, способности обеспечить необходимую точность обработки, компактности и малогабаритности, но и значительной экономичности и надежности в эксплуатации. Все большее значение, в частности, приобретают низкая энерго- и материалоемкость, простота технического обслуживания, обеспечение безопасности работника и безвредности для окружающей среды в соответствии с требованиями международных стандартов. Оригинальность проектно-конструкторского решения должна сочетаться с высоким уровнем качества изготовления, обеспечиваемого соответствующим технико-организационным уровнем производства.

Оценка качества продукции не может быть полной без учета эстетических и эргонометрических характеристик. Не менее важно и соблюдение нормативов безопасности и охраны окружающей среды. Например, в число показателей, определяющих качество легковых автомобилей на мировом рынке, вышел за последнее время на первое место показатель токсичности выхлопных газов. Для обеспечения конкурентоспособности продукции в конкретных регионах мирового рынка важно соблюдать нормы безопасности, принятые в стране-импортере.

Как известно, качество товара является одним из слагаемых его конкурентоспособности. Важность этой характеристики в выработке конкурентной стратегии предприятия определяется тем, что сегодня в условиях всеобщего роста цен на товары и услуги ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Возможность ценового воздействия у предприятий определяется разницей между достигнутым уровнем продажных цен и минимальными ценами (ценами нижнего предела), которые обеспечивают рентабельность производства.

В то же время мировая практика свидетельствует о переносе акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы. В этих условиях значение цены в определении покупательских предпочтений относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, легкость профессионального обучения, оперативность сервисного обслуживания и т.д. Из всех перечисленных характеристик, по нашему мнению, первостепенную роль в конкурентной борьбе принадлежит качеству товара. Это определяется тем, что качество товара является параметром наиболее универсальным, в ряде случаев включает в себя полностью или частично другие характеристики товара, оно в первую очередь оценивается покупателем при покупке и сказывается на всех этапах использования.

По инициативе ирландского экспертного управления было проведено исследование факторов, определяющих конкурентоспособность товаров на внешнем рынке. Результаты этого исследования приведены в табл. 1.1.

Оцененные в процентном отношении факторы являются приоритетными для покупателей при выборе поставщика [9]. Как видно из данных табл. 1.1 решающим фактором для потребителя при выборе товара является его качество.

Конкурентоспособность и качество товара является объектами управления. Одним из методов управления является цена. Оперативное управление конкурентоспособностью посредством цены возможно только тогда, когда для этого были созданы предпосылки на стадии разработки и изготовления изделия, прежде всего, в виде высоких показателей качества и низких издержек производства, т.е. возможность ценового воздействия, а значит и сама рыночная конкурентоспособность товара закладывается в производстве.

Характеризуя процесс управления конкурентоспособностью, следует отметить, что его целью является достижение оптимального соотношения между качеством продукции и издержками производства. Однако для представления общего положения и перспектив рынка наряду с этими показателями надо также учитывать и другие (нетоварные) факторы - рекламную деятельность предприятия, ее престиж, уровень сервисного обслуживания и др.

Управление конкурентоспособностью представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, производства, сбыта и послепродажного обслуживания продукции в целях обеспечения необходимого качества и уровня ее конкурентоспособности, а также предполагающих сбалансированное воздействие на основные показатели деятельности предприятия и их оценку, исходя из критерия прибыли.

 

Таблица 1.1 Приоритеты в конкурсе товаров

Факторы при выборе поставщика Великобрита-ния Прочие страны ЕЭС Прочие страны Европы Страны Северной Америки Прочие страны Место фактора в среднем по странам
Качество 19 22 7 12 21 1
Цена 18 13 14 12 37 2
Уникальность (новизна) изделия 6 16 7 12 14 6
Дизайн 6 6   12   7
Надежность поставок 8 2 7 4 7 7
Связи с экспортером 15 16 22 12 7 3
Послепродажное обслуживание 10   7 4   8
Различные соображения, связанные с товаром 10 17 7 4 14 5
Прочие соображения 8 8 29 28   4
Итого 100 100 100 100 100  

 

Эти мероприятия должны осуществляться как на общегосударственном уровне, так и на уровне предприятия, носить как организационный, так и экономический характер. К ним относятся на общегосударственном уровне:

- изменение и расширение форм собственности, разгосударствление и демонополизация производства;

- создание рыночных структур, таких как концерны, ассоциации, компании, малые предприятия и другие инфраструктуры;

- внедрение рыночных факторов эффективности научно-технического прогресса в строительном комплексе;

- создание региональных и внутрихозяйственных целевых программ повышения конкурентоспособности заготовительного производства;

- юридически правовое регулирование законодательных актов по конкурентоспособности в производстве строительных материалов.

На уровне отдельного предприятия рекомендуется осуществлять следующие мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции:

- переход к экономическим методам управления машиностроительным производством;

- совершенствование планирования и управления машиностроительным производством, проведение маркетинговых исследований;

- усиление финансово-кредитных рычагов и ценообразования в целях повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции, стимулирование безотходных и ресурсосберегающих технологий;

- внедрение достижений НТП и прогрессивных форм организации производства в целях стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции.

В условиях постоянной нехватки средств отечественные предприятия не уделяют должного внимания осуществлению этих мероприятий в целом и использованию маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью, в частности. Хотя практически на всех предприятиях существуют службы (отделы) маркетинга, их деятельность имеет зачастую пассивный характер и сводится к проведению рекламных мероприятий. И, тем не менее, некоторые предприятия довольно успешно применяют инструменты маркетинга в управлении конкурентоспособностью продукции. Так, на производственно-сбытовом предприятии «ПТО-Сбыт», изучив основных конкурентов, разработали довольно эффективную рыночную стратегию, позволившую предприятию занять лидирующее положение на отдельном сегменте. Эта стратегия заключается в комплексном применении стратегий Ансоффа [10]. Кроме того, изучение требований потребителей позволило определить новую перспективную нишу - производство ручных талей. В связи с отсутствием платежеспособных потребителей на рынке Украины и СНГ, предприятие ищет новые рынки сбыта на Западе. При этом предпочтение отдается участию в международных выставках, таких как Промтранс-98, адресной рекламе, а также созданию презентационных роликов и сервера в сети Интернет. Все эти мероприятия позволили найти потенциальных потребителей и более эффективно удовлетворять потребности существующих, что дает предприятию определенные преимущества перед конкурентами.


Анализ существующей практики управления качеством на основе маркетинга

 

С переходом к рыночным отношениям в Украине главным условием реализации продукции, достижения основных рыночных целей отечественными предприятиями становится решение проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Как уже было отмечено, качество товара является одним из слагаемых его конкурентоспособности. Важность этой характеристики в выработке конкурентной стратегии предприятия определяется тем что сегодня в условиях всеобщего роста цен на товары и услуги ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. В то же время мировая практика свидетельствует о переносе акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов.

Представление о качестве ведущих ученых мира, специализирующихся на изучении данной проблемы, характеризуются значительным разнообразием. Согласно определению Европейской организации контроля качества, качество есть «степень соответствия продукции требованиям потребителя» [11]. Сходное понимание качества обнаруживают Дж ван Эттингер и Дж. Ситтиг [12]. К. Исикава, не давая формального определения качества, рассматривает его с позиции удовлетворения продукции требованиям потребителей [13]. С точки зрения А. Феиген-баума в центре внимания должно быть понятие качества, предусматривающее удовлетворение потребностей потребителя при определенной совокупности свойств [14]. Всемирно признанные специалисты в области управления качеством, такие как Ф.Кроссби, У.Э.Деминг, характеризуя различные его стороны, сходятся в том, что качество означает соответствие определенным требованиям рынка. Дж. Джуран определяет его как соответствие назначению. Дж.. Харрингтон понимает качество как удовлетворение или превышение требовании потребителя по приемлемой для него цене [15].

Тем не менее, не смотря на многообразие определений качества предложенных зарубежными специалистами, общим практически для всех без исключения определений является жесткая ориентация их на требования потребителя. В настоящее время практически все западные экономисты все больше склоняются к определению качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Степень такого соответствия выявляется на рынке.

Понимание качества как степени удовлетворения потребности получило отражение в ряде работ украинских экономистов, таких как Н.П. Гончарова, П.Г. Перерва, А.И. Яковлев и др [16, 17].

В настоящее время общепризнанным является определение качества, установленное международным стандартом ИСО (International Standard Organization - ISO) 8402 - 86 «Качество. Словарь», - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Следует отметить, что в трудах зарубежных теоретиков - экономистов (например, Самуэльсона П., Хаймана Д.Н. и др.) исследованию качества продукции зачастую не уделяется сколько-нибудь значительного внимания. Основное место в работах отводится рассмотрению принципов организации рыночных отношений, анализу механизма конкуренции. Это, вероятно, происходит потому, что именно последняя в значительной мере решает проблему улучшения качества продукции.

Объективная экономическая необходимость обеспечения высокого качества продукции обусловлена несколькими причинами.

В условиях современной научно-технической революции взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и качеством продукции все более усиливается и усложняется. Качество продукции становится в этом случае одним из наиболее важных факторов, влияющих на интенсивное развитие экономики. В условиях рыночных отношений сложилась подлинная конкуренция в области качества, что приводит к постоянному совершенствованию средств производства на основе развития науки и техники. Во многом из-за конкуренции в области качества период морального старения новой техники за последние два десятилетия сократился практически вдвое.

Качество продукции, отдельные показатели технического уровня -надежность, долговечность, уровень технического обслуживания - приобрели огромное значение для конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. Имеются данные о том, что ценовые факторы и приемлемые для покупателя сроки поставок определяют успех соответственно лишь на 14 и 5% экспортируемой машиностроительной продукции, в то время как качество и высокий технический уровень способствовали успешной реализации 39% продукции [18].

Существует множество подходов к проблеме повышения качества. Но, несмотря на достаточно большую работу, проводимую на протяжении многих лет в стране по управлению качеством продукции, формированию соответствующих систем, современный этап развития народного хозяйства требует некоторого переосмысления путей решения проблемы, что вызывает необходимость обращения к опыту зарубежных стран.

Большой опыт разного рода мер по повышению и обеспечению качества продукции накоплен сегодня в экономике развитых государств. Этому немало способствовал мировой экономический кризис, резко обостривший конкуренцию, а на мировом рынке в настоящий момент ценовая конкуренция все более замещается конкуренцией в области качества. Специалист по вопросам управления качеством компании 1ВМ Дж. Харрингтон утверждал: «Качество продукции - основное поле сражения на мировых рынках в 80-е и 90-е годы и цена проигрыша в той борьбе - экономическая катастрофа» [15].

В настоящее время в США на хорошо организованном производстве от 15 до 40% производственных мощностей используется для переделки брака, исправления дефектов, повторных испытаний и контроля. Не случайно многие руководители американских фирм заявляют, что сокращение производственных дефектов всего на 2% ведет к росту реальной производительности на 10%. Статистика показывает, что 1$, вложенный в анализ причин брака и его профилактику, позволит экономить 9$ затрат на технический контроль и испытания и 15$ за счет сокращения потерь от брака [19, 20].

Во всех промышленно развитых странах действуют общенациональные организации, играющие роль центров аккумулирующих и распространяющих передовой опыт управления качеством продукции.

Большую роль играют и многочисленные специализированные консультативные фирмы, создаваемые крупнейшими специалистами с большим опытом практической работы.

Но, разумеется, основная работа по повышению качества продукции идет на уровне предприятий и фирм.

Для Европы характерно отставание от Америки, Японии и ряда азиатских стран в области управления качеством. Недавнее исследование, проведенное американской ассоциацией Филиппа Кроссби среди более чем 400 высших руководителей различных фирм всего мира (56% из которых представляли производственную сферу и 44% - сферу обслуживания) по вопросам их отношения к проблеме качества, показало, что европейские компании имеют явную тенденцию рассматривать качество продукции просто как результат соответствующего контроля. Они не рассматривают качество как элемент стратегии управления компанией и не стремятся применять методы управления качеством. Это же исследование выявило, что среди европейских фирм только 33,8% в качестве своей основной задачи видят удовлетворение запросов потребителей, тогда как аналогичный показатель для североамериканских и тихоокеанских стран составляет 52,8%. К этому следует добавить, что в Европе менее 30% фирм применяют методологию тотального управления качеством (ТQМ), тогда как в Северной Америке эта доля составляет 56,3%, а у тихоокеанских фирм - 53,2% [21].

Что же касается проблемы обеспечения качества изготовления продукции, то, как свидетельствует мировой опыт [12, 13, 15], возможны три подхода в организации этого процесса:

1. Обеспечение качества, основанное на контроле.

2. Обеспечение качества, основанное на управлении производственным процессом.

3. Обеспечение качества, уделяющее основное внимание разработке новых видов продукции.

Япония в своей практической деятельности использовала все три подхода. От первого японские фирмы отказались довольно скоро, хотя на Западе многие еще считают, что технический контроль равнозначен обеспечению качества. В США в основном принято обеспечение качества, основанное на контроле, т.е. применяется система обнаружения дефектов. Поэтому удельный вес работников, занятых контролем, составляет здесь приблизительно 15% от числа производственного персонала фирмы. Число контролеров на фирмах Японии составляет 5%, а иногда 1% от всей численности работников фирмы. Уже поэтому можно считать более перспективной политику в области качества японских фирм.

Политика в области качества - это основные направления, цели и задачи предприятия в области качества, специально сформулированные высшим руководством [22].

Как показывает практика передовых зарубежных фирм, политика в области качества является элементом общей политики и носит приоритетный характер по отношению к коммерческой, технической и социальной политике предприятия. Отсутствие такой политики делает деятельность предприятия в области качества неопределенной и случайной.

Политика предприятия в области качества как одно из направлений в области повышения конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, должна строиться на концепции маркетинга.

Главной целью маркетинга в управлении качеством продукции является повышение степени удовлетворения потребностей на основе улучшения качества продукции, используемой потребителем. Поэтому качество и эффективность маркетинговой деятельности и управления качеством продукции должны оцениваться приростом качества и полезности продукции, обусловленными мероприятиями в области маркетинга и управления качеством. Этот прирост выступает критерием оценки эффективности данных видов деятельности. Общность их конечных результатов сводится к приросту фактической степени удовлетворения потребностей, обусловленному приростом качества продуктов, используемых в процессе потребления.

Особенности современного этапа НТР определяют изменения в содержании экономических отношений и хозяйственного механизма. Прежде всего, в сфере конкуренции на первое место выдвигается неценовая конкуренция. Это определяет новое содержание взаимосвязей блока, представленного на рис. 1.2.

 

 

 

 


Рисунок 1.2 Взаимодействие маркетинга и хозяйственного механизма в управлении качеством продукции

 

В литературе встречается свыше 2000 определений маркетинга каждое из которых рассматривает одну или несколько его сторон. И это вполне объяснимо. Во-первых, в западной экономической литературе этот термин появился еще в начале текущего столетия, и на различных этапах экономического и социального развития общества менялся его смысл и содержание. Во-вторых, понятие «маркетинг» сегодня имеет много значений в силу множественности и разнонаправленности его целей и функций, различий в сферах и областях применения, а также роли в общекорпоративной системе управления.

Вопросам развития теории и практики маркетинга посвящены работы многих, как отечественных, так и зарубежных экономистов-маркетологов [23, 24, 25, 26, 27]. Но вместе с тем вопросам качества с этой позиции не уделяется достаточного внимания.

Наиболее точную характеристику маркетинга представляет собой трактовка, данная российским экономистом Ф.А. Крутиковым. Он различает две стороны этого понятия: маркетинг как концепцию и маркетинг как образ действия. С одной стороны маркетинг вступает как «совокупность научно обоснованных представлении об управлении предприятием в условиях конкурирующей экономики» [28], а с другой стороны - рассматривается как «система осуществляемых предприятием практических мер по повышению своей конкурентоспособности и достижению наивысшего коммерческого успеха путем максимально возможного приспособления всей производственно-сбытовой политики к требованиям рынка и потребителя» [28]. Объединение этих двух подходов в одном комплексном определении наиболее полно раскрывает специфику современного маркетинга. Таким образом маркетинг - научная концепция и основанная на ней система управления производственной и сбытовой деятельностью предприятия обеспечивающая выявление потребностей потр



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ существующей практики управления качеством на основе маркетинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ существующей практики управления качеством на основе маркетинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)