Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И почитать других как высочайших.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
И почитать других как высочайших. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта строфа объясняет, какое отношение к другим следует взращивать. В любых обстоятельствах надо сохранять смирение. Говорится, что смирение – основа для более возвышенных качеств. Это начало подлинного счастья. Бесполезно гордиться, считая себя значительным человеком. Но, однако, следует отличать смирение, означающее скромность и отсутствие гордыни, от заниженной самооценки – приписывания себе никчёмности или неспособности.

Заниженной самооценки, мнения, что вы неспособны на что-либо, следует избегать как в религиозной практике, так и в мирских делах. Бодхисаттва никогда не потакает заниженной самооценке, но с огромной смелостью принимает на себя ответственность за осуществление блага всех живых существ. Бодхисаттва имеет здоровое чувство уверенности и в то же время совершенно лишён гордыни. Нам нужно именно это. Выказывание уважения совершением полных поклонов действует как противоядие от гордыни. Поклоны можно совершать физически, вербально и умственно. Здесь поклон означает искреннее и уважительное опускание ниц перед объектами прибежища, осуществляемое в мысли, речью и внешне.

Вторая часть – подношения – осуществляется с целью накопления блага. Можно либо действительно приготовить набор подношений, либо преподносить воображаемые подношения. Если вы развили стабильность в сосредоточении и способны поддерживать сосредоточение на объекте, вы можете преподносить подношения, создаваемые в уме. В противном случае этот способ для вас не подходит. Благодаря стабильности в сосредоточении достигается так называемый образ, осуществляемый духовной силой. Но, даже не имея такой силы, можно преподносить в уме никому не принадлежащие или принадлежащие вам предметы.

Очень важна часть раскаяния. Наш ум стеснён и загрязнён множеством прошлых ошибок и дурных поступков. Способ очищения от них заключается ни в чём ином как в раскаянии и воздержании. Миларепа сказал: “Если вы хотите очиститься от своих дурных поступков, от них можно очиститься раскаянием". От дурных поступков можно очиститься, если испытывать сильное чувство сожаления. Если открыто и с сожалением признать дурное, можно очиститься от него. Поэтому имеет смысл раскаиваться в дурных поступках и избегать их повторения.

Следующую часть составляет сорадование, которое является мощным средством для накопления блага. Если радоваться своим благим делам, думая, что они значимы и заслуживают похвалы, их ценность увеличивается. Если искренне совершать что-то хорошее и без сожаления радоваться этому, тогда позитивный потенциал этого деяния многократно возрастает. Это превосходный способ накопления блага. Также и в отношении чужих благих дел – лучше от всего сердца радоваться и восхищаться ими, чем испытывать зависть или чувство соперничества. Тем самым вы примете участие в благодеяниях и накопите благо.

Сорадование чужой добродетели относится не только к благим делам других людей, но и к деяниям Бодхисаттв и стремящихся к личному освобождению. Оно также может выражаться в восхищении качествами тела, речи и ума Будд. Возможности этой практики очень обширны. Простым сорадованием можно за короткое время создать великое благо. С другой стороны, верно и то, что даже краткий момент гнева или ненависти способен ввергнуть нас в несчастливые существования на многие эпохи.

Следующая часть заключается в просьбе пробуждённых существ о повороте колеса учения. От всего сердца просите Будд и Бодхисаттв, которых вы представляете перед собой, об учении. Это просьба продолжительное время учить Дхарме беспомощных, незащищённых и не умеющих различать правильное и ложное живых существ, включая вас самих.

За этим следует просьба к Буддам не умирать. Когда Будда появляется среди нас в виде человека, который рождается, совершает деяния и, наконец, умирает, это называется явленным телом. Это просьба о том, чтобы Будды оставались среди нас и не умирали.

Последняя часть – посвящение – является мерой для предотвращения потери по неосторожности результатов наших благих дел. Она заключается в посвящении этих результатов благу и пользе всех живых существ. Мы осуществляем пожелание о том, чтобы силой созданного нами блага мы достигли состояния Будды для их пользы. Мы также молимся о процветании Дхармы – как свода учения, так и внутренней реализации. То, что посвящается в практике посвящения – это созданное благо и положительный потенциал. Если только просить о том, чтобы произошло что-то хорошее, не имея ничего что можно этому посвятить, это будет лишь молитвой-пожеланием.

Итак, ясно визуализируя перед собой Будд и Бодхисаттв, как и ранее, снова сосредоточьтесь на живых существах вокруг себя и породите сильное чувство любви и сострадания к ним. Затем размышляйте о смысле семи частей семичленной практики.

Здесь мы подходим к действительной части формального порождения пробуждающегося ума. Чтобы осуществить это и принять обет, сначала надо испытать некоторое чувство происходящего. Недостаточно просто произносить слова. Здесь порождение пробуждающегося ума означает порождение альтруистического устремления к высочайшему просветлению. Подлинное порождение пробуждающегося ума происходит только после долгих лет практики, а иногда может потребовать нескольких жизней. Так происходит потому, что настоящий пробуждающийся ум появляется только после продолжительного медитативного освоения.

Тем не менее, что можно сделать сейчас – это развить некоторое понимание пробуждающегося ума и начать приучать себя к нему. И что же такое пробуждающийся ум? Как уже обсуждалось, это ум, целенаправленно ориентированный на других живых существ с желанием удовлетворить их потребности. Такой ум ведёт к желанию достичь просветления. Так, стремление удовлетворить потребности других действует как причина, а устремлённость к просветлению содействует ей. Таким образом, пробуждающийся ум включает в себя обе эти установки.

Если подумать о живых существах, которых вы представили вокруг себя, все они имеют внутренне присущее им чувство своего "я". Следовательно, все они естественным образом желают, чтобы это "я" испытывало счастье и не страдало. В этом все они одинаковы вплоть до мельчайшего насекомого. Религиозная практика также основана на этом фундаментальном чувстве. Такое отношение – желание счастья и нежелание страдания – вполне оправдано. Само наше существование направлено на поиски счастья. Достижение счастья составляет цель человеческой жизни. В этом контексте, окончательным счастьем является состояние Будды; это состояние продолжительного счастья, полное осуществление и ваших собственных целей, и целей других. Иначе говоря, состояние Будды – это самое лучшее из всего.

Все мы хотим счастья и имеем право достичь его. Все мы, поэтому, имеем право на продолжительное счастье, успех и самое лучшее из всего. Но, хотя это то, чего мы желаем, нам не известны причины счастья. И хотя мы не хотим страдания, нам также неизвестно, каковы его причины. Поэтому страдание похоже на проблему, производящую саму себя. Сегодня мы обрели жизнь свободных и удачливых людей и повстречались с учением и практикой учения Будды. В особенности, мы достигли некоторого знакомства с учениями Великой Колесницы. Поэтому крайне важно иметь более широкий взгляд на вещи, смотреть в суть и не допускать ошибок в способе своего мышления.

При тщательном исследовании ясно, что одним из наших свойств является то, что кем бы мы ни были, мы пренебрегаем другими и лелеем себя. Будучи озабоченными только собой, вы проведёте свою жизнь в наихудших ситуациях. Вы переродитесь в плачевных условиях. Даже если родитесь человеком, жизнь ваша будет коротка, вы будете часто болеть и подвергаться нападкам и посягательствам. Все эти несчастья возникают от эгоистичного пренебрежения другими.

Если вы уменьшите затверделость своего себялюбия, разовьёте озабоченность другими, и будете изо всех сил пытаться помогать им, вы станете счастливее, обретёте множество друзей и освободитесь от сожалений. Поэтому забота о других – корень всякого счастья, а себялюбие – разрушительно. Горе, страх, ночные кошмары – всё это следствие себялюбия. Когда вы озабочены другими, нет причины для страха. Даже для того, кого не интересует духовное развитие, чем больше человек развивает позитивную направленность ума и чувство всеобщей ответственности, тем счастливее он будет. Такой человек будет иметь больше удобств, и люди будут с большей готовностью помогать ему.

Поскольку мы люди, нам необходимы близкие друзья, кто-то кто по-настоящему переживает и заботится о нас. Наша способность улыбаться является уникальной человеческой чертой. Если вы улыбаетесь, это приятно другим, и вам тоже приятно, когда другие улыбаются вам. Но никому не нравятся хмурые лица. Такова человеческая натура. Разумеется, иногда за усмешкой может скрываться лукавство и ложь. Но если улыбка искренняя, это приятно всем. Это говорит о присущей нам тяге к дружбе. Человеческая натура тяготеет к жизни в дружбе и согласии. Жизнь тогда становится счастливой и значимой.

Как можно быть счастливым, питая подозрительность и вражду? Чтобы создать дружественную и гармоничную атмосферу, сначала нужно взрастить альтруистическое отношение изнутри. Когда мы будем обладать им, друзья сами соберутся вокруг нас. Естественным образом обнаружатся люди, на которых можно будет положиться. Это ошибка – питать враждебность, зависть, соперничество и гордыню, притаившихся, как ядовитые змеи, и не прилагать усилий, чтобы исправить своё отношение. Если ожидать только внешних перемен без какого-либо внутреннего преобразования в своём уме, нас постигнет неудача. Как возьмётся результат, если нет причины?

Поэтому, как с точки зрения краткосрочной, так и длительной перспективы, корень всякого счастья и благополучия заключается в том, чтобы быть хорошим и добрым человеком. Нет необходимости приводить цитаты из свода учения, чтобы доказать это. Это наш действительный жизненный опыт. Если мы оглянемся на свою жизнь, мы увидим, что из всего сделанного нами значимо только то, что было сделано ради других. Трудно определить, сколько выгоды мы извлекли, даже когда пытались действовать в своих интересах. Но в любом случае, теперь вся эта выгода – как сны прошлой ночи – имеет мало практической ценности. А то, что мы до сих пор носим с собой – это тяжкое бремя наших дурных деяний, лжи и нечестности.

Если вы получили какую-то выгоду и сделали при этом что-то хорошее, это повод чтобы порадоваться. Оглянувшись назад, вы увидите, что именно делание чего-то прямо или косвенно полезного для других сделало вашу жизнь значимой. Что ещё за многие прожитые годы может побудить вас думать, что вы прожили не бессмысленную жизнь? Поэтому, когда вы размышляете о своём прошлом опыте, теперь важно решить, что остаток своей жизни, какой длины он ни окажись, вы потратите только на то, что приносит радость и удовлетворение. Что касается лично меня, то, чему я теперь могу радоваться, это моя мужественная решимость действовать ради блага Тибета и моё порождение желания блага всем живым существам. Вот то, что сделало мою жизнь значимой – и в Тибете, и в Индии.

Именно стремление прямо или косвенно принести пользу другим, используя весь потенциал своих тела, речи и ума, делает вашу жизнь значимой. Поэтому, даже если вам не удаётся никому помочь, по крайней мере, не прекращайте попыток. Полезно даже представлять, что вы совершаете благие дела. Обычно мы фантазируем только о совершении чего-то негативного. Это нелепо и глупо. Относительно благих дел наставники традиции Кадампа давали такой образный совет: “Даже если у тебя нет зубов, жуй дёснами". Теперь для нас пришло время быть внимательными и бдительными.

Подумайте обо всех живых существах вокруг себя как о равных вам в желании счастья и нежелании страдания, а также имеющих равный потенциал для становления Буддами. Подумайте: “Теперь я должен сделать что-то для них. Но когда доходит до практической помощи, я в настоящее время не могу в полной мере помочь даже одному существу. Поэтому ради этих существ, которые были моими матерями, пусть я без задержки достигну состояния полностью пробуждённого Будды. Я буду решительно трудиться ради этого". Следует взращивать такую решимость. Это и называется порождением пробуждающегося ума.

Подытожим ещё раз. Глубоко размышляйте о преимуществах заботы о благе других и недостатках себялюбия. Вспоминая свой прошлый опыт, убеждайтесь, что побуждаемые себялюбием действия тела, речи и ума привели вас к тому, что есть, тогда как действия, побуждаемые заботой о других надёжны и значимы в длительной перспективе. Принимайте прибежище в Буддах и Бодхисаттвах, которых представляете перед собой.

Если вы действительно верите Будде и принимаете прибежище от всего сердца, вы должны также исследовать, что чувствует Будда. Например, если в повседневной жизни вам нравится делать что-то, что не нравится вашему близкому другу, вы постараетесь этого не делать ради него или неё. Если вы приглашаете на обед друга, который не любит в пище много перца и специй, но сами вы это любите, будет ошибкой добавлять в блюда много чили, игнорируя вкусы вашего друга. В такой ситуации надо, по крайней мере, проявить осторожность. То есть даже в обычной жизни вы принимаете в расчёт желания своего друга. И это показывает, что сами вы настоящий друг ему или ей. Поэтому, поскольку Будда – это тот, кому мы вверяем своё долгосрочное счастье, важно уважать его желания.

Будды и Бодхисаттвы выказывают живым существам такую же заботу, как мать выказывает своему единственному ребёнку. Поэтому даже косвенное пренебрежение живыми существами означает неуважение мыслей Будды. Оно противоречит принятию прибежища в Буддах и Бодхисаттвах, а на практическом уровне является пренебрежением благом безграничных беспомощных живых существ, в зависимости от которых порождается пробуждающийся ум и достигается просветление. Если мы на самом деле не можем помочь им, то, по крайней мере, надо избегать нанесения вреда.

Чтобы формально породить пробуждающийся ум, преклоните колено, как ранее, произносите слова и породите соответствующую установку. Как уже объяснялось, призовите в свидетели визуализируемых Будд и Бодхисаттв и бесчисленных живых существ. Примите решение осуществить качества тела, речи и ума Будд. Затем, сосредотачиваясь на этом намерении, решите никогда не оставлять порождённого вами пробуждающегося ума и трижды повторяйте такие слова:



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
И почитать других как высочайших. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И почитать других как высочайших.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)