Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ задач по разделу «Ознакомление детей с величиной»  в



2019-12-29 596 Обсуждений (0)
Анализ задач по разделу «Ознакомление детей с величиной»  в 0.00 из 5.00 0 оценок




  образовательных программах.

 Программа «Детство».

Программа «Детство» направлена на развития любознательности, познавательных способностей, на удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов ребенка.

  Задачи по формированию элементарных математических представлений раскрыты в разделе «Первые шаги в математику» по всем возрастным группам начиная со второй младшей группы.

  В старшем дошкольном возрасте программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры, направленные на воссоздание, преобразование форм предметов. В процессе действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, дети познают их свойства, формируется умение оперировать этими свойствами, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине, массе, объему с помощью измерений, которые рассматривается при этом ведущей практической деятельностью.

  Дети знакомятся с принципом сохранения количества, величины:

- неизменность величины (объема, массы) в результате осуществляемых действий переливания, перекладывания, изменения способов размещения объектов в пространстве, в сосудах;

 - связи изменения и неизменности величины в зависимости от формы и расположения предметов, сосудов, производных преобразований;

- связи и зависимости между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, величина сосуда, способ расположения).

Программа «Радуга».

  В области формирования математических представлений в программе «Радуга» стоит задача по формированию понятий число, величина, пространство, а также математических высказываний: равенство, неравенство, подобие и т.д.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка должно появиться такое качество мышления, которое проявляется в способности отличать изменения какого- либо параметра: количество, длина, площадь, объем, вес, масса, форма и т.д. Одной из задач является формирование навыков измерения различных величин: веса, объема, длины.

Программа «Развитие».

Задача программы «Развитие» состоит в том, чтобы ввести в обучение старших дошкольников действия детей, которые в максимальной степени определяют развитие их умственных способностей.

В старшем дошкольном возрасте детей обучают сравнению двух предметов по величине с помощью промежуточного средства – мерки. В качестве мерок используются полоски бумаги, отрезки ткани и т.п. 

Одной из задач по развитию элементарных математических представлений является углубленное обучение сравнения  одного и того же количества сыпучего вещества, жидкости разными мерками; пересчет или измерение жидкости, крупы второй меркой.

 «Программа обучения и воспитания в д/с» под ред. М.А.Васильевой.

  Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов.

  Задачи по измерительной деятельности в старшем дошкольном возрасте прописаны в разделе «Величина»: учить измерять и сравнивать величину предметов, определять объем жидких и сыпучих тел, протяженность предметов, массы с помощью условной мерки. Развивать глазомер. Познакомить с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формировать первоначальные измерительные умения.

 

Этапы становления методики обучения детей измерительной

Деятельности.

Потребность в измерении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, какая меньше. Эти сравнения еще не были измерениями. В дальнейшем процедура сравнения величин была усовершенствована. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода (длины, площади, объемы, массы и т.п.) сравнивались с эталоном.

Выдающиеся педагоги прошлого - Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. Для обучения измерению Песталоцци предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их измерять. Результаты измерений ребенок должен зарисовать.

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20 - 30-е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению.

В исследованиях Н.А.Менчинской, Т.О.Костюк доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания, в том числе и навыки измерительной деятельности.  При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений в сфере измерительной  деятельности.

    В 60 – 70 годы исследования, проведенные, Т.А.Мусейбовой, Т.В. Тарунтаевой, В.В. Даниловой, Н.Н.Непомнящей и другими по многим другим проблемам математического развития дошкольников, позволили определить размер и содержание обучения математики в детском саду. В программу по математике были введены вопросы ознакомления детей с величиной и формой предметов, пространственными и числовыми отношениями, со способами измерения непрерывных величин (линейное и объемное измерение), с отношением частей и целого.

    А.М. Леушина считала необходимость учить детей шести – семи лет измерению условными мерками, с тем, чтобы дети более глубоко поняли значение общепринятых мер (мер длины, массы, объема). Она утверждала, что целенаправленное обучение дошкольников математике способствует приобретению элементарных знаний, о величине, овладению измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных мер, установлению количественных отношений между величинами, целым и частями. Ознакомление детей с мерой и измерениями в свою очередь способствует формированию более точного понимания числа, и, прежде всего единицы. Именно связь счета и измерения помогает ребенку осознать зависимость результата счета (измерения) от единицы счета (условной меры).

    Е.И.Тихеева большое внимание уделяла ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношения между ними: больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и др. В ходе игр на различение размеров считала возможным познакомить детей 5 – 6 лет с измерением с помощью общепринятых мер. С этой целью она знакомила детей с аршином и учила обращению с ним. Дети получали также представление об объеме, измеряя стаканом емкость сосуда. Для знакомства с массой и объемом различных предметов Е.И.Тихеева использовала весы, раскрывала функциональную зависимость массы от объема. Она указала, что все эти виды измерений не должны быть бесцельными и носить чисто учебный характер; необходимо включать их в игры, связывая приобретенные знания с практическими задачами ( например, игра в магазин).

     В дальнейшем под руководством А.М.Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей измерительной деятельности, обучения измерению объектов, массы тел, в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Столяр, исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, предлагает строить педагогическую работу в определенной после­довательности. Вначале формировать представление о величине как прост­ранственном признаке предмета. Учить детей выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами об­следования: приложением и наложением, Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши должны устанавливать отношения «равенства - неравенства». А ре­зультаты сравнения отражать в речи с помощью прилагатель­ных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (рав­ные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т.д.

    Некоторые методисты Н.С.Попова, П.С. Исакова, А.М. Пышкало при знакомстве с общепринятыми мерами советуют сначала пользоваться линейками, которые изготавливаются детьми из листа бумаги в клеточку. На этих линейках наносятся сантиметровые деления, но цифры не пишутся. Пользуясь этими линейками, дети измеряют отрезки, чертят отрезки на нелиновоной бумаге, показывают отрезки заданной длины на самой линейке. Чем больше упражнений выполняют дети, пользуясь самодельными линейками, тем успешнее овладевают они умением измерять с помощью обычной масштабной линейки.

    При работе с масштабной линейкой обращается внимание на правильность положения линейки при измерении (начало отрезка должно совпадать с нулевым делением на линейке). Следует научить детей выполнять округления результатов измерения: если сантиметр уложился в пять раз и остался отрезок меньше половины сантиметра, то его отбрасывают и называют длину отрезка так: «немного больше пяти сантиметров», «около пяти сантиметров».

    Для формирования измерительных навыков включается система разнообразных упражнений – это измерение и черчение отрезка: сравнение отрезков, чтобы ответить на вопрос: на сколько сантиметров длиннее (короче) один отрезок, чем другой. В процессе этих упражнений у детей формируется понятие длины как числа сантиметров, которые укладываются в данном отрезке.

    В настоящее время продолжается исследование в области обучения детей измерительной деятельности. Например: психолог – педагогические исследования Н.Н.Подъякова, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Л.А.Венгера обосновали значительно большие, нежели считалось ранее, умственные возможности детей в процессе обучения математики. Так исследования Л.А.Венгером и Т.В.Тарунтаевой, было направлено на выяснение уровня математических знаний, приобретенных в результате обучения и вне его. Данные показали, что у детей в возрасте 2 – 3 лет начинаются формироваться первые представления о количестве, они уже умеют выделять один предмет в множестве, сравнивать предметы по количеству даже без какого – либо целенаправленного обучения.

    До 4 – 5 лет дети спонтанно овладевают некоторыми счетными операциями на наглядно – действенном уровне. Однако детям младшего возраста задания, которые требовали применения меры, без специального обучения оказались недоступными. Даже дети старшего дошкольного возраста стихийно – измерениями не овладели. Процесс овладения мерой как способом сопоставления величин можно и нужно организовывать в дошкольном возрасте.

    Различные методические приемы формирования у дошкольников представлений о величинах, которые также реализуются по средствам заданий, нашли свое отражение в разделе «Формирование представлений о величинах» у Л.В.Занкова. Здесь подробно излагается методика ознакомления детьми с такими величинами, как длина, масса, емкость, описывается последовательность возможных ситуаций, которые носят проблемный характер и эффективные в плане активизации познавательной деятельности детей.

    Большую роль в формировании представлений о величинах играет выполнение практических заданий, связанных с измерением длин отрезков, массы тел и емкости сосудов. Практическая направленность курса в изучении величин создает благоприятные условия для совершенствования вычислительных навыков.

    А.В.Калиниченко кандидат педагогических наук, доцент МГПИ считает, что большое значение для сенсорного и интеллектуального развития детей имеет измерение объема. Необходимо объяснить, что измерить можно не только длину (ширину, высоту), но и вместимость сосудов.

     В процессе измерения объема жидких и сыпучих тел необходимо сформировать знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.

    В своих методических подходах к организации и проведении занятий по математике знакомит детей с общепринятыми единицами измерения. Основной единицей длины является метр. Необходимо показать полоску из картона длиной в метр, сказать, что такая длина называется «метр». и предложить измерить длину в метрах. Поскольку далеко не все в комнате можно измерить в метрах, необходимо рассказать, что есть и более мелкие меры – дециметры. Продемонстрировать полоску длиной в один дециметр. Практические задания уже знакомы детям, только вместо «Высота стола равна десяти полоскам» подводится другой итог: «Высота стола равна десяти дециметрам».

    На следующих занятиях можно рассказать, что есть еще более мелкие меры: сантиметры. Каждый ребенок должен иметь наглядное представление о данной мере. Когда в руках у него будет много полосок длиной в сантиметр, их нужно аккуратно положить вдоль измеряемой поверхности. Это поможет запомнить, что сантиметры – небольшие мерки, их потребуется много для определения длины, но с их помощью измерение будет более точным.

    Детей 6 - 7 лет нецелесообразно обучать пользоваться линейкой, так как придется объяснять, что в 1 см содержится 10 мм, а сосчитать каждый миллиметр для дошкольника сложно. Важнее добиться четкого понимания, что для измерения длины используются различные мерки: чем меньше меркам, тем больше количество их потребуется для определения одной и той же длины.

 



2019-12-29 596 Обсуждений (0)
Анализ задач по разделу «Ознакомление детей с величиной»  в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ задач по разделу «Ознакомление детей с величиной»  в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)