Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий эксперимент.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главной целью формирующего эксперимента является повышение уровня сформированности измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

При определении разных параметров дети старшего дошкольного возраста используют разные приемы непосредственного и опосредованного сравнения - измерения. Однако следует помнить, что прежде чем включать измерение как прием определения объема или протяженности, необходимо научить детей измерять и считать количество мерок. Обучение измерению идет постепенно, последовательно усложняя задания.

Практическую работы я начала с экскурсии в продуктовый магазин, где дети наблюдали за тем, как продавец отвешивал разные крупы, молоко или масло наливал в бутылки. После на занятии детям предлагала измерить воду, разные крупы (рис, пшено), с использованием условной меры – стакана, чашки. Измерения производились одновременно одинаковыми мерами разного количества, в результате чего у детей формировалось представление о том, что такое мера. Меры и измеряемый предмет готовились заблаговременно так, чтобы условная мера помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка (см.приложение № 1).

Закрепление полученных знаний проходило в сюжетно – ролевых играх: «Магазин», «Наводим порядок», «Аптека», «Больница», «Семья» и др., в процессе игр создавались проблемные ситуации типа: « Хватит ли чая всем гостям?», «Сколько крупы поместиться в кастрюлю?» и т.д. Также широко использовала сюжетно – дидактические игры: « Отгадай, в какой банке?», «Испечем торт для именинников», «Что изменилось?», « Приготовим обед» и др. Определяя результат измерения, учила детей связывать получаемое число с названием мерки (в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т.д.)  

    Постепенно подводила к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какая мерка подойдет для измерения крупы в тарелке? Какую мерку из нескольких лучше взять, чтобы определить, сколько воды в банке?». Обобщая детские ответы, подчеркивала необходимость продуманного подхода к выбору мерки, которая должна соответствовать измеряемому свойству, быть удобной в работе. Самостоятельный подбор метки помогал ребенку осознать ее условность (см. приложение № 2).

 На начальном этапе работы условная мерка измерений объекта укладывалась в небольшое и целое число раз, затем знакомила с правилом округления результатов измерения. Объясняла, что если, остаток при измерении меньше половины мерки, то он не учитывается, если больше половины, то приравнивается к целой мерке при подведении итогов, если равен половине мерки, то засчитывается как половинка мерки (в банке 4 с половиной стакана).

 В процессе выполнения заданий необходимо исправлять, а еще лучше предупреждать ошибки, которые дети часто допускают при измерении. К исправлению ошибок привлекала детей вопросами:

- Кто заметил ошибку в измерении?

- Как ее исправить?

- Как правильно измерять?

- Правильно ли выбрана мерка?

- Правильно ли велся подсчет?

Вначале итог измерительной деятельности подводила сама, в конкретной форме суммируя все высказывания детей. Затем побуждала детей самостоятельно подводить итоги, давая точные, правильные, развернутые суждения. Указывая направление изменения одной величины, дети отмечали направление изменения другой, связанной с первой, определяли, при каких условиях возможна такая связь между ними. Дети постепенно начинали обобщать: «Чем меньше мерка, тем больше их уложиться в измерении одного и того же предмета», «Чем больше предмет, тем больше мерок получится», «Всегда так бывает, когда измеряется один предмет разными мерками» и др.

Далее предлагала экспериментирование с мерками – измерение  высоты предмета и объема жидких тел; дать представления о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой (см. приложение № 3). Для этого брала одинаковые сосуды, наполненные водой (равное количество - 1 литр), но разные мерки для измерения объема (маленький стаканчик, чашка, стакан). Перед детьми ставилась задача - определить одинаковое ли количество воды налито в сосуды. В процессе экспериментирования, когда дети перелили воду, то все вместе они смогли сделать вывод (предварительно его обсудив), что, несмотря на то, что в одном сосуде 20 мерок маленьких стаканчиков, 7 мерок чашек и 5 мерок стакана - количество воды во всех сосудах одинаково. Учитывая, что дети всегда любят экспериментировать, я усложнила задание и окрасила воду в каждом сосуде в разные цвета, тогда они смогли убедиться еще и в том, что цвет воды не влияет на ее объем.

Создавала специально приготовленные проблемно – практические ситуации: «Что получится, если измерять один и тот же предмет разными мерками?», «А если измерять другой меркой, числа получатся такие же, как в первый раз?», «Какой из этих мерок вам придется измерить крупу в пакетах, чтобы число мерок оказалось равное?» и т. д.

 Организовывала разные упражнения для выяснения объема в разных по объему сосудах, делать выводы, что объем налитой воды определяется не высотой столбика, не цветом и формой сосуда, в который она налита, а тем, больше или меньше она занимает места (см. приложение №4).

    Наряду с измерением объема упражнялись в измерении протяженных величин. Создавала специальные ситуации, при которых дети сами подбирали мерки для выполнения задания, например: измерить длину стола, ковра в группе, альбома или листа бумаги. В процессе измерения объясняла правильную последовательность операций, способ измерения протяженности, что сначала надо приложить мерку к самому краю полоски (или другого предмета), которую мы измеряем, обязательно сделать карандашом отметку, где мерка закончилась отложить фишку, по окончании посчитать их  количество, это и будет измеряемая величина.

    В игровой деятельности так же использовала измерительную деятельность, например в сюжетно – ролевых играх: «Ателье», определить, сколько материала понадобится, чтобы сшить платье для куклы; в игре «Дорога», измерить протяженность трассы или тротуара для пешеходов, построить дома определенной величины; «Детский сад» представить, что мы захотели передвинуть мебель в нашей группе, сможет ли мебель разместиться, так как нам хочется. Проблемные ситуации обсуждались вместе с детьми. Старалась руководить поисковой деятельностью и помогала переносить известные способы измерения в новую ситуацию. На прогулке, чтобы увлечь детей задачами по измерению предлагала посчитать, сколько кустов сирени надо посадить вдоль забора, сколько грядок поместиться на нашем огороде, если они должны быть все одного размера и др.

    Овладев навыками измерительной деятельности, учила детей  составлять и решать арифметические задачи, в содержании которых находят отражение разнообразные практические действия людей, в том числе и измерение величин разного рода.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий эксперимент.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)