Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальное изучение проблемы формирования представлений о величине детей старшего дошкольного возраста.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение проблемы формирования представлений о величине детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Констатирующий эксперимент.

  Практическое исследование  было проведено в МОУ д/с № 190 с детьми подготовительной группы. Для экспериментальной группы отобрано 10 детей 6 – 7 лет.

Для практического исследования был запланирован и проведен ряд последовательных экспериментов. На первом этапе проведен констатирующий эксперимент. С целью выявления знаний об измерительной деятельности и уровня развития умений измерять были подобраны задания для детей. В индивидуальном порядке предлагали 6 заданий. Ответ ребенка оценивался по 3 балльной системе.

3 балла – ребенок справился с заданием, отвечает на вопросы правильно.

2 балла - ребенок  частично справился с заданием, отвечал с помощью  наводящих вопросов воспитателя.

1 балла - ребенок не справился с заданием.

 

Задание 1.

Цель: выявить  умение  детей   измерять объем жидкостей и сыпучих тел.

Материал: кастрюля, крупа в мешочке, вода в бутылке, 2 чашки, белые и

              черные фишки.

Методика проведения:

Перед ребенком ставиться задача:

- Кукла Маша захотела сварить гречневую кашу. Она прочитала в книжке, что в кастрюлю надо налить столько же воды, сколько будет крупы.

Вопросы:

1).Как ей сделать, чтобы крупы и воды было поровну? (надо измерить).

2).Вот крупа в мешочке, а вот вода в бутылке.

- Чем можно измерить? (чашкой)

3). Как это сделать?( насыпать крупу в чашечку, потом высыпать в кастрюлю, и каждую чашечку отмечать фишкой - белым кружком).

4). Как нужно наполнять чашечку? (всегда одинаково - точно вровень с краями, но без горки, ведь потом нужно будет мерить воду, а ее больше, чем доверху, не нальешь).

5).Сколько получилось чашечек?(считаются фишки).

6).А сколько понадобится чашечек воды? (столько же сколько крупы)

7).Как это сделать? (отмерять воду и каждую чашечку отмечать черным кружком, пока белых и черных кружков не станет поровну)

Оценка задания:

21 – 15 баллов – высокий уровень

14 – 8  баллов – средний уровень

7 – 1 балл – низкий уровень

Данные зафиксированы в протоколе № 1.

Протокол № 1.

пп

Ф.И.

Ребенка

Вопросы задания

Кол-во

Баллов

1 2 3 4 5 6 7
1. Авдеева Настя 2 2 2 2 2 2 2 14  
2. Желтов Андрей 2 2 2 1 1 1 1 10  
3. Зимин Ваня 1 1 1 1 1 1 1 7  
4. Мартынов Боря 2 2 2 2 1 1 1 11  
5. Соков Ваня 2 2 2 1 1 2 1 11  
6. Титова Ира   2 2 2 1 1 1 1 10
7. Махаева Катя   2 2 2 1 1 1 1 10
8. Ибрагимова Лена   1 1 1 1 1 1 1 7
9. Назаров Саша   2 2 2 1 1 1 1 10
10. Баранник Илья   2 2 2 1 1 2 1 11

Задание 2.

Цель: выявить умение сравнивать количество воды в сосудах разной формы.

Материал: два прозрачных сосуда разной формы налито одинаковое количество воды.

Методика проведения:

Знайка и Незнайка поспорили, где больше воды - в стакане или в банке?

1).А как можно узнать точно, где больше воды? (измерить количество воды в стакане и в банке).

2). Что нужно взять, чтобы правильно измерить? (мерку – ложку, метки -     

кружок: красную – для отображения количества воды в стакане, синюю – воды в банке).

3). Что можно сказать о количестве воды в банке и стакане?

4). Почему и в стакане и в банке воды одинаковое количество? (так как одинаковое количество мерок уложилось).

Оценка задания:

12 – 10 баллов –высокий уровень

9–5 баллов – средний уровень

4 – 1 балл – низкий уровень

Данные зафиксированы в протоколе № 2.

Протокол  № 2.

пп

Ф.И. ребенка

Вопросы задания

Кол – во

Баллов

1 2 3 4 1. Авдеева Настя 2 2 2 2 8 2. Желтов Андрей 1 1 1 1 4 3. Зимин Ваня 2 2 1 1 6 4. Мартынов Боря 2 2 1 2 7 5. Соков Ваня 2 2 2 2 8 6. Титова Ира 2 2 2 2 8 7. Махаева Катя 2 2 2 2 8 8. Ибрагимова Лена 1 1 1 1 4 9. Назаров Саша 2 2 1 1 6 10. Баранник Илья 2 2 1 1 6

Задание 3.

Цель: выявить умение сравнивать результат, делать вывод на основе результата измерения с помощью разных условных мерок.

Материал: две одинаковые стеклянные банки, наполненные песком, равное количество.

Методика проведения:

Воспитатель говорит:

- Это будет моя банка, это твоя. Как ты думаешь, у нас с тобой поровну песка 

в банках? (поровну).

- Я буду измерять чашкой, и  класть белые фишки, а ты – стаканом и класть черные метки. Одинаковое ли количество фишек нам понадобиться?

Вопросы:

1).Сколько чашек песка в 1 банке? (Восемь).

2). А сколько стаканов песка во 2 банке? (Четыре).

3). Сравни результат наших измерений (восемь больше, чем четыре).

4). Почему получился разный результат, если песка в 2- х банках было поровну? (одно и то же количество, измеренное разными мерками, дает разный числовой результат).

Оценка задания:

12 – 10 баллов – высокий уровень

9 – 5 баллов – средний уровень

4– 1балл – низкий уровень

Данные зафиксированы в протоколе № 3.

Протокол № 3.

пп

Ф.И.

Ребенка

Вопросы задания

Кол – во

Баллов

1 2 3 4 1. Авдеева Настя 3 3 2 2 10 2. Желтов Андрей 1 1 1 1 4 3. Зимин Ваня 1 1 1 1 4 4. Мартынов Боря 2 2 2 1 7 5. Соков Ваня 2 2 1 1 6 6. Титова Ира 3 3 2 2 10 7. Махаева Катя 2 2 2 2 8 8. Ибрагимова Лена 1 1 1 1 4 9. Назаров Саша 2 2 1 1 6 10. Баранник Илья 2 2 1 1 6

    

Задание 4.

Цель: выявить умение измерять длину предмета и сравнивать результат, делать вывод на основе результата измерения с помощью одной условной мерки.

Материал: лента, мерка – полоска, куклы.

Методика проведения:

Перед ребенком ставиться задача:

- Оле подарили красивую ленту. Она хочет из этой ленты сделать банты для своих кукол, вот такой длинны (показывается мерка):

1) Как узнать, сколько бантов получится? (измерить)

2) Как это сделать? ( с помощью предложенной мерки)

3) Как нужно измерять? (от самого края)

4) Сколько бантиков получилось? (посчитать фишки)

5) Сколько кукол будет с бантиками? Как узнать? (завязать каждой кукле по бантику)

7) Одинаковые или разные по длине получились бантики? Почему?

Оценка задания:

18 – 13  баллов – высокий уровень

12 – 7  баллов – средний уровень

6 – 1 балл – низкий уровень

Данные зафиксированы в протоколе № 4.

Протокол № 4.

пп

Ф.И.

Ребенка

Вопросы задания

Кол – во

Баллов

1 2 3 4 5 6 1. Авдеева Настя 2 2 2 2 2 2 12 2. Желтов Андрей 2 2 2 1 1 1 9 3. Зимин Ваня 1 1 1 1 1 1 6 4. Мартынов Боря 2 2 1 1 2 2 10 5. Соков Ваня 2 2 2 1 1 2 10 6. Титова Ира 2 2 2 2 2 2 12 7. Махаева Катя 2 2 1 1 2 1 9 8. Ибрагимова Лена 1 1 1 1 1 1 6 9. Назаров Саша 2 2 2 1 1 1 9 10. Баранник Илья 2 2 1 1 2 1 9

 

 Задание 5.

Цель: выявить умение измерять одной меркой разные длины.

Материал: плакат с изображение домиков лисы и зайца, условная мерка –ленточка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает измерить длину дорожки до домиков и выяснить:

1) Кто быстрее доберется до домика? Как это узнать? (измерить)

2)С помощью чего измерить? (условной мерки)

3) Как определить, какова длина дорожки до домиков? (посчитать фишки)

4) Как узнать, чья дорожка длиннее? короче?? (сравнить фишки)

5)Кто же быстрее доберется до своего домика? Почему?

Оценка задания:

15 – 11  баллов – высокий уровень

10 – 6  баллов –средний уровень

5 – 1 балл – низкий уровен

Данные зафиксированы в протоколе № 5.

Протокол № 5.

пп

Ф.И.

Ребенка

Вопросы задания

Кол – во

Баллов

1 2 3 4 5 1. Авдеева Настя 2 2 2 2 2 10 2. Желтов Андрей 2 2 1 1 1 7 3. Зимин Ваня 1 1 1 1 1 5 4. Мартынов Боря 2 2 1 2 1 8 5. Соков Ваня 2 2 1 1 1 7 6. Титова Ира 2 2 2 2 2 10 7. Махаева Катя 2 2 1 2 1 8 8. Ибрагимова Лена 1 1 1 1 1 5 9. Назаров Саша 2 2 1 1 1 7 10. Баранник Илья 2 2 2 1 1 8

    

Задание 6.

Цель: выявить умение измерять с помощью мерки на заданное количество, сравнивать результат измерения.

Материал: полоски бумаги, мерка – палочка.

Методика проведения:

    Воспитатель говорит, что ребята решили  сделать аппликацию «Детский городок», в котором будут разные дома. Для домов они взяли полоски разной длины. Стены одних домов будут из полосок, в которых мерка укладывается 6 раз, а других – 3 раза.

1) Как узнать, какие полоски подойдут? (измерить)

2) Как надо измерять? (отложить на полосках мерки 6 и 3 раза)

3) Какие стены домов длиннее (короче)?

4) Почему стены получились разной длины?

Оценка задания:

12 – 9  баллов – высокий уровень

8 – 5 баллов – средний уровень

4– 1 балл – низкий уровень

Данные зафиксированы в протоколе № 6.

Протокол № 6.

пп

Ф.И.

Ребенка

Вопросы задания

Кол – во

Баллов

1 2 3 4 1. Авдеева Настя 2 2 2 2 8 2. Желтов Андрей 2 2 1 1 6 3. Зимин Ваня 1 1 1 1 4 4. Мартынов Боря 2 2 1 1 6 5. Соков Ваня 2 2 2 2 8 6. Титова Ира 2 2 2 2 8 7. Махаева Катя 2 1 2 1 6 8. Ибрагимова Лена 2 2 1 1 6 9. Назаров Саша 2 2 2 2 8 10. Баранник Илья 2 2 2 2 8

 

    Результат констатирующего эксперимента зафиксирован в таблице1.

Таблица 1.

 

№ пп Ф.И. ребенка Зад. 1 Зад. 2 Зад. 3 Зад.4 Зад.5 Зад.6 Всего баллов Уро- вень
1. Авдеева Настя 14 8 10 12 10 8 62 С
2. Желтов Андрей 10 4 4 9 7 6 40 С
3. Зимин Ваня 7 6 4 6 5 4 32 Н
4. Мартынов Боря 11 7 7 10 8 6 49 С
5. Соков Ваня 11 8 6 10 7 8 50 С
6. Титова Ира 10 8 10 12 10 8 58 С
7. Махаева Катя 10 8 8 9 8 6 43 С
8. Ибрагимова Лена 7 4 4 6 5 6 33 Н
9. Назаров Саша 10 6 6 9 7 8 46 С
10. Баранник Илья 11 6 6 9 8 8 48 С

Количественные показатели уровня развития измерительной деятельности у  детей:

Высокий уровень – 90 – 68 баллов 

Средний уровень - 67 – 36 балла

Низкий уровень –35 – 6 балла

    Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети имеют разный уровень развития умений осуществлять измерительную деятельность. Детей с высоким уровнем не выявлено. Со средним уровнем –8 детей (80%), смогли правильно ответить на вопросы, измерения делали с помощью воспитателя.  2 детей (20%) и показали низкий уровень развития, не умеют сравнивать, делать измерения, не справились с заданием. Данные диагностики показали необходимость проведения 2 этапа - формирующего эксперимента.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение проблемы формирования представлений о величине детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальное изучение проблемы формирования представлений о величине детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)