Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Ошибки на уровне буквы и слога

Наиболее распространённая по типам группа ошибок. В своей работе, в первую очередь, рассмотрим ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа. Затем - ошибки фонематического восприятия (т.е. дифференциации фонем), а далее - ошибки иной природы.

Ошибки звукового анализа

Д.Б. Эльконин звуковой анализ определял как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов[46, С.17].

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье - «дорве», брат - «бт», девочка - «девча», колокольчики -  «калкочи».

По нашим наблюдениям, пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно». В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;

б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка{ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хрустит) и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук[46, С.17].

Проявлением трудностей анализа последовательности звуков в слове являются перестановки букв и слогов. При этом слоговая структура слов не сильно подвержена искажениям: на лугах — «нагалух»,чулан — «чунал», плюшевого — «плюшегово», ковром — «корвом», взъерошился — «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. В односложных словах, состоящих из обратного слога, заменяется прямой слог: он — «но», от школы — «то школы», из берегов — «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети — «дейт». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор — «довр», стёр — «сёрт», брат — «барт» и т.д.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный[46, С.18].

 

Ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По отношению  к письму в подобных случаях обнаруживается смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:

- нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;

- нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

При акустико-артикуляционном сходстве смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Вот  примеры смещений в письме школьников[46, С.19].

Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д - Т - «втрук», «ситит», «блетный», «допетое бревно», «итут домой». «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга».

3 - С - «звою сумку», «саснуть». «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке».

Б - П - «польшие». «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка».

Ж - Ш - «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшалишуки...».

Г - К - «уколок». «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый».

В - Ф - «ковта». «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга».

Лабиализованные гласные:

О - У - «дедошка». «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь».

Ё - Ю - «тюплый», «клёква», «лёбит», «замюрзли», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью»[46,С,20].

Заднеязычные:

Г - К - X - «колгоз», «черёмука», «гороговый», «за голмом». Сонорные:

Р - Л - «лабота». «хородный», «смерый», «провеляр», «крюч».

Й  - Л' - «тут бывалетисолька» - тут бывает и сойка...

Свистящие и шипящие:

С - Ш - «гнёздыско», «шиски», «восли», «шушим», «шажали», «пушиштый»,

3 - Ж - «прузына», «жажгли», «скажал», «излозение», «привежли», «зелезо».

С - Щ - «сетка», «нещёт», «сенок».

Аффрикаты:

Ч - Щ - «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто».

Ч - Ц - «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый».

Ч - Т - «утитель», «черчит», «Жутька», «вместе играч»,

Ц - Т - «пцицы», «девотька», «цвецет», «Пеця»...

Ц - С - «куриса», «рельцы», «улиса»...

 



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)