Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровень нарушений письменной речи



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Уровень нарушений письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Таким образом, нами установлено, что в период обучения грамоте дети с ОНР допускают ошибки в письменной речи. В основном эти ошибки обусловленные нарушениями фонематического восприятия, вследствие несформированности действия звукового анализа. Школьник не вычленяют в составе слова его звуковые компоненты или смешивают их по акустико-артикуляционному сходству.

Также встречаются ошибки обозначение мягкости согласных. Эти ошибки связаны с трудностью различения твёрдых и мягких согласных или с запоминанием правила обозначения мягкости на письме.

Также оптико-пространственные нарушения, а именно, смешение букв по кинестетическому сходству.

По результатам констатирующего эксперимента было проведено опытное обучение в течение трёх месяцев. Далее был проведён контрольный эксперимент по той же методике, что и в констатирующем эксперименте. Содержание, процедура и результаты формирующей работы представлены в следующем параграфе.

 

По результатам констатирующего эксперимента было проведено обучение первоклассников в течение трёх месяцев с февраля 2019 года по апрель 2019года.

С обучающимися были проведены групповые и индивидуальные занятия, которые были направлены на:

- преодоление недостатков фонематического слуха (замены, смешение звуков и как следствие обозначающих их букв);

- развитие аналитико-синтетических процессов;

- преодоление недостатков отдельных операций, входящих в состав письменной речи (выделение звуков и установление их порядка в слове, соотнесение звука с буквой, обозначение мягкости звуков на письме);

-преодоление оптико - пространственных нарушений в написании букв и их соединений.

Групповые и индивидуальные занятия проводились 2 раза в неделю, с учётом особенностей нарушений письменной речи, имеющихся у обучающихся.

При отборе заданий и упражнений по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР 3 уровня в период обучения грамоте, мы руководствовались методическими рекомендациями И.Н.Садовниковой, но адаптировали их для своей экспериментальной группы.

Мы предприняли попытку определить данный комплекс работы. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что упражнения должны быть систематизированы и применять их надо в той последовательности, в которой их следует выполнить с первоклассниками:

 

- упражнения на формирование умения интонировать звуки в составе слова.

Например: Учитель просит назвать первый звук в слове мак, при этом произносит слово, утрируя нужный звук - [м-м-м-м-м-а-к], затем дети выделяют второй звук в слове, а учитель голосом выделяет второй звук в слове – [м-а-а-а-а-а-к], потом третий – [м-а-к-к-к-к-к]. Далее дети сами, без образца учителя пробуют повторить подобные упражнения. Таким образом, дети учатся интонировать звуки в составе слова.

Игра «Скажи в чашечку»

Дети складывают руки «чашечкой». «Чашечка» нужна, чтобы звуки не рассыпались. Логопед произносит слово быстро и шёпотом. Ученики проговаривают это же слово тихим голосом неестественно растянуто себе в «чашечку» из ладоней. Далее работа начинается над «анатомией» слова. Учитель воспроизводит утверждение о количестве звуков в произнесённом слове, дети соглашаются, если утверждение верно, или опровергают, если утверждение ложно.      

- упражнения на тренировку в звуковом анализе и синтезе: выделение всех звуков, установления их порядка, соотнесение звука с буквой.

Перестановки букв и слогов на письме происходят из-за сложности анализирования последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.

Здесь можем использовать: модели, игровые задания.

Например: «Построй домик для слова». Для наибольшей эффективности на своих занятиях мы использовали средства ИКТ. Дети работают с карточками, а презентация используется для самопроверки.

 Перед детьми на слайде дана схема для слова - «домик» и дана картинка «муха». У детей карточки. Логопед просит назвать первый звук в этом слове, дети вписывают в нужный квадратик букву, а на слайде открывается первый квадратик, за ним прячется звук, потом второй, третий и четвёртый. Далее упражнение усложняется. Дети должны назвать звуки не по порядку, а вразброс. Сначала называем первый звук, потом четвёртый, затем третий, а потом второй.

Игровое упражнение «Анограмма»

На столе у ребёнка конверты с карточками-звуками. На слайде зашифровано слово, «звуки перепутались». Ребёнок должен отгадать загадку (на слайде текст загадки), если он затрудняется, то ему в помощь открывается подсказка-картинка. Ученику надо восстановить звуковой порядок в слове (даются слова, произношение которых не расходятся с их написанием). Ученики выкладывают слово из звуков на своём столе, а логопед проверяет правильность на доске.

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…

 

Игра «Ловим звуки».

Хотите попробовать составить из звуков слово? Тогда «ловите» звуки(прием Ш.А. Амонашвили). «Поймайте» звук, вместе его произнесем, послушаем, определим, гласный он или согласный, и, что бы не потерять, положим нужную карточку, а потом скажем и узнаем слово. Итак, начали:

[ш-ш-ш][к-к-к][о-о][л-л][а-а]…

- Сколько звуков поймали?

- Назовите первый пойманный звук.

- Второй?...

Упражнение «Лови звук».

У детей на столе карточки с фишками красного, синего и зелёного цвета. Учитель – логопед произносит слово отдельно по звукам, а дети ловят каждый звук, составляют полученное слово (синтез), а потом производят анализ слова.

Например: - Дети, я произношу слово по звукам, а вы внимательно слушайте и ловите звуки, чтобы потом составить из них слово.

- [и], учитель произносит звук вполголоса и «бросает» детям этот звук как камушек в воду. Дети ловят его и выкладывают звук нужной фишкой.

- [к];

-[р];

-[а].

- Шепните друг другу полученное слово на ушко [и] [к] [р] [а]. А теперь произнесите его вслух. Давайте сделаем звуковой анализ слова.

- упражнения на дифференциацию фонем.

Упражнение «Угадай звук»

У детей карточки-схемы звуков. На презентации записаны слова со схемой гласного звука, дети должны определить какой гласный звучит в этом слове и правильно выложить это слово и правильно записать это слово себе в тетрадь, выбирая соответствующую гласную букву. Далее на доске делаем самопроверку.

Карточки-схемы гласных звуков соответствуют артикуляционному укладу гласных.

 

На подготовительном этапе учащиеся учатся определять гласные звуки изолированно, затем в односложных словах, а далее работа усложняется.

Логопед называет звуки, ребёнок выкладывает нужный звук.

[а], [о], [э], [у], [ы], [и].

Крик, стук, мох, кран, сын, Сэм.

 

 

Также с целью дифференциации звуков можно использовать программу SMART приложение Notebook упражнение «Воздушные шары».

Учитель-логопед произносит слово и просит детей внимательно смотреть на артикуляционный аппарат учителя. Дети повторяют звук вслух, копируя артикуляцию гласного звука. Затем они выкладывают звук с помощью карточек-схем, далее один ребёнок проверяет задание у доски, в дальнейшем работа усложняется, детям даются слова уже не с одним гласным, а с двумя, затем с тремя.

Упражнение «Вихрь» программа SMARTприложение Notebook

На слайде даны карточки-слова. Ученики должны правильно произносить слова и выделять в них гласный звук. Слова со звуком [а] отправляем в первый вихрь, а слова со звуком [о] отправляем во второй. Если звук определён правильно, то вихрь возвращает слово-картинку на прежнее место. Подобные уравнения можно проводить и на дифференциацию согласных звуков.

- упражнения на обозначение гласных звуков.

Написан звук, подбери букву П[А]РТА , К [У]РТКА

     
 


Исправь ошибку: ПОРТА, КИРТКА

 

Прежде чем приступить к упражнениям на обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков и обозначение их на письме правильной гласной буквой, мы должны с детьми составить таблицу-правило.

 

- упражнения на обозначение твердых согласных звуков.

- упражнения на обозначение мягкости согласного звука.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Уровень нарушений письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровень нарушений письменной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)