Рекомендации учителям начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников в период обучения грамоте.
Самым трудным этапом обучения в школе для ребёнка является обучение письменной речи. Он также является и самым важным, так как это «фундамент» всего дальнейшего обучения. Если в начале своего обучения первоклассник не освоит базовые навыки, то в дальнейшем у него возникнут проблемы, он станет отставать в учёбе. На первых порах это станет серьёзным препятствием в овладении грамотой, а в дальнейшем - в усвоении грамматики русского языка. С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, поступающие в первый класс, а особенно дети, имеющие 3 уровень ОНР. Учителя не сразу могут увидеть проблемы у детей, они не всегда верно классифицируют виды специфических ошибок, а во многих школах нет учителя-логопеда. Учителя начальных классов часто считают, что это временные ошибки, что многие дети допускают такие нелепые ошибки, и тут нет ничего страшного, со временем школьники перестанут их допускать. Своевременно организованная и систематически выстроенная логопедическая работа, позволяет устранить трудности по обучению русскому языку у младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы. Как должен поступить учитель и что должен сделать? Учитель должен вовремя отличить ребёнка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью. Для этого 1) диагностика Ваша 2) анализ работ Далее, учитель должен наметить пути решения данной проблемы и разработать способы её преодоления. Рекомендуем вытроить свою работу в правильной последовательности: · упражнения на тренировку в звуковом анализе: выделение всех звуков, установления их порядка, соотнесение звука с буквой; · упражнения на формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем; · упражнения на обозначение мягкости звука; · упражнения на развитие зрительно - пространственных представлений, включающий зрительный анализ и синтез. Нарушение письменной речи - это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевых ряд важнейших неречевых функций. В заключении хочется ещё раз отметить, что те ошибки, которые младший школьник допускает на письме – это не случайные ошибки, возникающие ввиду невнимательности ребёнка. На самом деле, в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины. Такого рода ошибки отражают определенные трудности ребенка в ходе обучения письменной речи. Они обусловлены деятельностью многих структур головного мозга: речевых и неречевых зон. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Если в школе не организована специальная коррекционная работа, то это приведёт к закреплению и усложнению специфических нарушений письменной речи. Важной задачей является привлечение учителей начальных классов к этой проблеме. В наше время она становится очень актуальной в массовых школах. Научить педагога вовремя отличить специфические ошибки письменной речи и направить свою работу на их преодоление. Это поможет в дальнейшем ученику стать успешным не только по русскому языку и чтению, но и по многим другим предметам. Выводы по II главе В результате проведённой констатирующей диагностики на основе адаптированной методической рекомендации И.Н. Садовниковой, из тех нарушений письменной речи, которые встречаются в теоретической части, нами были выявлены ошибки: - обусловленные нарушениями фонематического восприятия, вследствие несформированности действия звукового анализа. Школьник не вычленяют в составе слова его звуковые компоненты или смешивают их по акустико-артикуляционному сходству. - также встречаются ошибки обозначение мягкости согласных. Эти ошибки связаны с трудностью различения твёрдых и мягких согласных или с запоминанием правила обозначения мягкости на письме. - оптико-пространственные нарушения, а именно, смешение букв по кинестетическому сходству. Мы выполнили комплекс упражнений в течение трёх месяцев с первоклассниками в период обучения грамоте. Эти упражнения были нацелены на: - преодоление недостатков фонематического слуха (замены, смешение звуков и как следствие обозначающих их букв); - развитие аналитико-синтетических процессов; - преодоление недостатков отдельных операций, входящих в состав письменной речи (выделение звуков и установление их порядка в слове, соотнесение звука с буквой, обозначение мягкости звуков на письме); -преодоление оптико - пространственных нарушений в написании букв и их соединений. Эти упражнения были выделены на основе исследования процесса письменной речи. Анализ результатов повторного обследования нарушений письменной речи у детей с ОНР 3 уровня показал положительную динамику. Количество ошибок уменьшилось. Один ребёнок с высоким уровнем нарушений письменной речи перешёл на средний уровень. Достигнутые результаты за столь короткий срок дают нам обнадёживающий результат и возможность заключить, что гипотеза верна. На основе проведенного опытного исследования мы рекомендуем учителям внимательнее присмотреться к учащимся, испытывающим затруднения во время обучения грамоте, вовремя отличить специфические ошибки письменной речи и направить свою работу на их преодоление. Мы считаем, что если учителя начальных классов будут своевременно и систематизированно применять комплекс упражнений по устранению нарушений письменной речи, то сможем уменьшить количество ошибок и в дальнейшем предупредим возникновение дисграфии.
Заключение В теоретической части исследования нами было определено, что «общее недоразвитие речи» - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются нарушение всех компонентов речевой системы. Добавить: … Данный анализ позволил нам выяснить и уточнить содержание диагностики нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР 3 уровня в период обучения грамоте и работы по их преодолению. Все больше исследователей отмечают рост детей с ОНР 3 уровня, имеющих нарушения письменной речи. Поэтому экспериментальное исследование было нацелено на подбор упражнений по устранению специфических ошибок у младших школьников с ОНР 3 уровня. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что дети с общим недоразвитием речи имеют низкие показатели формирования письменной речи. После проведения формирующего эксперимента нами повторно проведено диагностическое обследование. По данным контрольного этапа выявлена положительная динамика по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Таким образом, нами был изучен процесс формирования письменной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. На основе анализа научной литературы мы определили особенности развития письменной речи у детей с ОНР 3 уровня, что позволило отобрать эффективные средства по устранению нарушений письменной речи. Были проанализированы методические рекомендации по устранению нарушений ошибок на письме у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Это подтвердило необходимость исследования методики преодоления нарушений письменной речи у детей с ОНР 3 уровня и помогло уточнить содержание формирующей работы. Проведенное исследование по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня на базе МОУ «Бебелевская СОШ» Калужской области Ферзиковского района подтвердило выдвинутую гипотезу.
Начало формы Конец формы
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |