Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы
Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. Эти показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, формирование доходов. К этим показателям относятся: 1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период времени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота; 2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы; 3) товарная структура товарооборота. Это качественный показатель товарооборота, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, филиалам, отделам, секциям, временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров. На объем и структуру товарооборота оказывают влияние различные факторы, но прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса. Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые продает предприятие. Например, высокий уровень инфляции на товары, цена на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж. Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования. Тенденции развития экономики, в первую очередь региональной, — стабилизация, рост или спад — будут иметь определяющее воздействие на рынок, на котором работает предприятие. Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то, что их интересуют, прежде всего, цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий. Политические факторы тесно переплетены как на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей. Рассмотрим социально-демографические факторы. Успех деятельности торгового предприятия определяется тем, насколько полно оно будет удовлетворять потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд других демографических показателей, которые могут существенно повлиять на товарооборот. В целом люди стали больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевременно определять потребности и запросы покупателей. Особое внимание следует уделять изучению характера изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления непродовольственных товаров, а при их снижении растут расходы населения на покупку продовольствия. Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рынков (пример тому — рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы работы торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электронными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увеличить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых работников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота. Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товарооборот, но, тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего, следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность. На товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий. Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот. Таблица 1 Товарооборот оптовой базы Луговского райпотребсоюза за отчетный год
Пояснения к расчетам табл. 1: Удельный вес транзитного оборота в оптовом обороте определяется как отношение транзитного оборота к оптовому обороту, умноженному на 100%. Оптово-складской товарооборот в % к розничному определяется отношением оптово-складского товарооборота к розничному, умноженному на 100%. Товарооборот в сопоставимых ценах определяется делением суммы фактического товарооборота на индекс цен. Динамика в действующих ценах определяется отношением суммы фактического товарооборота к прошлому году, умноженному на 100%. Динамика в сопоставимых ценах определяется суммы товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году. Выводы по табл. 1: План по оптовому товарообороту перевыполнен на 6,12% за счет перевыполнения плана по оптово-складскому товарообороту на 6,02% и транзитному на 6,54%. План по розничному товарообороту перевыполнен на 1,2%. По отношению к прошлому году темп изменения составил: - оптового товарооборота 114,64%, в сопоставимых ценах 101,45%; - оптово-складского товарооборота 113,54%, в сопоставимых ценах 100,48%; - транзитного товарооборота 119,16%, в сопоставимых ценах 99,3%. Темп изменения розничного товарооборота составил в действующих ценах 121,92%, в сопоставимых ценах 107,89%, что выше темпов изменения оптового товарооборота. Такую ситуацию можно объяснить тем, что цены в розничной торговле более мобильны и их проще регулировать в соответствии с инфляционными процессами. Увеличение розничного товарооборота способствовало росту удельного веса оптово складского товарооборота с 70,06% по плану до 73,4% по факту. Таблица 2 Расчет влияния факторов на изменение объема оптово-складского товарооборота
Влияние факторов определяется по формулам: (Рф – Рп) * Kп ∆Ср = (1) 100
(Кф – Кп) * Рф ∆Ск = (2) 100
где ∆Ср – изменение объема оптово-складского оборота за счет изменения розничного товарооборота; ∆Ск – изменение объема оптово-складского оборота за счет изменения процентного отношения оптово-складского оборота к розничному; Pп и Рф – объем розничного товарооборота, плановый и фактический; Кп и Кф – отношение оптово-складского оборота к розничному по плану и фактически (коэффициенты оптово-складской звенности товародвижения). ∆Ср = 8861*78,82/100 = 6985 тыс.руб. ∆Ск = -5,42*49284/100 = -2671 тыс.руб. Проверка: 6985-2671 = 4314 тыс. руб. Вывод. На увеличение оптово-складского оборота на 4314 тыс.руб. благоприятным фактором является изменение на 6984 (увеличение) объема оптово-складского оборота. Снижением на 5,42% отношение оптово-складского оборота к розничному в сумме -2671. Таблица 3 Товарная структура оптово-складского товарооборота оптовой базы Луговского райпотребсоюза
Выводы по табл. 3: План по товарообороту выполнен на 6,02%, при этом перевыполнение плана по продовольственным товарам составило 9,35%, по непродовольственным товарам 2,11%. По отношению к прошлому году товарооборот по продовольственным товарам увеличился на16,25%, по непродовольственным 10,31%, общий рост товарооборота к прошлому году составил 13,54%. Таким образом, на увеличение товарооборота в большей степени оказало влияние роста товарооборота по продовольственным товарам. Удельный вес товарных групп запланирован на уровне прошлого года и составил по продовольственным товарам 54%, по непродовольственным товарам 46%. Фактически удельный вес продовольственных товаров составил 55,7%, непродовольственных товаров 44,3%, т.е. имеется недовыполнение плана в отличие от продовольственных товаров, по которым план перевыполнен на 1,7% (55,7-54). Наибольшим спросом в группе продовольственных товарам пользовались остальные товары, о чем свидетельствует их удельный вес 20,44% и водка и ликероводочные изделия, удельный вес которых в отчетном году составил 10,89%. Наименьшим спросом потребителей пользовались мука, удельный вес которой составил 3,73% против запланированных 4,4% и вино, удельный вес которого составил 3,0% против запланированных 3,22%. В группе непродовольственных товаров основной удельный вес составляют остальные товары по плану 17,76%, фактически 17,8%. Наименьшие удельный вес составляют галантерея – 2,09% против запланированных 2,37% и радиоприемные устройства – 2,96% против запланированных 3,08%. В целом товарная структура существенных изменений не претерпела, о чем свидетельствуют данные удельного веса по плану и фактически. Такая ситуация может означать наличие грамотной маркетинговой политики предприятия, в рамках которой изучается спрос своих потребителей Таблица 4 Выполнение плана розничного и оптово-складского товарооборота и звенности товародвижения по товарным группам
Выводы по табл. 4. План по розничному товарообороту выполнен на 101,2% за счет перевыполнения плана по продовольственным товарам на 3,92%. План розничного товарооборота по непродовольственным товарам недовыполнен на 3,42% (96,58-100). В группе продовольственных товаров розничного товарооборота план перевыполнен по муке на 8,46%, сахару – 3,64%, макаронным изделиям – 4,39%, водке и ликероводочным изделиям – 1,05%, остальным товарам – 13,42%. План не довыполнен по кондитерским изделиям на 4,25% (95,75-100), по вина – на 3,12% (96,88-100). По непродовольственным товарам план перевыполнен на 8,03% по синтетическим моющим средствам, на 4,65% по радиоприемным устройствам. План недовыполнен на 8,41% (91,59-100) по одежде и белью, на 9,49% (90,51-100) по тканям всех видов, на 13,58% (86,42-100) по галантереи. По остальным непродовольственным товарам наблюдается стопроцентное выполнение плана. Фактическое отношение оптово-складского оборота к розничному по продовольственным товарам превышает на 3,14%, по непродовольственным товарам - на 3,34%. Таблица 5 Расчет влияния структуры розничного товарооборота на общую звенность товародвижения
Формулы для расчета: ∆Кср = Кс – Кп = 69,51-70,6 = -1,09 (3) Кс = Итого гр.7/100% = 6960,87/100 = 69,51 (4) Рф * ∆Кср 49284*(-1,09) ∆Сср = = = -537,2 тыс.руб. (5) 100% 100%
где ∆Кср – изменение звенности товародвижения за счет структуры розничного товарооборота; Кп и Кс – плановый и скорректированный показатель отношения оптово-складского оборота к розничному; ∆Сср – изменение суммы оптово-складского оборота за счет структуры розничного товарооборота; Рф – фактический розничный товарооборот. Вывод: влияние на общую звенность отрицательное, изменение звенности товародвижения за счет розницы равно -1,09 руб. А сумма изменения оптово-складского товарооборота за счет структуры розничного ровна – 537,2 руб. Следовательно, структура товарооборота неудовлетворительна.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |