Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы



2019-12-29 438 Обсуждений (0)
Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. Эти показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, форми­рование доходов. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем прода­жи товаров в стоимостном выражении за определенный период вре­мени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного това­рооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотно­шение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассмат­ривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой про­дажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В со­ставе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура товарооборота. Это качественный показа­тель товарооборота, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприя­тию, филиалам, отделам, секциям, временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

На объем и структуру товарооборота оказывают влияние различ­ные факторы, но прежде всего экономические, воздействующие на ве­личину спроса.

Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые продает предприятие. Например, высокий уровень инфляции на товары, цена на которые является определя­ющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж.

Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых пред­приятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

Тенденции развития экономики, в первую очередь региональ­ной, — стабилизация, рост или спад — будут иметь определяющее воз­действие на рынок, на котором работает предприятие.

Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приво­дит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то, что их интересуют, прежде всего, цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.

Политические факторы тесно переплетены как на общегосудар­ственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей.

Рассмотрим социально-демографические факторы. Успех деятель­ности торгового предприятия определяется тем, насколько полно оно будет удовлетворять потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд других демографиче­ских показателей, которые могут существенно повлиять на товарообо­рот. В целом люди стали больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевре­менно определять потребности и запросы покупателей.

Особое внимание следует уделять изучению характера изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления не­продовольственных товаров, а при их снижении растут расходы насе­ления на покупку продовольствия.

Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рын­ков (пример тому — рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы ра­боты торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электрон­ными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увели­чить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых ра­ботников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота.

Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товаро­оборот, но, тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего, следует изучать те факторы, которые наиболее за­метно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспри­нимает как благоприятную возможность.                                            

На товарооборот влияют и многие другие условия: местораспо­ложение предприятия, интенсивность покупательских потоков, орга­низация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассор­тимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на то­варооборот.

Таблица 1

Товарооборот оптовой базы Луговского райпотребсоюза за отчетный год

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Индекс

цен

Товарооборот в сопоставимых ценах

Динамика в %

план факт % выпол- нения В действ. ценах В сопост. ценах
1.Оптовый товарооборот, всего, в тыс.руб. 39576 42750 45368 106,12 1,13 40149 114,64 101,45
в том числе                
а) оптово- складской 31860 34120 36174 106,02 1,13 32012 113,54 100,48
б) транзитный 7716 8630 9194 106,54 1,13 8136 119,16 105,44
2.Удельный вес транзитного оборота в оптовом обороте, % 19,50 20,19 20,27 - - 20,27 - -
3.Розничный товарооборот системы райпотребсоюза, тыс.руб. 40423 48700 49284 101,20 1,13 43614 121,92 107,89
4.Оптово-складской товарооборот в % к розничному 78,82 70,06 73,40 - - 73,40 - -

 

Пояснения к расчетам табл. 1:

Удельный вес транзитного оборота в оптовом обороте определяется как отношение транзитного оборота к оптовому обороту, умноженному на 100%.

Оптово-складской товарооборот в % к розничному определяется отношением оптово-складского товарооборота к розничному, умноженному на 100%.

Товарооборот в сопоставимых ценах определяется делением суммы фактического товарооборота на индекс цен.

Динамика в действующих ценах определяется отношением суммы фактического товарооборота к прошлому году, умноженному на 100%.

Динамика в сопоставимых ценах определяется суммы товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году.

Выводы по табл. 1:

План по оптовому товарообороту перевыполнен на 6,12% за счет перевыполнения плана по оптово-складскому товарообороту на 6,02% и транзитному на 6,54%. План по розничному товарообороту перевыполнен на 1,2%.

По отношению к прошлому году темп изменения составил:

- оптового товарооборота 114,64%, в сопоставимых ценах 101,45%;

- оптово-складского товарооборота 113,54%, в сопоставимых ценах 100,48%;

- транзитного товарооборота 119,16%, в сопоставимых ценах 99,3%.

Темп изменения розничного товарооборота составил в действующих ценах 121,92%, в сопоставимых ценах 107,89%, что выше темпов изменения оптового товарооборота. Такую ситуацию можно объяснить тем, что цены в розничной торговле более мобильны и их проще регулировать в соответствии с инфляционными процессами.

Увеличение розничного товарооборота способствовало росту удельного веса оптово складского товарооборота с 70,06% по плану до 73,4% по факту.

Таблица 2

Расчет влияния факторов на изменение объема оптово-складского товарооборота

Показатели

Отчетный год

Влияние факторов

план фактически отклонение
Оптово – складской оборот, тыс.руб. 31860 36174 4314 -
Розничный товарооборот, тыс.руб. 40423 49284 8861 6984
Оптово – складской оборот в % к розничному 78,82 73,40 -5,42 -2671

 

Влияние факторов определяется по формулам:

       (Рф – Рп) * Kп

∆Ср =                                                                                          (1)

              100

 

       (Кф – Кп) * Рф

∆Ск =                                                                                          (2)

              100

 

где ∆Ср – изменение объема оптово-складского оборота за счет изменения розничного товарооборота;

∆Ск – изменение объема оптово-складского оборота за счет изменения процентного отношения оптово-складского оборота к розничному;

Pп и Рф – объем розничного товарооборота, плановый и фактический;

Кп и Кф – отношение оптово-складского оборота к розничному по плану и фактически (коэффициенты оптово-складской звенности товародвижения).

∆Ср = 8861*78,82/100 = 6985 тыс.руб.

∆Ск = -5,42*49284/100 = -2671 тыс.руб.

Проверка: 6985-2671 = 4314 тыс. руб.

Вывод. На увеличение оптово-складского оборота на 4314 тыс.руб. благоприятным фактором является изменение на 6984 (увеличение) объема оптово-складского оборота. Снижением на 5,42% отношение оптово-складского оборота к розничному в сумме -2671.


Таблица 3

Товарная структура оптово-складского товарооборота оптовой базы Луговского райпотребсоюза

Товарные группы

Оптово-складской товарооборот

% выпол- нения

Отчетный год в % к прошлому году

Удельный вес товарных групп в общем объеме товарооборота

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

план факт план факт
Продовольственные товары                
Мука 1730,4 1500 1348,2 89,88 77,91 5,43 4,40 3,73
Сахар 1972,6 2100 2186,4 104,11 110,84 6,19 6,15 6,04
Кондитерские изделия 2058,2 2350 2308,3 98,23 112,15 6,46 6,89 6,38
Макаронные изделия 1589,3 1730 1887,9 109,13 118,79 4,99 5,07 5,22
Водка и ликероводочные изделия 3646,5 3800 3938,1 103,63 108,00 11,45 11,14 10,89
Вино 1062,2 1100 1086,7 98,79 102,31 3,33 3,22 3,00
Остальные товары 5272,8 5845 7392,4 126,47 140,20 16,55 17,13 20,44
Итого 17332 18425 20148 109,35 116,25 54,40 54,00 55,70
Непродовольствен-ные товары                
Одежда и белье 3600,2 3740 3682,1 98,45 102,27 11,30 10,96 10,18
Ткани всех видов 2616,9 2835 2920,7 103,02 111,61 8,21 8,31 8,07
Галантерея 664,6 810 754,5 93,15 113,53 2,09 2,37 2,09
Синтетические моющие средства 1015,1 1200 1155,9 96,33 113,87 3,19 3,52 3,20
Радиоприемные устройства 974,5 1050 1072,2 102,11 110,03 3,06 3,08 2,96
Остальные товары 5656,7 6060 6440,6 106,28 113,86 17,75 17,76 17,80
Итого 14528 15695 16026 102,11 110,31 45,60 46,00 44,30
Всего 31860 34120 36174 106,02 113,54 100,00 100,00 100,00

 

Выводы по табл. 3:

План по товарообороту выполнен на 6,02%, при этом перевыполнение плана по продовольственным товарам составило 9,35%, по непродовольственным товарам 2,11%.

По отношению к прошлому году товарооборот по продовольственным товарам увеличился на16,25%, по непродовольственным 10,31%, общий рост товарооборота к прошлому году составил 13,54%.

Таким образом, на увеличение товарооборота в большей степени оказало влияние роста товарооборота по продовольственным товарам.

Удельный вес товарных групп запланирован на уровне прошлого года и составил по продовольственным товарам 54%, по непродовольственным товарам 46%. Фактически удельный вес продовольственных товаров составил 55,7%, непродовольственных товаров 44,3%, т.е. имеется недовыполнение плана в отличие от продовольственных товаров, по которым план перевыполнен на 1,7% (55,7-54).

Наибольшим спросом в группе продовольственных товарам пользовались остальные товары, о чем свидетельствует их удельный вес 20,44% и водка и ликероводочные изделия, удельный вес которых в отчетном году составил 10,89%.

Наименьшим спросом потребителей пользовались мука, удельный вес которой составил 3,73% против запланированных 4,4% и вино, удельный вес которого составил 3,0% против запланированных 3,22%.

В группе непродовольственных товаров основной удельный вес составляют остальные товары по плану 17,76%, фактически 17,8%. Наименьшие удельный вес составляют галантерея – 2,09% против запланированных 2,37% и радиоприемные устройства – 2,96% против запланированных 3,08%.

В целом товарная структура существенных изменений не претерпела, о чем свидетельствуют данные удельного веса по плану и фактически.

Такая ситуация может означать наличие грамотной маркетинговой политики предприятия, в рамках которой изучается спрос своих потребителей


Таблица 4

Выполнение плана розничного и оптово-складского товарооборота и звенности товародвижения по товарным группам

 

Показатели

 

Розничный товарооборот, тыс.руб.

Оптово-складской товарооборот, тыс.руб.

Отношение оптово-складского оборота к розничному, %

план

 

факт

 

% выпол-

нения

план

 

факт

 

% выпол-

нения

Прош-лый

год

Отчетный год

план

факт

отклонение

Продовольст-венные товары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мука

2200

2386,2

108,46

1500 1348,2 89,88

70,3

68,18

56,50

-11,68

Сахар

3300

3420,1

103,64

2100 2186,4 104,11

65,8

63,64

63,93

0,29

Кондитерские изделия

3850

3686,5

95,75

2350 2308,3 98,23

67,2

61,04

62,61

1,58

Макаронные изделия

3520

3674,4

104,39

1730 1887,9 109,13

52,5

49,15

51,38

2,23

Водка и ликероводоч-ные изделия

8780

 

 

8872,6

 

 

101,05

 

 

3800 3938,1 103,63

45,6

 

 

43,28

 

 

44,38

 

 

1,10

 

 

Вино

2380

2305,7

96,88

1100 1086,7 98,79

48,4

46,22

47,13

0,91

Остальные товары

6600

 

7485,7

 

113,42

 

5845 7392,4 126,47

85,6

 

88,56

 

98,75

 

10,19

 

Итого

30630

31831,2

103,92

18425 20148 109,35

61,5

60,15

63,30

3,14

Непродовольст-венные товары

 

 

 

     

 

 

 

 

Одежда и белье

4200

3846,7

91,59

3740 3682,1 98,45

90,3

89,05

95,72

6,67

Ткани всех видов

3200

 

2896,3

 

90,51

 

2835 2920,7 103,02

87,1

 

88,59

 

100,84

 

12,25

 

Галантерея

1100

950,6

86,42

810 754,5 93,15

75,7

73,64

79,37

5,73

Синтетические моющие средства

1500

 

 

1620,4

 

 

108,03

 

 

1200 1155,9 96,33

80

 

 

80,00

 

 

71,33

 

 

-8,67

 

 

Радиоприемные устройства

1300

 

1360,5

 

104,65

 

1050 1072,2 102,11

85,3

 

80,77

 

78,81

 

-1,96

 

Остальные товары

6770

 

6778,3

 

100,12

 

6060 6440,6 106,28

90,5

 

89,51

 

95,02

 

5,51

 

Итого

18070

17452,8

96,58

15695 16026 102,11

87,3

86,86

91,82

4,97

Всего

48700

49284

101,20

34120 36174 106,02

73,3

70,06

73,40

3,34

 

Выводы по табл. 4.

План по розничному товарообороту выполнен на 101,2% за счет перевыполнения плана по продовольственным товарам на 3,92%. План розничного товарооборота по непродовольственным товарам недовыполнен на 3,42% (96,58-100).

В группе продовольственных товаров розничного товарооборота план перевыполнен по муке на 8,46%, сахару – 3,64%, макаронным изделиям – 4,39%, водке и ликероводочным изделиям – 1,05%, остальным товарам – 13,42%.

План не довыполнен по кондитерским изделиям на 4,25% (95,75-100), по вина – на 3,12% (96,88-100).

По непродовольственным товарам план перевыполнен на 8,03% по синтетическим моющим средствам, на 4,65% по радиоприемным устройствам.

План недовыполнен на 8,41% (91,59-100) по одежде и белью, на 9,49% (90,51-100) по тканям всех видов, на 13,58% (86,42-100) по галантереи.

По остальным непродовольственным товарам наблюдается стопроцентное выполнение плана.

Фактическое отношение оптово-складского оборота к розничному по продовольственным товарам превышает на 3,14%, по непродовольственным товарам - на 3,34%.

Таблица 5

Расчет влияния структуры розничного товарооборота на общую звенность товародвижения

Товарные группы

Структура розничного товарооборота

Плановые отношения складского оборота к розничному

Процентные числа (гр.5*гр.6)

Сумма, тыс.руб. план Удельный вес, % план Сумма, тыс.руб. факт Удельный вес, % факт
1 2 3 4 5 6 7
Продовольственные товары 30630 62,90 31831,2 64,59 60,15 3884,93
Непродовольственные товары 18070 37,10 17452,8 35,41 86,86 3075,95
Итого 48700 100,00 49284 100,00 70,06 6960,87

 

Формулы для расчета:

∆Кср = Кс – Кп = 69,51-70,6 = -1,09                                             (3)

Кс = Итого гр.7/100% = 6960,87/100 = 69,51                              (4)

           Рф * ∆Кср    49284*(-1,09)

∆Сср =                    =                           = -537,2 тыс.руб.      (5)

              100%                  100%

 

где  ∆Кср – изменение звенности товародвижения за счет структуры розничного товарооборота;

Кп и Кс – плановый и скорректированный показатель отношения оптово-складского оборота к розничному;

∆Сср – изменение суммы оптово-складского оборота за счет структуры розничного товарооборота;

Рф – фактический розничный товарооборот.

Вывод: влияние на общую звенность отрицательное, изменение звенности товародвижения за счет розницы равно -1,09 руб. А сумма изменения оптово-складского товарооборота за счет структуры розничного ровна – 537,2 руб. Следовательно, структура товарооборота неудовлетворительна.




2019-12-29 438 Обсуждений (0)
Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)