Формирующий этап эксперимента
Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся. Цель определила задачи формирующего этапа эксперимента: · разработать уроки по общей биологии и программу элективного курса, способствующие профессиональному самоопределению учащихся, · осуществить первичное «погружение» в профессии на уроках общей биологии (9 класс), · Организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс) На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 9 А класса на данном этапе эксперимента была разработана система заданий естественно-математической и гуманитарной направленностей к урокам курса “Общая биология” (таблица 5, конспекты уроков приведены в приложении), в которой учтены процессы профессионального самоопределения детей. Задания основываются на материал программы Пономаревой И. Н. и др. и учебника “Основы общей биологии” И. Н. Пономаревой, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. После выполнения каждого задания с учащимися были организованы беседы по проверке заданий каждого из профессиональных направлений, внимание учеников акцентировалось на важности конкретного мышления в профессиях естественно-математического характера и абстрактного — в гуманитарных профессиях (в обязательном порядке приводились примеры профессий каждого из направлений), таким образом, осуществлялось первичное погружение учащихся в профессию.
Таблица 11.
По результатам 7 предложенных заданий: · 9 человек всегда выбирали задания естественно-математического характера (30%) · 8 человек всегда выбирали задания гуманитарного характера (27%) · 8 человек выбрали 5 или 6 заданий естественно-математического профиля (27%) · 4 человека выполнили 3 задания гуманитарного и 4 задания естественно-математического характера (13%) · 1 человек выполнил все 14 заданий и гуманитарного, и естественно-математического характера (3%) На формирующем этапе также была разработана программа элективного курса по биологии как средство предпрофильной подготовки школьников. Выбор этого направления в экспериментальной работе обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МОУГ №4. Реализация программы элективного курса будет осуществляться в 2007/2008 учебном году. В данном параграфе выпускной квалификационной работы предлагаем программу элективного курса по биологии “Твои возможности, человек” (конспекты занятий в рамках данного элективного курса приведены в приложении). Пояснительная записка Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие, как найти свое место в жизни. Кто из нас замерял объем собственного внимания, степень эмоциональной устойчивости и т. д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума. [10] Цель курса В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности. Задачи курса · раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий; · освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики; · овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти, воспитанию наблюдательности и внимания; · создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников. В результате изучения курса учащиеся должны: 1. уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия, 2. уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность, 3. знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики. Содержание 1. Введение (1 час) Предмет и задачи курса физиологии высшей нервной деятельности, связь его с психической, медицинской и др. науками. 2. Физиологические основы ощущения, восприятия, пямяти, воображения, мышления (3 часа) Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение - первичный сигнал действительности. Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение. Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Способы организации умственной деятельности. Демонстрации: таблицы “Анализаторы”, таблицы двойственных изображений, чертежей, иллюстрированных зрительных иллюзий, фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение. Практические работы: 1. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля. 2. Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов. (с использованием компьютерной презентации) 3. Определение типа памяти. 4. Определение объема смысловой памяти. 3. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (3 часа) Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания. Сознание - высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки. Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь. Практические работы: 5. Определение скорости концентрации внимания. 6. Оценка распределения и объема внимания. 7. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма) 4. Типы высшей нервной деятельности человека (3 часа) Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительные, художественный, смешанный. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности. Практические работы: 8. Проведение теста “Художник или мыслитель” 9. Определение типа темперамента. 10. Определение направленности интересов. Тематическое планирование
Таблица 12.
Методические рекомендации Курс предназначен для учащихся различных профилей. Лекционно-семинарский подход в данном случае заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Практические работы даны с расчетом на базовый уровень знаний и умений учащихся. [37] Такой вариант оптимален в данном случае, так как изучается непростой материал, насыщенный новыми фактами. Большинство экспериментов и демонстраций основаны на физиологических тестах и пробах, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников. Проведение занятий элективного курса предполагает систематическое сопровождение психолого-педагогической диагностикой. Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что ее технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Именно поэтому параллельно с занятиями элективного курса вопросы профессионального самоопределения рассматривались и на уроках общей биологии (конспекты уроков приведены в приложении), тематика которых отражала практические аспекты биологической науки и ее тесную взаимосвязь с другими профессиональными областями, особенностями того или иного вида профессиональной деятельности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |