Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий этап эксперимента



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Цель определила задачи формирующего этапа эксперимента:

· разработать уроки по общей биологии и программу элективного курса, способствующие профессиональному самоопределению учащихся,

· осуществить первичное «погружение» в профессии на уроках общей биологии (9 класс),

· Организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс)

На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 9 А класса на данном этапе эксперимента была разработана система заданий естественно-математической и гуманитарной направленностей к урокам курса “Общая биология” (таблица 5, конспекты уроков приведены в приложении), в которой учтены процессы профессионального самоопределения детей. Задания основываются на материал программы Пономаревой И. Н. и др. и учебника “Основы общей биологии” И. Н. Пономаревой, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. После выполнения каждого задания с учащимися были организованы беседы по проверке заданий каждого из профессиональных направлений, внимание учеников акцентировалось на важности конкретного мышления в профессиях естественно-математического характера и абстрактного — в гуманитарных профессиях (в обязательном порядке приводились примеры профессий каждого из направлений), таким образом, осуществлялось первичное погружение учащихся в профессию.

 

Таблица 11.

Тема урока Задание естественно-математического характера Задание гуманитарного плана
Идея развития органи-ческого мира в биологии Представьте изменение мнений об устройстве живого мира на протяжении веков в виде схемы с конкретными и четкими комментариями. Познакомьтесь на стр. 141-142 с мнениями о развитии мира разных философов. Проанализируйте, в каком направлении шла эволюция их мысли, какие из ныне отвергнутых положений кажутся вам адекватными и на сегодняшний день.
Современные представления об эволюции органического мира Предположите, какие изменения в системе органов человека или любого другого млекопитающего позволят ему преодолеть возникающие в организма мутации. Представьте свой ответ в виде схемы строения организма с указанием точных изменений. Напишите эссе, в котором предположите, каким образом естественный отбор может в будущем направить ход эволюции, в том числе и человека.
Основные направления эволюции Познакомившись с текстом §42 учебника, составьте краткую, но емкую схему, отражающую основные закономерности биологической эволюции и ее направление. Прочитайте статью Ю.Белова “Антрополо-гический детектив” и напишите краткий отзыв-эссе, указав согласны вы или нет с мнением автора о направлении эволюции, приведя биологические доказательства своего мнения.
Человеческие расы, их родство и происхождение Прочитав материал §48, на карте мира разработайте и нанесите условные изображения, отражающие географию расселения человеческих рас по планете. Сделайте выводы. Проанализировав сло-жившуюся на сегодняшний день картину мира с непрекращающимися конфликтами на нацио-нальной почве, напишите небольшое эссе, связав биологические особенности человеческих рас и их психологические характеристики.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

при подготовке урока учащимся предлагалось выполнить одно из следующих заданий:

  Составьте таблицу, схему или график, показывающий развитие влияния человека на живую и неживую природу планеты. Отразите на ней положительные и отрицательные стороны взаимодействия. Письменно ответить на вопрос: “Каким должен быть характер отношений человека и природы, чтобы сохранить устойчивое развитие жизни на планете?”

 

По результатам 7 предложенных заданий:

· 9 человек всегда выбирали задания естественно-математического характера (30%)

· 8 человек всегда выбирали задания гуманитарного характера (27%)

· 8 человек выбрали 5 или 6 заданий естественно-математического профиля (27%)

· 4 человека выполнили 3 задания гуманитарного и 4 задания естественно-математического характера (13%)

· 1 человек выполнил все 14 заданий и гуманитарного, и естественно-математического характера (3%)

На формирующем этапе также была разработана программа элективного курса по биологии как средство предпрофильной подготовки школьников. Выбор этого направления в экспериментальной работе обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МОУГ №4. Реализация программы элективного курса будет осуществляться в 2007/2008 учебном году.

В данном параграфе выпускной квалификационной работы предлагаем программу элективного курса по биологии “Твои возможности, человек” (конспекты занятий в рамках данного элективного курса приведены в приложении).


Пояснительная записка

Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие, как найти свое место в жизни. Кто из нас замерял объем собственного внимания, степень эмоциональной устойчивости и т. д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума. [10]

Цель курса

В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.

Задачи курса

· раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;

· освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;

· овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти, воспитанию наблюдательности и внимания;

· создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

    В результате изучения курса учащиеся должны:

1. уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия,

2. уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность,

3. знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.

Содержание

1. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса физиологии высшей нервной деятельности, связь его с психической, медицинской и др. науками.

2. Физиологические основы ощущения, восприятия, пямяти, воображения, мышления (3 часа)

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение - первичный сигнал действительности.

Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Способы организации умственной деятельности.

Демонстрации: таблицы “Анализаторы”, таблицы двойственных изображений, чертежей, иллюстрированных зрительных иллюзий, фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение.

Практические работы:

1. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.

2. Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов. (с использованием компьютерной презентации)

3. Определение типа памяти.

4. Определение объема смысловой памяти.

3. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (3 часа)

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания.

Сознание - высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

Практические работы:

5. Определение скорости концентрации внимания.

6. Оценка распределения и объема внимания.

7. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)

4. Типы высшей нервной деятельности человека (3 часа)

Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительные, художественный, смешанный. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.

Практические работы:

8. Проведение теста “Художник или мыслитель”

9. Определение типа темперамента.

10. Определение направленности интересов.

Тематическое планирование

 

Таблица 12.

Наименование тем курса Всего

В том числе

п/п   часов лекции практики семинары
1 Введение. Физиология высшей нервной деятельности как научная дисциплина. 1 1    
2 Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления. 3 1 1 1
3 Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание. 3 1 1 1
4 Типы высшей нервной деятельности. 3 1 1 1
5 Заключительное занятие. Подведем итоги. 1      

Методические рекомендации

Курс предназначен для учащихся различных профилей. Лекционно-семинарский подход в данном случае заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Практические работы даны с расчетом на базовый уровень знаний и умений учащихся. [37] Такой вариант оптимален в данном случае, так как изучается непростой материал, насыщенный новыми фактами. Большинство экспериментов и демонстраций основаны на физиологических тестах и пробах, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Проведение занятий элективного курса предполагает систематическое сопровождение психолого-педагогической диагностикой.

Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что ее технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Именно поэтому параллельно с занятиями элективного курса вопросы профессионального самоопределения рассматривались и на уроках общей биологии (конспекты уроков приведены в приложении), тематика которых отражала практические аспекты биологической науки и ее тесную взаимосвязь с другими профессиональными областями, особенностями того или иного вида профессиональной деятельности.

 



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)