Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конспекты занятий элективного курса



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Конспекты занятий элективного курса 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (введение)

Тема урока: Физиология высшей нервной деятельности как научная дисциплина.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, ее связью с другими науками.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать задачи, которые ставит перед собой курс “Физиология высшей нервной деятельности”, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: портреты И. П. Павлова и И. М. Сеченова, плакат с написанной на нем цитатой, таблица “Основные формы проявления психики и их взаимосвязь”.

Методы: беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент. (5 мин.)

· приветствие учителя

· проверка готовности детей к уроку

· проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

Перед тем, как начать наше занятие, мы познакомимся со структурой элективного курса. Сегодня у нас вводное занятие, далее все последующие занятия объединены в 3 блока. каждый из блоков включает в себя лекцию, практическое занятие и завершающее семинарское занятие. После изучения всех трех блоков состоится заключительное занятие, на котором будет подведены итоги изучения данного элективного курса.

2. Изучение нового материала. (25 мин.)

Сегодня мы начинаем изучение нового курса, который называется “Твои возможности, человек”. Эпиграфом для нашего курса я выбрала слова Сенеки младшего: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”. Как вы считаете, что хотел сказать этим Сенека? (Ученики предлагают свои версии)

Действительно, понять себя и друг друга мы можем только изучив свой организм, а точнее тайны, которые хранит наш мозг.

Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Что такое память, каковы ее основы? Эти и сотни других вопросов требовали раньше научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнанно, что науку о мозге создали русские ученые.

Вспомните из курса анатомии, кого из русских ученых можно назвать основателями науки о мозге? (Ученики отвечают) Действительно, это И. П. Павлов и И.М. Сеченов (портреты на доске). На сегодняшний день оформилось стройное научное направление “физиология высшей нервной деятельности”. Как мы можем дать определение этой научной дисциплине? (Ученики предлагают свои версии) Запишем: “Физиология высшей нервной деятельности — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой”.

Как вы думаете, с какими науками тесно связана физиология высшей нервной деятельности? (Параллельно с ответами учеников на доске изображается схема):

 

Связь физиологии ВНД с другими науками.

Биология                                                                Медицина

                                                       

                                 Генетика   

                                                             Физиология

ФИЗИОЛОГИЯ ВНД

              Психология                                                 Педагогика

 

Итак, физиология ВНД связана со многими науками, но наиболее тесная взаимосвязь — между физиологией ВНД и психологией.

Какое определение науке психологии вы можете дать? (Ученики отвечают) Запишем: “Психология — наука, изучающая внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира”. В дословном переводе психология — наука о психике (от греч. “psyche” — душа).

Психика — совокупность психических процессов и состояний, возникающих при работе мозга.

Как вы думаете, какие психические процессы могут быть объединены термином “психика”? (Ученики отвечают, параллельно составляется схема на доске):

 

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Процессы Состояния Свойства личности
Познавательные: - ощущения - восприятие - память - мышление - воображение - речь - внимание Эмоционально-волевые: - чувства - воля - устойчивый интерес - творческий подъем - убежденность - сомнения - апатия - угнетенность и др. - темперамент - характер - способности

 

Итак, все формы психической деятельности человека обусловлены огромным множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Человек обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что связано с высоким развитием головного мозга.

3. Закрепление и обобщение. (5-7 мин.)

Итак, давайте подведем итог нашего занятия. Ответьте на вопросы:

· Кого из русских ученых считают основоположниками наук о мозге?

· Что на сегодняшний день изучат физиология ВНД?

· С какими научными дисциплинами связана физиология ВНД?

· Чем отличается психология от психики?

· Какие основные формы проявления психики вам известны?

4. Задание на дом   (2 мин.)

записи читать, знать основные понятия и определения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (лекция)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности классификации типов высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического типа высшей нервной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: рисунки-изображения представителей различных темпераментов, схема “Соотношение типа ВНД и темперамента”.

Методы: рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент. (5 мин.)

· приветствие учителя

· проверка готовности детей к уроку

· проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Изучение нового материала. Лекция. (25 мин.)

Итак, сегодня мы посвятим наше занятие лекции по теме “Типы высшей нервной деятельности”.

Во время лекции вы в своих тетрадях должны составить конспект по следующему плану:

· введение, понятие сигнальной системы

· типы ВНД по И.П. Павлову

· типология Гиппократа

Итак, сегодня мы познакомимся с типами высшей нервной деятельности. Характер высшей нервной деятельности человека в значительной мере обусловлен врожденными свойствами нервной системы.

Мозг человека реагирует на две системы сигналов:

1) 1-ая сигнальная система — это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем.

2) 2-ая сигнальная система — это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия.

В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И. П. Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их “художественный” и “мыслительный”. Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П. Павлов отнес к “смешанному” типу ВНД. Вы уже, наверное, поняли, что для представителей каждого типа ВНД по И.П. Павлову будут свойственны свои профессиональные предпочтения, тот или иной вид деятельности. Совершенно очевидно, что для людей художественного типа подойдут профессии гуманитарного плана (художник, поэт, декоратор, дизайнер, литературный критик, писатель и т.д.), а для людей мыслительного типа — деятельность, требующая точности и четкости в операциях (инженер, врач, строитель, конструктор и т.д.)

Существует и другая классификация типов ВНД, которая соотносится с типами темпераментов, предложенных в IV в. до н. э. древнегреческим врачом Гиппократом. На приведенной схеме вы можете видеть, как соотносится тип ВНД и темперамент.

 

Тип нервной системы

Сильные

Слабые

 

безудержный живой инертный  
особенности нервных процессов сила уравновеше-нность подвижность сильный неуравнове-шенный подвижный сильный уравновешен-ный подвижный сильный уравновешен-ный инертный слабый неуравнове-шенный подвижный или инертный
темперамент   холерик сангвиник флегматик меланхолик

 

Сангвиник — живой, подвижный тип. Его характеризуют сильные, т.е. устойчивые к внешним воздействиям, подвижные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Флегматик — сильный, спокойный, малоподвижный тип. Процессы возбуждения и торможения у него отличаются от первого застойностью, инертностью. Холерик — безудержный тип. Он отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения у него преобладают над торможением. Меланхолик - слабый тип, для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощение нервной системы.

Среди литературный героев типичными чертами сангвиника наделен Стива Облонский из романа Л.Н. Толстого “Анна Каренина”, холерический темперамент просматривается у старого князя Болконского из романа “Война и мир” Л.Н. Толстого. Типичными холериками были Петр I, А.В. Суворов. Типичный флегматик — герой романа И. С. Тургенева “Накануне” Увар Иванович Стахов. У другого героя того же романа — Берсенева мы находим отчетливые проявления меланхолического темперамента.

В завершении лекции мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у каждого человека тот или иной тип ВНД и, следовательно, собственные склонности и особенности. Мы уже говорили о том, что людям с определенным типом ВНД предпочтительна та или иная сфера профессиональной деятельности. На практическом занятии вы сможете определить индивидуальные особенности психики, поняв таким образом, к какой профессиональной области вы больше склоняетесь.

Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы по материалу лекции, учитель отвечает на них)

3. Задание на дом   (2 мин.)

записи читать, знать основные понятия и определения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (практика)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности классификации типов высшей нервной деятельности, помочь освоить учащимся способы и методы лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического процесса, определять свой тип высшей нервной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: инструктивные карточки с заданиями для проведения практической работы.

Методы: беседа, рассказ, метод работы с раздаточным материалом, наблюдение.

Ход урока:

1. Организационный момент.(5 мин.)

· приветствие учителя

· проверка готовности детей к уроку

· проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Вводная беседа.  (7-10 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу на тему “Типы высшей нервной деятельности”. Как вы думаете, какую цель можно поставить перед собой при выполнении данной работы? (Ученики отвечают) Действительно, сегодня нам предстоит овладеть методами определения типа высшей нервной деятельности, а также каждый из вас сможет оценить свои собственные психические процессы, что может помочь вам выбрать сферу своей будущей деятельности.

Хочу напомнить вам, каким образом следует оформить в своих тетрадях ход практической работы (учитель записывает и комментирует план на доске):     Практическая работа № ____, тема, цель,  оборудование, ход работы, результаты, выводы.

3. Выполнение практической работы учащимися. (25-30 мин.)

Ученики выполняют практическую работу, пользуясь инструктивными карточками. Учитель при необходимости помогает в работе ученикам.

Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме

“Типы высшей нервной деятельности”

I. Проведение теста “Художник или мыслитель”

1) цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.

2) вам предлагается оценить 10 утверждений, пользуясь 11-балльной шкалой, на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов:

а) У меня преобладает хорошее настроение.

б) Я помню то, чему учился несколько лет назад.

в) Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

г) Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

д) Я считаю: эмоции в разговоре мешают.

е) Мне трудно дается алгебра.

ж) Я легко запоминаю незнакомые лица.

з) В группе приятелей я первым начинаю разговор.

и) Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

к) У меня преобладает плохое настроение.

3) подведите итоги: подсчитайте отдельно сумму баллов за вопросы 1,2,5,8,9 (ЛП — левополушарные ответы) и вопросы 3,4,6,7,10 (ПП — правополушарные ответы)

4) если ЛП>ПП на 5 баллов и более — преобладание мыслительного типа ВНД; если ЛП<ПП на 5 баллов и более — преобладание художественного типа ВНД; если же ЛП=ПП — наличие смешанного типа ВНД.

5) сделайте вывод о вашем доминантном полушарии и соответственном типе ВНД, сопоставьте тип ВНД и свои профессиональные предпочтения.

II. Определение типа темперамента.

1) цель: научиться определять тип темперамента.

2) перед вами четыре блока, в которых по двадцать особенностей поведения человека. Начиная с первого блока, внимательно читайте каждое положение и, если оно определенно вам подходит, обведите кружком соответствующий номер.

ХОЛЕРИК

1 — неусидчив, суетлив

2— невыдержан, вспыльчив — нетерпелив

3 — резок и прямолинеен в отношениях с людьми

4 — решителен и инициативен

5 — упрям

6 — находчив в споре

7 — работает рывками

8 — склонен к риску

САНГВИНИК

1 — весел и жизнерадостен

2 — энергичен и деловит

3 — часто не доводит начатое дело до конца

4 — склонен переоценивать себя

5 — способен быстро схватывать новое

6 — неустойчив в интересах и привязанностях

7 — легко переживает неудачи и неприятности

8 — легко приспосабливается к разным обстоятельствам

ФЛЕГМАТИК

1 — спокоен и хладнокровен

2 — последователен и обстоятелен в делах

3 — осторожен и рассудителен

4 — умеет ждать

5 — молчалив и не любит попусту болтать

6 — обладает спокойной, размеренной речью

7 — сдержан и терпелив

8 — доводит начатое дело до конца

МЕЛАНХОЛИК

1 — стеснителен

2 — теряется в новой обстановке

3 — затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми

4 — не верит в свои силы

5 — легко переносит одиночество

6—чувствует подавленность и растерянность при неудачах

7 — склонен «уходить в себя»

8 — быстро утомляется

3) после окончания работы подсчитайте количество обведенных кружков в каждом блоке и их общее количество. Процентное отношение каждого из четырех темпераментов (обозначенных Х, С, Ф, М) считается по формуле:

КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ В БЛОКЕ 100 %

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ

 

Не забудьте, что в сумме у вас должно получиться 100%, то есть Х+С+Ф+М=100%.

4) сделайте выводы о собственном типе темперамента и сопоставьте определенный с помощью теста тип с предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельностью.

III. Определение направленности профессиональных интересов.

1) цель: оценить собственную направленность профессиональных интересов.

2) внимательно прочитайте приведенные ниже предложения. Подумайте, прежде чем ответить на каждый вопрос, и дайте по возможности более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что вам ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ то, о чем написано, то поставьте против этого пункта два плюса “++”. Если ПРОСТИ НРАВИТСЯ, — ставьте один плюс “+”. Если сомневаетесь, ставьте 0. Если предложенное дело ПРОСТО НЕ НРАВИТСЯ, ставьте “-”, если ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ — поставьте себе 2 минуса “- -”.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги и статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки легкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиосхемах.

3) чтобы определить, направленность ваших интересов, следует подсчитать количество плюсов и минусов по следующим сферам:

ФИЗИКА: 1, 25, 49, 73, 97, 121;

МАТЕМАТИКА: 2, 26, 50, 74, 98, 122;

ХИМИЯ: 3, 27, 51, 75, 99, 123;

АСТРОНОМИЯ: 4, 28, 52, 76, 100, 124;

БИОЛОГИЯ: 5, 29, 53, 77, 101, 125;

МЕДИЦИНА: 6, 30, 54, 78, 102, 126;

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 7, 31, 55, 79, 103, 127;

ПЕДАГОГИКА: 18, 42, 66, 90, 114, 138;

РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 19, 43, 67, 91, 115, 139;

СТРОИТЕЛЬСТВО: 21, 45, 69, 93, 117, 141;

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: 22, 46, 70, 94, 118, 142;

ТЕХНИКА: 23, 47, 71, 95, 119, 143;

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: 24, 48, 72, 96, 120, 144.

Теперь посмотрите, в какой строчке вы набрали наибольшее число плюсов. Это и есть область, в которой вам можно работать. Точно также наибольшее количество минусов говорит об обратном.

4) сделайте вывод о собственной направленности профессиональных интересов, сопоставьте результаты тестирования с собственными планами.

IV. Сопоставьте результаты, полученные вами после выполнения всех трех тестов.

V. Оформите результаты и выводы работы.

4. Обсуждение результатов работы.(5-7 мин.)

Итак, сегодня вы выполнили практическую работу по теме “Типы высшей нервной деятельности”. Какие выводы к работе вы сделали. (Ученики читают свои выводы, учитель при необходимости корректирует их)

5. Задание на дом.  (2 мин.)

На следующем занятии состоится семинар по теме “Типы высшей нервной деятельности”. Ваша задача — выучить материал, рассмотренный на лекции, а также познакомиться с дополнительной литературой, которая есть в кабинете биологии по данной тематике.

К семинарскому занятию, пользуясь лекционным материалом и дополнительной литературой, вам следует подготовить сообщения по следующим темам:

· Понятие о сигнальной системе. Сравнение первой и второй сигнальных систем.

· Типы ВНД, основанные на знании о сигнальных системах (типология И. П. Павлова)

· Характеристика основных свойств и типов нервной системы человека. Типы темперамента человека (типология Гиппократа)

· Историческая справка о формировании знаний о темпераментах, учение Гиппократа.

· Каким образом следует учитывать темперамент в выборе сферы профессиональной деятельности в будущем.

Список литературы: (есть в кабинете биологии и школьной библиотеке)

1. К.В. Васильченко. Путешествие в страну “Я”. - Донецк: Сталкер, 1998.

2. В.А. Крутецкий. Психология. - М.: Просвещение, 1989.

3. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. Уч. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1977.

При подготовке сообщений учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии каждого вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином типе ВНД помогают определить выбор профессиональной сферы деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (семинар)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: закрепить знания учащихся об особенностях физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности типологии высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического процесса, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: схемы, отражающие особенности тех психических процессов, о которых шла речь на лекции, материал, подготовленный учащимися.

Методы: беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент.(3 мин.)

· приветствие учителя

· проверка готовности детей к уроку

· проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Углубление, повторение и обобщение знаний учащихся по теме, рассмотренной на лекции. (30-35 мин.)

На сегодняшнем занятии нам предстоит повторить и проработать тему, которой мы уже посвятили лекционное и практическое занятия. Речь сегодня пойдет о типах высшей нервной деятельности. В течение урока мы вспомним материал, который рассматривали на лекциях, а также познакомимся подробнее с изученными психическими процессами, используя материал сообщений, которые вы подготовили. В конце урока мы подведем итоги, и каждый из вас сможет оценить свои знания по данной теме.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению типологии высшей нервной деятельности. Вспомните, что мы называем высшей нервной деятельностью? (Ученики отвечают) Действительно, ВНД — это нейрофизиологическая основа, внутренние механизмы поведенческих реакций и психических функций. Кого из ученых считают основоположниками физиологии ВНД? (Ученики отвечают) Действительно, основы учения о ВНД были заложены И.П. Павловым и И.М. Сеченовым. Теперь давайте обратимся к вопросу о сигнальной системе. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Понятие о сигнальной системе. сравнение первой и второй сигнальных систем.”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности.(Ученики выполняют задание)Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Теперь давайте поговорим о типологии высшей нервной деятельности. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Типы ВНД, основанные на знании о сигнальных системах. (типология И.П. Павлова)”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание)Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Теперь давайте обратимся к другой типологии высшей нервной деятельности — классификации, которая берет свое начало в глубокой древности. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Характеристика основных свойств и типов нервной системы человека. Типы темперамента человека (типология Гиппократа)”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание)Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Мы уже говорили о том, что типология Аристотеля берет свое начало с древних времен. К семинарскому занятию вы готовили сообщение - историческую справку на тему “Формирование знаний о темпераментах, учение Гиппократа”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание) Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по вопросу, над которым вы работали дома: “Каким образом следует учитывать темперамент в выборе сферы профессиональной деятельности в будущем?” (Ученики высказывают свои мнения)

3. Подведение итогов.(5-7 мин.)

Итак, сегодня мы рассмотрели особенности высшей нервной деятельности человека, познакомились с типологией ВНД. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились к семинару и усвоили материал, выполните следующее задание. В своих тетрадях начертите отрезок длиной 10 см и пронумеруйте его (параллельно учитель рисует пример на доске):

 

|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

 

Я прочитаю вам 10 утверждений, если утверждение верное, то поставьте над соответствующим номеров вопроса “дугу”, если же неверное — пропустите этот номер и ничего не ставьте.

Итак, будьте внимательны:

1. Физиология ВНД — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

2. Типология ВНД по Гиппократу основана на преобладании ведущей сигнальной системы.

3. И.П. Павлов выделил три типа ВНД: мыслительный, художественный и смешанный.

4. К сильным типам нервной системы можно отнести холерический, сангвинический и флегматический темпераменты.

5. Для слабого типа нервной системы характерны уравновешенные слабые процессы.

6. Исторические основы учения о темпераменте заложил древнегреческий ученый Гераклит.

7. Для людей художественного типа определенно подойдет профессии технического плана.

8. Характер высшей нервной деятельности обусловлен врожденными свойствами нервной системы.

9. По силе типы нервной системы делятся на сильные и слабые.

10. Сильный тип нервной системы с преобладанием возбуждения называется неуравновешенным.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на ключ (вывешивается на доске):


|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

 

Если вы не сделали ни одной ошибки, то поставьте себе “5”, если вы верно выполнили 8-9 заданий — “4”, 5-7 заданий — “3”, менее 5 заданий — “2”. (Ученики проверяют правильность выполнения задания) Не забудьте выставить себе отметку и подать на подпись.

В заключении мне хотелось бы спросить, как вы думаете, помогут ли знания об особенностях физиологии ВНД выбрать свою будущую профессию, найти свое место в жизни? Каким образом? (Ученики высказывают свои версии) Действительно, знания об особенностях собственной высшей нервной деятельности, особенности собственных психических процессов могут очень многое сказать о человеке и помочь ему сделать один из самых главных в жизни выборов - определить свою будущую сферу деятельности.

Вы уже выполнили практическую работу по рассматриваемой сегодня теме. Изучая психические процессы, вы пытались выяснить, какая из профессиональных областей вам больше подходит. Соответствуют ли выявленные вами закономерности вашим изначальным планам и желаниям? Что нового о себе вы узнали? (Ученики высказывают свои мнения)

На следующем занятии мы заканчиваем изучение курса, подведем итоги нашей работы, определив таким образом, узнали ли вы больше о собственной высшей нервной деятельности и помогло ли это вам определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Повторите материал, который мы рассматривали на занятиях элективного курса.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (заключительное занятие)

Тема урока: Подведем итоги.

Цели занятия:

1) образовательные: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, ее связью с другими науками, основными психическими процессами и типами высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать задачи, которые ставит перед собой курс “Физиология высшей нервной деятельности”, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику основным психическим процессам; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: портреты И.П. Павлова и И.М. Сеченова, плакат с написанной на нем цитатой, таблица “Основные формы проявления психики и их взаимосвязь”, таблицы и схемы.

Методы: беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент.(5 мин.)

· приветствие учителя

· проверка готовности детей к уроку

· проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Постановка задачи. (5 мин.)

Сегодня мы заканчиваем изучение курса, который называется “Твои возможности, человек”. Напомню вам, что эпиграфом для нашего курса были слова Сенеки младшего: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”. Я спрашивала вас на первом занятии и хочу узнать сейчас, как вы считаете, что хотел сказать этим Сенека? Изменилось ли ваше мнение? (Ученики предлагают свои версии) Действительно, понять себя и друг друга мы можем только изучив свой организм, а точнее тайны, которые хранит наш мозг. Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Что такое память, каковы ее основы? Эти и сотни других вопросов требовали раньше научного ответа. Лишь на малую часть этих вопросов мы постарались ответить. И если вас заинтересовала эта тема, то, я надеюсь, вы обязательно будете самостоятельно заниматься и дальше. Итак, наша задача сегодня — вспомнить все то, о чем мы говорили на прошлых занятиях, что нового вы узнали.

3. Выявление ведущих идей. (5 мин.)

Итак, давайте вспомним, какие науки составили основу изученного нами элективного курса? (Ученики отвечают) Действительно, основу нашего курса составили физиология высшей нервной деятельности и психология. Вспомните, какие определения данным научным дисциплинам мы можем дать? (Ученики отвечают) Действительно, физиология высшей нервной деятельности — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. Психология — наука, изучающая внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира.

4. Повторение главных вопросов темы. Обсуждение наиболее существенного материала.(20 мин.)

Давайте вспомним, кого из ученых считают основоположниками физиологии ВНД как научной отрасли? (Ученики отвечают) Посмотрите, перед вами (на доске) портреты этих ученых - И. П. Павлова и И.М. Сеченова.

На занятиях мы говорили о многих психических процессах. У вас на столах лежат карточки. Чтобы еще раз вспомнить их, сопоставьте термин, записанный в левом столбике, и его определение, записанное в правом столбике. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в карточках):

Мы уже говорили, что у каждого человека рассмотренные нами психические процессы работают по-разному. От их взаимодействия зависят наши предпочтения и способности. Почему? Приведите примеры. (Ученики высказывают свои мнения, приводя примеры)

Еще один вопрос, о котором мы говорил



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Конспекты занятий элективного курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конспекты занятий элективного курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)