Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта-



2019-12-29 395 Обсуждений (0)
З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта- 0.00 из 5.00 0 оценок




Тематическая программа лекционных и семинарских курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Программы лекционных курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Механизмы защит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Основы эго-психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Психоаналитические теории характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Теория Мелани Кляйн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Основы психосоматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Основы теории символической интерпретации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Вопросы к семинару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Теория и практика группанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Основные принципы психоаналитиче ской терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Вопросы к семинару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Методика и техника психоанализа: предварительное интервью

и начало терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Основы техники работы с переносом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Методика и техника работы со сновидениями в психоанализе . . . . . . . . . . . . . . . .23

Психоаналитическая этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Основы детского психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Психодиагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Психология личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Социальная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

Педагогическая психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Гендерная психология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Теоретико-методологические аспекты современной психотерапии . . . . . . . . . . . .49

Математические методы в психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53

Клиника невротических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59

Дифференциальная диагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

Основы сексологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62

Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

Методические указания по прохождению педагогической практики . . . . . . . . . . 64

Порядок организации и проведения экзаменов за пятый курс . . . . . . . . . . . . . . . 65

4

Программы и методические рекомендации. V курс

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ КУРСОВ

ДИСЦИПЛИНА

В/о

Часы

З/о

Часы

Конт-

Роль

Преподаватели

ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА

1 Теория и клиника Эдипова ком-

плекса

8

4

зачет

Юран А. Ю.

2 Механизмы защит

12

12

зачет

Куликов А. И., Машо-

вец М. Д.

3 Эго-психология

16

12

экзамен Муханова Н. А.

4 Развитие Эго и Супер-эго

8

8

зачет

Рождественский Д. С.

5 Психоаналитические теории

характера

20

12

экзамен Баранов Ю. А.

6 Теория М. Кляйн

8

4

зачет

Сахновская О. С.

7 Основы психосоматики

12

12

зачет

Муханова Н. А.

8 Теория символической интер-

претации

16

12

зачет

Авакумов С. В.

9 Семинар к курсу:

З. Фрейд «Бред и сны в Гради-

ве Йенсена»

4

конс-

пект

зачет

Авакумов С. В., Муха-

нова Н. А.

10 Теория и практика группана-

лиза

16

16

зачет

Шамов В. А.

11 Психоанализ сновидений

4

4

зачет

Мазин В. А.

12 Топики Лакана

4

4

зачет

Мазин В. А.

КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

1 Основные принципы психоана-

литической терапии

20

12

экзамен Соколов С. Е., Луки-

на И. С.

1.1 Семинар к курсу: З. Фрейд

«Конечный и бесконечный ана-

лиз», «Воспоминание, воспро-

изведение переработка»

4

4

зачет

Мазин В. А., Кули-

ков А. И.

2 Предварительное интервью и

начало терапии

12

8

зачет

Рождественский Д. С.,

Сахновская О. С.

3 Перенос. Тренинг по работе с

переносом

16

12

зачет

Рождественский Д. С.,

Шамов В. А.

5

4 Методика и техника работы со

сновидениями в психоанализе

12

12

зачет

Авакумов С. В.

5 Психоаналитическая этика

8

4

зачет

Сахновская О. С.

6 Основы детского психоанализа 20

12

зачет

Бердникова Ю. Л.

ОБЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

1 Психодиагностика

12

8

экзамен Сытько М. В.

2 Психология личности

20

12

экзамен Сытько Т. И.

3 Социальная психология

12

8

экзамен Моруженко Н. А.

4 Педагогическая психология

8

4

экзамен Боязитова Т. Д.

5 Гендерная психология

12

8

зачет

Лаврова О. В.

6 Теоретико-методологические

основы современной психоте-

рапии

12

8

зачет

Винокур В. А.

7 Математические методы в пси-

хологии

8

8

зачет

Тютюнник Е. И.

8 Клиника невротических рас-

стройств и дифференциальная

диагностика

28

16

экзамен Щеголев А. А.

9 Основы сексологии

12

8

зачет

Кудрявцева С. В.

10 Педагогическая практика

30

30

оценка

Куратор

11 Курсовая работа (эмпириче-

ское исследование)

оценка

Научный руководи-

тель

Тематическая программа лекционных и семинарских курсов

6

Программы и методические рекомендации. V курс

ПРОГРАММЫ

ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

Механизмы защит

1. Введение в проблему. Психологическая защита: дефиниции. З. Фрейд «Защитные

невропсихозы» (1894). Защита — «ядро психического механизма» психоневрозов.

Защита и вытеснение. Эволюция взглядов Фрейда на защиту.

2. Теория защитных механизмов. А. Фрейд — «преданная дочь бессмертного отца»

(биография и творчество). Эго — как объект исследования. Защитные действия

эго.

Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опас-

ности.

3. Основные виды защит. Защитные механизмы: проблема классификации, характе-

ристика основных видов. Защитные механизмы первичного и вторичного порядка.

Вклад М. Клайн в изучение защит. Сопротивление и защита. Их взаимоотношения в

терапии. Защитная функция сопротивления.

Лекционный курс иллюстрируется клиническим материалом.

Литература

Основная

1. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

Дополнительная

1. Фрейд, З. Торможение, симптом и страх // Ежегодник. Человек: образ и сущность.

№ 2. — М., 1991.

2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая психодиагностика. — М.: Класс, 1998.

Для углубленного изучения

1. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. — Воронеж, 1995.

2. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.

3. Фрейд, З. Вытеснение // Психоаналiз. — Киев, 2004.

4. Шмидбауэр, В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубин-

ной психологии. Т. 1. — М., 1998.

7

Программы лекционных курсов

Основы эго-психологии

1. Введение. Задачи и особенности курса, его положение.

2. ЭГО-психология: рабочие определения. Положение ЭГО-психологии в совре-

менной психоаналитической теории. Функции ЭГО-психологии в психоаналитическом

поле.

3. История развития ЭГО-психологии. Первый этап: приоритеты в психоанализе

начала XX века, ИД-психология и появление первых концепций ЭГО Роль А. Фрейд в

расширении границ психоанализа. Причины, задержавшие развитие ЭГО-психологии в

20-х — 40-х годах нашего столетия. Отличия первого и второго этапов в развитии ЭГО-

психологии.

4. Соверменный этап в развитии ЭГО-психологии. X. Гартманн — основоположник

современной ЭГО-психологии. Концептуальные разработоки Х. Гартманна и их влияние

на дальнейшее развитие психоанализа.

5. Описание развития психики. Фаза недифференцированности, развитие из еди-

ной недифференцированной матрицы.

6. Функциональный подход в определении ИД, ЭГО и Супер-ЭГО. Функции ЭГО.

7. Появление и формирование ЭГО. Три группы факторов развития ЭГО: инстинк-

тивные влечения, реальность и врожденная оснащенность. Переход примитивных ап-

паратов и их функций на службу ЭГО. Первичная и вторичная автономия ЭГО. Развитие

человеческой психики в ритме дифференциации — интеграции, непрерывность движе-

ния по этой схеме в течении всей жизни.

8. Конфликтологический подход к исследованию ЭГО. Необходимость внеконфлик-

тного понимания психических процессов. Концепция сферы ЭГО свободной от конфлик-

тов.

9. Обзор концептуальных разработок X. Гратманна. Адаптация. ЭГО как спепциаль-

ный «орган» адаптации. Вклад отдельных функций ЭГО в адаптацию индивида. Предсо-

знательные автоматизмы, их значение в психической жизни. Рассмотрение психических

процессов с точки зрения их адаптационной значимости. Возможности в определении

универсальных критериев психического здоровья.

10. Представления Х. Гартмана о репрезентативном мире: истоки идей и их суть.

Понятия само- и объект-репрезентаций. Соотношение концепций ЭГО и репрезентатив-

ного мира.

11. Определения ЭГО, самости и самопредставленя в работах Эдит Якобсон. Зарож-

дение и строительство ЭГО. Идентификация — как основа процесса построения ЭГО.

8

Программы и методические рекомендации. V курс

Типы идентификаций: от ранних примитивных — до более зрелых форм. Проективные

и интроективные механизмы в ранних идентификациях. Роль родительской любви и

фрустрации в формировании ЭГО. Избирательная идентификация, ее принципиальные

отличия от прочих форм идентификаций, ее роль в становлении зрелого ЭГО. Роль ста-

новления сексуальной идентичности в построении ЭГО ребенка.

12. Вклад Э. Якобсон в пересмотр концепции развития Супер-Эго, концепция функ-

ционально-селективной идентификации.

12. Р. Шпиц и первые эмпирические наблюдения за младенцем. Взгляд Р. Шпица

на различные аспекты психического развития (кристаллизация аффективных откликов,

интеграция Эго, формирование объектных отношений). Фазы раннего развития ЭГО, ин-

дикаторы успешного прохождения фаз развития по Р. Шпицу. Формирование либиди-

нозной привязанности к объекту. Признаки привязанности.

13. Дж. Боулби. Концепция привязанности. Построение и разрыв эмоциональ-

ных связей, утрата объекта, фазы переживания скорби. Нормальная и патологическая

скорбь.

14. Дальнейшее развитие Эго. А. Фрейд. М. Малер. Стадии развития Эго.

15. Э. Эриксон и эпигенетическая концепция развития. Основные положения, по-

нятие идентичности, условия ее формирования. Особенности материнского воспитания

и типы идентификаций. Ритуалы, связанные с формированием эго— идентичности. Ста-

дии эпигенетического развития по Э. Эриксону.

Литература

Основная

1. Гартман, Х. ЭГО-психология и проблемы адаптации. — М.: Институт общегуманитар-

ных исследований, 2002. .

Дополнительная

1. Тэхке, В. Психика и ее лечение:психоаналитический подход. — М.: Академический

проект, 2001.

2. Эриксон, Э. Детство и общество. — М.: Прогресс, 1996.

3. Шпиц, Р. Первый год жизни. — СПб., 2002.

Для углубленного изучения

1. Кернберг, О. Патология объектных отношений. — М., 2001.

2. Кернберг, О. Отношения любви. — М., 2000.

3. Бланк, Р., Бланк, Г. Эго психология. Теория и практика.

4. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М. 2000.

5. Боулби, Дж. Построение и разрыв эмоциональных связей.

9

Программы лекционных курсов

6. Гартманн, X., Крис, Х., Левинштейн. Комментарии по формированию психи ческой

структуры. — 1946, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 2:11–38.

7. Гартманн, X. Комментарии по поводу теории влечений. — 1948, Рsусhоаnаl. St.

Сhild, 17: 368–388.

8. Гартманн, X. Комментарии по поводу теории агрессии. — 1949, Рsусhоаnаl. St. Сhild,

3: 9–36.

9. Гартманн, X. Коментарии к психоаналитической теории ЭГО. — 1950, Рsусhоаnаl. St.

Сhild, 5: 74–96.

10. Гартманн, X. Психоанализ и развитие психологии 1. — 1950, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 5:

25–38.

11. Гартманн, X. Взаимные влияния в развитии ЭГО и ИД. — 1952, Рsусhоаnаl. St. Сhild,

5: 7–17.

13. Гартманн, X. Комментарии по поводу принципа реальности. — 1956, Рsусhоаnаl. St.

Сhild, 11: 31–53.

14. Гартманн, X., Левинштейн, Р. Комментарии по поводу Супер-ЭГО. — 1962, Рsусhо-

аnаl. St. Сhild, 17: 368–388.

15. Кернберг, О. Отношения любви. — М., 2000.

16. Кернберг, О. Ранняя интеграция ЭГО и объектные отношения.

17. Сандлер, Д., Розенблатт, Б. Концепция репрезентативного мира.

18. Чессик, Р. Ревизия теории трансфера и контртрансфера. — Dуnamiс Рsусhоthеrару,

V 4. № 1.

19. Якобсон, Э. Самость и объектный мир. — New Уогк: Int. Univ. Ргеss.

20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис.

Вопросы к экзамену

1. ЭГО-психология: рабочие определения. История развития ЭГО-психологии. При-

чины, задержавшие развитие ЭГО-психологии в 20-х — 40-х годах ХХ в. Отличия

первого и второго этапов в развитии ЭГО-психологии.

2. Современный этап в развитии ЭГО-психологии. X. Гартман — краткое биографиче-

ское эссе. Концептуальные разработоки Х. Гартманна и их влияние на дальнейшее

развитие психоанализа.

3. Описание развития психики. Фаза недифференцированности, развитие ИД и Эго из

единой недифференцированной матрицы. Функциональный подход в определении

психических структур. Функции ЭГО.

4. Появление и формирование ЭГО. Три группы факторов развития ЭГО. Первичная и

вторичная автономия ЭГО.

10

Программы и методические рекомендации. V курс

5. Развитие человеческой психики в ритме дифференциации — интеграции. Факто-

ры, запускающие дифференциацию.

6. Конфликтологический подход к исследованию ЭГО. Концепция сферы ЭГО свобод-

ной от конфликтов.

7. Концепция адаптации у Х. Гартманна. Предсознательные автоматизмы, их значение

в психической жизни. Универсальные критерии психического здоровья.

8. Представления Х. Гартмана о репрезентативном мире.

9. Определения ЭГО, самости и самопредставленя в работах Эдит Якобсон. Процесс

идентификации. Избирательная идентификация. Вклад Э. Якобсон в пересмотр

концепции развития Супер-Эго.

10. Р. Шпиц и первые эмпирические наблюдения за младенцем. Взгляд Р. Шпица на

различные аспекты психического развития. Фазы раннего развития ЭГО.

11. Дж. Боулби. Концепция привязанности. Построение и разрыв эмоциональных

связей, утрата объекта, фазы переживания скорби. Нормальная и патологическая

скорбь.

12. Дальнейшее развитие Эго: константность объекта, интернализация конфликта.

13. Дальнейшее развитие Эго в эдиповом — пубертатном периодах.

14. Э. Эриксон и эпигенетическая концепция развития. Основные положения, понятие

идентичности, условия ее формирования. Особенности материнского воспитания и

типы идентификаций.

15. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (базовое доверие — недоверие,

автономия-стыд,сомнения). Ритуалы, связанные с формированием идентичности.

16. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (инициатива — вина, компетен-

тность — недостаточность). Ритуалы, связанные с формированием идентичности.

17. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (идентичность смешение ролей,

интимность — изоляция). Ритуалы, связанные с формированием идентичности.

18. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (генеративность — застой, ин-

теграция эго-отчаяние).

Психоаналитические теории характера

Понятие характер и психодинамические представления о природе его формирова-

ния. Фрейдовская концепция характера и ее современное развитие.

Характерологические девиации — основные уровни.

11

Программы лекционных курсов

Диагностика уровней патологии характера — исторический аспект. Характероло-

гические структуры невротического уровня. Характерологические структуры личности

психопатического уровня. Характеристики пограничной структуры.

Психодинамические основы девиантного характерологического развития — типы

девиаций характера.

Оральный характер: основные характеристики, природа формирования, основы

техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Мазохистический характер: основные характеристики, природа формирования,

осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Истерический характер: основные характеристики, природа формирования, осно-

вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Шизоидный характер: основные характеристики, природа формирования, основы

техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Психопатический характер: основные характеристики, природа формирования,

осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Обсессивные и компульсивные личности: основные характеристики, природа фор-

мирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Депрессивные и маниакальные личности: основные характеристики, природа фор-

мирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Нарциссические личности: основные характеристики, природа формирования,

осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа.

Литература

1. Фрейд, З., Буллит Томас, У. Вудро Вильсон. Психологическое исследование. — М.,

Прогресс, 1992. — 286 с.

2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическпая диагностика. — М.: Класс, 1998. — 480 с.

3. Лоуэн, А. Биоэнергетика. — М., 1998.

4. Reich, W. Character Analysis. — 3 ed., New York, Orgon In. Pres, 1949. — 406 p.

Теория Мелани Кляйн

Биография М. Кляйн. Детство. Вхождение в психоаналитическую среду, эмиграция,

рождение и развитие собственной теории. Место М. Кляйн в мировом психоанализе.

Детский психоанализ М. Кляйн. Особенности кляйнианской техники.

12

Программы и методические рекомендации. V курс

Основные положения теории М. Кляйн. Параноидно-шизоидная позиция. Парано-

идная тревога. Проекция, расщепление, интроекция, идеализация, контроль, отрицание,

проективная и интроективная идентификация. Депрессивная тревога. Репарация, чувс-

тво вины. Маниакальные защиты. Ранние формы Эго.

Символическое приравнивание, основы формирования символа. Супер-Эго и Эди-

пов комплекс. Негативные и позитивные эдиповы тенденции мальчика. Негативные и

позитивные эдиповы тенденции девочки.

Литература

Основная

1. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни

ребенка. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург, 1998.

Дополнительная

1. Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мартенса. — СПб., 2001.

2. Кляйн, М. Зависть и благодарность. — СПб., 1997.

3. Топорова, Л. В. Творчество Мелани Кляйн. — СПб., 2001.

Для углубленного изучения

1. Айзекс, С. Природа и функция фантазий. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург,

1998.

2. Кляйн, М. О теории вины и тревоги. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург,

1998.

3. Кляйн, М. Заметки о некоторых шизоидный механизмах. Психоанализ в разви-

тии. — Екатеринбург. 1998.

4. Психоаналитические термины и понятия. — М., 2000.

5. Тайсон, Ф., Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург,

1998. — С. 85–169.

6. Энциклопедия глубинной психологии. Мелани Кляйн. — М., 2002.

7. Klein, M. The Psychoanalysis of Children.

Основы психосоматики

1. Исторический анализ идей связи «тела» и «духа». Психоаналитические и непсихо-

аналитические концепции психосоматики.

13

Программы лекционных курсов

2. Эволюция взглядов представителей различных научных направлений на возникно-

вение психосоматических реакций и заболеваний.

3. Концепция стресса, реагирование на экстремальные ситуации.

4. Психологиче ский профиль психосоматического больного. Модель алекситимии.

Психосоматогенная семья.

5. Определение понятий «здоровье» и «болезнь». Понятие внутренней и внешней

картины болезни. Типы реакций на болезнь (по масштабу переживания и по типу

личностного реагирования).

6. Психовегетативный синдром. Формы проявления, пусковые факторы, картина лич-

ности больных с ПВС.

7. Психодинамический подход к проблемам психосоматики. Модели возникновения

психосоматических расстройств: З. Фрейд, Ф. Александер, М. Шур, А. Митчерлих,

Дж. Энгель и А. Шмале, О. Кернберг, П. Куттер.

8. Системная модель анализа пусковых факторов психосоматического расстройства.

По Г. Оудсхорну. Психосоматические расстройства детского и подросткового воз-

раста (обзор).

9. Структурно-динамический подход к анализу психосоматических расстройств. Кон-

цепция Г. Амона. Структурный нарциссический дефицит как следствие нарушенных

отношений в первичной диаде.

10. Специфический конфликт, особенности личности у больных ИБС.

11. Специфический конфликт, особенности личности у больных бронхиальной аст-

мой.

12. Специфический конфликт, особенности личности у больных гипертонической бо-

лезнью.

13. Специфический конфликт, особенности личности у кожных больных.

14. Специфический конфликт, особенности личности у больных диабетом.

15. Специфический конфликт, особенности личности у больных с расстройствами

ЖКТ.

16. Психосоматический больной второй половины жизни. Особенности возрастных

кризисов, специфика психического реагирования на соматическое расстройство.

17. Краткое описание психотерапевтических подходов и стратегий лечения психосо-

матического пациента.

Литература

Основная

14

Программы и методические рекомендации. V курс

1. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. — М.,

2005.

2. Кулаков, С. А. Основы психосоматики. — СПб., Речь, 2003. — 288 с.

Дополнительная

1. Любан-Плоцца, Б. с соавт. Психосоматические расстройства в общей медицинской

практике. — СПб., 2000. — 287 с.

2. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование. — СПб.,

2003. — 438 с.

3. Психосоматика. Новейший справочник. — М.; СПб.: Сова, 2003. — 927 с.

Для углубленного изучения

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000. — С. 47–91.

2. Губачев, Ю. М., Стабровский, Е. М. Клинико-физиологические основы пси хосо мати-

ческих соотношений. — Л.: Медицина, 1981.

3. Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей и подростков. — СПб., 1999.

4. Лурия, Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. — М.: Мед-

газ, 1944.

5. Любан-Плоцца, Б., Пельдингер, В., Крегер, Ф. Психосоматический больной на при-

еме у врача. — СПб.: ПНИ им. Бехтерева, 1994.

6. Мясищев, В. Н. О соотношении соматического и психического в заболевани ях чело-

века // Неврозы и соматические расстройства. Л., 1966.

7. Струковская, М. В., Тополянский, В. Д. Психосоматические расстройства. — М.: Ме-

дицина, 1986.

8. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984.

9. Щеглов, Л. М. Психосоматические соотношения и психоанализ // Вопросы психо-

анализа. — СПб., 1993. — С. 76–89.

Основы теории символической интер-

претации

Символизм и психоаналитическая интерпретация. Семантика символа. Психоанали-

тическая концепция символа. Место свободной ассоциации в интерпретации символи-

ческих объектов. Некоторые символические соотношения. Символизм в аналитической

психологии. Сакральная сторона символа. Символическое, семиотическое и аллегори-

15

Программы лекционных курсов

ческое в символе. Ассоциация и амплификация. Субъектные и объектные ассоциации.

Бинарная семантика символа.

Символообразование в психоанализе. Особенности объекта символического замес-

тителя, делающие его пригодным для символической замены. Смещение аффекта. Цент-

робежный и центростремительный механизмы символообразования. Роль развития Эго

в процессе символообразования. Свойства объектов — символических заместителей.

Слово как символический объект, особенности слов как символических объектов.

Психоанализ мифа и сказки. Сказка как способ обыгрывания травм инфантильно-

го сексуального развития. Мужские и женские сказки. Роль сказки в жизни ребенка.

Принципы психоаналитического исследования мифа и сказки. Смысл и цель психоана-

литического исследования. Принципы истолкования. Механизмы мифообразования

(символизация, расщепление, удвоение, перенос аффекта, наслоение). Юнгианское

исследования мифа и сказки. Классификация сказок. Происхождение сказки. Юнги-

анская интерпретация символических форм. Структура сказки (экспозиция, перепития,

кульминация, развязка). Метод аналитического толкования сказки (фрагментация, вос-

становление контекста, интерпретация). Сказка в работах В. Я. Проппа. Назначение и

структура сказки. Функции как структурные элементы сказки. Цикл инициации и цикл

смерти. Символика циклов.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. Тотем и табу / В сб.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси:

Мерани, 1991. — С. 193.

Дополнительная

1. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я / В сб.: «Я» и «Оно». Труды

разных лет. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71.

2. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / В сб.: Психоанализ. Религия. Культура. — М.:

Ренессанс, 1992. — С. 17.

Для углубленного изучения

1. Лебон, Г. Психология народов и масс.

2. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа /

Сб. — Львов: Инициатива; М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 512 с.

3. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та,

1986. — 366 с.

4. Психология и психоанализ рекламы / Сборник под редакцией Д. Я. Райгородско-

го. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. — 752 с.

16

Программы и методические рекомендации. V курс

5. Райкрофт, Ч. Символизм и его отношение к первичному и вторичному процессам //

В сб.: Russian Imago 2002. — М.: Аграф, 2004. — С. 155.

6. Фрейд, З. Толкование сновидений. — Ереван: Камар, 1991. — 448 с.

7. Фрейд, З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // В сб.: Художник и фантазирование.

8. Фрейд, З. Человек Моисей и монотеистическая религия // В сб.: Психоанализ. Ре-

лигия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. — с. 135.

9. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художествен-

ной литературы // В сб.: Проблемы души нашего времени.

Вопросы к семинару

Источник для конспектирования:

З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта-

Зирование. — М., 1995.

1. Психоанализ художественного произведения и психобиографическое исследова-

ние.

2. Сюжет «Градивы» и причины обращения к нему З. Фрейда.

3. Бред и «терапия» Ханольда. Причина исцеления.

4. Сновидения в «Градиве».

5. Личность художника в работе «Леонардо да Винчи».

6. Роль инфантильных переживаний и фиксаций как источников творческой актив-

ности художника.

Теория и практика группанализа

Теоретическая часть

Введение в группанализ.

ГА — определение. Место ГА среди других методов групповой психотерапии. Виды

аналитически-ориентированных групп. Области применения группанализа. Терапевти-

ческие сообщества.

История развития психоаналиически-ориентированых методов работы с группами.

Роль З. Фоулкса в развитии группанализа. Современный группанализ. Развитие группа-

нализа в России. Нормативы подготовки специалистов в области группанализа в рамках

Национальной Федерации психоанализа и European Group Analytic Training Institutions

Network (E. G. A. T. I. N.).

17

Программы лекционных курсов

Основные характеристики группаналитической группы. Границы и сеттинг в груп-

панализе. Типы группаналитических групп.

Групповая и индивидуальная психоаналитически-ориентированная терапия. Пре-

имущества и недостатки (сравнительный анализ). Терапевтические факторы группы.

Практическая часть

Участие в работе и анализ процессов в демонстрационных (малых и средних, фо-

кусных и бесструктурных) группах.

Литература

Основная

1. Шамов, В. А. Методическое пособие «Основы группового анализа (курс лекций)»

(в печати).

Дополнительная

1. Рутан, Дж., Стоун, У. Психодинамическая групповая психотерапия. Гл. 1, 2. — СПб.:

Питер, 2002. — С. 375

2. Куттер, П. Элементы групповой терапии. — СПб.: Б. С. К., 1998. — С. 198.

Основные принципы

психоаналитиче ской терапии

1. Введение в курс. Основы динамических процессов психики, разработанные

З. Фрейдом. Психоанализ и психоаналитическая терапия. Показания и противопоказа-

ния психоаналитической терапии. Некоторые особенности российского пациента.



2019-12-29 395 Обсуждений (0)
З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)