З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта-
Тематическая программа лекционных и семинарских курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Программы лекционных курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Механизмы защит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Основы эго-психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Психоаналитические теории характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Теория Мелани Кляйн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Основы психосоматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Основы теории символической интерпретации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Вопросы к семинару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 Теория и практика группанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 Основные принципы психоаналитиче ской терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 Вопросы к семинару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Методика и техника психоанализа: предварительное интервью и начало терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Основы техники работы с переносом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Методика и техника работы со сновидениями в психоанализе . . . . . . . . . . . . . . . .23 Психоаналитическая этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Основы детского психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Психодиагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Психология личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 Социальная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 Педагогическая психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 Гендерная психология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 Теоретико-методологические аспекты современной психотерапии . . . . . . . . . . . .49 Математические методы в психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 Клиника невротических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58 Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59 Дифференциальная диагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Основы сексологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62 Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Методические указания по прохождению педагогической практики . . . . . . . . . . 64 Порядок организации и проведения экзаменов за пятый курс . . . . . . . . . . . . . . . 65 4 Программы и методические рекомендации. V курс ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ КУРСОВ № ДИСЦИПЛИНА В/о Часы З/о Часы Конт- Роль Преподаватели ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 1 Теория и клиника Эдипова ком- плекса 8 4 зачет Юран А. Ю. 2 Механизмы защит 12 12 зачет Куликов А. И., Машо- вец М. Д. 3 Эго-психология 16 12 экзамен Муханова Н. А. 4 Развитие Эго и Супер-эго 8 8 зачет Рождественский Д. С. 5 Психоаналитические теории характера 20 12 экзамен Баранов Ю. А. 6 Теория М. Кляйн 8 4 зачет Сахновская О. С. 7 Основы психосоматики 12 12 зачет Муханова Н. А. 8 Теория символической интер- претации 16 12 зачет Авакумов С. В. 9 Семинар к курсу: З. Фрейд «Бред и сны в Гради- ве Йенсена» 4 конс- пект зачет Авакумов С. В., Муха- нова Н. А. 10 Теория и практика группана- лиза 16 16 зачет Шамов В. А. 11 Психоанализ сновидений 4 4 зачет Мазин В. А. 12 Топики Лакана 4 4 зачет Мазин В. А. КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ 1 Основные принципы психоана- литической терапии 20 12 экзамен Соколов С. Е., Луки- на И. С. 1.1 Семинар к курсу: З. Фрейд «Конечный и бесконечный ана- лиз», «Воспоминание, воспро- изведение переработка» 4 4 зачет Мазин В. А., Кули- ков А. И. 2 Предварительное интервью и начало терапии 12 8 зачет Рождественский Д. С., Сахновская О. С. 3 Перенос. Тренинг по работе с переносом 16 12 зачет Рождественский Д. С., Шамов В. А. 5 4 Методика и техника работы со сновидениями в психоанализе 12 12 зачет Авакумов С. В. 5 Психоаналитическая этика 8 4 зачет Сахновская О. С. 6 Основы детского психоанализа 20 12 зачет Бердникова Ю. Л. ОБЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 Психодиагностика 12 8 экзамен Сытько М. В. 2 Психология личности 20 12 экзамен Сытько Т. И. 3 Социальная психология 12 8 экзамен Моруженко Н. А. 4 Педагогическая психология 8 4 экзамен Боязитова Т. Д. 5 Гендерная психология 12 8 зачет Лаврова О. В. 6 Теоретико-методологические основы современной психоте- рапии 12 8 зачет Винокур В. А. 7 Математические методы в пси- хологии 8 8 зачет Тютюнник Е. И. 8 Клиника невротических рас- стройств и дифференциальная диагностика 28 16 экзамен Щеголев А. А. 9 Основы сексологии 12 8 зачет Кудрявцева С. В. 10 Педагогическая практика 30 30 оценка Куратор 11 Курсовая работа (эмпириче- ское исследование) оценка Научный руководи- тель Тематическая программа лекционных и семинарских курсов 6 Программы и методические рекомендации. V курс ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ Механизмы защит 1. Введение в проблему. Психологическая защита: дефиниции. З. Фрейд «Защитные невропсихозы» (1894). Защита — «ядро психического механизма» психоневрозов. Защита и вытеснение. Эволюция взглядов Фрейда на защиту. 2. Теория защитных механизмов. А. Фрейд — «преданная дочь бессмертного отца» (биография и творчество). Эго — как объект исследования. Защитные действия эго. Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опас- ности. 3. Основные виды защит. Защитные механизмы: проблема классификации, характе- ристика основных видов. Защитные механизмы первичного и вторичного порядка. Вклад М. Клайн в изучение защит. Сопротивление и защита. Их взаимоотношения в терапии. Защитная функция сопротивления. Лекционный курс иллюстрируется клиническим материалом. Литература Основная 1. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993. Дополнительная 1. Фрейд, З. Торможение, симптом и страх // Ежегодник. Человек: образ и сущность. № 2. — М., 1991. 2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая психодиагностика. — М.: Класс, 1998. Для углубленного изучения 1. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. — Воронеж, 1995. 2. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996. 3. Фрейд, З. Вытеснение // Психоаналiз. — Киев, 2004. 4. Шмидбауэр, В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубин- ной психологии. Т. 1. — М., 1998. 7 Программы лекционных курсов Основы эго-психологии 1. Введение. Задачи и особенности курса, его положение. 2. ЭГО-психология: рабочие определения. Положение ЭГО-психологии в совре- менной психоаналитической теории. Функции ЭГО-психологии в психоаналитическом поле. 3. История развития ЭГО-психологии. Первый этап: приоритеты в психоанализе начала XX века, ИД-психология и появление первых концепций ЭГО Роль А. Фрейд в расширении границ психоанализа. Причины, задержавшие развитие ЭГО-психологии в 20-х — 40-х годах нашего столетия. Отличия первого и второго этапов в развитии ЭГО- психологии. 4. Соверменный этап в развитии ЭГО-психологии. X. Гартманн — основоположник современной ЭГО-психологии. Концептуальные разработоки Х. Гартманна и их влияние на дальнейшее развитие психоанализа. 5. Описание развития психики. Фаза недифференцированности, развитие из еди- ной недифференцированной матрицы. 6. Функциональный подход в определении ИД, ЭГО и Супер-ЭГО. Функции ЭГО. 7. Появление и формирование ЭГО. Три группы факторов развития ЭГО: инстинк- тивные влечения, реальность и врожденная оснащенность. Переход примитивных ап- паратов и их функций на службу ЭГО. Первичная и вторичная автономия ЭГО. Развитие человеческой психики в ритме дифференциации — интеграции, непрерывность движе- ния по этой схеме в течении всей жизни. 8. Конфликтологический подход к исследованию ЭГО. Необходимость внеконфлик- тного понимания психических процессов. Концепция сферы ЭГО свободной от конфлик- тов. 9. Обзор концептуальных разработок X. Гратманна. Адаптация. ЭГО как спепциаль- ный «орган» адаптации. Вклад отдельных функций ЭГО в адаптацию индивида. Предсо- знательные автоматизмы, их значение в психической жизни. Рассмотрение психических процессов с точки зрения их адаптационной значимости. Возможности в определении универсальных критериев психического здоровья. 10. Представления Х. Гартмана о репрезентативном мире: истоки идей и их суть. Понятия само- и объект-репрезентаций. Соотношение концепций ЭГО и репрезентатив- ного мира. 11. Определения ЭГО, самости и самопредставленя в работах Эдит Якобсон. Зарож- дение и строительство ЭГО. Идентификация — как основа процесса построения ЭГО. 8 Программы и методические рекомендации. V курс Типы идентификаций: от ранних примитивных — до более зрелых форм. Проективные и интроективные механизмы в ранних идентификациях. Роль родительской любви и фрустрации в формировании ЭГО. Избирательная идентификация, ее принципиальные отличия от прочих форм идентификаций, ее роль в становлении зрелого ЭГО. Роль ста- новления сексуальной идентичности в построении ЭГО ребенка. 12. Вклад Э. Якобсон в пересмотр концепции развития Супер-Эго, концепция функ- ционально-селективной идентификации. 12. Р. Шпиц и первые эмпирические наблюдения за младенцем. Взгляд Р. Шпица на различные аспекты психического развития (кристаллизация аффективных откликов, интеграция Эго, формирование объектных отношений). Фазы раннего развития ЭГО, ин- дикаторы успешного прохождения фаз развития по Р. Шпицу. Формирование либиди- нозной привязанности к объекту. Признаки привязанности. 13. Дж. Боулби. Концепция привязанности. Построение и разрыв эмоциональ- ных связей, утрата объекта, фазы переживания скорби. Нормальная и патологическая скорбь. 14. Дальнейшее развитие Эго. А. Фрейд. М. Малер. Стадии развития Эго. 15. Э. Эриксон и эпигенетическая концепция развития. Основные положения, по- нятие идентичности, условия ее формирования. Особенности материнского воспитания и типы идентификаций. Ритуалы, связанные с формированием эго— идентичности. Ста- дии эпигенетического развития по Э. Эриксону. Литература Основная 1. Гартман, Х. ЭГО-психология и проблемы адаптации. — М.: Институт общегуманитар- ных исследований, 2002. . Дополнительная 1. Тэхке, В. Психика и ее лечение:психоаналитический подход. — М.: Академический проект, 2001. 2. Эриксон, Э. Детство и общество. — М.: Прогресс, 1996. 3. Шпиц, Р. Первый год жизни. — СПб., 2002. Для углубленного изучения 1. Кернберг, О. Патология объектных отношений. — М., 2001. 2. Кернберг, О. Отношения любви. — М., 2000. 3. Бланк, Р., Бланк, Г. Эго психология. Теория и практика. 4. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М. 2000. 5. Боулби, Дж. Построение и разрыв эмоциональных связей. 9 Программы лекционных курсов 6. Гартманн, X., Крис, Х., Левинштейн. Комментарии по формированию психи ческой структуры. — 1946, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 2:11–38. 7. Гартманн, X. Комментарии по поводу теории влечений. — 1948, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 17: 368–388. 8. Гартманн, X. Комментарии по поводу теории агрессии. — 1949, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 3: 9–36. 9. Гартманн, X. Коментарии к психоаналитической теории ЭГО. — 1950, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 5: 74–96. 10. Гартманн, X. Психоанализ и развитие психологии 1. — 1950, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 5: 25–38. 11. Гартманн, X. Взаимные влияния в развитии ЭГО и ИД. — 1952, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 5: 7–17. 13. Гартманн, X. Комментарии по поводу принципа реальности. — 1956, Рsусhоаnаl. St. Сhild, 11: 31–53. 14. Гартманн, X., Левинштейн, Р. Комментарии по поводу Супер-ЭГО. — 1962, Рsусhо- аnаl. St. Сhild, 17: 368–388. 15. Кернберг, О. Отношения любви. — М., 2000. 16. Кернберг, О. Ранняя интеграция ЭГО и объектные отношения. 17. Сандлер, Д., Розенблатт, Б. Концепция репрезентативного мира. 18. Чессик, Р. Ревизия теории трансфера и контртрансфера. — Dуnamiс Рsусhоthеrару, V 4. № 1. 19. Якобсон, Э. Самость и объектный мир. — New Уогк: Int. Univ. Ргеss. 20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Вопросы к экзамену 1. ЭГО-психология: рабочие определения. История развития ЭГО-психологии. При- чины, задержавшие развитие ЭГО-психологии в 20-х — 40-х годах ХХ в. Отличия первого и второго этапов в развитии ЭГО-психологии. 2. Современный этап в развитии ЭГО-психологии. X. Гартман — краткое биографиче- ское эссе. Концептуальные разработоки Х. Гартманна и их влияние на дальнейшее развитие психоанализа. 3. Описание развития психики. Фаза недифференцированности, развитие ИД и Эго из единой недифференцированной матрицы. Функциональный подход в определении психических структур. Функции ЭГО. 4. Появление и формирование ЭГО. Три группы факторов развития ЭГО. Первичная и вторичная автономия ЭГО. 10 Программы и методические рекомендации. V курс 5. Развитие человеческой психики в ритме дифференциации — интеграции. Факто- ры, запускающие дифференциацию. 6. Конфликтологический подход к исследованию ЭГО. Концепция сферы ЭГО свобод- ной от конфликтов. 7. Концепция адаптации у Х. Гартманна. Предсознательные автоматизмы, их значение в психической жизни. Универсальные критерии психического здоровья. 8. Представления Х. Гартмана о репрезентативном мире. 9. Определения ЭГО, самости и самопредставленя в работах Эдит Якобсон. Процесс идентификации. Избирательная идентификация. Вклад Э. Якобсон в пересмотр концепции развития Супер-Эго. 10. Р. Шпиц и первые эмпирические наблюдения за младенцем. Взгляд Р. Шпица на различные аспекты психического развития. Фазы раннего развития ЭГО. 11. Дж. Боулби. Концепция привязанности. Построение и разрыв эмоциональных связей, утрата объекта, фазы переживания скорби. Нормальная и патологическая скорбь. 12. Дальнейшее развитие Эго: константность объекта, интернализация конфликта. 13. Дальнейшее развитие Эго в эдиповом — пубертатном периодах. 14. Э. Эриксон и эпигенетическая концепция развития. Основные положения, понятие идентичности, условия ее формирования. Особенности материнского воспитания и типы идентификаций. 15. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (базовое доверие — недоверие, автономия-стыд,сомнения). Ритуалы, связанные с формированием идентичности. 16. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (инициатива — вина, компетен- тность — недостаточность). Ритуалы, связанные с формированием идентичности. 17. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (идентичность смешение ролей, интимность — изоляция). Ритуалы, связанные с формированием идентичности. 18. Стадии эпигенетического развития по Э. Эриксону (генеративность — застой, ин- теграция эго-отчаяние). Психоаналитические теории характера Понятие характер и психодинамические представления о природе его формирова- ния. Фрейдовская концепция характера и ее современное развитие. Характерологические девиации — основные уровни. 11 Программы лекционных курсов Диагностика уровней патологии характера — исторический аспект. Характероло- гические структуры невротического уровня. Характерологические структуры личности психопатического уровня. Характеристики пограничной структуры. Психодинамические основы девиантного характерологического развития — типы девиаций характера. Оральный характер: основные характеристики, природа формирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Мазохистический характер: основные характеристики, природа формирования, осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Истерический характер: основные характеристики, природа формирования, осно- вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Шизоидный характер: основные характеристики, природа формирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Психопатический характер: основные характеристики, природа формирования, осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Обсессивные и компульсивные личности: основные характеристики, природа фор- мирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Депрессивные и маниакальные личности: основные характеристики, природа фор- мирования, основы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Нарциссические личности: основные характеристики, природа формирования, осно вы техники психоаналитической работы с пациентами орального типа. Литература 1. Фрейд, З., Буллит Томас, У. Вудро Вильсон. Психологическое исследование. — М., Прогресс, 1992. — 286 с. 2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическпая диагностика. — М.: Класс, 1998. — 480 с. 3. Лоуэн, А. Биоэнергетика. — М., 1998. 4. Reich, W. Character Analysis. — 3 ed., New York, Orgon In. Pres, 1949. — 406 p. Теория Мелани Кляйн Биография М. Кляйн. Детство. Вхождение в психоаналитическую среду, эмиграция, рождение и развитие собственной теории. Место М. Кляйн в мировом психоанализе. Детский психоанализ М. Кляйн. Особенности кляйнианской техники. 12 Программы и методические рекомендации. V курс Основные положения теории М. Кляйн. Параноидно-шизоидная позиция. Парано- идная тревога. Проекция, расщепление, интроекция, идеализация, контроль, отрицание, проективная и интроективная идентификация. Депрессивная тревога. Репарация, чувс- тво вины. Маниакальные защиты. Ранние формы Эго. Символическое приравнивание, основы формирования символа. Супер-Эго и Эди- пов комплекс. Негативные и позитивные эдиповы тенденции мальчика. Негативные и позитивные эдиповы тенденции девочки. Литература Основная 1. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург, 1998. Дополнительная 1. Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мартенса. — СПб., 2001. 2. Кляйн, М. Зависть и благодарность. — СПб., 1997. 3. Топорова, Л. В. Творчество Мелани Кляйн. — СПб., 2001. Для углубленного изучения 1. Айзекс, С. Природа и функция фантазий. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург, 1998. 2. Кляйн, М. О теории вины и тревоги. Психоанализ в развитии. — Екатеринбург, 1998. 3. Кляйн, М. Заметки о некоторых шизоидный механизмах. Психоанализ в разви- тии. — Екатеринбург. 1998. 4. Психоаналитические термины и понятия. — М., 2000. 5. Тайсон, Ф., Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998. — С. 85–169. 6. Энциклопедия глубинной психологии. Мелани Кляйн. — М., 2002. 7. Klein, M. The Psychoanalysis of Children. Основы психосоматики 1. Исторический анализ идей связи «тела» и «духа». Психоаналитические и непсихо- аналитические концепции психосоматики. 13 Программы лекционных курсов 2. Эволюция взглядов представителей различных научных направлений на возникно- вение психосоматических реакций и заболеваний. 3. Концепция стресса, реагирование на экстремальные ситуации. 4. Психологиче ский профиль психосоматического больного. Модель алекситимии. Психосоматогенная семья. 5. Определение понятий «здоровье» и «болезнь». Понятие внутренней и внешней картины болезни. Типы реакций на болезнь (по масштабу переживания и по типу личностного реагирования). 6. Психовегетативный синдром. Формы проявления, пусковые факторы, картина лич- ности больных с ПВС. 7. Психодинамический подход к проблемам психосоматики. Модели возникновения психосоматических расстройств: З. Фрейд, Ф. Александер, М. Шур, А. Митчерлих, Дж. Энгель и А. Шмале, О. Кернберг, П. Куттер. 8. Системная модель анализа пусковых факторов психосоматического расстройства. По Г. Оудсхорну. Психосоматические расстройства детского и подросткового воз- раста (обзор). 9. Структурно-динамический подход к анализу психосоматических расстройств. Кон- цепция Г. Амона. Структурный нарциссический дефицит как следствие нарушенных отношений в первичной диаде. 10. Специфический конфликт, особенности личности у больных ИБС. 11. Специфический конфликт, особенности личности у больных бронхиальной аст- мой. 12. Специфический конфликт, особенности личности у больных гипертонической бо- лезнью. 13. Специфический конфликт, особенности личности у кожных больных. 14. Специфический конфликт, особенности личности у больных диабетом. 15. Специфический конфликт, особенности личности у больных с расстройствами ЖКТ. 16. Психосоматический больной второй половины жизни. Особенности возрастных кризисов, специфика психического реагирования на соматическое расстройство. 17. Краткое описание психотерапевтических подходов и стратегий лечения психосо- матического пациента. Литература Основная 14 Программы и методические рекомендации. V курс 1. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. — М., 2005. 2. Кулаков, С. А. Основы психосоматики. — СПб., Речь, 2003. — 288 с. Дополнительная 1. Любан-Плоцца, Б. с соавт. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб., 2000. — 287 с. 2. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование. — СПб., 2003. — 438 с. 3. Психосоматика. Новейший справочник. — М.; СПб.: Сова, 2003. — 927 с. Для углубленного изучения 1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000. — С. 47–91. 2. Губачев, Ю. М., Стабровский, Е. М. Клинико-физиологические основы пси хосо мати- ческих соотношений. — Л.: Медицина, 1981. 3. Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей и подростков. — СПб., 1999. 4. Лурия, Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. — М.: Мед- газ, 1944. 5. Любан-Плоцца, Б., Пельдингер, В., Крегер, Ф. Психосоматический больной на при- еме у врача. — СПб.: ПНИ им. Бехтерева, 1994. 6. Мясищев, В. Н. О соотношении соматического и психического в заболевани ях чело- века // Неврозы и соматические расстройства. Л., 1966. 7. Струковская, М. В., Тополянский, В. Д. Психосоматические расстройства. — М.: Ме- дицина, 1986. 8. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984. 9. Щеглов, Л. М. Психосоматические соотношения и психоанализ // Вопросы психо- анализа. — СПб., 1993. — С. 76–89. Основы теории символической интер- претации Символизм и психоаналитическая интерпретация. Семантика символа. Психоанали- тическая концепция символа. Место свободной ассоциации в интерпретации символи- ческих объектов. Некоторые символические соотношения. Символизм в аналитической психологии. Сакральная сторона символа. Символическое, семиотическое и аллегори- 15 Программы лекционных курсов ческое в символе. Ассоциация и амплификация. Субъектные и объектные ассоциации. Бинарная семантика символа. Символообразование в психоанализе. Особенности объекта символического замес- тителя, делающие его пригодным для символической замены. Смещение аффекта. Цент- робежный и центростремительный механизмы символообразования. Роль развития Эго в процессе символообразования. Свойства объектов — символических заместителей. Слово как символический объект, особенности слов как символических объектов. Психоанализ мифа и сказки. Сказка как способ обыгрывания травм инфантильно- го сексуального развития. Мужские и женские сказки. Роль сказки в жизни ребенка. Принципы психоаналитического исследования мифа и сказки. Смысл и цель психоана- литического исследования. Принципы истолкования. Механизмы мифообразования (символизация, расщепление, удвоение, перенос аффекта, наслоение). Юнгианское исследования мифа и сказки. Классификация сказок. Происхождение сказки. Юнги- анская интерпретация символических форм. Структура сказки (экспозиция, перепития, кульминация, развязка). Метод аналитического толкования сказки (фрагментация, вос- становление контекста, интерпретация). Сказка в работах В. Я. Проппа. Назначение и структура сказки. Функции как структурные элементы сказки. Цикл инициации и цикл смерти. Символика циклов. Литература Основная 1. Фрейд, З. Тотем и табу / В сб.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 193. Дополнительная 1. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я / В сб.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71. 2. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / В сб.: Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. — С. 17. Для углубленного изучения 1. Лебон, Г. Психология народов и масс. 2. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа / Сб. — Львов: Инициатива; М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 512 с. 3. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1986. — 366 с. 4. Психология и психоанализ рекламы / Сборник под редакцией Д. Я. Райгородско- го. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. — 752 с. 16 Программы и методические рекомендации. V курс 5. Райкрофт, Ч. Символизм и его отношение к первичному и вторичному процессам // В сб.: Russian Imago 2002. — М.: Аграф, 2004. — С. 155. 6. Фрейд, З. Толкование сновидений. — Ереван: Камар, 1991. — 448 с. 7. Фрейд, З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // В сб.: Художник и фантазирование. 8. Фрейд, З. Человек Моисей и монотеистическая религия // В сб.: Психоанализ. Ре- лигия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. — с. 135. 9. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художествен- ной литературы // В сб.: Проблемы души нашего времени. Вопросы к семинару Источник для конспектирования: З. Фрейд. Бред и сны в «Градиве» Р. Йенсена // Фрейд, З. Художник и фанта- Зирование. — М., 1995. 1. Психоанализ художественного произведения и психобиографическое исследова- ние. 2. Сюжет «Градивы» и причины обращения к нему З. Фрейда. 3. Бред и «терапия» Ханольда. Причина исцеления. 4. Сновидения в «Градиве». 5. Личность художника в работе «Леонардо да Винчи». 6. Роль инфантильных переживаний и фиксаций как источников творческой актив- ности художника. Теория и практика группанализа Теоретическая часть Введение в группанализ. ГА — определение. Место ГА среди других методов групповой психотерапии. Виды аналитически-ориентированных групп. Области применения группанализа. Терапевти- ческие сообщества. История развития психоаналиически-ориентированых методов работы с группами. Роль З. Фоулкса в развитии группанализа. Современный группанализ. Развитие группа- нализа в России. Нормативы подготовки специалистов в области группанализа в рамках Национальной Федерации психоанализа и European Group Analytic Training Institutions Network (E. G. A. T. I. N.). 17 Программы лекционных курсов Основные характеристики группаналитической группы. Границы и сеттинг в груп- панализе. Типы группаналитических групп. Групповая и индивидуальная психоаналитически-ориентированная терапия. Пре- имущества и недостатки (сравнительный анализ). Терапевтические факторы группы. Практическая часть Участие в работе и анализ процессов в демонстрационных (малых и средних, фо- кусных и бесструктурных) группах. Литература Основная 1. Шамов, В. А. Методическое пособие «Основы группового анализа (курс лекций)» (в печати). Дополнительная 1. Рутан, Дж., Стоун, У. Психодинамическая групповая психотерапия. Гл. 1, 2. — СПб.: Питер, 2002. — С. 375 2. Куттер, П. Элементы групповой терапии. — СПб.: Б. С. К., 1998. — С. 198. Основные принципы психоаналитиче ской терапии 1. Введение в курс. Основы динамических процессов психики, разработанные З. Фрейдом. Психоанализ и психоаналитическая терапия. Показания и противопоказа- ния психоаналитической терапии. Некоторые особенности российского пациента.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |