Тема 14. Компьютерные пакеты прикладных статистических программ и мате-
матическое моделирование. Математико-статистическая обработка результатов пси- хологического исследования с использованием компьютерного пакета Statistica, SPSS, Statgrafic. Возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных. Стандарты обработки данных. Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии. 57 Программы лекционных курсов Математическое моделирование и средства построения моделей: классификации, латентных структур, семантических пространств и т. п. Модели индивидуального и груп- пового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искус- ственного интеллекта. Нетрадиционные методы моделирования. Литература Основная 1. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2002. 2. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004. 3. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000. 4. Суходольский, Г. В. Основы математической статистики для психологов. — Л., 1999. Дополнительная 1. Бешелев, С. Д., Гурвич, Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оце- нок. — М., 1980. 2. Гласс, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. 3. Годфруа, Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т. 2. — М., 1992. 4. Дрейпер, Н., Смит, Г. Прикладной регрессионный анализ. — М., 1973. 5. Захаров, В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. — Л., 1985. 6. Ивантер, Э. В., Коросов, А. В. Основы биометрии: Введение в статистический анализ биологических процессов и явлений. — Петрозаводск, 1992. 7. Кендэл, М. Ранговые корреляции. — М., 1975. 8. Классификация и кластер / Ред. Дж. Вэн Райзин. — М., 1980. 9. Крылов, В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследо- ваниях. — М., 1980. 10. Лисенков, А. Н. Математические методы планирования многофакторных медико- биологических экспериментов. — М., 1979. 11. Лупандин, В. И. Математические методы в психологии. — Екатеринбург, 1996. 12. Математическая психология: Методология, теории, модели. — М., 1985. 13. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятель- ности / Под ред. В. Ю. Крылова. — М., 1989. 14. Математические методы в социальных науках / Ред. П. Лазерсфельд, Н. Генри. — М., 1973. 58 Программы и методические рекомендации. V курс 15. Процесс социального исследования. — М., 1975. 16. Рунион, Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход. — М., 1982. 17. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999. 18. Статистические методы анализа информации в социологических исследовани- ях. — М., 1979. 19. Тюрин, Ю. Н., Макаров, А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. В. Фигур- нова. — М., 1995. 20. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. — М., 1989. 21. Харари, Ф. Теория графов. — М. 1973. 22. Харман, Г. Современный факторный анализ. — М., 1982. 23. Холлендер, М., Вульф, Д. А. Непараметрические методы статистики. — М., 1983. Клиника невротических расстройств Тема 1. Ипохондрический невроз. Особенности личности ипохондрика. Клиниче- ские проявления. Экстро- и интерорецепция. Нарциссизм ипохондрика. Тема 2. Невроз страха. Определение. Дифференциальная диагностика. Позиция «от» и «к». Страх и тревога невротической личности. Тема 3. Депрессивный невроз. Определение. Диагностика. Особенности личности. Ларвированная невротическая депрессия. Тема 4. Истерический невроз. Клиническое многообразие проявления. Истериче- ская акцентуация в генезе истерии. Реактивная истерия и истерическое развитие лич- ности. Конверсионная истерия. Клинические формы истерических расстройств. Тема 5. Неврастения. История формирования нозологической формы. Астениче- ская и сенситивная акцентуация в генезе неврастении. Типичные внутриличностные конфликты. Три формы неврастенических расстройств. Тема 6. Неврозы навязчивых состояний. Фиктивно-символическая защита как спо- соб подавления тревоги невротического конфликта. Три формы навязчивости. Экстра- вертные и интровертные модели навязчивости. Тема 7. Внутренний конфликт. Невротическая тревога. Неосознаваемые факторы внутриличностного конфликта. Невротический конфликт при неврастении, истерии, не- врозе навязчивых состояний. 59 Программы лекционных курсов Тема 8. Психологические аспекты невротизма. Истоки формирования невротичес- кой личности в раннем детстве. «Невроз — неоконченные дела детства». Сознательные и бессознательные факторы невротизма. Тема 9. Темперамент как психобиологическая основа личностного функциониро- вания. Темперамент и нарушение поведения у детей. Влияние факторов темперамента на формирование психосоматических переключений. Тема 10. Развитие невротической личности. Концепция невротической личности. Преморбидные особенности детей-невротиков. Невроз развития человека. Концеп- ция «базисного конфликта» и «базисной тревоги» по К. Хорни. Пять критериев невро- тизма. Вопросы к экзамену 1. Истерический невроз. Клинические проявления. 2. Конверсионная истерия. 3. Истерическая акцентуация в генезе истерии. 4. Реактивная истерия и истерическое развитие личности. 5. Неврастения. Клинические проявления. 6. Неврастения. Три формы неврастенических расстройств. 7. Неврастения. Типичные внутриличностные конфликты. 8. Неврастения. История формирования нозологической формы. 9. Астеническая и сенситивная акцентуация в генезе неврастении. 10. Невроз страха. Определение. Диф. диагностика. 11. Невроз страха. Страх и тревога невротической личности. 12. Невроз навязчивых состояний. Клинические проявления. 13. Невроз навязчивых состояний. Фиктивно-символическая защита как способ подав- ления тревоги невротического конфликта. 14. Невроз навязчивых состояний. Экстравертные и интровертные модели навязчи- вости. 15. Невроз навязчивых состояний. Три формы навязчивости. 16. Ипохондрический невроз. Клинические проявления. 17. Ипохондрический невроз. Экстро— и интерорецепция. 18. Ипохондрический невроз. Нарциссизм ипохондрика. 19. Ипохондрический невроз. Особенности личности. 20. Депрессивный невроз. Клинические проявления. Ларвированная депрессия. 21. Депрессивный невроз. Диагностика. Особенности личности. 60 Программы и методические рекомендации. V курс Литература Основная 1. Карвасарский, Б. Д. Неврозы. — М., 1980. 2. Кондрашенко, В. Т., Донской, Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993. 3. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. Дополнительная 1. Аллан, Дж. Ланшафт детской души. — СПб.; М., 1997. 2. Бахрах, И. Д. Теории личности в западно-европейской и американской психоло- гии. — 1996. 3. Брилл, А. Лекции по психапатической психиатрии. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 4. Брушловский, А. И. Жизнь до рождения. — М., 1999. 5. Гарбузов, В. И. От младенчества до отрочества. — Л., 1991. 6. Гарбузов, В. И. Концепция инстинктов. — СПб.: Сотис, 1999. 7. Гозфруа, Ж. Что такое психология. — М., 1992. 8. Дольто, Ф. На стороне ребенка. — СПб., 1997. 9. Каплан, Г. И., Сэдок, Дж. Клиническая психиатрия. —М.: Медицина, 1994. 10. Лоуэн, А. Язык тела. — СПб., 1997. 11. Мать, дитя, клиницист. Сборник психоаналит. терапии. — М., 1994. 12. Психика и роды // Сборник «Яблочко СО». — 1996. 13. Оудсхоорн, Д. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1998. 14. Свядощ, А. М. Неврозы. — М., 1982. 15. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей. — М.: Наука, 1995. 16. Флейк-Хобсон, К., Брайн и др. Развитие ребенка и его отношение с окружающи- ми. — М., 1998. 17. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. 18. Хезлем, М. Т. Психиатрия. — Львов, 1998. 19. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Прогресс, 1993. 20. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. — СПб., 1997. Дифференциальная диагностика Тема 1. Обоснование дифференциальной диагностики. Неврозы и неврозоподоб- ные синдромы. Дифдиагноз при неврастении (шизофрения, депрессия, соматическая 61 Программы лекционных курсов астения, минимальная мозговая дисфункция (ММД), астеническая психопатия, органи- ческая церебрастения). Тема 2. Истерия и истероформные синдромы (шизофрения, органические процес- сы, психопатия, эпилепсия). Тема 3. Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы (шизо- френия, эпилепсия, органические поражения головного мозга, МДП, психопатии). Тема 4. Синдромы неодолимых влечений (клептомания, дромомния, пиромания, зоофилия, суицидомания, дипсомания, булимия и анарекия, неодолимые влечения в сексуальной сфере). Тема 5. Критический период первичной социализации ребенка. Тема 6. Индивидуальный и социальный характер. Истоки его формирования в не- врозогенной семье. Тема 7. Влияние ранней сепарации на развитие ребенка. Материнская депривация и психосоматические проблемы. Тема 8. Влияние матери на формирование базисных экзистенциальных потребно- стей человека. Неврозогенная семья. Тема 9. Нуклеарная семья и формирование вертикальных и горизонтальных свя- зей у ребенка. Дисгармоничное раннее семейное воспитание как следствие невортизма родителей. Тема 10. Критерии семейного неблагополучия по В. Сатир. Три типа дисгармонич- ного семейного воспитания. Тема 11. Темперамент и нарушение поведения у детей. Влияние факторов темпера- мента на формирование психосоматических переключений. Литература Основная 1. Карвасарский, Б. Д. Неврозы. — М. 1980. 2. Кондрашенко, В. Т., Донской, Д. И. Общая психотерапия. — Минск. 1993. 3. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. — Л. 1960. Дополнительная 1. Аллан, Дж. Ланшафт детской души. — СПб.; М., 1997. 2. Бахрах, И. Д. Теории личности в западно-европейской и американской психоло- гии. — 1996. 3. Брилл, А. Лекции по психапатической психиатрии. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 4. Брушловский, А. И. Жизнь до рождения. — М., 1999. 62 Программы и методические рекомендации. V курс 5. Гарбузов, В. И. От младенчества до отрочества. — Л., 1991. 6. Гарбузов, В. И. Концепция инстинктов. — СПб.: Сотис, 1999. 7. Гозфруа, Ж. Что такое психология. — М., 1992. 8. Дольто, Ф. На стороне ребенка. — СПб., 1997. 9. Каплан, Г. И., Сэдок, Дж. Клиническая психиатрия. — Медицина, 1994. 10. Лоуэн, А. Язык тела. — СПб., 1997. 11. Мать, дитя, клиницист. Сборник психоаналит. терапии. — М., 1994. 12. Психика и роды. Сборник «Яблочко СО». — 1996. 13. Оудсхоорн, Д. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1998. 14. Свядощ, А. М. Неврозы. — М., 1982. 15. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей. — М.: Наука, 1995. 16. Флейк-Хобсон, К., Брайн и др. Развитие ребенка и его отношение с окружающи- ми. — М. 1998. 17. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. 18. Хезлем, М. Т. Психиатрия. — Львов, 1998. 19. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Прогресс, 1993. 20. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. — СПб., 1997. Основы сексологии 1. Введение в сексологию Предмет сексологии. Основные понятия и определения. Междисциплинарный под- ход как метод сексологии. Место сексологии среди других наук. Медицинская сексоло- гия (современные представления). Исторические этапа развития науки. Особенности донаучного этапа развития сексологии. Основные достижения описательного и сравни- тельно-описательного этапов. Статистические исследования сексологии в России и за рубежом. Отчеты А. Кинзи. Работы Мастерса и Джонсон. Современные междисципли- нарные исследования. 2. Медико-биологические аспекты сексуальности Формирование сексуальности человека. Половая дифференцировка. Схема Г. С. Васильченко. Роль различных систем организма в формировании пола человека. Теория полового диморфизма. Два правила полового диморфизма. Специфические проявления сексуальности (либидо, оргазм, эрекция, эякуляция, УФР, мастурбация). Копулятивный цикл и его составляющие. Кривые Мастерса и Джонсон. Репродуктивное здоровье че- ловека. Современные методы контрацепции. Проблемы беременности. Особенности по- 63 Программы лекционных курсов ловой жизни во время беременности. Подготовка к родам. Сексуальная реабилитация матери. Литература Основная 1. Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2-х томах. — СПб, 1991. 2. Сексология. Энциклопедический справочник. — Минск, 1994. — 350 с. 3. Сексопатология. Справочник. — М., 1990. — 575 с. Дополнительная 1. Имелинский К. Сексология и сексопатология. Главы «История сексологии» и «Пси- хофизиология сексуальности». — М., 1986. С. 16–139. 2. Фрейд З. Очерки психологии сексуальности // Фрейд З. Я и Оно. — Тбилиси, 1991. Том 2. С. 5–174. 3. Щеглов Л. М. Некоторые аспекты психоаналитического подхода в сексологической практике // Вопросы сексологии. — СПб, 1992. С. 70–72. 4. Щеглов Л. М. Мужская сексуальность. — СПб, 1994. — 55 с. 5. Щеглов Л. М. Неврозы и сексуальные расстройства. —СПб, 1996. — 194 с. Темы рефератов 1. Социально-психологические аспекты сексуального поведения. 2. Психоаналитические представления о сексуальности. 3. Психофизиологические исследования В. Мастерса и В. Джонсон. 4. История сексологии. 64 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ С 1997/98 учебного года для слушателей ВЕИП организована обязательная педаго- гическая практика Педагогическая практика слушателей ВЕИП является неотъемлемой частью Учеб- ного плана подготовки специалистов в В.-Е. Институте психоанализа. Прохождение пе- дагогической практики в установленном объеме лекционных и групповых практических занятий, а также — представление в Учебную часть Института требуемых учебно-мето- дических разработок, является обязательным условием окончания слушателем полного курса обучения с записью в дипломе о праве преподавания основ психоанализа. Куратор педагогической практики слушателей ВЕИП — Рудакова Татьяна Павлов- на. Слушатели второго курса, не отчитавшиеся о педагогической практике в установ- ленные сроки, не допускаются к сдаче переводных экзаменов за второй год обучения. Отчет о педагогической практике представляется в Учебную часть Института не позднее 1 мая текущего учебного года. Отчет представляется только в виде распечатки компьютерного набора. В состав отчета о педагогической практике обязательно входят все из ниже перечисленных документов: 1) подробная почасовая программа разработанного и реализованного учебного кур- са, включающая в себя список литературы (отдельно по каждой теме), контрольные вопросы и формы групповых практических занятий по каждой теме учебного кур- са; 2) методическое обоснование разработанного и реализованного учебного курса, включающее в себя оценку запросов аудитории, описание механизмов реализации поставленной методической задачи, отчет о реальном процессе преподавания раз- работанного учебного курса, о возникших трудностях и анализ их причин. 3) рецензия на проведенную педагогическую практику с подписью руководителя уч- реждения (подразделения), где она проводилась, и печатью данного учреждения. Методические указания по прохождению педагогической практики 65 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ ЗА ПЯТЫЙ КУРС Переводные экзамены сдаются слушателями второго курса вечернего отделения ВЕИП по окончании каждого семестра обучения. К переводным экзаменам допускаются только слушатели, не имеющие задолженности по оплате за обучение и получившие за- четы по всем семинарским занятиям и оценку по курсовой работе. Экзамены принимаются по спискам учебных групп. Слушатели ВЕИП, проживающие в Санкт-Петербурге и не сдавшие весной переводные экзамены по причине неявки или недопуска по академической задолженности, имеют право после отработки академи- ческой задолженности сдать экзамены осенью за дополнительную оплату. Слушатели, не сдавшие переводного экзамена, могут быть переведены в категорию вольнослушателей и имеют право посещения занятий, без выдачи документа об обра- зовании, при условии своевременного внесения платы за обучения. Все формы ликви- дации задолженности, требующие дополнительной работы преподавателей, (проверка несвоевременно сданной курсовой работы, участие в дополнительных семинарах, сдача переводного экзамена осенью и пр.) принимаются у слушателей за дополнительную оп- лату, размер которой устанавливается приказом ректора Института. В течение предэкзаменационной недели в Институте проводятся консультации чле- нов экзаменационных комиссий. Отработки пропущенных семинарских занятий сдаются только тому преподавателю, который вел пропущенное семинарское занятие. Отработки проводятся в форме устного опроса по теме пропущенного семинарского занятия и про- верки конспекта. В течение одного дополнительного занятия допускается отработка не более трех пропущенных семинарских тем. Порядок организации и проведения экзаменов за пятый курс
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |