Структурные изменения как Основная цель психоанализа и психоаналити-
ческой терапии. Анализ процессов формирования симптомов. Понятия «дефицит» и «конфликт», их роль в построении терапевтического процесса. Нормальные и патологи- ческие компромиссные образования. Механизмы защиты, сопротивления. Психоанали- тическая диагностика. Понятие интроективных и анаклитических расстройств личнос- ти. Различные психоаналитические стратегии работы с пациентами. 3. Сеттинг. Понятие сеттинга, взаимозависимость терапевтической задачи и сет- тинга. Терапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «пе- реходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. 18 Программы и методические рекомендации. V курс 4. Пять базовых техник психотерапии. Суггестия, абреакция, манипуляция, разъ- яснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральнос- ти. Интерпретация как процесс психотерапии. 5. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации — фун- даментальное правило психоанализа. Ассимиляция материала пациентом, проработка и интерпретация. Психоаналитический диалог и правило контрвопроса. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объектно-ориен- тированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Литература Основная 1. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. Дополнительная 1. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994. 2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая психодиагностика. М.: Класс, 1998. 3. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. М.: Группа Прогресс-Литера, т. 1–2, 1996. 4. Урсано, Р., Зонненберг, С., Лазар, С. Психодинамическая психотерапия. М.: РПА, 1992. Для углубленного изучения 1. Фрейд, З. Избранное. Интерес к психоанализу. — Р.-на-Д.: Феникс, 1998, с. 43–156. 2. Фрейд, З. О клиническом психоанализе. — М.: Медицина, 1992. 3. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. — Воронеж, 1995. 4. Куттер, П. Современный психоанализ. — СПб.: БСК, 1997. 5. Сандлер, Д., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. — М.: Смысл, 1995. 6. Сторолоу, Р., Брандшафт, Б., Атвуд, Д. Клинический психоанализ. — М.: Когито- Центр, 1999. Вопросы к семинару Источник для конспектирования: З. Фрейд «Конечный и бесконечный анализ». «Воспоминание, воспроизведе- Ние, переработка» В кн.: Фрейд, З. Избранное. Интерес к психоанализу. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 43–156. 1. Почему так значимы воспоминания в процессе психоанализа? 2. Причины отказа от гипнотической техники и приоритет работы с сопротивле- ниями. 19 Программы лекционных курсов 3. Можно ли «вспомнить все»? 4. Причины и источник «воспроизведения» (вынужденное, навязчтвое повторение)? 5. Связь воспроизведения, переноса и сопротивления. 6. Причины «неизбежного ухудшения» состояния во время терапии, меры пре- венции. 7. Невроз переноса. 8. Определения и значение «переработки» (проработки). 9. Личный и исторический контекст в период написания работы «Конечный и беско- нечный анализ». 10. Человек-волк и завершение терапии. 11. Что такое «конец анализа», завершающая тсадия и окончание терапии? 12. Критерии окончания анализа. 13. Три вопроса З. Фрейда. 14. Сопротивление Они и Сверх-Я. 15. Самоанализ и психоанализ аналитика. 16. Источники сопротивления у мужчин и женщин. Вопросы к экзамену 1. Психоанализ и психоаналитическая терапия. 2. Сеттинг. 3. психоаналитическая концепция тревоги. Типы тревоги. 4. Психика аналитика как источник знания о пациенте. Контрперенос. 5. концепция переноса и его роль в психоаналитической терапии. 6. Пять базовых техник психотерапии. 7. Сопротивления и психологические защиты. 8. Роль регрессии в психоаналитической терапии и пути обращения с ней. 9. Понятие психоаналитической нейтральности. 10. Принцип абстиненции. 11. понятие эмпатии и ее роль в психоаналитической терапии. 12. Свободные ассоциации и из значение для терапии. 13. Разновидности вопросов в психоаналитической практике. 14. Молчание как форма терапевтического воздействия. 15. Понятие терапевтического и рабочего альянса. 16. Симптом как компромиссное образование. 17. Роль сновидений в процессе психоаналитической терапии. 20 Программы и методические рекомендации. V курс 18. Вербальные и невербальные способы получения информации в психоанализе и психоаналитической терапии. 19. Понятие переходного пространства в психоаналитической терапии. 20. Понятие терапевтического контракта. 21. Задачи и техника проведения первого интервью. 22. Показания к проведению психоанализа и психоаналитической терапии. 23. Роль диагностики в психоанализе и психоаналитической терапии. 24. Значение когнитивного и эмоционального взаимодействия аналитика и клиента для терапевтического процесса. 25. Проработка. 26. Роль супервизий и персонального анализа в работе аналитика. 27. Вопрос оплаты и его роль для прохождения терапии. 28. Интерпретация, как процесс психоаналитической терапии. 29. Понятие конфликта и его значение для аналитической терапии. Методика и техника психоанализа: предварительное интервью и начало терапии 1. Предварительное психоаналитическое интервью. Исторический обзор пробле- мы. Задачи, цели, структура предварительного интервью. Структурная и интеракционная модели интервью (О. Кернберг, М. Балинт). Содержание интервью. Анализ данных ин- тервью: оценка «аналитичности» потенциального пациента (клиническая, психологи- ческая, социальная); оценка перспектив и прогнозирование терапевтического процесса (психодинамическая оценка и оценка собственной возможности работы с пациентом). 2. Понятие психоаналитического контракта и сеттинга. Задачи и содержание контракта. Тема оплаты: размер, порядок внесения, проблемы повышения и пониже- ния гонорара. Позиция пациента, место и время рабочих встреч, их частота и продол- жительность. Тема сроков терапии, критериев ее успешности. Телефонные контакты и отношения за рамками терапевтического процесса. Проблема вмешательства «третьей стороны». Проблема нарушений контракта. 3. Понятие терапевтического альянса. Атмосфера доверия и безопасности. Обу- чение пациента: тема продолжительности и сути терапии, основное правило анализа, прививание навыков работы с сопротивлением и переносом, со сновидениями. Особен- 21 Программы лекционных курсов ности работы с сопротивлением и переносом на начальной стадии терапии. Критерии сформированности альянса. Переход к средней части терапии. Литература Основная 1. Рождественский, Д. С. Начало психоаналитического процесса. — СПб.: БСК, 2006. — 112 с. Дополнительная 1. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. — С. 39–489. 2. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. — М.: Прогресс, 1996. — С. 93–367. 3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 1998. — 480 с. Для углубленного изучения 1. Канн, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб.: БСК, 1997. — 143 с. 2. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995, 256 с. 3. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000, с. 11–126. 4. Куттер, П. Современный психоанализ. СПб.: БСК, 1997, с. 225–245. 5. Сандлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. Воронеж:МОДЭК, 1993, 176 с. 6. Тэхке, В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М.: Академический проект, 2001 с. 438–445. 7. Урсано, Р., Зрнненберг, С., Лазар, С. Психодинамическая психотерапия. Краткое ру- ководство. — М.: РПА, 1992. — С. 24–47. Основы техники работы с переносом Понятие переноса. Исторический обзор концепции. Й. Брейер и З. Фрейд: случай Анны О. З. Фрейд: случаи Люси Р., Эммы Экштейн, Доры и др. Расширение понятия и раз- витие техники работы с переносом. Вклад в концепцию переноса Ш. Ференци, А. Фрейд, М. Клайн и др. Понятие переноса в современном психоанализе. Перенос в аналитической ситуации и основные принципы работы с ним. 22 Программы и методические рекомендации. V курс Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. З. Фрейд: концепция вынужденного повторения. Мотивы формирования переноса. Рег- рессивная сущность переносных реакций. Навязчивое воспроизведение как поиск удовлетворения. Отличительные черты реакций переноса. Неадекватность, амбивалентность, пов- торяемость. Классификация реакций переноса: по объекту, по стадиям развития, по критерию объектности, по качеству реакций, структурная классификация. Особые раз- новидности реакций переноса. Понятие сопротивлений переноса. Защитные и удовлетворяющие реакции пере- носа. Отыгрывание в терапевтической ситуации и за ее пределами. Генерализованные реакции. Основные принципы работы с сопротивлением переноса. Невроз переноса. Понятие и терапевтическое значение. Функции и формы невроза переноса. Специфика реакций переноса у разных пациентов. Перенос у пациентов, страдаю- щих депрессией, психосоматическими, пограничными, нарциссическими, психотически- ми личностными расстройствами. Основные принципы работы с этими реакциями. Литература Основная 1. Гринсон, Р. Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, 1994. — С. 178–426. Дополнительная 1. Сандлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993. — С. 36–64. 2. Томе, Х., Кэхеле, Х. Современные психоанализ. — М.: Прогресс, 1996. — Т. 1. С. 93– 130; Т. 2. С. 64–145. 3. Урсано, Р., Зонненберг, С., Лазар, С. Психодинамическая психотерапия. — М.: Рос- сийская психоаналитическая ассоциация, 1992. — С. 48–73, 98–122. Для углубленного изучения 1. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. — М.:Класс, 1998. — 480 с. 2. Канн, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб.: БСК, 1997. — 143 с. 3. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 256 с. 4. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. — М.: Класс, 2000. — С. 11–126. 5. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996. — 585 с. 23 Программы лекционных курсов 6. Столороу, Р., Брандшафт, Б., Атвуд, Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъек- тивные подход. — М.: Когито-Центр, 1999. — 252 с. 7. Фрейд, З. Заметки о любви в переносе. — Эротический и эротизированный пере- нос. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2003. — С. 31–48. Методика и техника работы со сновидениями в психоанализе 1. Современные взгляды на место сновидений в психоаналитической терапии. Сновидение, свободные ассоциации, регрессия. Особенности сновидений лиц с доэди- повой проблематикой. Функция сновидений в доэдиповых случаях. Особенности рабо- ты механизма символизации. Работа сновидения. Дополнительные функции повторя- ющихся сновидений. Манифестное сновидение, возможности и особенности работы с ним. Отображение внутреннего конфликта в манифестном сновидении. 2. Редуктивный подход в работе со сновидениями. Работа с частями или целым сновидением, работа с дневным остатком, работа с символическими фрагментами, сно- видения «наоборот», сновидение как сопротивление. Технические аспекты работы со сновидениями. Свободные ассоциации и символическая интерпретация. 3. Техника работы со сновидениями в аналитической психологии К. Г. Юнга. Субъективные и объективные ассоциации. Техника амплификации. Три уровня интер- претации. Трудности в работе со сновидениями: субъективное и объективное, редукция и проспекция, личное и архетипическое. Имагинальные техники работы со сновидени- ями. Техника активного воображения. Сновидения в психодраме и гештальт-терапии. Экспериментально-психологические исследования в области сновидений. Литература Основная 1. Фрейд, З. Толкование сновидений. — М.: Современные проблемы, 1913. Дополнительная 1. Современная теория сновидений / Под ред. С. Фландерс, пер. с англ. — М: ООО «Фирма “Издательство АСТ”, Рефл-бук», 1998. — 336 с. 2. Урсано, Р. и др. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. — М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992 (с. 45–47, 87–97). 24 Программы и методические рекомендации. V курс 3. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989 (лекции 5–15, 29, 30). Для углубленного изучения 1. Касаткин, В. Н. Теория сновидений. Издание 2-е. — Л.: Медицина, 1972 2. Ковальзон, В. М. Природа сна // Природа, №8, 1999. 3. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Интерпретация сновидений. 4. Фромм, Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. — М.: Республика, 1992. Психоаналитическая этика Аналитическая ситуация. Отношения между клиентом и терапевтом в психоанали- зе и психоаналитической терапии. Реальность в аналитических отношениях. Аналитиче- ские границы. Сексуальные и несексуальные нарушения границ. Проблема «скользкого склона». Трансформация этических взглядов. Этика и терапия. Этика и супервизия. Эти- ческий кодекс. Этический Комитет. Литература Основная 1. Кодекс психоаналитической этики. Аналитический вестник №2 (8), 1999. — С. 112– 117. Дополнительная 1. Положение об этике и практике супервизоров (приложение к Этическому Кодек- су). Сайт Национальной Федерации Психоанализа. 2. Кан, М. Между терапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб., 1997. 3. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. — Воронеж, 1995. Для углубленного изучения 1. Куртис, Х. Концепция терапевтического альянса: расширение границ. — ЖППП 1–2, 2001. 2. Олиник, С. Л. Сплетничающий аналитик (материалы группы Куртиса). 3. Мак Лафлин, Дж. Т. Прикосновение к границам в психоаналитической диаде (мате- риалы группы Куртиса). 4. Спруйел, В. Привила и рамки психоаналитической ситуации. — Там же. 25 Программы лекционных курсов 5. Фрейд, З. Проблема дилетантского анализа в «Интересе к психоанализу». — Рос- тов-на-Дону, 1998. 6, 7. Gabbord and Lester / Boundaries and Boundary Violations in Psychoanalysis, 1995. (Переводы гл. 3, 4, 8, 9, 10 — курсовые работы за 2001, гл. 5 и 6 — материалы груп- пы Куртиса.) Основы детского психоанализа 1. Основы детского психоанализа. Сходства и различия работы с детьми и со взрос- лыми. Виды терапевтического вмешательства: психоаналитическая терапия (краткос- рочная, фокусная и длительная), психоаналитическое консультирование, работа с ро- дителями. 2. История возникновения и развития детского психоанализа. Персоналии. Основ- ные теоретические взгляды, концепции, сходство и различия. 2.1. Г. Гуг-Гельмут. Первое систематическое психоаналитическое изучение детей. Врачебно-педагогические методы. Значение детских сексуальных предпо- чтений для развития характера, выбора призвания, любовной жизни взрослых. Взаимодействие сексуальности и развития интеллектуальных функций, анализ причин школьной неуспешности. 2.2. А. Фрейд. Продолжение и развитие теории З. Фрейда, проблемы использо- вания психоаналитических идей в педагогике, концепция «линий развития», иссле- дование развития Я и Сверх-Я. Основные теоретические разногласия с М. Кляйн. 2.3. Д. Винникотт. Диада «мать-дитя», младенец — элемент в системе взаи- моотношений, интеграция личности, ложная Самость ребенка, потенциальное про- странство, переходные объекты, холдинг. 2.4. М. Малер. Гипотеза об универсальности симбиотического происхождения человека. Фазы развития ребенка: нормальная аутистическая, симбиотическая, се- парации-индивидуации. Концепция психического рождения. Психопатология де- тства: психозы, пограничные и нарциссические нарушения. 2.5. Ф. Дольто. Расширение классической теории психосексуального развития, понятия притягательности и висцеро-вагинальной тревоги, «человек в состоянии детства», психоаналитическая работа с младенцем и матерью. Психоаналитическая поддержка специалистов, работающих с детьми (врачей, педагогов, социальных ра- ботников). 26 Программы и методические рекомендации. V курс 2.6. К. Г. Юнг. Взаимосвязь детских неврозов и проблем родителей, вред ран- ней интеллектуальной сублимации, понимание бессознательного источника твор- чества, развития и исцеления, предпосылки развития арт-терапевтических мето- дов. 2.7. М. Фордхэм. Концепция развития ребенка, основанная на синтезе идей З. Фрейда, М. Кляйн и К. Г. Юнга. Идея о первичной Самости ребенка как регулиру- ющем центре личности. Процессы реинтеграции и деинтеграции, важность взаимо- действия с матерью для нормального развития личности. 2. 8. Б. Беттельхейм. Психоаналитическое изучение тяжелых детских нервных расстройств (аутизм, пограничные состояния). Исследование роли волшебных ска- зок в жизни ребенка с позиции классического психоанализа. 2. 9. Российский опыт: М. В. Вульф, С. Шпильрейн, Т. Розенталь, психоаналити- ческий детский дом «Международная солидарность». 3. Психоанализ пренатального периода. Психологические задачи беременности. Влияние на постнатальные отношения матери и младенца. Литература Основная 1. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа. 2 тт. — М., 1999. — Т. 2. С. 27– 82. Дополнительная 1. Винникотт, Д. Игра и реальность. — М., 2002. 2. Дольто, Ф. На стороне ребенка. — СПб.; М., 1997. С. 193–348. 3. Дольто, Ф. На стороне подростка. — СПб.; М., 1997. С. 11–176. 4. Кляйн, М. и др. Развитие в психоанализе. — М., 2001. — С. 82–121, 191–249, 342– 393. Для углубленного изучения 1. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. — М., 2004. 2. Винникотт, Д. Семья и развитие личности. — Екатеринбург, 2004 3. Вульф, М. В. Психология детских капризов. — Одесса, 1929. 4. Гуг-Гельмут, Г. Новые пути к познанию детского возраста. — Одесса, 1926. 5. Фрейд, А., Фрейд, З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997. — С. 173–366. 6. Эткинд, А. Эрос невозможного. — СПб., 1993. — С. 240–256. 7. Юнг, К.-Г. Психология бессознательного. — М., 1998. — С. 243–372. 27 Программы лекционных курсов Психодиагностика 1. Классификация психодиагностических методик 1. По типу данных. Т — объективные (правильные ответы), L — регистрация на осно- ве наблюдений экспертов, Q — самооценочные. Ошибки самооценки: самопозна- ние, самопринятие, социабельность, опасения. 2. По ситуации исследования. 3. По методу описания. 4. По методическому принципу: объективный тест — стандартизованный самоотчет, проективные методики, интерактивные методы. 5. По характеру стимульного материала. 6. По предметной области психологии. 2. Основы психометрии 1. Валидность: — эмпирическая: текущая, прогностическая, критериальная; — содержательная: очевидная, критериальная; — конструктивная: по возрасту, по диапазону; — диагностическая валидность (текущая). — прогностическая валидность; — конструктивная валидность. 2. Надежность: — ретестовая (повторное тестирование); — метод параллельных форм. 3. Нормирование. 3. Диагностика интеллекта Факторы интеллект и методы их исследования. Факторные структуры интеллекта. Природа интеллекта. Классификация методов диагностики интеллекта. История разви- тия тестирования интеллекта. Интеллектуальные тесты: Тест интеллекта Векслера (для взрослых и детей), Тест интеллекта Армхауэра, Батарея интеллектуальных тестов Г. Айзенка, Прогрессивные матрицы Равена, Свободный от влияния культуры тест Кеттелла, Тест социального ин- теллекта Гилфорда. 28 Программы и методические рекомендации. V курс 4. Диагностика индивидных качеств Психогенетические методы исследования, антропометрические методы исследо- вания, диагностика функциональных состояний и резервных возможностей организма, диагностика психомоторной организации (тест Миро-Лопеца), темперамент и методы его диагностики. 5. Диагностика личности и индивидуальности Методология и методы оценки личностных свойств, диагностика типологических особенностей личности, диагностика когнитивно-стилевых особенностей личности, ло- кус контроля и его измерение, уровень притязаний личности и его измерения, оценка интересов, направленности и ценностных ориентаций, характер и методы его диагнос- тики. 6. Феноменологическая психодиагностика Методы исследования самосознания. Я-концепция и методы ее изучения. Литература Основная 1. Мак-Вильямс, Ненси. Психологическая диагностика: Понимание структуры лично- сти в клиническом процессе. — М.: Класс, 2005. — 480 с. Дополнительная 1. Джонсон, С. М. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». — М.: Центр психологической культуры, 2001. — 356 с. 2. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности. — М.: Класс, 1998. — 368 с. Для углубленного изучения 1. Кернберг, О. Отношения любви: норма и патология. — М.: Класс, 2000. — 256 с. 2. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. — М.: Класс, 2000. — 464 с. 3. Грин, А. Истерия // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. — М.: Менеджмент, 1998. — С. 628–656. 4. Верморель, А. Вытеснение и расщепление в истерии // Уроки француского психо- анализа. — М.: Когито-Центр, 2007. — С. 123–134. 5. Шафер, Ж. Истерия: Кризис либидо в связи с дифференциацией полов // Уроки француского психоанализа. — М.: Когито-Центр, 2007. — С. 135–174. Вопросы к экзамену 1. Тесты в психологии. Возникновение и развитие метода тестов. 29 Программы лекционных курсов 2. Определение и классификация тестов. 3. Тестовые шкалы и выбор шкалы для конкретной методики. 4. Требования к задачам теста и их формулировке. 5. Выбор типа задач в соответствии с характером ответа. 6. Правила предварительного размещения задач в тесте. 7. Отбор испытуемых и формирование выборки. 8. Анализ результатов решения задач в соответствии с их сложностью и дискримина- тивностью. 9. Отбор, корректировка и перераспределение задач в тесте. 10. Оснащение тестов. 11. Условия и процедура проведения теста. 12. Требования к экспериментатору. 13. Первичная обработка результатов тестовых испытаний. 14. Надежность тестов. 15. Контроль валидности тестов. 16. Интерпретация результатов тестовых испытаний. 17. Адаптация тестовых методик. 18. Интеллект и методы его измерения. 19. Монофакторные интеллектуальные модели и тесты для их измерения. 20. Многофакторные интеллектуальные модели и способы их измерения. 21. вербальные тесты интеллекта. 22. Тесты свободные от влияния культуры. 23. Природа прективных методик. 24. Тест ТАТ — теоретическая концепция, описание методики и техники исследова- ния. 25. Тест роршаха — теоретическая концепция, описание методики и техники исследо- вания. 26. Тест розенцвейга — теоретическая концепция, описание методики и техники ис- следования. 27. Тест СМИЛ — теоретическая концепция, описание методики и техники исследова- ния. 28. 16 PF Кеттелла — теоретическая концепция, описание методики и техники иссле- дования. 29. Тест темперамента Русалова — теоретическая концепция, описание методики и техники исследования. 30. Структурные методы диагностики темперамента. 30 Программы и методические рекомендации. V курс 31. Рисуночные проективные методики. 32. Понятие конституции человека и антропометрические методы исследования. 33. Понятие активности и методы ее измерения. 34. Понятие эмоциональности и методы ее измерения. 35. Экстраверсия-интроверсия и методы ее измерения. 36. Понятие тревожности и методы ее измерения. 37. Депрессия и методы ее измерения. 38. Диагностика неврозов. 39. Писиходиагностика акцентуаций и психопатий. 40. Понятие психологического диагноза и его виды. Психология личности Понятие личности в психологии. Соотношение философского, социологического и психологического подходов к личности. Человек, индивид, личность, индивидуаль- ность — соотношение между ними. Биологическое и социальное в развитии личности. Развитие личности: описательный подходы, когнитивный поход; биховиристические подходы, психодинамические подходы, гуманистический подход. Социальное развитие: этапы социализации. Психодинамическое описание личности. Внутренний мир и состояние сознания. Сознание и активное бодрствование. Из- мененные состояния сознания: сон, гипноз. Бессознательное — обзор основных кон- цепций. Сопротивление и психологическая защита. Роль сознания и бессознательного в регуляции поведения. Сознание и самосознание. Функция самосознания. Компоненты самосознания. Общие закономерности самосознания. Психодинамическое направление в теории личности. Основные представления — психический детерминизм. Сознание, предсознание. бессознательное. Побуждения или инстинкты либидо и агрессивная энергия. Катексис. Структура личности. Психосексу- альные стадии развития — оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, ге- нитальная стадия: сублимация. Механизмы защиты. К. Юнг — аналитическая теория личности. Ориентации — экстраверсия и интроверсия. Функции: мышление, чувствование, ощущение, интуиция. Коллективное бессознательное. Архетипы. Символы. Сны. Эго. Персона. Тень. Анима и Анимус. Са- мость. 31 Программы лекционных курсов Адлер — индивидуальная теория личности. Неполноценность и компенсация. Борьба за превосходство. Жизненные цели. Стиль жизни. Препятствие росту. Стремле- ние к личностному превосходству. К. Хорни — социокультурная теория личности. Базальный конфликт. Движение к людям. Движение против людей. Движение от людей. Идеализированный образ. Фромм — гуманистическая теория личности. Типы личностных ориентаций. Типы ассимиляции — рецептивная, эксплуататорская, накопительская, рыночная. Типы социа- лизации — мазохистская, садистическая, деструктивная, равнодушная. Продуктивная ориентация. Э. Берн. Транзактный анализ. Анализ игр. Анализ сценариев. Э. Эриксон. Доверие и недоверие. Достижение равновесия. Предприимчивость и чувство вины. Умелость и неполноценность. Кризис подросткового возраста. Конфлик- ты среднего возраста. Общечеловечность и самопоглощаемость. Цельность и безнадеж- ность. К Роджерс — феноменологическая теория личности. Основные представления. Тенденция к самоактуализации. Препятствие к росту. Социальные отношения. Брак. Са- мость. А. Маслоу — гуманистическая теория личности. Основные представления (само- актуализация, исследование самоактуализации). Иерархия потребностей (иерархия фундаментальных потребностей, метамотивация. Дефициентное и бытийное познание, дефициентная и бытийная мотивация, дефициентные и бытийные ценности, дефициен- тная и бытийная любовь). Г. Айзенк — теория типов личности. Основные параметры личности –интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм. психопатология и изменение поведения. Р. Кеттел — структурная теория черт личности. Виды черт. Источники данных для описания личности. Мотивационные черты личности — эрги, сантименты, атгитюды. Э. Кречмер, У. Шелдон — конституциональная психология личности. Типы тело- сложения у Кречмера: астенический, атлетический, пикнический типы телосложения. Шизоидный и циклоидный типы. Первичные и вторичные компоненты телосложения по У. Шелдону. Первичные компоненты темперамента. Соотношение телосложения и пове- дения личности. Бихевиоральное направление в теории личности. Б. Скиннер — теория оперантно- го научения. Респондентное и оперантное поведение. Основные положения Скиннера относительно природы человека. Б. Г. Ананьев — основные характеристики человека и его развития. В. Н. Мясищев— понятие личности в аспектах нормы и патологии. 32 Программы и методические рекомендации. V курс Л. И. Божович — этапы формирования личности в онтогенезе. Литература Основная 1. Хъелл, П., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения исследование и приме- нение). — СПб.: Питер Пресс, 1997. Дополнительная 1. Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности. — М.: КСГЬ, 1997. 2. Райгородский, Д. Я. Психология личности: В 2 тт. — Самара, 1999. 3. Мауди, С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002. Для углубленного изучения 1. Ананьев человек как предмет познания. — Л., 1968. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: МГУ, 1990. 3. Леонтьев, А. Н. Деятельность Сознание Личность. — М.: 1975. Вопросы к экзамену 1. Понятия: личность, человек, индивид, индивидуальность. 2. Основные компоненты теории личности. 3. Критерии оценки теории личности. 4. Психодинамическая теория личности: структура личности. 5. Психодинамическая теория личности: развитие личности. 6. Психодинамическая теория личности: динамика личности. 7. Психодинамическая теория личности: защитные механизмы Эго. 8. Аналитическая теория К. Юнга: структура личности. 9. Аналитическая теория К. Юнга: типы личности. 10. Индивидуальная теория личности: основные понятия индивидуальной психоло- гии — стремление к превосходству, комплекс недостаточности, стиль жизни. 11. Индивидуальная теория личности: социальный интерес, порядок рождения. 12. Эго-психология Э. Эриксона: развитие личности (дошкольный период). 13. Эго-психология Э. Эриксона: развитие личности (школьный период). 14. Эго-психология Э. Эриксона: развитие личности (период зрелости). 15. Теория личности Э. Фромма: экзистенциальные потребности человека. 16. Теория личности Э. Фромма: основные типы характера как результат процесса асси- миляции. 33 Программы лекционных курсов 17. Теория личности Э. Фромма: основные типы характера как результат процесса со- циализации. 18. Социокультурная теория личности К. Хорни: базальная тревога, основные типы не- вротических потребностей. 19. Социокультурная теория личности К. Хорни: основные ориентации личности. 20. Центрированная на человеке теория Роджерса: основные положения гуманисти- ческой психологии 21. Центрированная на человеке теория Роджерса: динамика личности. 22. Центрированная на человеке теория Роджерса: развитие личности. 23. Структурная теория черт личности Р. Кеттела: основные источники данных о лич- ности. 24. Структурная теория черт личности Р. Кеттела: категории черт личности, 25. Структурная теория черт личности Р. Кеттела: динамические черты. 26. Теория типов личности Г. Айзенка. 27. Бихевиоризм: основные положения Скиннера относительно природы человека. 28. Бихевиоризм: концепция оперантного подкрепления Скиннера. 29. Основные принципы концепции научения Долларда и Миллера. 30. Процесс научения в концепции Долларда и Миллера. 31. Критические стадии развития в стимул-реактивной теории и развитие личности 32. Развитие личности и природа неврозов в стимул-реактивной теории. 33. Конституциональная психология Кречмера — основные конституциональные типы. 34. У Шелдон — структура телосложения и принципы измерения, понятие сомато- типа. 35. Превичиые компоненты темперамента в теории У. Шелдона. 36. Телосложение и особенности поведения личности. 37. Личностная концепция В. Райха. 38. Личностная концепция Маслоу. 39. Личностная концепция Франкла. Социальная психология РАЗДЕЛ 1. Введение Тема 1. Социальная психология как наука, ее становление и развитие. 34 Программы и методические рекомендации. V курс Социальный контекст. Дискуссия о предмете социальной психологии. Место соци- альной психологии в системе наук. Специфика социально-психологического подхода. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Возрастание доли при- кладного социально-психологического знания. Тема 2. Основные периоды развития социальной психологии. Предпосылки возникновения социальной психологии. Первые формы социально- психологического знания. Экспериментальный период развития социальной психоло- гии. Основные теоретические подходы в западной социальной психологии. Развитие отечественной социальной психологии. РАЗДЕЛ 2. Методы социальной психологии Тема 1. Специфика научного исследования в социальной психологии. Уровни социально-психологического исследования. Проблема качества социаль- но-психологической информации. Классификация методов социальной психологии. Процедура современного социально-психологического исследования. Этика современ- ного социально-психологического исследования. Тема 2. Общая характеристика методов социальной психологии. Методы эмпирического исследования: метод наблюдения в социальной психоло- гии; качественно-количественный анализ документов (контент-анализ); опрос (интер- вью, анкетирование), социометрия, групповая оценка личности, оценочная биполяриза- ция, эксперимент. Методы моделирования. Управленческо-воспитательные методы. РАЗДЕЛ 3. Социально-психологические проблемы исследова- ния личности Тема 1. Личность в социальном мире. Соотношение биологического и социального в человеке. Специфика социально- психологической проблематики личности. Понятие о личности. Различные взгляды на структуру личности. Концепция социальной роли. Компоненты успешного выполнения социальной роли (информирование, интернализация роли, соответствие «Я» требова- ниям роли, мотивация). Тема 2. Социализация. Понятие социализации. Социализация как инкультурация, интернализация, адапта- ция. Содержание процесса социализации (деятельность, общение, самосознание). Ста- дии процесса социализации. Теории социализации: «Зеркальное Я» Ч. Кули; «Я в обще- стве» Д. Мид; «Неосознаваемое Я» З. Фрейд; «Рациональное Я» Ж. Пиаже; «Моральное Я» Л. Колберг; «Я в постоянном развитии» Э. Эриксон. Агенты социализации. Тема 3. Социальная установка. 35 Программы лекционных курсов Понятие социальной установки, ее структура и функции. Соотношение социальных установок и поведения. Различные теории формирования и изменения установок: Тео- рия научения, Когнитивное соответствие, Теория баланса, Теория когнитивного диссо- нанса. Влияние аттитюдов на поведение. Иерархическая структура диспозиций личнос- ти. Влияние поведения на аттитюды. Тема 4. Я-концепция. Я-концепция как результат социального развития личности. Формирование, струк- турные компоненты, изменчивость, стабильность и временные аспекты Я-концепции. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности. Мотивационный контекст поведения и деятельности человека. Эмоцио- нальный контекст поведения человека. РАЗДЕЛ 4. Социальная психол<
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |