Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация методов обучения по источникам знаний



2019-12-29 325 Обсуждений (0)
Классификация методов обучения по источникам знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




В дидактике различают три большие группы методов: методы стимулирования учебной деятельности школьников, методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля за эффективностью этой деятельности. Основное внимание в методике обучения уделяется второй группе методов. Методы организации учебно-познавательной деятельности классифицируют по разным основаниям, по характеру познавательной деятельности школьников, по источникам знаний, по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные методы), по степени самостоятельности учащихся.

В методике обучения географии существуют две классификации методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. Охарактеризуем методы в составе этих двух классификаций, дадим им оценку с позиций реализации современных целей среднего географического образования — научить школьников учиться, обеспечить формирование их познавательной самостоятельности, подготовить к самообразованию [6].

Многолетний опыт обучения географии в школе подтверждает эффективность классификации методов по источникам знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические. Она сложилась на основе исторических этапов развития обучения в школе. Однако для методики обучения географии такая классификация важна не только по этому признаку [6].

Школьный учебный предмет «география» тесно связан с географической наукой по структуре, содержанию и методам. Известно, что результаты научных географических исследований отражены в описаниях и характеристиках объектов и явлений, отдельных территорий, в формулировках научных понятий, принципов, закономерностей, в схемах и зарисовках, в моделях (карты, профили, статистические показатели и т. д.), а также в характеристиках методов, применяемых в научных исследованиях.

Ядром содержания школьной географии, как бы оно ни модернизировалось, остаются основы науки, которые представлены для учащихся в источниках знаний, аналогичных формам выражения научных знаний, но адаптированных для школьников в учебных картах, таблицах, учебниках, экранных пособиях и т. д.

Таким образом, содержание школьной географии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Предмет изучения географии (за некоторым исключением, например, образцы минералов и горных пород) нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учебные пособия [11].

Следовательно, методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации. Специфика содержания географии, состав знаний, умений и навыков (например, овладение картографическим языком как языком международного общения) задают методы обучения именно по источникам знаний. Именно эти методы помогают обеспечить отражение в сознании школьников многообразия географических объектов и явлений, помогают усвоить способы приобретения новых знаний и умений.

Методы обучения, различающиеся по источникам знаний.

Словесные методы. Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Словесные методы так же древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности школьников.

Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое влияние на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая коллективную беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.

Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражена внутренней стороной методов — разными уровнями самостоятельной деятельности (от воспроизводящего до творческого). Внешняя сторона проявляется в речи учащихся, в которой четко прослеживается самостоятельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т. д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Основное направление совершенствования словесных методов — максимальное использование их потенциала в организации мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной метода. Это может быть достигнуто посредством обучения школьников логическим операциям, приемам логического анализа текста учебника, решению проблемных заданий. Все это значит, что необходимо обучать школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию[6].

Наглядные методы обучения географии. В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняют краеведческий материал и модели. (Среди названных методов различают методы использования учебных картин, иллюстративных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей)

Учитель демонстрирует средства наглядности, организует их восприятие учащимися, руководит их мыслительной деятельностью, обучает правилам работы с тем или иным источником географической информации. Деятельность учащихся состоит в чувственном восприятии содержания наглядного материала, осмыслении заложенной в нем географической информации, в переосмыслении и соединении слова и образа.

Основная функция наглядных методов — обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий — обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, городах и т. д.).

Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у школьников наглядно-образного мышления, остроты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Они благотворно воздействуют на эмоциональную сферу личности, учат распознавать и понимать прекрасное в природе и труде, ценить красоту природы своего края, своей Родины и Земли в целом.

Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они предшествуют словесным методам. Например, формулировка понятия «озеро» дается только после рассмотрения учебных картин с изображением разных озер, после просмотра диафильма или кинофильма об озерах. Они могут применяться и одновременно и после рассказа. Например, учитель описал извержение вулкана, а затем продемонстрировал действующую модель, воспроизводящую это явление в миниатюре [6].

Практические методы обучения. Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т. д.). Общеизвестно, что многие географические сведения отражены в моделях, которые широко используются в дальнейшем познании географических объектов и явлений для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. В учебном процессе, как и в географической науке, используются сама географическая действительность и ее модели в виде специально разработанных учебных пособий. На уроках географии и сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

Суть практических методов обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры.

Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников [6].

Работа с текстом учебника относится к словесным методам обучения географии, так как по средствам учебного текста происходит передача учебной информации, и именно она оказывает влияние на развитие мышления, формирование знаний, умений и навыков.

 



2019-12-29 325 Обсуждений (0)
Классификация методов обучения по источникам знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация методов обучения по источникам знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)