Характеристика учебника 6 класса
Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания. Первый, начальный курс физической географии даст учащимся знания об особенностях изображения на сравнительно небольшом листе бумаги огромных частей земной поверхности. У ребят формируются понятия об оболочках Земли, здесь речь идет строении, составе, свойствах земной коры, воздушной и водной оболочек и населяющих их организмах, о явлениях, которые в них происходят. Также особое место уделено изучению места человека и общества на Земле [12]. Все эти знания ребятам пригодятся при дальнейшем изучении курса географии материков и океанов, физической географии Казахстана, и в последующем влияния окружающей среды на особенности экономического развития тех или иных регионов. Проанализировав учебник «Физическая география (начальный курс)» под редакцией Герасимовой Т.П., видно, что структура учебника построена по линейно-ступенчатому принципу [1]. Основные разделы: 1. Введение; 2. План и карта; 3. Оболочки Земли; 4. Человечество на Земле; 5. Повторение и обобщение основных знаний и приёмов самостоятельной работы по курсу. Между разделами наблюдается четкая взаимосвязь, последовательный переход из одного раздела учебника к другому. Причем хорошо прослеживается постепенное усложнение материала. Изучение каждой новой темы требует привлечение знаний из предыдущих разделов, т.е. идёт постоянная наработка навыков, вырабатываются географические знания. Следует отметить, что структура учебника отвечает структуре учебной программы для 6 класса. Наблюдается чёткая взаимосвязь, сходство основных разделов, текст учебника соответствует требования программы. Текст учебника выполнен крупным шрифтом, что облегчает визуальное запоминание. Основные важные фразы, определения выделены красным цветом, что сразу обращает и концентрирует внимание учеников. Текст поделён на пункты, в каждом из них курсивным шрифтом выделены термины. В учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий, установление связей, зависимостей, на применение умений. Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а те, что стоят в конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала. Задания в конце крупных разделов и тем носят обобщающий характер, способствуют систематизации знаний, подведению школьников к обобщающим мировоззренческим выводам. Выполнение заданий и вопросов опирается на разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы и профили. Задания различны по формулировке и требуют разнообразной деятельности школьников: определите по карте, сравните, приведите примеры, дайте описание, объясните, начертите профиль, запищите в тетрадь, нанесите на контурную карту, заполните таблицу и т. д. Так например, в изучении темы «Влияние организмов на земные оболочки» вначале параграфа ребята встречаются с вопросами о составе атмосферы, способе образования кислорода, что из себя представляет почва. Эти знания необходимы при изучении данной темы. В конце параграфа ребятам предложены вопросы о воздействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору. При изучении темы «Атмосферные осадки», ребятам предлагается по данным среднее многолетнее количество осадков в своей местности и также составить диаграмму. В материалах текста учебника преобладают описания, так как это учебник рассчитан для детей 11-12 лет, к тому же основная цель этого курса заложить основы географических знаний. Принцип наглядности является одной из важнейших характеристик современного учебника, т.к. он усиливает визуальное запоминание учебного материала, облегчает его понимание. И потому положительной чертой учебника является наличие на его страницах большого количества иллюстративного материала в цветном исполнении. Иллюстрации имеют непосредственную связь с текстом учебника. Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по содержанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии, простые и сложные профили, орографические схемы. В основном преобладают иллюстрации фотографического типа, однако встречается много рисунков, схем. Иллюстрации не только конкретизируют текст, но являются и самостоятельным источником знаний. Как и во всех учебниках, аппарат ориентировки учебника представлен вступительной статьёй «Как работать с учебником», где даны пояснения, советы, инструкции по работе с учебником. В конце учебника есть заключение. Также здесь даны приложения – задания для работы на местности. Они даны для более глубокого понимания курса. Их цель – научить учащихся наблюдать за географическими объектами и явлениями природы, объяснять их особенности, делать записи в дневники, зарисовки, выполнять измерительные работы [1]. В учебнике под редакцией Т.П. Герасимовой вниманию учащихся предоставлен почти полный перечень географических терминов, где даны географические названия с указанием страниц, на которых можно найти определение данного термина. Данный учебник имеет развивающую и познавательную направленность. Он позволяет расширить кругозор учащихся, их знания, интересы. Учебник даёт доступную информацию, текст соответствует принципам доступности, научности, наглядности, последовательности изучения, пониманию, уровню развития учеников данного возраста. Изучение практики массовой школы показывает, что большинство учителей правильно понимает функции учебников географии и широко использует их на всех этапах обучения, особенно при изучении нового материала. Но все же заложенные в учебниках возможности реализуются в учебном процессе не полностью. В работе с учебником имеются типичные недостатки: учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом. Школьники же при выполнении домашней работы, как правило, ограничиваются чтением текста, не обращая внимания на текстовые карты, схемы и другие внетекстовые компоненты. Учителя мало занимаются формированием у учащихся умений работать с учебником. В результате этого многие школьники часто работают с учебником нерационально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени [16]. Таким образом, при изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения – наиболее важные из них – это умение работать с планом местности и географической картой; изучать природу на местности и объяснять её особенности, обрабатывать собранные материалы, составлять описания; определять географическое положение объектов. Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы (способы) работы с текстом учебника.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |