Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебные тексты и их дидактические функции



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Учебные тексты и их дидактические функции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современные учебники географии отличает высокий науч­ный уровень и педагогически обоснованный методический ап­парат, построение которого направлено на решение важной за­дачи— научить ученика учиться. Учебник географии — это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), карто­графическими и статистическими материалами, со схемами, ри­сунками, фотографиями и т. д. [5].

Выбор учебника и организация деятельности школьников с учебником на разных уровнях самостоятельной познавательной деятельности – одна из важнейших проблем в современной системе образования.

 Учебники подразделяются на стабильные, экспериментальные и пробные [18].

Текст является ведущим компонентом учебников по основам наук. И, как отмечает Л.Я. Зорина, «в нем реализуются в единстве содержательные и процессуальные аспекты обучения». Более того, с точки зрения семиотического подхода к образованию, последнее может быть определено как «целенаправленный процесс формирования функционирующих семиотических систем у обучаемых, а также обучение человека производству обобщенно понимаемых текстов».

В культурологическом подходе к построению учебного процесса работе с текстами отводится одно из центральных мест. Освоение текста означает, что школьник овладевает формой общения, продуцируемой произведением, речевым жанром. Произведение как целостная концепция — вот что лежит в основе школьного освоения, общения учеников (и учителей) с людьми других культур.
По словам A.A. Веряева: «Текст становится объектом культуры в том случае, когда он обладает не только свойством связности, т.е. интерпретируется как связный комплекс, но и теряет внеситуативную ценность. Высказывания и текст начинают обладать ценностью «в данном месте и в данное время». Ценностные свойства должны быть транслируемы в пространстве, времени, от одной личности к другой» [20].

Анализируя проблемы и пути развития школьного учебника, существует тенденция, что в методической литературе описано множество приемов обучения учащихся работе с учебником на уроке и дома. Характер методических советов чаще всего сводится к организации различных видов и форм использования текста. Недостаточность методических рекомендаций состоит в том, что они слабо опираются на семантический анализ текста, ограничены закостенелым методическим аппаратом, мало увлекательны, не эмоциональны, сдерживаются традиционным изложением и структурой многих учебников».

Сегодня в качестве содержания образования рассматривают знания, умения, навыки, представленные в виде заданного учебным планом набора учебных предметов, построенных на основе информационно-объяснительного принципа. Но поскольку специальная работа с логической структурой знания в существующем образовании отсутствует, то реально учащийся имеет дело не со знаниями и понятиями, которые могут быть развиты в виде способов мышления и деятельности, а со сведениями, представлениями в виде текстов-сообщений и наглядных иллюстраций. Освоение такого рода учебной информации требует от ребят активизации способностей, связанных по преимуществу с восприятием и запоминанием. Признание информации в качестве основного содержания образования является реализацией его экстенсивных форм и методов. В связи с существованием в обществе информационных технологий происходит быстрое старение информации, которая при этом становится непригодной для употребления, кроме того, у системы образования, берущей на себя функцию поставщика информации, существуют мощные конкуренты — телевидение и радиовещание, т.е. системы, специализированные на доставке информации. По критериям новизны, доступности, привлекательности информации система образования, конечно, не способна выдержать этой конкуренции. Это означает, что информационная функция не должна быть превалирующей и основной для системы образования» [5].

Отметив педагогическую значимость текстов, необходимость пристального их анализа и работы с ними в учебном процессе, остановимся на самом понятии текста.

Текст, в классическом понимании этого термина, означает «связь, соединение» (от латинского textum). Согласно трактовке современного словаря иностранных слов: «Текст - авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати; основная часть печатного набора — без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т.п.; в семиотике и лингвистике - последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки -лингвистики текста» [17].
Аналогично рассматривается текст в логическом словаре-справочнике: «Текст - изложение в письменной или печатной форме, логически стройное и грамматически правильное авторское сочинение или высказывание, а также официальные документы, акты и пр.; текстуально - дословно, буквально воспроизведенное. В электронно-вычислительной технике иногда текстом называют произвольную конечную последовательность знаков, заключенную в кавычки» [9].

Кратко суть этого понятия передают толковый словарь русского языка и учебник логики: «Текст - слова, из которых состоит что-нибудь написанное». «Текст — это последовательность предложений, построенная по правилам данной системы языка» [19].

Работая в дальнейшем с понятием «текст» будем придерживаться его расширенной трактовки и перейдем к рассмотрению вопроса о видах текстов.
С функциональной точки зрения все тексты можно разделить на учебные и неучебные. К неучебным текстам можно отнести научные, художественные, деловые и т.п. тексты. Такое деление является весьма условным. Текст, который в одних условиях является неучебным, в других может быть использован в учебных, причем самых разноплановых целях. Но при этом, как мы полагаем, основным признаком учебного текста является его валидность, предполагающая наличие определенных педагогических свойств, проявляющаяся в его адекватности действительности и целям образования [12].

В более или менее чистом виде основная функция учебного текста, состоит в фиксации и в доступном для усвоения, общезначимом виде изложении готового, ранее добытого и относительно завершенного знания, имеющего важное значение на данный исторический момент.

Логической формой воплощения учебных текстов является высказывание. Отличие научного текста от учебного, прежде всего, в том, что в научных текстах наряду с сообщением о готовых и твердо установленных результатах познания, фиксируется процесс перехода к новым знаниям. Таким текстам характерны проблематичность, гипотетичность, незавершенность. В них допускаются рискованные ходы мысли и наряду с утвердительными и отрицательными высказываниями присутствуют вопросы, предположения и другие компоненты развивающегося знания [22].

Задача художественных текстов определяется выражением ценностно-эстетических установок автора. Деловые же тексты отличаются языком предписания и долженствования.

В структуре учебника учебные тексты подразделяются на основной, пояснительный и дополнительный. Основным текстом служит текст параграфа, в котором раскрывается содержание учебного материала. Пояснительный текст встречается в названиях рисунков, графиков, фотографий, где подписано что изображено на том или ином изображении. Дополнительный материал в учебнике встречается при изучении отдельных тем, чаще всего он взят либо из художественной литературы, географических энциклопедий, очерках о путешествиях и содержит дополнительные сведения, расширяющие географический кругозор школьников [11].

Рассматривая типы учебных текстов, можно определить ряд достоинств таких текстов: четкость, понятность, информативность, взаимосвязь источников сообщения, раскрытие причинно-следственных отношений между ними, ясность и емкость манеры изложения. В текстах с проблемным изложением автор учебника дает не только решение проблемы, но и раскрывает логику движения к этому решению в её противоречиях, показывает источники этих противоречий, аргументируя каждый шаг движения к решению. Такое построение изложения вызывает у учащихся непроизвольную потребность следить за логикой изложения, контролировать её, формирует умение видеть проблемы, критичность, способность предвосхищать очередной шаг исследования и другие черты творческого мышления.

Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения. В учебниках выделяются два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих опре­деленную функцию.

Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми компонентами. Последние во многих случаях несут новую для учащихся информацию [12].

Тексты учебников географии близки к тексту научного объ­яснения и включают теорию, объяснение, описания, методоло­гию. Теория представлена формулировками научных понятий, законов, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих вы­водов.

Объяснительный материал призван раскрыть географические связи (например, между отдельными компонентами внутри природных и территориально-производственных комплек­сов), объяснить принципы размещения отраслей производству, причины возникновения тех или иных природных явлений или процессов. Нередко объяснение в тексте носит проблемный ха­рактер, что способствует развитию творческого мышления школьников, служит средством активизации их познавательной деятельности. Традиционными для географических текстов ос­таются описания и характеристики объектов и явлений.

Значительное место занимает в тексте раскрытие способов получения научного знания, знакомство с методами науки. Наи­большее внимание уделено картографическому методу.

Изложение учебного материала в тексте учебников сопро­вождается большим количеством логических связок типа: по­этому, таким образом, значит, если, следовательно и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объяс­ните почему; скажите; как влияет; подумайте почему и т. д.

 Та­ким образом, само построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам со­знательно усваивать новые знания.

Понимание текста — процесс сложный. Оно зависит, в ча­стности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соот­ношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированного навыка чтения [12].

 



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Учебные тексты и их дидактические функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебные тексты и их дидактические функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)