Организация работы с учебником географии
Названные выше особенности построения учебников географии дают возможность широко использовать их в составе различных методов обучения. Например, объяснительно-иллюстративный метод, т. е. передача учащимся готовой информации, имеет место в тех случаях, когда учащиеся читают и пересказывают текст, составляют описания по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т. д. Репродуктивный метод осуществляется с помощью заданий, способ, выполнения которых учащимся известен, например составление плана текста, составление схем, систематизация учебного материала в таблицы и т. д. Частично-поисковый и исследовательский методы применяются при анализе текста с целью выявления какой-либо закономерности, правила для установления новых для учащихся прямых и обратных связей. Для организации поисковой деятельности используются иллюстрации учебника, особенно условные - в виде схем, графиков, статистические приложения. Часть заданий учебника носит характер проблемных вопросов и задач, например: «известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это объяснить? (VI класс) [12]. Наиболее благоприятные условия для использования исследовательского метода создают краеведческие задания учебника. Например, при изучении темы «Погода» ребятам предлагается составить описание, как изменяется погода в местности, где они проживают зимой. Работа школьников носит полусамостоятельный характер, к учителю они обращаются за помощью в случае затруднения. И наконец, на третьем этапе учащиеся работают с учебником по специальным заданиям учителя самостоятельно. Учитель должен направлять работу учащихся с учебником и при выполнении домашних заданий, разъяснив школьникам, какой текст необходимо запомнить (определение понятий, принципы, закономерности и т. д.), какой можно пересказать своими словами, какие задания учебника необходимо выполнить в тетради для практических работ, на какие вопросы подготовить устные ответы, какие схемы или таблицы можно сделать на основе текста и т. д. Проблема формирования умений работать с учебником особенно актуальна па первой ступени обучения географии в V классе. Здесь особенно важно подготовить школьников к работе с текстом географического содержания и научить пользоваться внетекстовыми компонентами [11]. На первом уроке учитель знакомит школьников, с содержанием и оформлением нового для них учебника, раскрывает его структуру, называет авторов, объясняет, как пользоваться оглавлением и словарем терминов, приложениями, иллюстративным материалом. Целесообразно на этом же уроке провести беседу с целью выявления подготовленности школьников к работе с учебником. Наиболее рациональны в VI классе такие приемы работы с учебником, как объяснительное чтение, ответы на вопросы по тексту, составление плана текста, выделение в нем главной мысли, а также дополнительного и пояснительного материала. Очень важно научить школьников различению логических частей (описаний, фактов, объяснений, выводов, определений понятий, правил), анализу цифрового материала, рисунков, карт-схем и т. д. Объяснительного чтения в VI классе требует материал, изложенный трудным для шестиклассника языком, в котором много незнакомых школьнику слов. Это текст разделов «Введение», «Оболочки Земли», «Географическая карта и план». Необходимо учить шестиклассников выделению в тексте определений понятий. Если определение в тексте четко не дано, то от учащихся требуется найти родовое слово, через которое следует определить понятие и его существенные признаки, сформулировать определение, т. е. сказать, что называется, например, низменностью, погодой и т. д. При этом в процессе формирования понятий используется не только текст учебника, но и иллюстративный материал. Например, при формировании понятий «река», «водораздел» и других применяется анализ текстовых карт и карт-схем «Бассейн реки Волги», «Водораздел» [12]. Также в VI классе особое внимание обращается на следующие виды работы с текстом: сравнение, составление по тексту схем, рисунков и таблиц, выписывание данных, составление перечня объектов, развернутого плана к тексту. Внимание к этим приемам объясняется особенностями содержания курса географии. В этом классе ведется целенаправленная работа с вопросами, заданиями и иллюстративным материалом учебника, совершенствуются умения характеризовать объекты и явления, изображенные на фотографиях и рисунках. Например, при изучении основных видов облаков проводится анализ рисунка учебника (рис. 82) по заданиям: «Определите, что изображено на переднем, среднем и заднем плане рисунка». «Укажите примерную абсолютную высоту изображенной на рисунке территории». «Опишите характер рельефа». «Определите время года». Особое внимание в VI классе уделяется анализу схем, отражающих различные явления в атмосфере, разъясняющих причины формирования климатов материков, обучению чтению и сопоставлению текстовых карт, карт-схем, простых и сложных профилей, климатических графиков и диаграмм. Работа с иллюстративным материалом, с системой вопросов и заданий чаще всего проводится в комплексе с анализом текста учебника [1]. Отметим, что в методическом аппарате учебника по курсу географии материков помещено довольно много заданий, ориентирующих учащихся на работу с различными компонентами учебника. Количество и сложность этих заданий возрастает от темы к теме, что создает благоприятные условия для целенаправленного обучения шестиклассников приемам работы с учебником. Для более быстрого овладения приемами работы с текстом целесообразно давать задания на составление плана не только ко всему тексту, но и к характеристике отдельных объектов. Например, при изучении темы «Гидросфера» VI классе учащимся дается задание составить план характеристики географического положения любого водного объекта: моря, залива, пролива, реки, озера, ледника, искусственного водоёма. Новыми приемами в работе с учебниками являются составлении по тексту схем, отражающих основной материал темы. Например, сделанная на основе текста схема помогает учащимся лучше их запомнить. Иногда конспектирование носит форму таблиц, созданных учащимися самостоятельно при проработке текста. Например, при закреплении темы «литосфера» учащимся предложено начертить в тетради схему, дополнив недостающие звенья схемы. Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему: 1. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. 2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника. 3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником. 4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др. Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников.
Заключение и выводы
В данной курсовой работе рассматривалась методика работы с текстом учебника в начальном курсе географии. В ходе данной работы были решены следующие задачи: 1. проанализировано понятие «текст», виды текстов; 2. рассмотрена структура учебника начального курса географии; 3. выявлены приемы и методы работы с данным учебником. В результате исследования были сделаны следующие выводы: 1. Работа с текстом учебника относится к словесным методам обучения географии, так как по средствам учебного текста происходит передача учебной информации, и именно она оказывает влияние на развитие мышления, формирование знаний, умений и навыков; 2. Учебник географии — это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т. д.; 3. Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения; 4. Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания. При изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения: изучать природу на местности и объяснять её особенности, обрабатывать собранные материалы, составлять описания; определять географическое положение объектов. Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы (способы) работы с текстом учебника. Построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам сознательно усваивать новые знания; 5. Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников. Необходимо систематически использовать учебник на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать со всеми элементами учебника, и использовать учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.
Список литературы 1. Герасимова Т.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М: Просвещение, 1996. – 200 с. 2. Герасимова Т.П. Основы методики обучения начальному курсу географии. – М: Просвещение, 1978. – 185 с. 3. Герасимова Т.П., Душина И.В. О подходе к методам обучения географии// География в школе № 3, 1989. – 15 – 18. 4. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. – М.: Просвещение, 1991. – 105 с. 5. Гордиянова Г.В. Практикум по методике преподавания географии. – Петропавловск, 2006. – С. 8 – 15. 6. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 73 - 89, 105 - 127, 208, 242 – 249. 7. Душина В.И. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. – М: Дрофа, 2007. – С. 143 – 155, 383 – 400. 8. Кудряшев Н.И. Методы обучения в современной школе. – М.: Высшая школа, 1983. – 220 с. 9. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе// География в школе № 2, 2000. – 32 – 35. 10. Логический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2002. – С. 154. 11. Максаковский В.П. География в меняющемся мире// География в школе № 4, 2003. – 25 – 27. 12. Методика и технология обучения географии. – М.: Астрель, 2004. – С. 84 – 95, 125 – 132. 13. Озеркова И.А . Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. – www.uroknet.ru/2003 14. Панчешникова Л.П. Методика преподавания географии в средней школе. – М.; Просвещение, 1983. – С. 193 – 202, 124 – 133. 15. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. – М.; Просвещение, 1998. – 215 с. 16. Программно-методические материалы. География. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2000 – 150 с. 17. Программы для общеобразовательных учреждений. География. – М.: Дрофа, 2004 – 120 с. 18. Современный урок географии. Методические разработки уроков. – М.: Дрофа, 2001 – 100 с. 19. Современный словарь иностранных слов. – М.: Высшая школа, 1997. – С. 215. 20. Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии. – М.: Экзамен, 2008. – С. 25 – 31. 21. Толковый словарь русского языка. – М.: Высшая школа, 1989. С. 189.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |