Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация работы с учебником географии



2019-12-29 380 Обсуждений (0)
Организация работы с учебником географии 0.00 из 5.00 0 оценок




Названные выше особенности построения учебников геогра­фии дают возможность широко использовать их в составе раз­личных методов обучения. Например, объяснительно-иллюстра­тивный метод, т. е. передача учащимся готовой информации, име­ет место в тех случаях, когда учащиеся читают и пересказывают текст, составляют описания по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т. д. Репродуктивный метод осуществляется с помощью заданий, способ, выполнения которых учащимся извес­тен, например составление плана текста, составление схем, си­стематизация учебного материала в таблицы и т. д. Частично-по­исковый и исследовательский методы применяются при анализе текста с целью выявления какой-либо закономерности, правила для установления новых для учащихся прямых и обратных свя­зей. Для организации поисковой деятельности используются ил­люстрации учебника, особенно условные - в виде схем, графи­ков, статистические приложения. Часть заданий учебника носит характер проблемных вопросов и задач, например: «известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в сте­пях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзоли­стых. Чем это объяснить? (VI класс) [12].

Наиболее благоприятные условия для использования иссле­довательского метода создают краеведческие задания учебника. Например, при изучении темы «Погода» ребятам предлагается составить описание, как изменяется погода в местности, где они проживают зимой.

 Работа школьников носит полусамо­стоятельный характер, к учителю они обращаются за помощью в случае затруднения. И наконец, на третьем этапе учащиеся работают с учебником по специальным заданиям учителя само­стоятельно.

Учитель должен направлять работу учащихся с учебником и при выполнении домашних заданий, разъяснив школьникам, ка­кой текст необходимо запомнить (определение понятий, принци­пы, закономерности и т. д.), какой можно пересказать своими словами, какие задания учебника необходимо выполнить в тет­ради для практических работ, на какие вопросы подготовить устные ответы, какие схемы или таблицы можно сделать на осно­ве текста и т. д.

Проблема формирования умений работать с учебником осо­бенно актуальна па первой ступени обучения географии в V клас­се. Здесь особенно важно подготовить школьников к работе с текстом географического содержания и научить пользоваться внетекстовыми компонентами [11].

На первом уроке учитель знакомит школьников, с содержа­нием и оформлением нового для них учебника, раскрывает его структуру, называет авторов, объясняет, как пользоваться оглав­лением и словарем терминов, приложениями, иллюстративным материалом. Целесообразно на этом же уроке провести беседу с целью выявления подготовленности школьников к работе с учеб­ником.

Наиболее рациональны в VI классе такие приемы работы с учебником, как объяснительное чтение, ответы на вопросы по тексту, составление плана текста, выделение в нем главной мыс­ли, а также дополнительного и пояснительного материала. Очень важно научить школьников различению логических частей (опи­саний, фактов, объяснений, выводов, определений понятий, пра­вил), анализу цифрового материала, рисунков, карт-схем и т. д. Объяснительного чтения в VI классе требует материал, изложен­ный трудным для шестиклассника языком, в котором много незна­комых школьнику слов. Это текст разделов «Введение», «Оболочки Земли», «Географическая карта и план». Необходимо учить шестиклассников вы­делению в тексте определений понятий. Если определение в тек­сте четко не дано, то от учащихся требуется найти родовое слово, через которое следует определить понятие и его существенные признаки, сформулировать определение, т. е. сказать, что назы­вается, например, низменностью, погодой и т. д. При этом в про­цессе формирования понятий используется не только текст учеб­ника, но и иллюстративный материал. Например, при форми­ровании понятий «река», «водораздел» и других применяется анализ текстовых карт и карт-схем «Бассейн реки Волги», «Во­дораздел» [12].

Также в VI классе особое внимание обращается на следующие ви­ды работы с текстом: сравнение, составление по тексту схем, рисунков и таблиц, выписывание данных, составление перечня объектов, развернутого плана к тексту. Внимание к этим приемам объясняется особенностями содержания курса географии. В этом классе ведется целенаправленная работа с вопросами, заданиями и иллюстративным материалом учебни­ка, совершенствуются умения характеризовать объекты и явле­ния, изображенные на фотографиях и рисунках.

Например, при изучении основных видов облаков проводится анализ рисунка учебника (рис. 82) по заданиям: «Определите, что изображено на перед­нем, среднем и заднем плане рисунка». «Укажите примерную аб­солютную высоту изображенной на рисунке территории». «Опи­шите характер рельефа». «Определите время года». Особое внимание в VI классе уделяется анализу схем, отражающих различные явления в атмосфере, разъясня­ющих причины формирования климатов материков, обучению чтению и сопоставлению текстовых карт, карт-схем, простых и сложных профилей, климатических графиков и диаграмм. Работа с иллюстративным материалом, с системой вопросов и заданий чаще всего проводится в комплексе с анализом текста учебника [1].

Отметим, что в методическом аппарате учебника по курсу географии материков помещено довольно много заданий, ориен­тирующих учащихся на работу с различными компонентами учеб­ника. Количество и сложность этих заданий возрастает от темы к теме, что создает благоприятные условия для целенаправлен­ного обучения шестиклассников приемам работы с учебником.

Для более быстрого овладения приемами работы с текстом целесообразно давать задания на составление плана не только ко всему тексту, но и к характеристике отдельных объектов. На­пример, при изучении темы «Гидросфера» VI классе учащимся дается задание составить план характеристики географического положения любого водного объекта: моря, залива, пролива, реки, озера, ледника, искусственного водоёма.

Новыми приемами в работе с учебниками являются составле­нии по тексту схем, отражающих основной материал темы. На­пример, сделанная на основе текста схема помогает учащимся лучше их запомнить. Иногда конс­пектирование носит форму таблиц, созданных учащимися само­стоятельно при проработке текста. Например, при закреплении темы «литосфера» учащимся предложено начертить в тетради схему, дополнив недостающие звенья схемы.

Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сво­дятся к следующему:

1. Систематическое использование учебни­ка на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учеб­ного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.

2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.

3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.

4. Применение учебника в сочетании с дру­гими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудио­визуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

Работа с учебником должна рассматриваться как обязатель­ный учебный труд школьников.

 

 

Заключение и выводы

 

В данной курсовой работе рассматривалась методика работы с текстом учебника в начальном курсе географии. В ходе данной работы были решены следующие задачи:

1. проанализировано понятие «текст», виды текстов;

2. рассмотрена структура учебника начального курса географии;

3. выявлены приемы и методы работы с данным учебником.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Работа с текстом учебника относится к словесным методам обучения географии, так как по средствам учебного текста происходит передача учебной информации, и именно она оказывает влияние на развитие мышления, формирование знаний, умений и навыков;

2. Учебник географии — это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), карто­графическими и статистическими материалами, со схемами, ри­сунками, фотографиями и т. д.;

3. Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения;        

4. Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания. При изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения: изучать природу на местности и объяснять её особенности, обрабатывать собранные материалы, составлять описания; определять географическое положение объектов. Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы (способы) работы с текстом учебника. Построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам со­знательно усваивать новые знания;

 5. Работа с учебником должна рассматриваться как обязатель­ный учебный труд школьников. Необходимо систематически использовать учебни­к на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учеб­ного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать со всеми элементами учебника, и использовать учебника в сочетании с дру­гими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудио­визуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

 

Список литературы

1. Герасимова Т.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М: Просвещение, 1996. – 200 с.

2. Герасимова Т.П. Основы методики обучения начальному курсу географии. – М: Просвещение, 1978. – 185 с.

3. Герасимова Т.П., Душина И.В. О подходе к методам обучения географии// География в школе № 3, 1989. – 15 – 18.  

4. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. – М.: Просвещение, 1991. – 105 с.

5. Гордиянова Г.В. Практикум по методике преподавания географии. – Петропавловск, 2006. – С. 8 – 15. 

6. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 73 - 89, 105 - 127, 208, 242 – 249.

7. Душина В.И. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. – М: Дрофа, 2007. – С. 143 – 155, 383 – 400.

8. Кудряшев Н.И. Методы обучения в современной школе. – М.: Высшая школа, 1983. – 220 с.

9. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе// География в школе № 2, 2000. – 32 – 35.

10. Логический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2002. – С. 154.

11. Максаковский В.П. География в меняющемся мире// География в школе № 4, 2003. – 25 – 27. 

12. Методика и технология обучения географии. – М.: Астрель, 2004. – С. 84 – 95, 125 – 132.

13. Озеркова И.А . Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. – www.uroknet.ru/2003

14. Панчешникова Л.П. Методика преподавания географии в средней школе. – М.; Просвещение, 1983. – С. 193 – 202, 124 – 133.

15. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. – М.; Просвещение, 1998. – 215 с.

16. Программно-методические материалы. География. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2000 – 150 с.

17. Программы для общеобразовательных учреждений. География. – М.: Дрофа, 2004 – 120 с.

18. Современный урок географии. Методические разработки уроков. – М.: Дрофа, 2001 – 100 с.

19. Современный словарь иностранных слов. – М.: Высшая школа, 1997. – С. 215.

20. Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии. – М.: Экзамен, 2008. – С. 25 – 31.

21. Толковый словарь русского языка. – М.: Высшая школа, 1989. С. 189.



2019-12-29 380 Обсуждений (0)
Организация работы с учебником географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация работы с учебником географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)