Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функционально-стоимостной анализ модели бизнес-процесса «как есть».



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Функционально-стоимостной анализ модели бизнес-процесса «как есть». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящем разделе практикума будет представлена методика попроцессного стоимостного анализа, который является основополагающим при выделении подпроцессов с превышением нормативных показателей издержек. В продолжении практикума, результаты попроцессного стоимостного анализа лягут в основу реинжениринга бизнес-процессов рассматриваемой организации. Рассматриваемый бизнес-процесс будет группирован на две группы: а. основные для организации подпроцессы (подпроцессы, без которых невозможно достижение целей организации), б. второстепенные подпроцессы (подпроцессы, которые возникают в любой организации в силу ее роста (бюрократизации).

Попроцессный стоимостной анализ строится исходя из пяти этапов, описываемых ниже:

 

1. Анализ бизнес-процесса.

2. Анализ и группировка издержек:

- затраты на оплату труда:

- зарплата и ее разновидности;

- изменения размеров оплаты;

- премиальные выплаты;

- выплаты за сверхурочные работы;

- временные затраты на заполнение вакансий.

- Затраты на поставщиков;

- Затраты на оборудование (производственное и непроизводственное);

- Затраты на материалы, используемые непосредственно для производства продукции;

- Затраты на расходные материалы;

- Дополнительные (переменные) издержки.

3. Перераспределение издержек по соответствующим элементам бизнес-процесса:

- идентификация организационных издержек;

- распределение организационных издержек по организационным элементам;

- определение категорий организационных элементов;

- распределение затрат по видам издержек (прямые, косвенные, переменные, постоянные издержки);

- перераспределение организационных издержек на элементы бизнес-процесса;

- окончательная модель бизнес-процессов с перераспределенными внутри нее организационными издержками.

4. Определение типов и параметров измерений выходов процесса:

- анализ выходов;

- выбор типа измерений для выходов процесса;

- детерминация затрат на выходы бизнес-процесса к единице выхода элемента процесса.

5. Анализ полученных издержек:

- метод Парето;

- бенчмаркинг;

- метод аналогий;

- метод добавленной потребительной стоимости;

- сравнительный анализ;

- метод позитивного результата (сокращения издержек);

- экономический анализ;

- функциональный экономический анализ.

 

Ниже будут даны описания каждого из вышеназванных этапов, а также представлены в табличной форме количественные характеристики.

 

1. Анализ бизнес-процесса.

В данном случае рассматривается модель процесса «как есть», описанная методом стандарта IDEF 0, который был описан во второй части статьи. В связи с этим, для анализа бизнес-процессов используется метод структурированного анализа и технология дизайна организационных процессов.

 

2. Анализ и группировка издержек.

 

Целью данного раздела является сбор всех групп издержек, которые присутствуют в изучаемой экономической модели организации и модели бизнес-процессов. Издержки должны быть собраны и распределены внутри организации на максимально низком структурном уровне. Данные по существующим издержкам можно идентифицировать с помощью интервьюирования представителей менеджмента среднего уровня.

Изучение издержек организации можно производить в нескольких направлениях. В частности в двух параллельных направлениях: изучение источников учета финансовых показателей организации, изучение категорий издержек.

К источникам учета финансовых показателей принято относить следующие виды финансовой документации: бухгалтерская документация, документация по управленческому учету, бюджетирование и т.д.

Существует несколько категорий издержек, которые могут быть определены для модели бизнес-процесса. Каждая из этих категорий представляет разнообразные характеристики отличающие их друг от друга в своем воздействии на финансовые показатели организации. Целью данной процедуры является выявление наиболее показательных групп издержек из существующей информации о финансовой деятельности.

В качестве примера можно привести несколько основных и характерных для любой коммерческой организации групп издержек.

Издержки по оплате труда. (Почасовая оплата труда, увеличения оплаты труда, премии и бонусы, плата сверхурочных, затраты на привлечение рабочей силы).

Издержки на организацию поставок как сырья и материалов, так и готовой продукции и услуг.

Аренда технологического (либо иного типа) оборудования.

Издержки на сырье и ресурсы, непосредственно используемые в производстве продукции (услуг).

Издержки на расходные материалы.

Дополнительные издержки (услуги по утилизации отходов, услуги по ремонту оборудования, охранные услуги и т.д.).

Ниже будет представлена таблица, демонстрирующая примерный план прибылей и убытков торговой организации.

 

Таблица Итоговая годовая аналитическая таблица издержек компании

Период\Статьи затрат 01.2002 02.2002 03.2002 04.2002 05.2002 06.2002 07.2002 08.2002 09.2002 10.2002 11.2002 12.2002
Материалы и комплектующие 15000 11000 11700 13000 12500 7000 7500 9660 12000 7000 6500 8000
Сдельная заработная плата 2000 2000 2000 2000 3500 4800 5000 6500 7000 2500 2000 2500
Суммарные прямые издержки 17000 13000 13700 15000 16000 11800 12500 16160 19000 9500 8500 10500
Административные издержки 5000 5000 5000 6000 6000 6000 7000 7000 7000 8000 8000 8000
Производственные издержки 3500 3500 3500 3500 5000 5000 5500 6500 7000 7000 7000 7000
Маркетинговые издержки 3700 4000 4000 4000 4000 4000 4000 4000 4000 4000 4500 4500
Заработная плата управленческого персонала 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000 7000 7000 7000 7000
Заработная плата производственного персонала 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000
Заработная плата маркетингового персонала 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000
Суммарные постоянные издержки 29200 29500 29500 30500 32000 32000 33500 34500 36000 37000 37500 37500
Итого 46200 42500 43200 45500 48000 43800 46000 50660 55000 46500 46000 48000

 

Из представленной таблицы можно сделать вывод о стабильных финансовых результатах анализируемой торговой компании.

 

3. Перераспределение издержек по организационным элементам.

 

Каждый организационный элемент осуществляет одну из трех функций: управленческая, вспомогательная, производственная. Определение места возникновения издержек зависит от той или иной категории из трех функций. Группирование организационных элементов позволит точнее применять правила распределения издержек, а также предоставит возможность перераспределить издержки по группам, которые можно будет легче трансформировать в модель бизнес-процессов организации.

В нашем случае основные функции, упомянутые выше, естественным путем отражены в каждом из анализируемых организационных элементах.

Выявленные издержки группируются по следующим группам: прямые издержки, постоянные издержки, переменные издержки, косвенные издержки, полные издержки, издержки распределения.

Ниже в таблицах демонстрируется распределение издержек по структурным подразделениям организации и по группам издержек.

 

Таблица Распределение издержек по организационным элементам

Организационные элементы\                                                                                        Виды издержек Департамент закупок Департамент логистики Правовой департамент Департамент продаж Департамент по работе с персоналом Административно-хозяйственная служба Финансовый департамент Складское хозяйство
Материалы и комплектующие   80000       10000   30860
Сдельная заработная плата   5000   5000       31800
Суммарные прямые издержки 0 85000 0 5000 0 10000 0 62660
Административные издержки 8000 8000 5000 15000 7000 8000 10000 17000
Производственные издержки 15000 10000   7000       32000
Маркетинговые издержки 48700              
Заработная плата управленческого персонала 12000 12000 6000 12000 8000 7000 12000 7000
Заработная плата производственного персонала   30000       20000   70000
Заработная плата маркетингового персонала 12000             6000
Суммарные постоянные издержки 95700 60000 11000 34000 15000 35000 22000 132000

 

Суммарный годовой показатель издержек структурного подразделения «Складское хозяйство» составил – 194 660 условных единиц. Данное структурное подразделение является наиболее затратным, хотя не относится к функции «производство», т.е. напрямую не производит конечного результата (готовой продукции, прибыли). Говоря другими словами, структурное подразделение «Складское хозяйство» является центром затрат. Таким образом, для нашего анализа появился дополнительный аргумент в пользу детального изучения бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети».

 

4. Перераспределение организационных издержек по элементам бизнес-процесса.

 

Процедура перераспределения организационных издержек по элементам бизнес-процесса носит больше субъективный нежели объективный характер. Субъективность заключена в том, что не существует прямых объективных взаимоотношений между моделью бизнес-процесса и организационной структурой, которые могут подвергнуться расчетам и измерениям. Команда по реинжинирингу чаще всего не обладает данными о том, какая функция процесса относится к тому или иному организационному элементу. Для получения данных, использованных для последующего перераспределения организационных издержек по элементам бизнес-процесса, были использованы методики опроса и интервьюирования менеджмента структурных подразделений и в частности «Складского хозяйства».

Ниже представлена таблица с уже сгруппированными издержками, распределенными по соответствующим классам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети».

 

Таблица Распределение издержек по классам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети»

Классы бизнес-процессов\                                                                                Виды издержек Процесс, связанный с обслуживанием магазинов Процесс, связанный с закупкой сырья и расходных материалов Процесс, связанный с обслуживанием технологического складского оборудования
Материалы и комплектующие 5860 20000 5000
Сдельная заработная плата 10000 10000 11800
Административные издержки 17000    
Производственные издержки 15000 5000 12000
Маркетинговые издержки      
Заработная плата управленческого персонала 2333 2333 2334
Заработная плата производственного персонала 40000 17000 13000
Заработная плата маркетингового персонала 3000 3000  
Непроизводственные издержки 0 0 0
Итого 93193 57333 44134

 

Распределив издержки по классам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» далее необходимо перераспределить эти же издержки, но уже по экземплярам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети».

В рассматриваемой модели бизнес-процесса выделены следующие экземпляры:

- сборка товара;

- проверка товара;

- доставка товара в магазин;

- обработка товара в магазине;

- открытие магазина.

 

Таблица Распределение издержек по экземплярам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети»

Экземпляры бизнес-процессов\                                                                                        Виды издержек Всего Сборка товара Проверка товара Доставка товара в магазин Обработка товара в магазине Открытие магазина
Материалы, техника, комплектующие и расходные материалы, в том числе: 30 860          
Электрокар 5 000        
Оргтехника   700   700  
Грузовой автомобиль     18 000    
Расходные материаы 2 000 1 500   2 960  
Сдельная заработная плата, в том числе: 31 800          
Руководство 2 360 2 360 2 360 2 360 2 360
Кладовщики   3 000      
Рабочие 7 000     3 000 2 000
Водители     5 000    
Административные издержки, в том числе: 17 000 3 400 3 400 3 400 3 400 3 400
Производственные издержки, в том числе: 32 000 10 000 5 000 10 000 5 000 2 000
Маркетинговые издержки, в том числе:          
Заработная плата управленческого персонала, в том числе: 7 000          
Руководство склада 700 700 700 700 700
Руководство магазина 700 700 700 700 700
Заработная плата производственного персонала, в том числе: 70 000          
Рабочие склада 25 000 4 000      
Рабочие магазина       20 000 9 000
Водители     6 000    
Заработная плата маркетингового персонала, в том числе: 6 000          
Экспедиторы     3 000    
Учетчики склада   3 000      
Итого 194 660 56 160 24 360 49 160 38 820 20 160

Из таблицы видно, что наибольший объем издержек находится в экземплярах бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» - «Сборка товара» (56 160 у.е.) и «Доставка товара в магазин» (49 160 у.е.).

 

5. Детерминация затрат по выходам бизнес-процесса, рассчитанная на единицу выхода экземпляра бизнес-процесса

 

В настоящем разделе осуществляется калькуляция затрат на единицу выпуска бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети». В данном случае единицей выпуска будет принято считать стоимость обслуживания одного магазина. После получения результата калькуляции по методике ФСА производится сравнение месячных показателей с данными традиционного учета.

В начале калькуляции затрат на единицу обслуживания магазина необходимо подготовить данные о нормативах изучаемого процесса.

 

Таблица. Нормативы бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети»

Название процесса Машиночасы на ед. процесса (час.) Время физ. труда на ед. процесса (час) Количество отгрузок товара в магазины сети (10 магазинов) Фонд машинного времени, час./мес. Фонд физ. труда, час./мес. Количество заявок на закупку товаров (мес.) Количество ремонтных работ оборудования (мес.)
Процесс обработки заказов и отгрузки товаров со склада 2 3 250 500 750 250 20
Итого 2 3 250 500 750 250 20

 

Разложим все затраты на три части:

4. Прямые затраты, связанные с объемом отгрузок товара со склада.

5. Косвенные затраты, связанные с закупкой материалов и комплектующих.

6. Косвенные затраты, связанные с обслуживанием оборудования.

Ниже представлены таблицы калькуляции ежемесячных затрат на осуществление единицы процесса (т.е., обслуживания одного магазина) (в условных единицах).

Первой таблицей производится разнесение экземпляров бизнес-процесса относительно класса бизнес-процесса первого уровня «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети». Такое разнесение позволит определить объем участия конкретного экземпляра бизнес-процесса и рассчитать индивидуальные затраты на единицу процесса.

 

Таблица Объем участия экземпляров бизнес-процесса, порождающих накладные расходы

Класс бизнес-процесса первого уровня \ Экземпляры бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» Результат расчета затрат экземпляров бизнес-процесса (в условных ед.)
«Собрать товар» (100%) 40% 89,85
«Проверить товар» (100%) 20% 19,48
«Доставить товар в магазин сети» (100%) 20% 39,32
«Обработать товар в магазине» (100%) 15% 23,29
«Открыть магазин в начале операционного дня» (100%) 5% 4,03

 

Расчет затрат каждого экземпляра бизнес-процесса производится следующим образом:

Из таблицы «Распределение издержек по экземплярам бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» в итоговой строке берется показатель, соответствующая названию экземпляра (например, затраты экземпляра бизнес-процесса «Собрать товар» равны 56160 условных единиц (у.е.)). Далее этот показатель умножается на коэффициент участия данного экземпляра в классе бизнес-процесса первого уровня (в нашем случае коэффициент равен 0,4 (40%). Расчет представляется следующим образом: 56160*0,4=22464. Полученный результат показывает затраты по сборке товара внутри класса первого уровня. Теперь для определения показателя затрат на единицу процесса необходимо затраты по сборке товара, полученные в предыдущем примере, разделить на количество отгрузок товара в магазин сети (см. таблицу «Нормативы бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети»). Расчет показателя будет представлен следующим образом: 22464/250=89,85 у.е. на единицу процесса.

Таким же образом производятся расчеты по остальным экземплярам бизнес-процесса (все результаты представлены выше в таблице «Объем участия экземпляров бизнес-процесса, порождающих накладные расходы»).

Получив данные по затратам экземпляров бизнес-процесса, представляется возможность осуществить итоговый расчет стоимости единицы процесса. Стоимость единицы процесса рассчитывается суммированием показателей экземпляров бизнес-процесса, материалов и комплектующих, прямых затрат труда и накладных расходов по эксплуатации оборудования. Ниже представлена таблица, объединяющая вышесказанное.

 

Класс бизнес-процесса первого уровня \ Статьи затрат «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети»
Материалы, техника, комплектующие и расходные материалы 10,28 /ед. обслуживания
Прямые затраты труда 38,26 //ед. обслуж.
Накладные расходы по эксплуатации оборудования 0,73 /ед. обслуж.
«Собрать товар» (100%) 89,85 //ед. обслуж.
«Проверить товар» (100%) 19,48 //ед. обслуж.
«Доставить товар в магазин сети» (100%) 39,32 //ед. обслуж.
«Обработать товар в магазине» (100%) 23,29 //ед. обслуж.
«Открыть магазин в начале операционного дня» (100%) 4,03 //ед. обслуж.
Итого: стоимость ед. бизнес-процесса (т.е. обслуживания одного магазина) 225,24 //ед. обслуж.

Таким образом, в стоимость процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» в месяц составит 56310 у.е. (стоимость единицы процесса (225,24) умноженная на коэффициент использования (250). Средние организационно-производственные затраты компании в месяц составляют 47280 у.е. Учитывая, что данные по издержкам (прямым, косвенным, постоянным и т.д.) компании были получены путем изучения отчетности компании, которая ведется традиционным способом, можно с уверенностью сделать вывод о неточностях традиционного представления данных об издержках. Среднегодовые затраты на складское хозяйство составляют 194660 у.е. (см. Таблицу «Распределение издержек по организационным элементам»). Таким образом согласно традиционному учету затрат, средние издержки на складское хозяйство в месяц составляют 16222 у.е. Разница наглядно представлена ниже в таблице.

 

Таблица Разница между видами учета

Тип расчета \ Статья затрат Традиционный учет Функционально-стоимостной анализ
«Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» 16222 у.е. 56310 у.е.

 




2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Функционально-стоимостной анализ модели бизнес-процесса «как есть». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функционально-стоимостной анализ модели бизнес-процесса «как есть».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)