Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История полового воспитания в контексте развития общества



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
История полового воспитания в контексте развития общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было, прежде всего, связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.

Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.

Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как, безусловно, вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить от родителей незадолго до вступления в брак.

В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С одной стороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой - из-за деревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что, монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно.

В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям.

На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в частности в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б.Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться"). [9]

Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.

В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики и в вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым и Н. В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов:

1. Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

2. Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении. [15]

Во второй половине ХХ века в мире постепенно началось ослабление семейных, родовых и общинных связей, это связано появлением большей свободы общества и началом так называемой сексуальной революцией и ассимиляция народов и организации совместного образования мальчиков и девочек. И в связи с этим, стал популярным «свободный секс», что привело к распространению венерических заболеваний в том числе и СПИДа.

В США программы полового воспитания появились в 40-х годах, это было связано с урбанизацией США, ослаблением семейных и общинных связей, кризисом организованной религии, а в 80х гг. – с угрозой СПИДА. Программы сексуального воспитания (sex education) появились в США уже в 40-х годах, но только в конце 60-х, т. е. примерно 30 лет назад, занятия по этим программам стали проводиться в общественных школах страны (ими было охвачено примерно 2% учащихся). Сейчас программами, которые в том или ином объеме касаются проблем сексуального поведения, сексуальной ориентации, профилактики заболеваний, передающихся половым путем (прежде всего, СПИДа), охвачено 93% всех общественных школ Америки. В середине 80-х гг. три четверти всех родителей поддерживали идею проведения занятий по этим программам в старших классах средней школы и свыше половины - в классах с 4 по 8.

Франция, 11 июня 1973г, основы «сексуальной информации» были введены в качестве раздела курса биологии ,с 1976г – отдельным курсом.С целью профилактики СПИДА. 11 июля 1973 г. Министерство здравоохранения создало из представителей ряда общественных организаций (включая Движение планирования семьи) и врачей Высший совет по сексуальной информации (Conseil Superieur de l’Information Sexuelle ), поручив ему общее идейное руководство регулированием рождаемости и ориентированием семейного воспитания. 23 июля 1973 г министр просвещения Жозеф Фонтане издал приказ, разрешивший включение « сексуальной информации» в курсы биологии в средней школе, правда, факультативно, вне основного учебного плана. Понятие «сексуальной информации» подчеркивало ее «строго научный» характер, а в разговорах о «сексуальном воспитании» сквозила озабоченность соотношением сексуальности и традиционных семейных ценностей. В 1976 г. учебный план подвергся доработке, но сексуальность по-прежнему сводилась к репродукции, а та - к анатомии и физиологии. Самые острые вопросы, вроде отношения к абортам и регулирования рождаемости, обходились молчанием. Сегодня специалисты определяют факультативное сексуальное просвещение как «тридцать лет провалов». То, чего не смела и не умела школа, начали делать частные издательства и организации. В 1973 г издательство Ашетт выпустило хорошо иллюстрированную недорогую «Энциклопедию сексуальной жизни. От физиологии к психологии» в пяти томах, из которых первый был предназначен для семейного чтения с детьми от 7 до 9 лет, а последний – для взрослых.

В Британии сексуальное образование в школах давно норма. В настоящий момент по правительственной программе сексуального воспитания, одобренной министерствами здравоохранения и образования, обучаются более 100 тыс. учеников в 3% школ Великобритании. Ее организаторы проводят спецобучение для школьных учителей, подготавливая их к обсуждению вопросов, связанных с сексом.

С июня 1996г. в России началась реализация проекта Министерства общего и профессионального образования РФ «Половое воспитание школьников». Инициатором проекта являются РАПС – Российская ассоциация планирования семьи, филиал Международной федерации планирования семьи. Министерство образования РФ объясняет необходимость полового просвещения школьников резким ростом количества беременностей, абортов и венерических заболеваний среди подростков, участившимися случаями сексуального насилия. Как показывают данные исследования института социологии РАН, в российских семьях половое воспитание ориентируется главным образом на девочек – с ними на эти темы разговаривают матери, что касается полового воспитания мальчиков, отцы обсуждают эти проблемы в 2раза реже, и менее охотно. Следовательно, необходимо у школьников «формировать иммунитет в вопросах сексуальной культуры и полового воспитания». [17]

Содержание, принципы и модели полового воспитания

В этом параграфе мы анализируем и систематизируем подходы и знания о половом воспитании в школе.

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции, ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Сравнительный анализ образовательных программ показывает, что зарубежные подходы носят главным образом прикладной, инструментальный характер и больше акцентируются на медико-биологических аспектах проблемы, а их основными дидактическими целями является профилактика раннего начала половой жизни, нежелательных беременностей и абортов, распространения заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), в том числе СПИДа, в то время как воспитательные функции считаются прерогативой других институтов социализации.

В отечественных программах больший упор делается на морально-этические и образовательно-просветительские аспекты проблемы пола, добрачных и семейных отношений, профилактике и коррекции высокорискованного сексуального поведения, сексуальное и репродуктивное здоровье человека, а также защита детей и подростков от возможных дидакто- и ятрогений и сексуальных посягательств. [32;22]

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.

К задачам полового воспитания относится формирование общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи, ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности и общения.

В связи с этим, дефектным выступает такой стиль полового воспитания, при котором задается ложное направление проявлениям психосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти два момента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга).

Ко всему выше сказанному следует добавить, что существует несколько моделей или стратегий реализации полового воспитания. Известный польский педагог, социолог и общественный деятель Миколай Козакевич, обобщив многолетний опыт полового воспитания в странах Европы, выделил в нем три главные стратегии:

· рестриктивную, ограничительно-охранительную,

· пермиссивную, разрешительно-либеральную, склонную к вседозволенности,

· линию "золотой середины" или демократическую.

Схематично они выглядят примерно так:

Модели полового воспитания Объем информации
рестриктивная минимум - чем меньше, тем лучше
пермиссивная максимум - чем больше, тем лучше
"золотая середина" оптимум - столько, сколько необходимо

 

Содержание информации Подход Общий тон
не делай того или этого, ибо... это единственный верный путь нет!
существуют следующие пути... все пути хороши да!
поступай так, а не иначе, ибо... есть много путей, выбирай лучший да, но...

 

Какая из этих моделей лучшая? М. Козакевич отмечает, что эффективнее всего модель "золотой середины". Она наиболее теоретически обоснована и дает лучшие практические результаты, сегодня к ней склоняется большинство педагогов и психологов Европы и Америки. Рестриктивная, запретительная модель противоречит общему духу современного воспитания и, как всякие негативные модели, основанные преимущественно на запретах, малоэффективна. Что же касается пермиссивной модели, то она не принимает во внимание возрастных особенностей, возлагая бремя выбора и ответственности на человека, который еще не умеет предвидеть долгосрочных последствий своих поступков, подчас излишне импульсивен и т. д. Кроме того, она совершенно не учитывает особенности традиционной культуры народов.

Модель "золотой середины" предполагает, что воспитатель знает, какой именно объем и содержание информации оптимальны для того или другого возраста. Между тем на ее счет возможны разные мнения, причем это зависит не только от общих законов психологии, но и от конкретных исторических обстоятельств, культурных традиций и многого другого. Главное преимущество модели "золотой середины" - не умеренность, а то, что она содержит в себе плюрализм, допустимость разных стилей и методов воспитания. [16]

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
История полового воспитания в контексте развития общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История полового воспитания в контексте развития общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)