Современная семья: специфика, признаки, функции
Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. С точки зрения Н.Аккермана: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [2]. Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия. Анализируя специфику российской семьи, А.Я. Варга указывает, что в нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки: 1. сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений; 2. границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам; 3. во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины; 4. несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями; 5. идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях; 6. разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии» [30]. Современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.[14] Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила Изменение семьи, как социального института, произошло под воздействием тотального кризиса в 1992 г., переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Современная ситуация постепенно изменяется, в лучшую сторону: количество заключенных браков с каждым годом растет, но при этом растет и количество разводов. [29]
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни. При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи. Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур. Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или двоемужество, обмен партнерами). Некоторые ученые (например, С.И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. [23] Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы детям. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети». Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями. В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго — вплоть до брака. [21] В семье современного типа нарушен канал коммуникации между родителями и детьми. Во множестве семей нашего времени воспитание ребенка передано в руки бабушек, дедушек и образовательным учреждениям, либо улице и СМИ, полностью или частично. Родители находятся как бы в стороне, выполняют главную, по их мнению, функцию материального обеспечения семьи. Воспитательная функция самих родителей «теряется», они уже не являются носителями норм и правил жизни общества и трансляторами культуры, того общества, в котором они существуют, таким образом, теряют свой авторитет «в глазах» своего собственного ребенка. На сегодняшнем этапе развития общества, эта тема обсуждается как глобальная проблема мирового сообщества в целом. В этом году, 15 мая, в Грозном прошла научно-практическая конференция по теме «Современная семья: проблемы, задачи, перспективы», на ней обсуждались темы связанные с важностью повышения роли родителей в воспитании детей. По этому поводу четко выразилась начальник информационно-аналитического отдела Министерства образования и науки ЧР Зарета Магомадова: «Сегодня, перед нами стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. Можем ли мы быть безразличными к тому, как ребенок воспитывается в семье, когда понимаем что, воспитывая детей, родители воспитывают будущую историю нашего общества». И как один из способов разрешения этой проблемы, было приято решение о внедрении в образовательные учреждения программ, направленных на повышение общей культуры обучающихся, родителей и подготовку будущих родителей к выполнению своих обязанностей по воспитанию детей. [ 8]
2.3 Выводы по 2 главе 1. Семьи – основа общества. Первый и наиболее значимый институт воспитания детей. В семье закладываются основы личности, поэтому как направляющая сила и образец для подражания она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья - первый коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
2. Семья - динамическая система, изменяющаяся с течением времени. Изменения в обществе влекут за собой изменение в структуре, формах, функциях семьи.
3. Современная семья находится в кризисной ситуации: · смена ролевых позиций отца и матери; · процент разводов все время растет; · возраст людей вступающих в брак увеличивается; · увеличение количества неполных семей; · смещение приоритета с семьи на карьеру; · замещение классической модели семьи на пробные браки, гражданские браки, гостевые браки (при которых супруги живут отдельно и периодически навещают друг друга), браки выходного дня; · рост безнадзорности родителей за детьми · понижение авторитета семьи, как института воспитания · передача семьей своей воспитательной функции другим социальным институтам (школа, детский сад и т.д.). [18;11] 4. Из всего выше сказанного следует заключить, что современная семья имеет сложности, с выполнением своими обязанностями, связанными с воспитанием детей, и требует поддержки со стороны других социальных институтов, занимающихся образованием и воспитанием детей. 5. Необходимо внедрение специальных образовательных программ в школы, по подготовки будущих родителей к исполнению своих воспитательных обязанностей и организация в них понимания высокой персональной ответственности перед своими будущими детьми, перед своим будущим и будущим всей страны. Такие выводы были сделаны в ходе научно-практической конференции в г. Грозный. [8]
Глава 3: Проблемы в определении содержания воспитания молодежи, связанного с процессом смены поколений в семье и школе. Поиск нового способа решения проблемы воспитания старших школьников, связанного их участием в процессе смены поколений.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |