Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы в определении содержания воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, в семье и школе.



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Проблемы в определении содержания воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, в семье и школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый и юношеский возрасты, относятся к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска” (Ст. Холл еще в начале XX века). Содержание подросткового возраста (11-14 лет) характеризуется как “кризис самосознания”, поиск своего места в обществе и адекватного образа себя. Юношеский возраст (14-18 лет) характеризуется тем, что в нем происходит самый первый в жизни человека кризис «смысла жизни», главная задача возраста самоопределение и выработка долгосрочного жизненного плана и, для этого поиск идеального образа взрослости, в этом возрасте происходит индивидуализация ребенка и выработка своего собственного мировоззрения (15-16 лет). Только преодолев эти кризисы, ребенок приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”, ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д. Человеку в подростковом и юношеском (далее, подросток) возрасте просто необходим наглядный образ способа деятельности и мышления. У него совсем нет своего собственного, «взрослого», опыта действия, так как раньше он выполнял указания взрослых, а теперь не только он, но и весь окружающий подростка мир, предъявляет к нему особые требования – быть взрослым. [33;26]

Подросток буквально «впитывает» информацию о способах действий и поведении из всех доступных ему источников: СМИ, школы, семьи, улицы. Но, к сожалению, на данном этапе ни один из этих перечисленных институтов не дает, в полной мере, ребенку адекватного, позитивного, или даже правильного образца поведения и мышления. Современное общество не имеет программы (способа), чтобы вырастить здоровое, высоконравственное и ориентированное на семью и детей поколение.

Старшее поколение сетует по поводу распущенности современной молодежи, приговаривая, что: «они такими не были в этом возрасте», но не следует забывать, что поколение наших родителей выросло в обществе жесткой идеологии, где был четко прописан идеал молодого человека: какими умениями и качествами он должен обладать, как выглядеть и вести себя в обществе. В современном обществе такой эталон отсутствует, зато взамен ему появилось огромное количество субкультур, членство в которых требует четкого выполнения правил сообщества, касающихся внешнего вида, мировоззрения и стиля поведения. Современный подросток свободен в выборе своей группы общения, ни семья, ни школа не объясняет ему, что представляют из себя эти группировки и, тем самым провоцирует ребенка на выбор компании не рационально, по перспективности участия в ней, но эмоционально, по первому импульсу или указке старшего, референтного для этого ребенка человека. Современный молодой человек импульсивен в своих решениях, ориентирован не на будущее, а на жизнь сегодня, сейчас, на материальные, вещественные ценности и выгоды. Старшее поколение, возможно, не видит и не хочет понимать, того, что эту молодежь вырастили они же сами, либо молодежь переняла опыт взаимоотношений между людьми старшего возраста. Не молодые люди, а старшее поколение создало современную массовую культуру пропагандирующую свободные отношение между мужчинами и женщинами (отношения лишенные каких-либо обязательств между партнерами), карьеризм, инфантилизм, употребление наркотических веществ, негативное отношение к морали, нравственности и целомудрию (молодежные комедии, реалити шоу, литературные бестселлеры). По этому поводу высказался Л. Бойцов, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту: «К сожалению, современная культурная среда не сформировала у многих молодых людей потребность в здоровой духовной жизни. Информационная «всеядность», которую мы можем наблюдать на телеэкранах, на страницах тиражных газет и журналов, привела к тому, что «идеальный образ», служащий для подражания, оказался весьма и весьма уродливым…Вспомним, как последовательно тиражировался «герой нашего времени» - «романтичный» бандит». Все виды современного искусства, будь-то живопись, кинематограф или литература, на сегодняшний день, так и «кричат» о том, как нужно правильно жить, но этот образ жизни возможно не приведет нас к «светлому будущему», а повлечет за собой усугубление демографической ситуации в стране и в мире (ранняя смертность, отсутствие деторождаемости), падение уровня здоровья нации, рост количества наркоманов и алкоголиков. Конечно, не следует забывать, что в наше время появляются шедевры современного искусства (кинофильм Н. Михалкова «12», книга Паоло Коэльо «Алхимик»), но, к сожалению, они теряются на фоне невероятного количества «раскрученных» коммерческих проектов, которые по сути свой являются «информационным мусором», его современное «общество потребления» поглощает в огромных количествах, перекрывая собой философию настоящего искусства – духовное развитие. [5]

Семья хотя в последнее время и  снизила уровень своего влияния на детей, но все же продолжает исполнять свою воспитательную функцию. Но ,что касается воспитания ценностей семейной жизни, то эта тема в большинстве семей закрыта, так как на сегодняшний день количество полных семей почти в два раза уступает количеству семей с одним только кормильцем. Неполные семьи не есть положительный образец для подражания для живущих в них подростков, к тому же в большинстве таких семей (где родители разведены) родитель хранит в себе огромное количества негатива по поводу жизни в браке и отношения к противоположному полу, в силу личной обиды. Ребенок выросший в такой семье не просто не будет «иметь перед глазами картинки» полной и счастливой семьи, но и, возможно, станет носителем неадекватного, неподтвержденного на собственном опыте отрицательного, пренебрежительного отношения к лицам отличного от него пола. К тому же родители уделяют мало внимания вопросам охраны здоровья своих детей: формированию навыков личной гигиены (мытье рук и тела, чистка зубов). В семьях продолжается рост курения, пьянства, наркомании и половой распущенности. Дети и подростки часто предоставлены сами себе. Длительный просмотр телепередач, низкая физическая и двигательная активность, знакомство с психоактивными веществами – таков часто их досуг. В средствах массовой информации наблюдается постоянная пропаганда грубой силы, агрессивности и свободных сексуальных отношений. Результатом этого можно считать определенную деформацию социального портрета современного подростка, для которого стало характерным приобщение к курению, употребление алкоголя, наркотиков, агрессивность и ранняя сексуальная активность.[25]

В связи с этим, в последнее время, одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательной, активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – современные семьи, в большинстве своем, не могут. [19;12]

Так как современная семья находится в кризисной ситуации, и в силу этого практически не способна справиться со своей первоочередной функцией воспитания подрастающего поколения, то активно обсуждается вопрос о введении в школы и другие образовательные учреждения курсов подготовки будущих родителей, которые формировали в молодежи понимание своей ответственности перед будущим, еще не рожденным поколением своих детей.

Но, не следует забывать о том, что в прошлом, в мире, уже был опыт внедрения программ полового и семейного воспитания в школах. И, ни одна из этих программ не принесла ожидаемого результата, а даже наоборот ухудшила сложившуюся ситуацию. Практически во всем мире эти курсы были признаны вредными и запрещены.

Так же следует отметить, что в процессе реализации проекта организации полового и семейного воспитания в российских школах видно четкое противоречие. Оно заключается в том, что на протяжении всей истории существования курсов полового и семейного воспитания в нашей стране, эти программы неоднократно отменялись, но затем вводились снова, но в той же форме, в какой были представлены раньше. Курсы полового воспитания некоторое время практиковались в школах, но не приносили позитивных результатов, признавались вредными, после чего были отменены. Но, затем с течением времени, снова вставал вопрос о необходимости изменения демографической ситуации в стране, и половое воспитание опять же вводили в образовательную программу школ, и как следствие негативные показатели эффективности. И это повторялось неоднократно. Встает вопрос: почему правительство не проводила анализа программ полового воспитания, для выявления причин их неуспешности?

На сегодняшний день, тема выделения полового и семейного воспитания школьников «широко» обсуждается в обществе. И, как показывает анализ, современных разработанных программ такого воспитания: причины неудач такой практики не были найдены, новая форма воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, не была найдена. Наша страна снова рискует не получить желаемый результат.

Гипотеза нашего исследования звучит так: ситуация сложившаяся в обществе демонстрирует, что современной молодежи воспитание в семейном и половом смысле, связанное с их ролью в процессе смены поколений, абсолютно необходимо, но форма в которой такое воспитание было реализовано в истории нашего мира, не подходит, а дает лишь негативные результаты, и, следовательно требует полной переделки и смены акцентов с физиологической стороны взаимоотношений полов, на нравственно и духовно-ценностную, как того требует направление развития общества, на современном этапе.

Акцент в содержании на физиологию взаимоотношений полов и такие цели курсов полового воспитания и этике семейной жизни, было навеяно тем временем, той ситуацией в обществе, в которой они создавались (70-80 гг.). Но, уже на рубеже ХХ – XXI веков, общественная ситуация и цели, которые поставило перед собой общество, изменились. В прошлом, главной целью создания и внедрения программ полового воспитания и этике семейной жизни были: информирование подростков об угрозе эпидемий венерических заболеваний, способах индивидуальной защиты от заражения и нежелательной беременности. Современное общество вкладывает в них уже совершенно новые цели: возрождение или взращивание в молодежи нравственных, духовных, семейных ценностей и идеалов, организация понимания у подростков того, что их собственное здоровье – это здоровье их будущих детей, семья – основа общества и необходимый атрибут жизни каждого человека, а рождение детей - это счастье и нужно не только им самим, но государству, в котором они живут. Это значит, что курсы полового воспитания ХХI века должны сформировать в современном молодом человеке понимание того, что он является участником процесса смены поколений, что его будущее – это не что-то недостижимо далекое, оно формируется его поступками уже сейчас, что его будущее – это будущее нашей страны, всего мира, так как он уже сейчас, в свои 15-18 лет, уже является родителем своих детей, но пока еще не рожденных. Найти этому подтверждение можно в многочисленных нормативно-правовых документах государственных программ развития страны, многочисленных акциях в СМИ: «Молодая семья», «4Д», «Год семьи». Подобные цели уже пытались реализовать в курсах полового воспитания школьников, например, программа «Этика и психология семейной жизни», но как ни странно цели этих программ менялись, а содержание, методы преподнесения материала и преподаватели оставались неизменными. А отрицательные результаты, которые они показали, дают нам понимание того, что проблема всех программ и курсов, связанных с воспитанием молодежи в половом смысле, заключается именно в содержании того материала, который они давали своим слушателям. [28;12]

Первая проблема содержания курсов полового воспитания, которая «лежит на поверхности», заключается, в выборе неправильного метода преподавания, в том, что вместо опережающего и профилактического характера изложения использовался сексуально-стимулирующий, взамен ориентации на норму и положительные аспекты взаимоотношения полов, акцент смещен на отклонения как средство запугивания. По этому поводу высказалась председатель комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова: «Разработчики большинства программ делали акцент исключительно на том, как подростку правильно пользоваться средствами контрацепции, и ребята воспринимали это как официальное одобрение школой ранней половой жизни, своего рода индульгенцию на беспорядочные связи, а запугивание наоборот разжигает интерес, в силу противоречивости подростковой натуры».[24]

Вторая проблема, и самая глобальная, с нашей точки зрения, состоит в некорректности содержания материала относительно возраста воспитанников. Предположительно подросток просто не готов воспринимать и понимать информацию, связанную с половыми отношениями, взаимоотношением полов и венерическими заболеваниями, с физической стороны он готов, но с психической и социальной нет, так как физическое развитие опережает все другие его формы. Но тема взрослости и взросления безусловно волнующая для них в силу возраста. Старший школьник – это переходный период от подростничества к юношеству. Это период характеризуется формированием идентичности подростка самому себе (идеальный образ себя настоящего), обществу и выстраиванием долгосрочных планов на будущее (идеальный образ взрослости). Тема сексуальных взаимоотношений цепляет подростка своей значимостью, так как она «имеет свои корни» во взрослой жизни, которую он еще пока не знает, но безумно сильно хочет познать. Поэтому любая информация такого рода разжигает интерес и фантазию подростка, что провоцирует его на действия как «по указке». Именно поэтому прежние методы, используемые в программах полового воспитания, и темы, обсуждаемые в них, ведут к усугублению сложившейся ситуации: рост уровня заболеваемости венерическими заболеваниями и СПИДом, подростковых беременностей и абортов, сексуальному насилию и т.д. Как доказательство этому, можно привести опыт стран, где курсы полового воспитания в школах были запрещены и взят государственный курс на пропаганду целомудрия: США – снижение количественного показателя по всем параметрам, исламские страны (половое просвещение запрещено) - практически нет абортов, а количество половых инфекций и бесплодных пар близко к нулю.

Еще следует отметить тот факт, что подросток очень хочет стать взрослым, но еще не готов (он еще только строит планы). В связи с этим подросток не готов становиться родителем и иметь детей, по той же самой причине – отсутствие идеального образа родителя, идеального образа будущего ребенка. Здесь мы проводим аналогию готовности подростка к взрослости, созданию семьи и т.д. с немаловажным фактором личностной готовности дошкольника к школе, описанного в книге под редакцией Д.Б. Эльконина «Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.». Одним из факторов определения готовности ребенка к школе – наличие образа школы, образа учительницы, образа деятельности которую он будут осуществлять, то есть должна сформироваться внутренняя позиция школьника (когда ребенок понимает, что школа это тот образ жизни который он искал). То же можно наблюдать и в возрасте подростка и юноши, у них есть призрачный образ взрослости, а когда он получит свое наполнение и будет принят ребенком, как искомый и единственно верный, тогда можно говорить о готовности к взрослой жизни. И только тогда старшеклассник будет готов обсуждать и понимать темы, связанные с ним, как родителем и с его будущими детьми. [20]

Неожиданным открытием для нас стал тот факт, что в зоне ближайшего развития старшеклассника нет идеи (образа) его будущей семьи, его будущих детей. У современных подростков не сформировано чувство ответственности, они живут «сегодняшним днем» и не мыслят на перспективу. Подтверждение этому мы нашли в статье «О молодежи: исторический возраст и периодизация». В ней идет речь о возрастном периоде под названием «молодость», это студенческий возраст. Как показывает исследование, проведенное автором, «ответственность за собственную жизнь» является новообразованием именно этого возраста. Исходя из этого, мы предполагаем, что отсутствие такого качества личности, как «ответственность», возможно, блокирует восприятие подростков относительно того факта, что их ближайшее будущее это семья и дети. И поэтому в подростковом (юношеском) возрасте, всю информацию о семье, браке и о будущих детях школьник воспринимает, как «рассказ» о его родительской семье. Следовательно, учебно-воспитантельный материал такого рода, адекватен только возрастному периоду «молодость», создание семьи и рождение детей «лежит» в зоне ближайшего развития этого возраста. [4]

Следовательно, необходимо менять содержание курсов по трем причинам: 1- отрицательные результаты введения курсов полового воспитания в школах; 2- изменение целей государственной политики в сторону нравственного воспитания, повышения уровня здоровья нации, выход из демографического кризиса и т.д., требует изменения сферы образования и воспитания, соответственно этому курсу; 3- прежнее содержание этих курсов, не подходит для изучения учениками подросткового возраста. Следовательно, образование, в лице школы, должно заниматься воспитанием в учащихся соответствующих качеств: ответственному отношению подростка к себе, как участнику процесса смены поколений, продолжателю своего рода. Это именно то, о чем должны говорить со старшеклассниками на занятиях по половому воспитанию. Это именно то, чего нет в сознании современных старшеклассников.

В подтверждение последнего, нами было проведено пилотное исследование, в средней общеобразовательной школе № 32, в нем участвовали 40 учеников старших классов (9-10 классы). Нами было предложено, школьникам, ответить на вопросы анкеты. Целями исследования являлись:

1. определить отношение учеников старших классов к браку, семейным отношениям и рождению детей;

2. определить степень осознанности и «окраску» отношения старшеклассников к своему будущему, как продолжателю рода человеческого (непосредственного участника процесса смены поколений);

3. определить возможные причины негативного отношения старшеклассников к себе, своему будущему, будущему своих детей.

Исследование дало следующие результаты:

9 класс:

16 человек – «не видят» образ своего собственного будущего; не задумывались о том, что у них будут дети; «не видят» в себе будущего родителя своих детей.

3 человека – думали о том какими будут их будущие дети, но не видят своего будущего дальше чем окончание школы и тем более себя, как родителя.

10 класс:

15 человек – «не видят» образ своего собственного будущего; не задумывались о том, что у них будут дети; «не видят» в себе будущего родителя своих детей. Так же следует отметить, что 5 девочек ответили: «я ненавижу детей и, надеюсь, что их у меня никогда не будет».

6 человек – не понимают каким будет их будущее, но «видят» себя в нем родителями своих будущих детей.

Как показывает исследование, современные подростки, в большинстве своем, не имеют образа себя родителями своих будущих детей, они хотят казаться взрослыми, но еще не готовы к этому, в них нет внутренней позиции взрослого. То есть они не понимают своего участия в жизни страны и процессе смены поколения, и, следовательно, не могут оценить влияние своих поступков и пагубных привычек на их собственное будущее. Именно поэтому, все существовавшие формы полового воспитания и курсов этики и психологии семейной жизни, не приносили положительных результатов – в них идет речь о том, чего для учащихся этих курсов, не существует. Для достижения поставленных государством перед образованием целей, необходимо заняться организацией или созданием ответственного отношения к себе у учащихся старших классов, образа их как будущих родителей и образа их будущих детей. Такое воспитание должно происходить именно с подростками, так как в силу своего возраста он еще не готов к взрослой жизни, принятию серьезных решений, так как не имеет четкого образа своего будущего, в который включен подросток-родитель, организация воспитания относительно зоны ближайшего развития подростка (33).

Обобщая все вышесказанное, мы заключаем, что главная проблема полового и семейного воспитания, то есть их участия в процессе смены поколений, является несоответствие этих курсов возрастным возможностям учеников старшей школы. Эта проблема и стала причиной неуспешности программ воспитания, связанных с ролью молодежи в процессе смены поколений.

Следовательно, исходя из определенной нами проблемы полового и семейного воспитания, можно сделать предположение об основах содержания таких курсов.

Основами курсов воспитания связанных со сменой поколений должны стать: духовность, нравственность, проблемы будущего человека, правовые и экономические вопросы семейной жизни, темы связанные с полоролевой идентичностью. Мы предполагаем, что подобное содержание курса соответствует возрастным возможностям учеников старших классов, и они имеют практическую значимость и полезность для подростков, так как дают первоначальное представление об институте брака и семьи, безотносительно самого учащегося, и повышает его духовно-нравственный уровень. А так же, постепенно, приведет к формированию у подростка образа его будущего ребенка, не с точки зрения его «производства», а с позиции нравственности и духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Создание и включение в школьное образование курсов полового и семейного воспитания было вынужденной мерой, как показано в первой главе. Но результаты, к которым привело такое воспитание, были отрицательными, что привело к запрету на половое образование. Но, так как ситуация в обществе нашей страны не оставалась прежней: демографический кризис и кризис семьи, то снова возникала необходимость в воспитании школьников, относительно ответственного и бережного стиля взаимодействия с противоположным полом. Поэтому правительство опять же принимало решение возобновления этих программ в семья, школах и других воспитательно-образовательных учреждениях. И так происходило три раза на протяжении 30 лет: возобновляли воспитание молодежи в половом смысле, не меняя содержания и не пытаясь найти причины неуспешности этих курсов. В этом мы находим диалектическое противоречие.

Анализ современной ситуации показывает, что воспитание старшеклассников в вопросе смены поколений необходимо в нашей стране, так как все еще существует кризис демографии и семьи. А так же, это связано с кризисом современной семьи, который заключается в частичном или полном отказе родителей от исполнения своей воспитательной функции.

Проблема полового и семейного воспитания заключается в том, что содержание этих программ не соответствует возрастным особенностям и даже возможностям старших школьников:

· нет личностно приемлемой, сформированной внутренней позиции взрослого;

· в зоне ближайшего развития старшеклассника нет семьи (нет идеального образа себя, как семьянина, себя, как родителя; есть только физиологическая готовность и идеальная полоролевая форма);

· не сформировано чувство «ответственности за свою собственную судьбу», это новообразование следующего возрастного периода;

В связи с этим, мы делаем вывод, что вся информация, касающаяся семьи, детей и т.д., воспринимается подростком как информация об его родительской семье или полоролевой функции, безотносительно его самого и его будущего, в качестве родителя, это подтверждают результаты, проведенного нами, пилотного исследования. Что приводит нас к выводу о необходимости поиска нового содержания курсов воспитания школьников, связанных с их ролью в процессе смены поколений.

Это приводит нас к определению основ курса воспитания, связанного со сменой поколений. Анализ содержания, ранее существовавших и недавно созданных курсов воспитания «молодых родителей», привели нас к определению основ содержания этих программ: духовность, нравственность, проблемы будущего человека, правовые и экономические вопросы семейной жизни, темы связанные с полоролевой идентичностью. Мы предполагаем, что подобное содержание курса соответствует возрастным возможностям учеников старших классов, и они имеют практическую значимость и полезность для подростков, так как дают первоначальное представление об институте брака и семьи, безотносительно самого учащегося, и повышает его духовно-нравственный уровень. А так же, постепенно, приведет к формированию у подростка образа его будущего ребенка, не с точки зрения его «производства», а с позиции нравственности и духовности. А так же эти курсы соответствую запросам современного общества. Следовательно, выполняет свое предназначение.

 

 

Список литературы:

1. Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development. In R. Lerner, A. C. Peterson, & J. 1991. – 204с..

2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000. – 184с .

3. Бенин В.Л. Педагогическая культура : филос.-социол. анализ. -Уфа : Башкир. пед. ин-т, 1997. – 144 с.

4. Богданов Д.А; Васильев В.Г; Ермаков С.В. О молодежи: исторический возраст и периодизация//Перемены - 2007.-№6

5. Бойцов Л. «Отцы и дети: корневой вопрос современной жизни». [Электронный ресурс]//(www.russia-today.ru)

6. Борисов И. «Запретный плод для российской школы. Управление школой»// (http://upr.1september.ru/1999/upr37.htm)

7. Воробьев В. (протоирей) «Вавилон. Далеко ли до Содома?». [Электронный ресурс]//( www.pravmir.ru/article_95.html)

8. Государственный сайт Чеченской республики. [Электронный ресурс]//(www.grozny-inform.ru)

9. Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность- М. : Аграф, 2001. – 463с.

10. Захарова П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1.

11. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. М.,.1978. -187с.

12. Интернет-школа «Просвящение.ru». [Электронный ресурс]// (www.internet-school.ru)

13. Информационный портал: новости, вакансии. [Электронный ресурс]// (www.mdn.org)

14. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейн. жизни": Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

15. Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988. -192с.

16. Кон И.С. ВКУС ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА:Сексология для всех- М. Семья и школа, 1997. - 464 с.

17. Арапов М. «Сексуальное воспитание школьников: опыт США». [Электронный ресурс]//                                                                                 ( www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/n1_98/co-4/us_sex.html - 22k )

18. Нарицын Н.Н «Готовим к школе родителей». [Электронный ресурс]// (http://www.naritsyn.ru)

19. Образовательный портал: статьи, книги, новости. [Электронный ресурс]// (http://chanane.ucef.edu/)

20. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/М.: Педагогика; 1988 г – 74с.

21. Развлекательный портал: музыка, каталоги, новости, статистика. [Электронный ресурс]// (http://mixport.ru)

22. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137

23. Голод С.И., Социология и социальная антропология. Сборник, СПб: Алетея; 1999. – 320с.

24. Сапкин А. Половое воспитание поручат родителям // RBC daily.- 2006.-13.02

25. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб: Речь; 2000. – 290с.

26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Возрастная психология. М: Школа пресс; 1999. – 384с.

27. Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни.Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). М., 1998. – 692 с.

28. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России».

29. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]// (www.gks.ru).

30. Хрестоматия: Семейная психотерапия. СПб: Речь; 2000. – 508с.

31. Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя.- М., 1985. -159с.

32. Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: "Знание", 1983. – 2008с.

33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика. 1989 -495с.

 

 

Приложение 1.



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Проблемы в определении содержания воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, в семье и школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы в определении содержания воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, в семье и школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)