Структура качества образования
Обобщая все выше сказанное, рабочую программу педагога дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования для каждой возрастной ступени, разработанное по основным направлениям (сферам, содержательным линиям) развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом (ГОС, общество (родители, учителя и др.), воспитанник). Очевидно, что не может быть особой технологии разработки рабочей программы педагога, независимой от процесса реализации стандарта. По существу – рабочая программа – это программа реализации стандарта, а, следовательно, проектная организация всей деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения по реализации стандарта в качестве одной из своих составляющих. Рабочая программа педагога не может «выпадать» из образовательной программы ДОУ, должна быть скоординирована с ее целями, рабочими программами других педагогов, специалистов ДОУ (учителей-логопедов, музыкальных работников, специалистов ИЗО, педагогов-психологов, тренеров-преподавателей по физической культуре, дефектологов, тифлопедагогов и др.), участвующих в реализации стандарта дошкольного образования, образовательной программы ДОУ (чтобы не возникали в педагогическом коллективе противоречия, тормозящие процессы развития воспитанников). Рабочая программа должна пройти оценку, согласование в педагогическом, родительском коллективе с точки зрения ее оптимальности и эффективности (не завышает, не завышает ли педагог цели и задачи, предполагаемый результат, адекватны ли выбранные средства его достижения). Следовательно, разработка рабочей программы – это не только индивидуальная деятельность педагога. Ее составление предполагает различные формы совместной деятельности педагогов, родителей конкретного ДОУ («вписывание» индивидуального проекта каждого педагога в систему образовательной работы ДОУ). Структура рабочей программы
Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФК и НРК ГОС, структура и содержание рабочей программы определяется, как правило, на срок 1-2 года (ранний возраст), 4 года (дошкольный возраст), но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно. Обращаем внимание на то, что рабочая программа педагога ДОУ является документом взаимозаменяющим традиционно разрабатываемый по единой структуре (на протяжении более 30 лет) «План воспитательно-образовательной работы группы» и должна быть дополнена еще одним плановым (тактическим) документом – календарным (недельным, месячным планом работы). В целях упрощения процедуры разработки или экспертизы рабочих программ педагогов все они разрабатываются на единой структурной основе и имеют идентичные по наименованию разделы, а именно: - пояснительная записка; - содержание и средства образования (сама рабочая программа). Подготовительный этап, предшествующий проектированию рабочей программы должен быть обеспечен тщательным анализом образовательной ситуации, формулировкой противоречий и проблем, выбором формы проектирования, нормативно-правовым, научно-теоретическим, программно-методическим, организационно-технологическим обеспечением проекта рабочей программы.
Аналитическая справка
Данный раздел рабочей программы включает в себя анализ деятельности педагога ДОУ, реального состояния образовательного процесса. Актуальные сегодня вопросы обновления содержания дошкольного образования, тесно связаны с анализом и проектированием деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Трактовка термина «анализ» (их множество), далеко не всегда соответствуют задачам анализа в контексте педагогического управления – вообще, и стратегического планирования в особенности. Поэтому мы предлагаем понимать анализ как сбор информации и обработку релевантной (т.е. подходящей, уместной, относящейся к делу) информации для углубления понимания действительности, а также подготовки и принятия на этой основе определенных педагогически обоснованных решений. В проблемном анализе, следует помнить, практические проблемы – это характеристика результатов, а не средств или условий. Фиксация проблем – это важное начало большой работы с проблемами: проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно значительного продвижения вперед; после чего - осуществляется поиск причин ключевых проблем. Признаки проблем : существование разрыва между требуемыми в обозримом будущем результатами системы и ее реальными, нынешними результатами. Под анализом и оценкой потребностей или анализом и оценкой проблем образовательных систем понимается особый метод анализа, нацеленный на развитие этих систем на основе выявления и оценки разрывов между результатами деятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, - и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов системы. Иными словами, данный метод настроен на работу в целевом (ценностно-целевом) залоге: если руководитель или педагог не в состоянии определить с некоторой точностью и определенностью образы требуемого будущего и требуемого состояния своих систем, отказываются от выдвижения цели, использование метода анализа проблем становится нереальным. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность педагога. Задача – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий. Задачи анализа: - Вычленение системообразующих (ведущих) проблем, решаемых педагогом в прошедший период. - Анализ полученных результатов образования. - Установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения. - Выявление противоречий вновь возникающих в анализируемый период. - Проектирование путей решения этих противоречий в будущем. Аналитические умения необходимы для анализа и самоанализа образовательного процесса и результатов деятельности педагога ДОУ. Аналитические умение состоят из ряда частных: умение расчленять педагогическое явление на составные элементы (условия, факторы, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с другими и т.д. В проблемном анализе выявляются практические проблемы – характеристики результатов, а не средств или условий. Проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно начительного продвижения вперед. Компоненты анализа: 1. Создание условий и предпосылок анализа проблем (проведение наблюдений, исследований, экспертной оценки качества результата образовательного процесса). Определяются факты, указывающие на реально достигаемое качество результата образования. 2. Анализ проблем – выявление потребностей. Обнаружение несоответствия реально достигаемых результатов образования результатам, которые требуются, достижение которых возможно, достижение которых является потребностью субъектов образования. Определяются факты, указывающие на проблему. Формулируются проблемы. 3. Работа с проблемами – выявление приоритетных, причинное объяснение: - упорядочение списка проблем; - выявление проблем, решение которых особенно выигрышно; - прогнозирование последствий не решения; - прогнозирование и оценка препятствий решению; - определение первоочередных проблем; - объяснение, анализ причин существования проблем; - выдвижение идей обновления стратегии. Под анализом и оценкой потребностей или анализом и оценкой проблем образовательного процесса понимается особый метод анализа, нацеленный на развитие воспитанников на основе выявления и оценки разрывов между результатами образовательного процесса, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов образовательного процесса. Если педагог не в состоянии определить с некоторой точностью и определенностью образы требуемого будущего и требуемого состояния своих систем, использование метода анализа проблем становится нереальным. Проблема возникает чаще всего и может появиться: - в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний развития и функционирования образовательного процесса, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее; - вследствие изменения самих целей и ценностных ориентиров образования. Источником требований к результатам анализа выступает управленческое решение педагога, которое должно привести к некоторым требуемым (желаемым) результатам, которые в свою очередь должны удовлетворить потребности и интересы потребителей (детей, родителей, школу и др.). Поэтому особое внимание социальному заказу, образовательным потребностям. 1. Социальный заказ, образовательные потребности представляется в аналитической справке на примере характеристик социальных портретов семей воспитанников группы, позволяющих выявить особенности контингента (потребности детей в развитии, коррекционно-развивающей работе) и семейного воспитания, а также ожидаемого результата образовательного процесса, который может быть представлен в виде портрета воспитанника. Сбор информации об условиях, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки подходов к обеспечению его дальнейшего развития. Сбор информации позволит педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля их воспитания в семье, его влиянии на развитие ребенка. История развития ребенка позволит педагогу правильно оценить события в жизни ребенка с учетом его реакции на них, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям (Приложение 1. История развития ребенка). Следует учитывать реакцию на отдельные факты в жизни ребенка его родителей, отделять их от их интерпретации. Комплексно анализируя результаты обследований (интерпретируя отдельные проявления только в связи с другими), педагог создает психологический портрет развивающегося ребенка (нормально, с отклонениями в развитии), который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организует целенаправленную развивающую, коррекционную работу. Семья: 1. Какова характеристика семьи и ее влияние на процесс развития ребенка дошкольного возраста? 2. Каковы потребности семьи в образовательных услугах (Каких? Тематика спроса)? 3. Какова степень удовлетворения потребностей семьи в образовательном процессе? 4. Что не удовлетворяет родителей в образовательном процессе? 5. Какие факторы и причины ограничивают активность семьи в достижении цели и задач образовательного процесса, направленных на развитие ребенка? 6. Каковы сильные и слабые стороны в организации совместной деятельности педагога и семьи в воспитании и обучении ребенка? 7. Какова степень включенности родителей в образовательный процесс ДОУ (в планирование, организацию, оценку результата)? («заказчики», «наблюдатели», «участники»)? 8. Каков характер взаимоотношений в семье (благополучный, формально благополучный, неблагополучный)? 9. Каковы приоритеты родителей в области их педагогической грамотности: - в теоретических основах медико-психоло-педагогических областей знаний; - в теории и методике воспитания и обучения детей; - в целевых ориентирах и задачах ДОУ; - в образовательных программах; - в конкретных формах, методах и приемах в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; - в возрастных и психологических особенностях развития ребенка; - в сохранении и укреплении здоровья ребенка; - в изучении элементарных методов диагностики здоровья, актуального состояния и развития ребенка; - в изучении основ законодательства в сфере образования как условия реализации права ребенка на качественное образование; - другое. 10. Каковы способы организации сотрудничества педагога с родителями?
Таблица анализ социального заказа
Школа: 1. Организационная основа сотрудничества. 2. Основания преемственности (Соблюдение единства в целеполагании, содержании, средствах, формах). 3. Направления взаимодействия 4. Позитивное и негативное влияние сотрудничества учителя и воспитателя на процесс воспитания и обучения детей. 5. Обеспечение единого информационного пространства. 6. Формы взаимодействия (предпочтения). 7. Адаптация, ее результаты. 8. Удовлетворенность школы образовательной деятельностью педагога на этапе завершения воспитанниками дошкольного образования и при переходе их в школу (позитивные, негативные тенденции)
Анализ влияния социальной среды на достижение социально-значимого результата образования в ДОУ
Основной вопрос - Какой образовательный результат затребован заказчиками на образовательные услуги (в том числе и государством), какова субъектная позиция всех участников образовательного процесса по отношению к достижению социально-значимого результата образования? 2. Комплектовании групп детьми Количество детей в ДОУ 2.1 Фактическая наполняемость (количество детей в группе). 2.2 По составу групп - по половозрастному признаку. 2.3 Направленность группы (общеобразовательная, коррекционная, оздоровительная, др.). Основной вопрос - обеспечиваются ли право ребенка на качественное образование, в соответствии с нормативными требованиями (Типовое положение о ДОУ), учитываются ли возможности и потребности детей в развитии? 3. Состояние здоровья детей и условия его сохранения и укрепления 3.1 Распределение детей по группам здоровья. 3.2 Распределение детей по группам физического развития. 3.3 Диспансерная группа. 3.4 Заболеваемость. 3.5 Физическая подготовленность детей. 3.6 Показатели адаптации к ДОУ. 3.7 Оценка родителями условий обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ (удовлетворенность). 3.8 Микроклимат в ДОУ, обеспечивающий эмоциональное благополучие участников образовательного процесса. 3.9 Социальные институты, оказывающие позитивное влияние в процессе сохранения и укрепления здоровья детей. Основной вопрос – позволяет ли состояние психофизического здоровья детей освоить содержание образования определенного образовательной программой ДОУ в полном объеме (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)? Адекватны ли условия и средства сохранения и укрепления психофизического здоровья каждого ребенка? 4. Подходы к оценке актуального состояния и развития воспитанников (Приложение 2 Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений) - Какие определены подходы к оценке актуального состояния и развития ребенка? - Какие используются контрольно-измерительные материалы, методики психолого-педагогической диагностики? - Каковы результаты коррекционной работы (исходя из потребностей и возможностей детей)? - Каковы критерии оценивания, позволяющие выявить деятельностно-коммуникативную, предметно-информационную, ценностно-ориентационную составляющие социальной компетентности воспитанника? 4.1 Готовность детей к обучению в школе - Каковы подходы к оценке развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования, при переходе в школу (образованности, личностных характеристик, удовлетворенности)? Основной вопрос: Соотносятся ли контрольно-измерительные материалы с требованиями ГОС к результатам обучения, позволяют ли определить и оценить динамику образовательных достижений воспитанников? Как организовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка для обеспечения его успешности при освоении образовательной программы? 5. Соответствие уровня и качества результата образования воспитанников требованиям ГОС 5.1 Достижения воспитанников в разных видах деятельности. 5.2 Социализация воспитанников. Уровень образованности воспитанников определяется по следующим составляющим результата образования: деятельностно-коммуникативной, предметно-информационной и ценностно-ориентационной составляющих образованности воспитанников на этапе завершения дошкольного образования. Составляющие качества образования : - Деятельностно-коммуникативная (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию); - Предметно-информационная (формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню общеобразовательной программы картины мира); - Ценностно-ориентационная (развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру, современное общество и совершенствование этого общества). В дошкольный период приоритет отдается практической деятельности, в ходе которой дети, получая начальные представления об окружающем мире, постепенно овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности. Выпускникам дошкольных учреждений предлагается овладеть компетенциями, обеспечивающими их успешную адаптацию к требованиям специально организованного и систематически осуществляемого образовательного процесса в школе: Основной вопрос: каковы те затруднения и проблемы воспитанников (в разных видах детских деятельностей), которые возникают в ходе обеспечения педагогом индивидуальной образовательной траектории их развития? 6. Содержание образования 6.1 Сопоставление требований ГОС с содержанием конкретной образовательной деятельности (программно-методическим комплексом образовательного процесса), которую осуществляет педагог. Педагог должен определить: - объем содержания ГОС, который он сможет реализовать в образовательном процессе; - сочетание реализации федерального, регионального компонентов ГОС с дошкольным компонентом. Таблица результатов сопоставления требований ГОС с реализуемой (ми) в образовательном процессе программой (ми) |
2019-12-29 | 213 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Структура качества образования |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы