Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка к рабочей программе



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Пояснительная записка к рабочей программе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Структура пояснительной записки может иметь несколько разделов. Так как рабочая программа является сугубо индивидуальной, педагог сам может выбрать ориентиры из предложенных, раскрывая пункты пояснительной записки.

Структура пояснительной записки

 

В настоящее время происходят кардинальные изменения всей системы образования, смысл которых в изменении целевых, содержательных и технологических аспектов образования, определяемых его гуманизацией.

Особая роль отводится дошкольному образованию как первоначальной основы для формирования личности, развития духовного и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Именно особенности воспитания и обучения в дошкольном возрасте определяют индивидуальную образовательную траекторию развития личности ребенка на следующей ступени образования.

Дошкольная ступень имеет свою специфику, самостоятельные цели и задачи, содержание, методы и средства, во многом обусловленные физиологическими, психологическими и физическими особенностями детей дошкольного возраста. Правовыми основами развития и функционирования начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании") и др.

Пояснительная записка определяет:

1. Актуальность:

а) с позиции образовательной системы,

б) с позиции социального заказа,

в) с позиции ребенка, родителей,

г) с позиции самого педагога.

Теоретическое обоснование проекта, теоретические позиции (определение методологических основ проектирования содержания образования, тех научных закономерностей, которые лежат в основе проектируемого образовательного процесса и являются основанием для определения условий и средств образования воспитанников).

2. Характеристику возрастных особенностей группы воспитанников в развитии определенных видов деятельности.

Воспитатель ДОУ разрабатывая ту или иную содержательную линию (сферу развития ребенка) образования, должен опираться на возрастные особенности развития того или иного вида деятельности детей.

 Например, особенности развития социально-личностной сферы детей предполагают возможность усвоения имисоциальных норм и правил в каждый возрастной период с опорой на то, что ребенок:

В 3-4 года

Ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет не­соответствие поведения другого требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спаси­бо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевает­ся, ест и т.п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться с ним игруш­ками. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

В 4-5 лет

Имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвле­каться на более интересные занятия. Во взаимодействии с други­ми проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы пове­дения.

В 5-6 лет

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требова­ния других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представ­лениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривле­кательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение стано­вится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во вза­имодействии с друзьями.

В 6-7 лет   

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без на­поминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нор­мы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих жела­ний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

3. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса, адекватные требованиям ГОС, учитывающие особенности группы воспитанников, с которыми предстоит работать педагогу, представленные через:

· принципы организации образовательного процесса, взаимодействия взрослых и детей;

·  целевой(ые) ориентир(ы) рабочей программы. При постановке целей следует обратить внимание:

- на развитие, каких личностных качеств, способностей воспитанников ориентирована деятельность педагога;

- на определение качественных составляющих образованности воспитанников;

- какие виды деятельности являются ведущими в процессе образования, как обеспечивается их освоение.

· предполагаемый результат может быть представлен в виде портрета (характеристики) воспитанника на данной возрастной ступени, качественных составляющих образованности (деятельностно-коммуникативная, предметно-информационная, ценностно-ориентационная);

4. Конкретные задачи рабочей программы

Задачи - действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели, отражают интегрированность их выполнения.

- Какие шаги нужно сделать для достижения цели?

- Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели проектирования?

- Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели?

5. Основное поле при проектировании рабочей программы – содержание образования. Определение конкретных образовательных содержаний – задача рабочей программы педагога (являющейся структурным компонентом ОП ДОУ).

При этом следует учитывать, что педагог не определяет содержание образования, он выбирает из рекомендуемых и утвержденных МО РФ, МОиПО Свердловской области, то, которое более соответствует потребностям и возможностям детей группы, адаптирует его к конкретным условиям.

При определении содержания образования необходимо в первую очередь обеспечить соответствие процесса воспитания, обучения и развития воспитанников требованиям ГОС (ФК и НРК).

В то же время, педагог должен стремиться преодолеть противоречие между унифицированными требованиями к содержанию образования и объективной необходимостью индивидуализировать образовательный процесс с учетом потребностей, особенностей и интересов каждого ребенка.

При формировании содержания образования необходимо продумать разумное сочетание всех сфер, направлений развития ребенка, их интеграцию и своеобразие, приоритеты деятельности ДОУ, а также условий обеспечивающих преемственность, непрерывность на всех возрастных ступенях дошкольного образования.

 Непрерывное основное образование дошкольников может подкрепляется дополнительным образованием.

Обновление в рабочей программе содержания образования требует новых форм и методов образовательной деятельности. В общем виде новое в методике воспитания и обучения можно сформулировать таким образом:

- введение новых образовательных технологий (программ);

- разработка комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников (траекторий развития), программ.

- изменение системы и методов педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка дошкольного возраста.

Особенностью НРК ГОС являетсяотсутствие жесткой возрастной адресности содержания.Он не ориентирует педагога на унификацию, выравнивание разных детей под некий возрастной эталон, тем самым, делая возможным реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку (известно, что индивидуальные особенности часто перекрывают возрастные). Кроме того, жесткая возрастная адреснность содержания противоречила бы принципу вариативности образования, поскольку в разных программах одно и тоже содержание часто развертывается в разной последовательности, и поэтому соответственно появляются варианты разного соотношения содержания с возрастом детей. Это же является и одним из условий разработки рабочих программ педагога.

Педагог, находясь в рамках стандарта, может осуществлять свою профессиональную деятельность свободно, творчески, ориентируясь на конкретную ситуацию развития детей. Именно педагог, в зависимости от индивидуального контекста развития каждого ребенка, определяет через рабочую программу формы и методы его образования, подбирает материал и предлагает его ребенку используя ту или иную возникающую ситуацию для дальнейшего его продвижения. Таким образом, педагогические функции, которые связаны с индивидуализацией образования (ситуативной импровизацией, рефлексией педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка, подбором соответствующего материала, форм и методов образования и т.п.), оказываются лежащими в основе содержания личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

5. Особенности организации образовательного процесса можно представить через структуру организованных форм обучения детей:

5.1Пояснительную записку к сетке занятий (учебному плану).

5.1 1Сетку занятий (учебный план) – количество занятий, определяемых педагогом для реализации содержания образования в организованных формах обучения;

5.1.2 Расписание занятий.


Максимальный объем недельной образовательной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается Государственным образовательным стандартом.

В условиях вариативности дошкольного образования предпочтение отдается личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Это предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при которой занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе (личностно-ориентированная модель обучения, обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом).

Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении обучение ребенка происходит в контексте прежде всего игры (это является принципиально важным не только для эмоционального комфорта, формирования личности ребенка, но и для соматического, психического здоровья), а также других форм совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, сверстниками, обеспечивающих развитие познавательной мотивации и способностей ребенка, его образа мира, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры. При этом важно в этот период создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности, не требуя от него непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме.

Стандартизация дошкольного образования сопряжена с учетом специфики развития ребенка в этом возрасте: первостепенной важностью развития базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, созданием психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставлением широкого выбора деятельности, индивидуализации образования. Эти закономерности развития ребенка дошкольного возраста, в частности, влекут за собой такую особенность содержания дошкольного образования, как отсутствие жестко очерченной предметности. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности (интеграция).

Учитывая специфику дошкольного образования, регламентация образовательного процесса на основе учебного плана, учебного графика и расписания занятий в дошкольных образовательных учреждениях не имеет нормативной основы в форме Базисного образовательного плана.

В практике деятельности педагога ДОУ основным документом, регламентирующим некоторую часть образовательного процесса (организованные формы обучения), являются: сетка занятий с пояснительной запиской и расписание занятий, разработанные с учетом требований органов здравоохранения. Сетка занятий в ДОУ, чаще всего, выполняет функции учебного плана (показывая общее количество занятий в течение недели и распределение минимального содержания по определенным сферам (направлениям, видам деятельности) развития детей и расписания (определяя последовательность, время и место проведения занятий.)

5.2  Тематическое планирование, может быть представлено в разных вариантах:

1 вариант тематического плана

Тематический блок Тема Занятие, вид деятельности Количество занятий Сроки
         

2 вариант тематического плана

Тематический блок   Тема Программное содержание (цели) Занятие, вид деятельности Количество занятий Сроки
           

3 вариант тематического плана

Качественные составляющие образованности

Тематический блок Тема Содержание Занятие, вид деятельности Количество Сроки
Деятельностно-коммуникативная Предметно-информационная Ценностно-ориентационная            
                 

 

6. Программно-методический комплекс образовательного процесса (реализации сферы развития ребенка)

При разработке комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

6.1Определить особенности программно-методического комплекса:

а) по целостности (комплексная, парциальная);

б) по новизне (характеру изменений):

- типовая (используется без изменений);

- модифицированная (комбинированная);

- компилятивная (объединение разных программ)

- авторская, заново разработанная (эвристическая, дополняющая, новаторская);

в) по содержанию (основная, дополнительная);

г) по технологиям (традиционная (построена на учебно-дисциплинарной модели обучения), личностно-ориентированная (построенная на принципах педагогики сотрудничества, педагогики развития), развивающая.

6.2 Обосновать выбор программно-методического комплекта:

а) соответствие целям и задачам образовательной программы ДОУ;

б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям обеспечения образовательного процесса ДОУ;

При модификации комплексной или парциальной образовательных программ, необходимо предусмотреть:

а) соответствие модифицированных образовательных программ современным требованиям к содержанию образования ГОС;

б) модификация образовательных программ обеспечивается:

- усовершенствованием уже существующей программы – изменение структуры, перегруппировка разделов, тематических блоков, перераспределение средств и условий, сроков реализации (в регламентировнной деятельности (на занятиях), или нерегламентированной (в совместной и самостоятельной) деятельности детей с учетом потребностей и возможностей воспитанников;

- обновлением выбранного содержания программы по одному или нескольким направлениям развития воспитанников, конструктивного соединения нескольких программ, других авторов или дополнения программы новым обогащенными содержательными блоками;

в) при использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не может быть допущено дублирование содержание, допускаться противоречия в основных концептуальных принципах.

г) полноту и непротиворечивость учебно-наглядного, учебно-технологического обеспечения процесса реализации содержания образования (наличие тематического планирования, соответствующих демонстрационных и комплектов, раздаточных материалов для воспитанников, хрестоматий (литературных, музыкальных, изобразительных), настольно-печатных игр, тетрадей-прописей, аудио- и видеопособий), вспомогательных методических материалов и др.).

Программно-методический комплекс целесообразно представить в виде таблицы, которая включает описание общеобразовательных (основных) и дополнительных программ, технологий воспитания и обучения, коррекции и оздоровления, характеристику методических, дидактических, универсальных пособий, представленных по сферам (направлениям) развития детей.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Пояснительная записка к рабочей программе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка к рабочей программе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)