Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О прогнозировании суицидального поведения



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
О прогнозировании суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




П.И. Юнацкевич

Прогнозирование и предупреждение суицидальных происшествий среди военнослужащих и коррекция суицидального поведения

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

2011

 

ББК 88.53

Ю 49

 

Юнацкевич П.И. Прогнозирование и предупреждение суицидальных происшествий среди военнослужащих. Коррекция суицидального поведения. – Санкт-Петербург: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2011. – 24 с.

 

Юнацкевич Петр Иванович, доктор педагогических наук

www.scicomcis.spb.ru

E-mail: [email protected]

Рецензенты:

Хавинсон В.Х., доктор медицинских наук, профессор

Аляпкин С.Ф., кандидат медицинских наук

Прогнозирование суицидальных происшествий осуществляется на основе мониторинга психического состояния военнослужащих, направленного на выявление лиц, моральное и эмоциональное состояние которых несовместимо с выполнением служебных обязанностей и поддержанием военно-профессиональной и личной активности граждан, призванных на воинскую службу.

Предупреждение суицидальных происшествий среди военнослужащих реализуется через формирование научно-этического мировоззрения граждан, объединяющего общечеловеческие ценности и созидательный взгляд на окружающую действительность. Формирование научно-этического мировоззрения осуществляется через организацию и проведение в воинских частях и подразделениях информирования на тему «Светская этика». Информирование может осуществляться психологами, командирами и начальниками воинских формирований, частей и подразделений.

Коррекция суицидального поведения носит комплексный (интегративный) характер (медицинские, психологические, социально-экономические, педагогические меры помощи военнослужащему с суицидальными проявлениями) и осуществляется во взаимодействии с врачами, психологами, командирами и начальниками.

Подготовлено в рамках исполнения пункта 2.5 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденного решением Совета глав правительств государств-участников СНГ 22 мая 2009 года.

Рекомендовано для использования в работе психологов и руководителей воинских формирований, частей и подразделений в государствах-участниках СНГ.

 

ISBN 5-7199-0258-9

Тираж 900 экз.

Информационное издательство Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий

Подписано в печать 14 сентября 2011 года Формат 60x80 1/8

П.л. 1,0 Б.кн.-журнал. Заказ № 78

Санкт-Петербург, www.scicomcis.spb.ru

О прогнозировании суицидального поведения

 

События, именуемые самоубийствами, покушениями на самоубийство (суицидальные происшествия, проявления, суицидальное поведение) регулярно происходят в обществе, которое можно охарактеризовать как ризоморфную среду, прогнозы в которой не корректны.

Ризома – понятие постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности (неравновесная целостность – аналог неравновесной среды, изучаемый синергетикой или теорией катастроф).

Ризоморфные среды – среды, обладающие имманентным (внутренне присущим) потенциалом самоорганизации. Бытие такой ризоморфной среды - бесконечная динамика, т.е. модель, которая продолжает формироваться и имеет всегда множество выходов, сетевых лабиринтов. Ризоморфная среда конечна, но безгранична, процессуально плюральна (принципиально многозначна, многопланова). Если для жестко гештальтных систем характерно наличие генетической (эволюционной) оси как вектора развития, то в ризоморфной среде развитие осуществляется в принципиально неосевом, нелинейном измерении, т.е. такой среде чужда сама мысль генетической предопределенности, хотя генетические свойства составляющих ее субъектов могут оказывать на нее влияние.

В подобной среде необходимо новое понимание детерминизма, свободное от идеи внешнего причинения. Новый детерминизм ориентирован на презумпцию имманентности. Ризоморфная среда метастабильна и прогнозирование в ней носит некорректный характер из-за метастабильности среды.

Метастабильность среды – среда ни стабильна, ни НЕ стабильна. Примерами таких сред являются языковые системы, внутренний мир человека, социальные среды. Кибернетические способы управления в таких средах (управление из единого центра) не дают должного эффекта. Управляемая система более сложна, чем создаваемые системы управления (модели управления) и модели прогнозирования (анализа). Поэтому социальные системы как ризоморфные среды выдерживают множество проявлений интересов субъектов, но не выдерживают единого проявления воли (желания, волеизъявления), которая может взорвать базовые социальные институты. Социальные системы, построенные на одном волеизъявителе, как правило, заканчиваются после гибели такого волеизъявителя (диктатора, вождя, национального лидера и т.п.). Именно поэтому в социальных системах коллективные усилия по сохранению мира, как правило, ведут к войне.  Также сложно прогнозирование в социальных системах из-за принципиальной нестабильности поведения ее субъектов.

Воинское формирование (часть, подразделение) является одним из разновидностей социальных систем, в которых усиливается внешняя атрибутика единства и подобия ее составляющих субъектов, отношения между которыми являются сложными, непостоянными и переменными. Наблюдение за историей любого воинского формирования в условиях не только мирного, но и военного времени, показывает, что его структура постоянно изменяется (вплоть до ликвидации), состав также постоянно изменяется, не обеспечивая не только преемственности, но и полностью агрессивно отторгая свою историю или просто замалчивая ее.

Суицидальное поведение является результатом переживания человеком нравственного кризиса, вызванного потерей смысла существования. Пока элита общества будет считать материальные блага главным смыслом своего существования, кризисы и личные катастрофы (которые завершаются, в том числе, и самоубийством) в обществе неизбежны.

Примеры кризисов:

1. Кризис представительской демократии: нельзя найти собрание представителей, где большинство любого представительства было бы компетентным и мотивированным на общественное благо. Этот кризис очевиден для многих граждан и является прикрытием для так называемой власти сеньорите (получение внеправовых преимуществ при формальном равноправии). Граждане болезненно переживают безучастность в принятии управленческих рушений, а при столкновении с произволом в свой адрес не всегда выдерживают и совершают агрессивные акты (например, насилие, убийство, экстремизм) или аутоагрессивные акты (например, самоубийство, злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими веществами).

2. Кризис рациональности, т.е. намеренно или не намеренно доступ к знаниям, информации не может быть обеспечен в равной степени для всех. Все знания обесцениваются идеологией-технологией сверхвласти денег. Это когда главой целью человека становится добыча денег любой ценой, а средство достижения цели – обладание теми же деньгами. Стремительное разделение на тех, кто может купить, и на тех, кто не может купить создает условиях для роста криминала, а для тех, кто не идет по пути криминала – путь злоупотреблений (бытовое пьянство, наркомании и токсикомании). Вера в деньги как в Бога лежит в основе нравственного кризиса человека, подчиненного утилитарной логике: «Есть деньги – живет человек, нет денег и жить не зачем».

3. Кризис субъективности: люди выступают объектами манипуляций и не являются субъектами, нет способности к самостоятельному рассуждению и суждению. Апелляция к разуму и воле оказалась не состоятельной. Поэтому, меньшинство, обладающие хорошей волей и разумом банально забрало основные богатства. Мировой финансовый кризис, о котором все говорят сегодня, следствие банальной алчности и безнравственности этого самого меньшинства. Большинство автоматически превратилось в объект посмодернистских манипуляций. Кризис настолько глубок, что скорее походит на катастрофу. И не случайно все, даже виновники кризиса, заговорили об этическом управлении, заговорили об ЭТИКЕ, НРАВСТВЕННОСТИ, морали, совести.

Фактически признается наличие не вполне очевидного, но лежащего в основе всех кризисов, главного кризиса – кризиса нравственных устоев, другими словами – нравственного кризиса. Его основная черта – повсеместное господство социальных паразитов, безжалостно потребляющих общие планетарные ресурсы и ведущие человечество к вселенской катастрофе, признаком которой и является рост числа самоубийств и злоупотреблений алкоголем, наркотическими и токсическими веществами, а также рост числа адептов сект, в том числе деструктивных и тоталитарных.

Таким образом, прогнозирование суицидального поведения возможно, если модель прогноза будет содержать показатели или индикаторы, отражающие степень участия человека в управленческой практике, социально-экономического благополучия и баланса материальных и нематериальных устремлений и действий человека.

Применительно к военнослужащим построение модели прогнозирования суицидальных происшествий будет осуществляться на основе учета индикаторов социального, профессионального и личностного статусов военнослужащего.

1. Социальный блок включает следующие показатели прогноза:

1.1. Субъективное принятие военнослужащим цели воинской службы. Это откровенные и анонимные ответы на вопросы:

Зачем и кому служу?

Кого готов защищать с оружием в руках?

Готов ли отдать свое здоровье и жизнь для защиты тех, кому служу?

1.2. Субъективная оценка военнослужащим степени своего участия в управленческой практике, которая выявляется путем получения откровенных и анонимных ответов на вопросы:

Кто считается с моим мнением в подразделении?

Мой непосредственный командир считается с моим мнением?

Мое мнение важно для тех, кто оплачивает мое содержание и довольствие?

Слово и дело моих командиров едино?

2. Профессиональный блок включает следующие показатели прогноза:

2.1. Субъективная оценка степени уважения военного дела и профессии военнослужащего в обществе, которая выявляется при организации получения откровенных и анонимных ответом военнослужащих на следующие вопросы:

Уважают или не уважают сегодня военнослужащего и за что именно?

Как смотрят в обществе на военнослужащего?

Как пригодится мне моя воинская профессия после службы в армии?

3. Личностный блок показателей сводится к оценке эмоционального состояния и сравнения этого состояния во времени на предмет соотношения мобилизирующих и демобилизирующих эмоций. Изучение может осуществляться в виде регулярных оценок эмоционального состояния военнослужащих в ходе выполнения важных военных задач, например несения караульной службы, участие в учебно-боевых мероприятиях и т.п.

В качестве инструмента мониторинга может использоваться Методика оценки изменения эмоционального состояния (П.И. Юнацкевич, 2004).

Использование методики оценки изменения эмоционального состояния, далее по тексту «ЭС», позволяет выявить динамику эмоционального состояния военнослужащего и распознать отрицательный эмоциональный фон, всегда сопутствующий суицидальным происшествиям.

Для органов военного управления информация об эмоциональном состоянии военнослужащих позволяет проследить связь между решениями, принимаемыми «сверху», и реакцией рядовых военнослужащих.

На основе данных, полученных с помощью методики, можно построить модель коррекции суицидального поведения и управленческих решений, что позволит уменьшить число суицидальных происшествий и повысить эффективность управленческой практики.

Важно заметить, что методика направлена не на выявление «суицидентов» или «плохих» военнослужащих, а на улучшение работоспособности военнослужащих, выявление причин увеличения и спада боеспособности и боеготовности личного состава.

Методика обследования

 

Обследуемым выдается лист со следующим стимульным материалом:

ФИО обследуемого___________________________________________

Дата обследования « » _______ 20__г. Время____________________

 

 

1. Положительные эмоции          1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

2. Отрицательные эмоции           1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

3. Спокойствие                             1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

4. Усталость                                  1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

5. Напряженность                         1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

6. Оптимистичность                     1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

7. Раздраженность                        1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

8. Бодрость                                    1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

9.  Тоска                                         1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

10.  Удовольствие                           1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

 

Инструкция обследуемому

 

Вам следует оценить по 10-и бальной шкале степень выраженности каждой из представленных в тесте эмоций, причем «1» соответствует минимальной, а «10» максимальной степени выраженности оцениваемого состояния.

Оценивать требуется Ваше состояние за 10 минут до начала тестирования.

Оценка состояния осуществляется путем обведения в «кружочек» или зачеркивания выбранной Вами цифры (1-10) соответствующей степени выраженности оцениваемого эмоционального состояния.

Время обследования 2 минуты.

 

Интерпретация ответов для обследуемого

1. Положительные эмоции:

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

2. Отрицательные эмоции:       

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

3. Спокойствие:                                 

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

4. Усталость:                                  

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

5. Напряженность:                             

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

6. Оптимистичность:                          

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

7. Раздраженность;                          

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

8. Бодрость:                                       

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

9. Тоска:                                            

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

10. Удовольствие:                               

1-4 низкий уровень; 5-7 средний уровень; 8-10 высокий уровень.

 

Выводы по результатам обследования

 

Мобилизирующие эмоции рассчитываются в виде получения суммы показателей: «положительные эмоции» + «спокойствие» + «увлеченность деятельностью» + «оптимистичность» + «бодрость» + «удовольствие» + «прилив новых сил».

Демобилизирующие эмоции рассчитываются в виде получения суммы показателей: «отрицательные эмоции» + «усталость» + «напряженность» + «раздраженность» + «тоска»

Общая оценка состояния определяется соотношением показателей мобилизирующих и демоблизирующих эмоций:

МЭ>ДЭ -   силы восстановлены. Допуск к работе, караульной службе или учебно-боевой и боевой задаче.

МЭ=ДЭ -   нуждается в дополнительном отдыхе и (или) мероприятиях ободрения, мобилизации и психологической поддержки. Необходимо делать перерывы в работе для восстановления сил.

МЭ<ДЭ - требуется дополнительный отдых для восстановления сил. Необходим дополнительный отдых и восстановительные мероприятия для обеспечения прилива новых сил.

 

Интерпретация для руководителя:

 

МЭ>ДЭ - военнослужащий готов к выполнению заданий. Хороший эмоциональный фон позволит задействовать большинство ресурсов организма для решения вопросов и задач.

При данном соотношении военнослужащий рекомендован для выполнения ответственной работы, получения и использования оружия, сложной техники.

МЭ=ДЭ - военнослужащему требуется небольшой отдых. Желательна эмоциональная или материальная стимуляция, которая не допустит снижения уровня положительных эмоций.

Возможно выполнение рутинной нетрудной работы, однако, при постановке сложных задач, может быть потерян интерес к военной профессиональной деятельности, снижение способностей к коммуникации и понижение профессионально-важных качеств (внимание, память, скорость осмысливания информации, скорость реакции на изменение условий и т.д.).

МЭ<ДЭ - для возвращения в рабочее состояние требуется длительный отдых, желательно кратковременный отпуск. Рекомендуется вмешательство штатного психолога. Общее снижение эмоционального тонуса сказывается на физическом состоянии, повышается вероятность заболеваний.

При продолжении выполнения служебных обязанностей, возможны срывы и полное отключение рабочих функций.

Поддерживая военнослужащих в хорошем эмоциональном состоянии, руководитель обеспечивает подразделение активными кадрами, предотвращает ранее выгорание сотрудников и уменьшает риск совершения суицидального происшествия.

Мониторинг эмоционального состояния военнослужащих позволит относительно достоверно прогнозировать суицидальные происшествия среди военнослужащих (вероятность не более 0,4). Вместе с тем приведенная методика позволяет с вероятностью не более 0,7 обнаружить военнослужащих, нуждающихся в психологической коррекции и моральном стимулировании и ободрении.

Одним из инструментов предупреждения суицидальных происшествий выступает информирование военнослужащих, в ходе которого оказываются воспитательные воздействия на военнослужащего и прививаются антисуицидальные установки.

 

 



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
О прогнозировании суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О прогнозировании суицидального поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)