Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель изучения: сформулировать сущность понятия «переходная экономика», раскрыть механизм реализации реформ, определить итоги переходного периода.

 

АННОТАЦИЯ

 

Понятие переходной экономики. Содержание рыночных реформ. Содержание переходности: многоукладность, типы современной переходности. Основные черты переходности: цикличность, неустойчивость, альтернативность, историчность, преемственность. Командная экономика: упущенные возможности и социальные достижения Социальная ориентация переходности: социальная составляющая государственного регулирования, динамика изменения в структуре потребления, отношений труда и капитала.

Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация. Разгосударствление: либерализация, коммерциализация, смешанное предпринимательство, денационализация. Приватизация: предпосылки, требования, этапность. Приватизация, оздоровление денежного хозяйства и повышение уровня эффективности хозяйствования. Предпринимательство, его субъекты и виды. Условия предпринимательства. Функции предпринимателя. Права и обязанности, знания и умения предпринимателя.

Особенности переходных процессов в современной Российской экономике. Теневая экономика: понятие, оценка масштабов, особенности. Роль и функции государства в переходной экономике. Методы государственного регулирования. Фискальная и денежно- кредитная политика государства.

Рынок труда. Распределение и доходы. Социальная политика в переходной экономике. Общественное благосостояние, эффективность и неравенство. Преобразование в социальной сфере. Социальная защита населения. Социальные реформы в переходной экономике России.

 

ЛЕКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1.Понятие и сущность переходного периода.

2.Концепции и закономерности переходной экономики.

 3.Преобразования отношений собственности: разгосударствление, приватизация и их социально-экономические последствия

 4.Экономическая политика государства в переходной экономике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Что такое переходный период в экономике?

2. Содержание рыночных реформ.

3. Особенности переходных процессов в современной российской экономике.

4. Теневая экономика: понятие, оценка масштабов, особенности.

5. Роль и функции государства в переходной экономике.

6. Методы государственного регулирования.

7. Социальная политика в переходной экономике.

Тематика рефератов

 

 1. Содержание и задачи переходной экономики.

 2.Теория и практика командно-административной организации народного хозяйства.

 3. Современные дискуссии по проблемам реформирования российской экономики.

 4. Основные направления социальной политики переходной экономики России.

 

 

Сформировать логическую схему 17.         

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Албегова И.М.; Емцов Р.Г.; Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2004. – 380 с.

2.Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2004 . -320 с.

3.Курс экономической теории: учеб./ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 5-е доп.изд. Киров «АСА» 2006.- 832 с. Р.1

4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб./ В.З. Баликоев.- 5-е изд. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.- 732 с. Р.I.

5.Экономическая теория: учеб. / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Жу -равлевой, Л.С. Тарасевича..- М.: ИНФРА-М, 2006. – 672.с., Р.I.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Экономика: учеб. Пособие/ Т.С. Бутырнова и др.; под ред. К.И. Лахитова, Т.С. Венеркиной . – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 363 с. Р.V.

2.Экономическая теория: учеб. пособ. /В.М. Соколинский, В.Е. Корольков и др.; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.

3. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособ. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 608 с. Гл.16.

 4. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. экон. журн. 2007. № 1-2. С.3-26.

5. Лоусон Т. Современная «экономическая теория» в свете реализма // Вопр. .экон. 2006. №.2. С.75-82.

6. Хубиев К. О проблемах научной методологии // Экономист.2006. №10. С.47-53. 

 

Эссе: Нужен ли пересмотр итогов приватизации в России?

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I.В чем смысл экономических концепций: «шоковая терапия» и «градуализм». В каких странах они использовались? Какая из этих концепций наиболее характерна для России?

II. Выберите правильные ответы:

1. Сторонники «шоковой» терапии перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства

б) необходим длительный переходный период;

в) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства.

2. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия:

а) позволяет осуществлять действия, лишь предусмотренные условиями приватизации;

б)позволяет осуществлять любые действия, вплоть до его ликвидации;

в)запрещает увольнять наемных работников

г)запрещает перепрофилирование предприятия.

3.Роль государства в странах с переходной экономикой:

а) является пассивной;

б) остается неизменной;

в) возрастает;

г) уменьшается.

4.Формой организации предпринимательской деятельности, который минимизирует риск вложения капитала для физического лица является:

а) государственное предприятие;

б) полное товарищество;

в) индивидуальное предпринимательство;

г) акционерное общество.

5.Экономическую систему в современной России можно определить как:

а) рыночную экономику;

б) смешанную экономику;

в) переходную экономику нового типа;

г) переходную экономику;

д) рыночную экономику нового типа.

6. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществлять производство сложной техники:

а) индивидуальное предприятие;

б) хозяйственное товарищество;

в) производственный кооператив;

г) акционерное общество открытого типа;

д) государственное или муниципальное предприятие.

 

III. Возможно сформулировать следующее предположение? Определить общие экономические проблемы для следующих общественных систем?

- с рыночной экономикой

- с централизованным хозяйственным механизмом;

- основанной на традиционным укладе. 

 

IV. В России в ходе реформ введено платное образование. Спрос на платное образование выражается функцией (млн. руб.): 

                                  Q = 40 – 0,5N,

     

где N – число готовых платить за образование в тыс.чел.;

Предельная общественная выгода высшего образования представлена:                                       MSB = 80 – 0,5N

Общие издержки института при подготовки специалиста с высшим образованием имеет вид:

                                  TC = 10N + N².

Определите:

1)величину внешних выгод обучения 1 тыс. студентов;

2)количество студентов, соответствующее максимуму общественной полезности.

 

 



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)