Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Цель изучения: сформулировать сущность понятия «переходная экономика», раскрыть механизм реализации реформ, определить итоги переходного периода.
АННОТАЦИЯ
Понятие переходной экономики. Содержание рыночных реформ. Содержание переходности: многоукладность, типы современной переходности. Основные черты переходности: цикличность, неустойчивость, альтернативность, историчность, преемственность. Командная экономика: упущенные возможности и социальные достижения Социальная ориентация переходности: социальная составляющая государственного регулирования, динамика изменения в структуре потребления, отношений труда и капитала. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация. Разгосударствление: либерализация, коммерциализация, смешанное предпринимательство, денационализация. Приватизация: предпосылки, требования, этапность. Приватизация, оздоровление денежного хозяйства и повышение уровня эффективности хозяйствования. Предпринимательство, его субъекты и виды. Условия предпринимательства. Функции предпринимателя. Права и обязанности, знания и умения предпринимателя. Особенности переходных процессов в современной Российской экономике. Теневая экономика: понятие, оценка масштабов, особенности. Роль и функции государства в переходной экономике. Методы государственного регулирования. Фискальная и денежно- кредитная политика государства. Рынок труда. Распределение и доходы. Социальная политика в переходной экономике. Общественное благосостояние, эффективность и неравенство. Преобразование в социальной сфере. Социальная защита населения. Социальные реформы в переходной экономике России.
ЛЕКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1.Понятие и сущность переходного периода. 2.Концепции и закономерности переходной экономики. 3.Преобразования отношений собственности: разгосударствление, приватизация и их социально-экономические последствия 4.Экономическая политика государства в переходной экономике. ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Что такое переходный период в экономике? 2. Содержание рыночных реформ. 3. Особенности переходных процессов в современной российской экономике. 4. Теневая экономика: понятие, оценка масштабов, особенности. 5. Роль и функции государства в переходной экономике. 6. Методы государственного регулирования. 7. Социальная политика в переходной экономике. Тематика рефератов
1. Содержание и задачи переходной экономики. 2.Теория и практика командно-административной организации народного хозяйства. 3. Современные дискуссии по проблемам реформирования российской экономики. 4. Основные направления социальной политики переходной экономики России.
Сформировать логическую схему 17. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Албегова И.М.; Емцов Р.Г.; Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2004. – 380 с. 2.Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2004 . -320 с. 3.Курс экономической теории: учеб./ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 5-е доп.изд. Киров «АСА» 2006.- 832 с. Р.1 4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб./ В.З. Баликоев.- 5-е изд. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.- 732 с. Р.I. 5.Экономическая теория: учеб. / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Жу -равлевой, Л.С. Тарасевича..- М.: ИНФРА-М, 2006. – 672.с., Р.I.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Экономика: учеб. Пособие/ Т.С. Бутырнова и др.; под ред. К.И. Лахитова, Т.С. Венеркиной . – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 363 с. Р.V. 2.Экономическая теория: учеб. пособ. /В.М. Соколинский, В.Е. Корольков и др.; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. – 464 с. 3. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособ. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 608 с. Гл.16. 4. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. экон. журн. 2007. № 1-2. С.3-26. 5. Лоусон Т. Современная «экономическая теория» в свете реализма // Вопр. .экон. 2006. №.2. С.75-82. 6. Хубиев К. О проблемах научной методологии // Экономист.2006. №10. С.47-53.
Эссе: Нужен ли пересмотр итогов приватизации в России?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ I.В чем смысл экономических концепций: «шоковая терапия» и «градуализм». В каких странах они использовались? Какая из этих концепций наиболее характерна для России? II. Выберите правильные ответы: 1. Сторонники «шоковой» терапии перехода от командной экономики к рыночной считают, что: а) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства б) необходим длительный переходный период; в) безработица является большей проблемой, чем инфляция; г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства. 2. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия: а) позволяет осуществлять действия, лишь предусмотренные условиями приватизации; б)позволяет осуществлять любые действия, вплоть до его ликвидации; в)запрещает увольнять наемных работников г)запрещает перепрофилирование предприятия. 3.Роль государства в странах с переходной экономикой: а) является пассивной; б) остается неизменной; в) возрастает; г) уменьшается. 4.Формой организации предпринимательской деятельности, который минимизирует риск вложения капитала для физического лица является: а) государственное предприятие; б) полное товарищество; в) индивидуальное предпринимательство; г) акционерное общество. 5.Экономическую систему в современной России можно определить как: а) рыночную экономику; б) смешанную экономику; в) переходную экономику нового типа; г) переходную экономику; д) рыночную экономику нового типа. 6. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществлять производство сложной техники: а) индивидуальное предприятие; б) хозяйственное товарищество; в) производственный кооператив; г) акционерное общество открытого типа; д) государственное или муниципальное предприятие.
III. Возможно сформулировать следующее предположение? Определить общие экономические проблемы для следующих общественных систем? - с рыночной экономикой - с централизованным хозяйственным механизмом; - основанной на традиционным укладе.
IV. В России в ходе реформ введено платное образование. Спрос на платное образование выражается функцией (млн. руб.): Q = 40 – 0,5N,
где N – число готовых платить за образование в тыс.чел.; Предельная общественная выгода высшего образования представлена: MSB = 80 – 0,5N Общие издержки института при подготовки специалиста с высшим образованием имеет вид: TC = 10N + N². Определите: 1)величину внешних выгод обучения 1 тыс. студентов; 2)количество студентов, соответствующее максимуму общественной полезности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |