Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность процесса модернизации



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Сущность процесса модернизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современный этап модернизации рос­сийского образования выдвигает повышен­ные требования к качеству профессиональ­ной подготовки. Одним из главных показа­телей качества образования сегодня являет­ся качество личности выпускников учебных заведений, подразумевая под этим термином их личную компетентность, социальную и профессиональную адаптивность. Основная цель профессионального образования - под­готовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конку­рентоспособного на рынке труда, компетен­тного, ответственного, свободно владеюще­го своей профессией. Это требует новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.

Основным смыслом современного образования становится создание условий для саморазвития личности как высшей ценности. В связи с этим в последние годы в педагогической науке активно развивается аксиологический подход (Т.К. Ахаян, В.П. Безду­хов, Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова, Г.А.
Мелекесов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова), который акцентирует вни­мание на субъектной ценностной позиции личности в образовательном процессе.

В материалах модернизации профессионального образо­вания компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновле­ния содержания образования. При этом в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия выдвигается понятие «ключевые компетентности», поскольку оно обладает интегративной природой, объединяя знание, навыки и интеллектуальную составляющую об­разования. Подчеркивается также, что в компетентностном подходе заложе­на идеология интерпретации содержа­ния образования, формируемого «от результата».

Развитие ключевых квалификаций обусловлено внедрением в про­изводство и сферу обслуживания ин­формационной и коммуникационной техники — различного рода интегриро­ванных компьютерных технологий.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и раз­витие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достиже­ния этих целей выступают принципи­ально новые образовательные конст­рукты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Последние три конструкта объединя­ются нами в метаобразовательный кон­цепт - ключевые квалификации.

Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и при­кладных знаний, включают также когнитивную и операционально-техноло­гическую составляющие. То есть ком­петентности - это совокупность (сис­тема) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят так­же эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процес­суальные знания.

Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использо­вания называют ключевыми. Они вклю­чают основы современного научного знания, принципы и закономерности множества основных конкретных про­изводств. Более правильно называть их базовыми компетентностями, тем самым подчерки­вая их первичность по отношению к следующим метаобразовательным конструктам: компетенциям и ключе­вым квалификациям. Базовые компе­тентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Они многомерны, так как включают позна­вательные, операционально-техноло­гические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.

Авторы стратегии модернизации профессионального образования приводят следующие базовые компетентности:

- компетентность в сфере само­стоятельной познавательной деятель­ности, основанная на усвоении спосо­бов приобретения знаний из различ­ных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, изби­рателя, потребителя);

- компетентность в сфере соци­ально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собствен­ные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике тру­довых взаимоотношений, навыки само­организации);

- компетентность в бытовой сфе­ре (включая аспекты собственного здо­ровья, семейного бытия и проч.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (вклю­чая выбор путей и способов использо­вания свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Для системы профессионального образования актуальными являются политехническая, организационно-экономическая, информационно-ком­муникационная компетентности.

Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти ин­тегральные знания включают общена­учные и общепрофессиональные кате­гории, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.

К базовым компетентностям отно­сятся:

- общенаучные - знание основных законов природы, общества и дея­тельности человека;

- социально-экономические — знание основ экономики и организационного поведения;

- гражданско-правовые - знание гражданско-правовых норм;

- информационно-коммуникаци­онные — знание основ информатики и коммуникационных технологий;

- политехнические - знание естественнонаучных основ техники и техно­логий, принципов функционирования автоматизированного производства, си­стемы контроля и управления ими;

- специальные - обшепрофессиональные знания в области целостной профессиональной деятельности.

Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность челове­ка реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализа­ция компетенций происходит в процес­се выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретичес­ких и практических задач, то в структу­ру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важ­ным компонентом компетенций явля­ется опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных дей­ствий, способов и приемов решения задач.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мирровый стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Сущность процесса модернизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность процесса модернизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)