Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональные компетенции и их признаки



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Профессиональные компетенции и их признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В «Кратком словаре иностранных слов» (М, 1952) приводятся следующие определения: «Ком­петентный - знающий, сведущий в определенной области: имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В «Большом энциклопе­дическом словаре» (М, 1997) читаем: «Компетенция: 1) круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области».

При всем многообразии подходов к определению компетенции и компетентности ав­торы не выходят за приведенные выше и устоявшиеся определения. Компетентность пони­мается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяю­щим судить о чем-либо, делать или решать что-либо. Различия наблюдаются в понимании:

- компетентности как актуальных качеств личности или скрытых психологических новообразований;

- предметной наполненности компетенции как системных новообразований, качест­ва личности.

Когда речь идет о компетентности как следствии овладения знаниями, опытом, акцент делается на том, какими должны быть эти знания, навыки, опыт. Когда мы рассматриваем компетенции как личностные новообразования, на первый план выдвигаются вопросы их структуры, составляющих компонентов и связей между ними. Когда же мы говорим о ком­петенциях, которые должны быть сформированы в образовании, то и здесь выделяется их вполне определенное число. Жак Делор, например, указывает четыре компетенции: научить­ся познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Основываясь на трудах отечественных психологов, И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей, а именно компетентности, относящиеся:

1) к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности;

2) к взаимодействию человека с другими людьми;

3) к деятельности человека во всех ее типах и формах.

Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. По­нятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда).

Понятие компетентности включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включа­ет результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в учебном вузе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом обра­зовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается студент.

Понятие «компетентность» многоас­пектно и сложно по структуре. Компонен­ты компетентности специалиста обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, кумулятивности, социальной и личностной значимости.

В группах профессий «человек - че­ловек», «человек - техника», «человек - знак», «человек - живая природа» от спе­циалистов требуются разные наборы компетентностей. Поэтому необходимы всесто­ронние исследования деятельности специ­алистов разных профилей по определению базовых и сопутствующих компетентностей, способствующих реализации качественной профессиональной деятельности.

Процесс профессионального обуче­ния должен быть направлен не только на становление базовых компетентностей бу­дущего специалиста для исполнения нор­мативной деятельности в рамках его компе­тенции, но и на формирование творческого потенциала развития и совершенствования компетентностей в будущем, уже в процес­се осуществления профессиональной дея­тельности.

Компетентность выпускника учебно­го заведения - это цель и результат воздей­ствия системы образования на личность. Следовательно, компетентностный подход в обучении представляется результативно-целевым основанием организации учебного процесса.

При подготовке специалистов к профессиональной деятельности выделены следующие группы ключевых компетенций:

· политические и социальные компетенции – способность взять на себя ответственность за порученное и выполненное дело, вырабатывать с другими совместно и другими конкретные решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и предприятий, участие в работе демократических институтов;

· межкультурные компетенции – способствующие положительным взаимодействиям людей разных национальностей, культур и религий, толерантность к разным этнокультурам и религиям, понимание и уважение друг друга;

· персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного и профессионально уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способность к саморазвитию;

· коммуникативная компетенция – определяющая владение технологиями общества в различных формах и на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

· социально-информационная компетенция – характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации.  

В этом наборе компетенций самой главной являются профессиональные компетенции, в которые входят:

1. Овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой.

2. Конструкторы проектирования стандартов, представляющие собой «элементы компетенции», в которые входят:

- критерии деятельности (мера качества);

- область применения;

- требуемые знания.

3. Эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места.

4. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющее человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. 

    Компетентность в переводе от латинского (competens) – надлежащий, способный. Компетентный человек – это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать чего-либо, судить о чем-либо.

Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности. 

Содержание понятия профессиональной компетентности состоит из следующих блоков:

1. Профессионально-личностный, который связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально0волевой сферы.

2. Профессионально-деятельностный,который связан с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития.

3.  Профессионально-творческий, связанный с готовностью учащегося к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новой техникой и технологией.

Формирование и развитие профессиональной компетентности учащегося заключается:

· в помощи учащемуся в формировании и развитии его профессионально – ценностных ориентаций;

· в создании условий для его профессионального развития в стенах колледжа и в контексте непрерывного образования;

Реализация этих задач требует учета определенных факторов. Таковыми являются:

- определение общественного и социального смысла понятия компетентность и ее необходимости;

- дифференцированный учет ценностных ориентаций, потребностей и запросов учащихся;

- осмысление, усвоение содержания изучаемых предметов;

- творческое использование имеющихся знаний;

- изучение, приобретение трудовых навыков по приобретаемой профессии;

- доведение до совершенства выполнения операций по приобретаемой профессии;

- требования современной промышленности наличия развитых способностей и высокой квалификации рабочего, его профессиональную мобильность, готовность к инновационной деятельности, творческого роста.

 



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Профессиональные компетенции и их признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональные компетенции и их признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)