Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дискуссия «Характер российской политической культуры»



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Дискуссия «Характер российской политической культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок




Представьте себе, что за одним столом собрались как русские мыслители, философы, поли­тологи, так и зарубежные специалисты и эксперты по России. Их разговор зашел о природе и характере российской политической культуры.

Первый участник.Мне кажется, что в политической культуре российского общества гораз­до больше преемственности и традиционности, чем изменчивости и новаторства. Главными чертами российской политической культуры являются ориентации на централизацию, доминирующую роль бюрократии и осторожность. Эти черты определяли как дореволюционную, так и советскую политическую культуру. Сохраняют они свое до минирующее положение и в современной России.

Второй участник. Анализ институтов и ценностей показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в национальном сознании демократические традиции Но парадокс нашей истории состоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархи­ей наверху, внизу, в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».

Третий участник.На развитие российской политической культуры значительное влияние оказали причины, к которым я отношу: изоляционизм, сильное влияние византийской традиции, отсутствие конфликта между светской и духовной властью, отсутствие в ис­тории России эпохи, подобной Возрождению, неразвитость традиций правовой госу­дарственности, неотделенность экономики от политической власти.

Четвертый участник.Каждый народ имеет свои традиции, национальный инстинкт и дух, согласно которым он строит свою жизнь, ни на кого не оглядываясь. Мы должны идти своим путем, исполнять наше историческое предназначение. В России действительно нет демократических тра­диций. У нее нет демократических основ и опыта. Но это не означает, что Россия чужда цивилизации. Однако ее национальный дух остается чужд Западу.

Пятый участник.Говоря об отсутствии демократических традиций в истории России, мы забываем о периоде начала XX в. Именно тогда начался расцвет политических партий, появились первые гражданские и политические свободы, и прежде всего — свобода сло­ва. Эти годы показали, что русское общество, политическая культура русского народа способны к изменениям, к прорыву. Несмотря на то, что доминирующей в России оста­валась и остается этатистская политическая культура, с середины 1960-х гг. продолжает оформляться политическая контркультура, носителем которой первоначально высту­пало диссидентское движение. Я думаю, нет никакой исторической заданности для воз­врата российского общества к торжеству автократической политической культуры.

Шестой участник.Мне представляется, что главная проблема российской политической культуры заключается в неспособности интерпретации ценностей, т. е. в отсутствии ме­ханизма формирования новой системы ценностей, адекватной новым социальным от­ношениям. В России же развитие новых общественных отношений осуществлялось на основе ранее сложившегося культурного богатства. Это всегда приводило российское общество к духовному и политическому расколу. Развитие общества невозможно без осознания необходимости интерпретации ценностей и преодоления на этой основе раскола.

Седьмой участник.Исследования, проведенные российскими учеными, показывают, что наиболее глубокая социокультурная линия разлома проходит между сторонниками свободной инициативы и государственного патернализма (т. е. рыночной модерниза­ции и традиционализма). К этому расколу можно добавить еще три: западничество/са­мобытность, демократия/авторитаризм, элитарность/социальность. Однако сохраняется достаточно большая часть населения, которая занимает во многом неопределенную или противоречивую позицию. Эта часть является носителем так называемого разорванно­го сознания. Подводя итог, могу сказать, что социокультурное и политическое размеже­вание в современной России не имеет биполярного характера.

Восьмой участник.С 1991 по 1996 г. мы провели исследование, целью которого было изуче­ние политической культуры местных национальных лидеров в восьми республиках бывшего Советского Союза, шести центральноевропейских государствах, четырех за­падноевропейских и в Турции. На основе полученных результатов нами была создана карта политической культуры региональных элит европейских стран. Образно картину политической культуры обследованных регионов можно представить в виде четырех ступеней. На самой верхней ступеньке — Швеция и Западная Германия. Небольшая ступенька — Восточная Германия. Следующая, более покатая ступень — запад Польши, Чехия, Венгрия, Австрия. Последняя ступень охватывает восток Польши, Беларусь, Украину, Россию и простирается по направлению к Средней Азии и Тихому океану. Таким образом, облик политической культуры российских региональных элит (а они являются своеобразным зеркалом общества) чрезвычайно отличается от характера политической культуры местных элит европейских государств. Думается, что значи­тельное своеобразие российской политической культуры будет сохраняться и в истори­чески продолжительной перспективе.

Девятый участник. В 1993-1994 гг. группа российских социологов провела исследование, аналогичное тому, которое проводилось в большинстве стран Западной Европы и Се­верной Америки коллективом зарубежных исследователей. Полученные нами данные были сравнены с результатами международного исследования. По результатам иссле­дования нами были построены шесть кластеров обществ, наиболее сходных между со­бой по характеру доминирующих в них ценностей. В первый кластер вошли Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Канада и США. Второй кластер образуют Великобритания, Бельгия и ФРГ. Третий Италия, Португалия и Испания. Четвертый кластер объединил Чехию, Восточную Германию, Польшу, Словакию. В пя­тый кластер была включена Венгрия, а Россия была выделена в шестой. Несмотря на самые низкие показатели удовлетворенности жизнью в целом, в России наиболее высок уровень межличностного доверия. Напомню, что последний показатель интерпретиру­ется Р. Инглхартом как индикатор высокой укорененности ценностей демократии в об­ществе. В то же самое время в российском обществе традиционно сильны ориентации левой и левоцентристской направленности. Эти данные, как мне кажется, не позволяют однозначно говорить ни об автократичности российской политической культуры, ни о ее идентичности западной.

Какая из приведенных характеристик российской политической культуры пред­ставляется вам наиболее корректной и теоретически приемлемой? Сформулируйте свою точку зрения на характер развития российской политической культуры. Способна ли она к трансформациям и изменениям?

 

 



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Дискуссия «Характер российской политической культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дискуссия «Характер российской политической культуры»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)