Практическое занятие 12 - 13 Членимые и нечленимые предложения. Полные и неполные предложения
Цель занятия: сформировать научное представление о членимых - нечленимых, полных - неполных предложениях 1 Подготовьте теоретические вопросы для беседы: 1) Понятие о синтаксически членимых предложениях. Примеры. 2) Вопрос о нечленимых предложениях. Примеры. 3) Признак, лежащий в основе различения полных и неполных предложений. Примеры полных и неполных предложений. 4) Типы неполных предложений, их отличительные признаки. Примеры. 2 Практическая часть: 1) Запишите все возможные варианты нечленимых предложений. Докажите, что они - нечленимые. 2) Разграничьте полные и неполные предложения, укажите типы неполных: 1) Подходит к Ольге Петушков, к Татьяне – Ленский ... (П.) 2) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями. (Пословица) 3) Вдруг осторожный стук в дверь. (Бун.) 4) Гроза! Побежали домой! (А.О.) 5) Приятно было наблюдать за деревьями спокойное, парадное движение праздничной толпы по аллее. (М.Г.) 6) Из конца в конец колонны: «По машинам!» - донеслось. (Твард.) 7) На сцене мать – совершенный художник, в жизни – неумная тщеславная женщина. (Форш.) 8) Я сейчас в гостиницу. (А.Т.) 9) Древние курганы в глубокой дымке. (Шол.) 10) Черный орел в небе. (Шол.) 11) Какая ночь! Мороз трескучий, на небе ни единой тучи. (П.) 12) Безлюдье, степь. Кругом все бело. И небеса над головой... (Н.) Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение, 1987. 2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976. 3 Белошапкова В.А.. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977. 4 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.
Практическое занятие 14 - 15 Простое осложненное предложение. Предложения, осложненные однородными членами Цель занятия: сформировать научное представление об осложненном предложении; развить умения и навыки квалифицированного анализа изучаемых синтаксических единиц 1 Подготовьте вопросы: 1) Понятие об осложненном предложении. Примеры. 2) Основные разновидности осложненных предложений. 3) Предложения с однородными членами. Варианты конструкций с однородными членами (с союзным с бессоюзным соединением однородных членов, с обобщающими словами и словосочетаниями в разных позициях). Примеры. 4) Вопрос об однородных и неоднородных определениях. Примеры. 2 Практическая часть. 1) Охарактеризуйте предложения с точки зрения их осложненности. Дайте анализ осложняющих конструкций: а) Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою. (Л.) б) В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость. (Л.Т.) в) С такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть. (Маяк.) г) В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. (Паустовский) 2) Проведите полный синтаксический анализ предложения: Море огромное, лениво отдыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. (М.Г.)
Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение, 1987. 2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976. 3 Белошапкова В.А.. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977. 4 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.
Практическое занятие 16 Предложение, осложненное обособленными членами Цель занятия: сформировать научное представление об обособлении; развить умения и навыки квалифицированного анализа изучаемых синтаксических единиц 1) Подготовьте теорию: 1) Понятие об обособлении. 2) Предложения с обособленными определениями: а) предложения с причастными оборотами; б) предложения с адъективными оборотами; в) предложения с несогласованными определениями; г) предложения с обособленными приложениями. 3. Предложения с обособленными обстоятельствами 4. Предложения с уточняющими обособленными членами. 2 Выполните письменно-практическую часть: 1) Разграничьте обособленные и уточняющие члены предложения: а) И звезды слушают меня, лучами радостно играя. (Л.) б) А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. (Шол.) в) Путь человека нельзя понять, увидев один его шаг. (Эренб.) г) Рядом, на обочине дороги, стояла курчавая молодая сосенка. (Пол.) д) В одно из воскресений, в конце июля, я пришел к Волчаниновым утром, часов в девять. (Ч.) е) Курносая, зеленоглазая, бойкая, она привораживала всех, как русалка. (Кочет.) ж) Невесело было и мне, одинокому мальчугану, в такой обстановке. (Григ.) 2.) Дайте полный синтаксический анализ приведенных ниже предложений: В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарей, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали, куда мчался поезд, оставляя за собой длинное облако нежнейшего розового пара. (Пауст.) Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, смеясь, плача, - и здесь начинается воздействие книги. (Бонд) Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение, 1987. 2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976. 3 Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977. 4 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |