Практическое занятие № 25 Сложносочиненное предложение (ССП). Принципы классификации сложносочиненных предложений
Цель занятия: развить у студентов умения и навыки анализа сложносочиненных предложений I. Подготовьтесь к беседе по следующему кругу вопросов: 1. Понятие о сложносочиненном предложении. 2. Средства связи частей сложносочиненного предложения. 3. Семантическая классификация сложносочиненных предложений. 4. Структурно-семантические типы бинарных сложносочиненных предложений. 5. Многочленные сложносочиненные предложения. II. Практическая часть: 1.Определите типы сложносочиненных предложений: 1) вот подите же, наши учителя – народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! (А.Чехов) Схема разбора сложносочиненного предложения: 1. Выделите грамматические основы и соответственно предикативныечасти. 2. Назовите тип сложного предложения минимальной структуры (1-2, 2-3) 3. Укажите средства связи: а) основные ( интонация, ее вид; союз, характеристика союза ); б) неосновные (координация форм сказуемых, порядок следования частей, лексико-синонимическая замена, лексические повторы в разных ПЧ). 4.Тип ССП по структуре (открытой или закрытой структуры). 5.Тип СПП по семантике: соединительный, разновидность, противительный, разновидность, разделительный, разновидность. Образец разбора сложносочиненного предложения: Предложение сложное, так как содержит 2 грамматические основы. СПП минимальной структуры. Основные средства связи: интонация объединяющая, союз однако – сочинительный, противительный, асемантический, простой, непроизводный. Неосновные средства связи: лексико – синонимическая замена не наблюдается; совпадение модальных форм сказуемых (реальная модальность, изъявительное наклонение); порядок следования частей - несвободный, фиксированный, так как части нельзя поменять местами, следовательно, негибкой структуры. Тип по структуре: ССП закрытой структуры, т.к. части нельзя продолжить с теми же отношениями. Тип по семантике: противительный тип, противительно-уступительный. Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч.3. – М., 1987. – С.176-187
Практическое занятие 26 Бессоюзное сложное предложение Цель занятия: сформировать научное представление о бессоюзном сложном предложении 1 Подготовить ответы на вопросы: 1) Почему вопрос о бессоюзных сложных предложениях относится к числу дискуссионных вопросов в русской грамматике? 2) Что лежит в основе разграничения типов БСП? 3) Каковы структурные признаки бессоюзных сложных предложений? 4) Семантические разновидности БСП (типы и подтипы). 2 Практическая часть: 1) Охарактеризуйте БСП минимальной структуры с точки зрения их структуры и семантики (т.е. два последних пункта анализа сложного предложения): 1) Со временем бесцельно спорить: не воротишь ничего. (Щип.) 2) Тут я глубоко постиг изречение: острить и занимать деньги надо внезапно. (Купр.) 3) Море спокойно блестело на солнце, волны толковали о чем-то непонятном и грустном. (М.Г.) 4) Враг мог ударить с фронта, это было ясно всем. (Бонд.) 5) Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. (Фад.) 6) Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик – на жандарма. (Маяк.) 7) Ты прозаик – я поэт. (Пушк.). 2) Дайте полный синтаксический анализ: Хотя я изменил все собственные имена, но те, о которых в романе говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем. (Пол.)
Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч.3. – М., 1987. – С.226 - 232.
Практическое занятие 27 - 28 Сложные предложения с разными видами связи Цель занятия: 1. Изучите теорию о сложных предложениях многочленной структуры в учебнике по современному русскому языку Бабайцевой В.В., Максимова Л.Ю. - §§ 85, 100. 2. Среди приведенных ниже сложноподчиненных предложений определите СПП с однородным подчинением, СПП с параллельным подчинением и СПП с последовательным подчинением, показав эти разновидности в схемах: - впоследствии я имел много случаев благодарить удэгейцев за то, что слушался их советов и делал так, как они говорили (Арс.); - и после того как уже стемнело и зажгли свет, они продолжали сидеть вокруг стола в нескончаемом разговоре (Камин.); - видимо, посматривая на ту игру, которую затеял Черенков, и, ожидая, что из этого выйдет, стали медленнее вывозить хлеб и некоторые другие колхозы. (Камин.); - если бы кто-нибудь и слышал, о чем беседовали два приятеля, он все равно остался бы в недоумении, так ничего и не поняв из тех полуслов и отрывков, которыми они обменивались (Камин.) 3. Расставьте знаки препинания. Дайте полный синтаксический анализ предложения: Я дал ему прикурить и он открыл мне простую истину когда человек идет по некошеному лугу он спугивает сотни кузнечиков и жуков и ласточке незачем выискивать их в густой траве она летает около человека ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (Пауст.) Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. ─ Ч.3. – М., 1987. 2 Современный русский язык. // Под ред. Д.Э.Розенталя. – Ч.2. –М., 1976. 3 Материал лекций.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |