Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 25 Сложносочиненное предложение (ССП). Принципы классификации сложносочиненных предложений



2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 25 Сложносочиненное предложение (ССП). Принципы классификации сложносочиненных предложений 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия: развить у студентов умения и навыки анализа сложносочиненных предложений

I. Подготовьтесь к беседе по следующему кругу вопросов:

1. Понятие о сложносочиненном предложении.

2. Средства связи частей сложносочиненного предложения.

3. Семантическая классификация сложносочиненных предложений.

4. Структурно-семантические типы бинарных сложносочиненных предложений.

5. Многочленные сложносочиненные предложения.

II. Практическая часть:

    1.Определите типы сложносочиненных предложений:

    1) вот подите же, наши учителя – народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! (А.Чехов)

Схема разбора сложносочиненного предложения:

1. Выделите грамматические основы и соответственно предикативныечасти.

2. Назовите тип сложного предложения минимальной структуры (1-2, 2-3)

3. Укажите средства связи:

а) основные ( интонация, ее вид; союз, характеристика союза );

б) неосновные (координация форм сказуемых, порядок следования частей, лексико-синонимическая замена, лексические повторы в разных ПЧ).

4.Тип ССП по структуре (открытой или закрытой структуры).

5.Тип СПП по семантике: соединительный, разновидность, противительный, разновидность, разделительный, разновидность.

Образец разбора сложносочиненного предложения:

Предложение сложное, так как содержит 2 грамматические основы. СПП минимальной структуры.

Основные средства связи: интонация объединяющая, союз однако – сочинительный, противительный, асемантический, простой, непроизводный.

Неосновные средства связи: лексико – синонимическая замена не наблюдается; совпадение модальных форм сказуемых (реальная модальность, изъявительное наклонение); порядок следования частей - несвободный, фиксированный, так как части нельзя поменять местами, следовательно, негибкой структуры.

Тип по структуре: ССП закрытой структуры, т.к. части нельзя продолжить с теми же отношениями.

Тип по семантике: противительный тип, противительно-уступительный.

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –  Ч.3. –  М., 1987. –  С.176-187

 

     Практическое занятие  26 Бессоюзное сложное предложение

Цель занятия: сформировать научное представление о бессоюзном сложном предложении

     1 Подготовить ответы на вопросы:

1) Почему вопрос о бессоюзных сложных предложениях относится к числу дискуссионных вопросов в русской грамматике?

2) Что лежит в основе разграничения типов БСП?

3) Каковы структурные признаки бессоюзных сложных предложений?

4) Семантические разновидности БСП (типы и подтипы).

2 Практическая часть:

1) Охарактеризуйте БСП минимальной структуры с точки зрения их структуры и семантики (т.е. два последних пункта анализа сложного предложения):

1) Со временем бесцельно спорить: не воротишь ничего. (Щип.)

2) Тут я глубоко постиг изречение: острить и занимать деньги надо внезапно. (Купр.)

3) Море спокойно блестело на солнце, волны толковали о чем-то непонятном и грустном. (М.Г.)

4) Враг мог ударить с фронта, это было ясно всем. (Бонд.)

5) Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. (Фад.)

6) Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик – на жандарма. (Маяк.)

7) Ты прозаик – я поэт. (Пушк.).

     2) Дайте полный синтаксический анализ:

        Хотя я изменил все собственные имена, но те, о которых в романе говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем. (Пол.)

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч.3. – М., 1987. – С.226 - 232.
     2 Материал лекций.

 

Практическое занятие 27 - 28 Сложные предложения с разными видами связи

Цель занятия:

1. Изучите теорию о сложных предложениях многочленной структуры в учебнике по современному русскому языку Бабайцевой В.В., Максимова Л.Ю. - §§ 85, 100.

2. Среди приведенных ниже сложноподчиненных предложений определите СПП с однородным подчинением, СПП с параллельным подчинением и СПП с последовательным подчинением, показав эти разновидности в схемах:

- впоследствии я имел много случаев благодарить удэгейцев за то, что слушался их советов и делал так, как они говорили (Арс.);

- и после того как уже стемнело и зажгли свет, они продолжали сидеть вокруг стола в нескончаемом разговоре (Камин.);

- видимо, посматривая на ту игру, которую затеял Черенков, и, ожидая, что из этого выйдет, стали медленнее вывозить хлеб и некоторые другие колхозы. (Камин.);

- если бы кто-нибудь и слышал, о чем беседовали два приятеля, он все равно остался бы в недоумении, так ничего и не поняв из тех полуслов и отрывков, которыми они обменивались (Камин.)

3. Расставьте знаки препинания. Дайте полный синтаксический анализ предложения: Я дал ему прикурить и он открыл мне простую истину когда человек идет по некошеному лугу он спугивает сотни кузнечиков и жуков и ласточке незачем выискивать их в густой траве она летает около человека ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (Пауст.)

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. ─ Ч.3. –  М., 1987.

2 Современный русский язык. // Под ред. Д.Э.Розенталя. – Ч.2. –М., 1976.

3 Материал лекций.

 



2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 25 Сложносочиненное предложение (ССП). Принципы классификации сложносочиненных предложений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 25 Сложносочиненное предложение (ССП). Принципы классификации сложносочиненных предложений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)