Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 14 Классификация сложноподчиненных предложений в русском языкознании



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Лекция 14 Классификация сложноподчиненных предложений в русском языкознании 0.00 из 5.00 0 оценок




План лекции:

1) сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры;

2) сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и их семантические разновидности;

3) вопрос о выделении местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложений в русской грамматике

    К предложениям нерасчлененной структуры относятся 3 разновидности:

1) СПП изъяснительного типа; 2) СПП присубстантивно-атрибутивного типа; 3) СПП местоименно-соотносительного типа.

Предложение изъяснительного типа – это такое СПП нерасчлененной структуры, в котором придаточная часть поясняет одно из слов главной части, нуждающееся в разъяснении (изъяснении): Помните, что на свете много умных людей. Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы.

Структурные признаки СПП изъяснительного типа: 1) Наличие в главной части информативно недостаточного слова, требующего восполнения содержания; 2) Придаточная часть поясняет слово (реже словосочетание), а не всю главную часть; 3) Придаточная часть присоединяется к главной с помощью многозначных союзов или союзных слов; 4) Изъяснительный тип – это, как правило, предложение гибкой структуры.

Что может пояснять в главной части придаточная часть?  

а) глагол (глаголы сообщения, речи, восприятия, состояния, мысли, чувства);

б) имя прилагательное;

в) имя существительное (с предметным значением);

г) слово категории состояния (жаль, удивительно);

д) существительное со значением действия (отглагольное сущ.);

е) страдательное причастие в краткой форме (решено, задумано);

ж) фразеологический оборот (дать гарантию, ставить вниз, иметь в виду…).

В зависимости от содержания, все изъяснительные предложения делятся на две группы:

1) изъяснительное предложение, в котором придаточная часть содержит сообщение:

Мне приятно, что вы пришли.

2) Изъяснительное предложение, в котором придаточная часть содержит косвенный вопрос:

Меня занимало, за сколько часов можно добраться до горы.

  К изъяснительным предложениям относятся и сравнительно-объектные предложения:

Он оказался выносливее, чем мы думали.

2. Присубстантивно-атрибутные предложения представлены двумя разновидностями:

а) атрибутивно-выделительное (или выделительно-ограничительное): Изобразить то чувство, которое я испытывал, трудно;

    б) атрибутивно-распространительное (или атрибутивно-присоединительное): Пригласили нашего участкового доктора, который сразу поставил диагноз.

3. СПП местоименно-соотносительного типа (субстантивные, адъективные, адвербиальные).

В сложноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа связь между предикативными частями осуществляется с помощью близких по своим значениям местоимений, соотносительных в главной, относительных в придаточных частях: тот – кто, то – что; такой – какой, таков – каков; так – как, столько – сколько; настолько – насколько. Придаточная часть с относительным местоимением прикрепляется непосредственно к соотносительному местоимению в главной и наполняет его своим содержанием. Поскольку соотносительные слова в данном типе сложноподчиненных предложений сохраняют категориальные значения различных частей речи и соответствующие формы,  наполняя эти местоимения своим содержанием, придаточные части как бы выступают в роли существительных, прилагательных, качественных и количественных наречий, то есть как бы субстантивируются, адъективируются, адвербиализуются.

В местоименно-соотносительных предложениях в качестве соотносительных широко употребляются не только указательные, но и определительные, неопределенные и отрицательные местоимения.

В зависимости от категориальной принадлежности соотносительных местоимений и значения, которое получают придаточные части, все предложения этого типа делятся на несколько групп:

1) Сложные предложения с придаточными частями, представленными как существительные, строятся по моделям: а) субстантивированное местоимение тот (или всякий, каждый, всё, никто, кто-то и др.) в главной части + кто в придаточной (для выражения значения лица) и б) субстантивированное местоимение то (или все, ничто, нечто, что-то и др.) в главной части + что в придаточной (для выражения неличного значения). Например:

а) Опрокинули тех, кто уже добрался до берега, кинулись в воду, дрались на середине реки (А.Н. Толстой); Каждый, кто переправляется через Музгу, обязательно посидит у шалаша дяди Васи (К.Паустовский);

б) Но я делал то, что считал необходимым… (М.Горький); Нужно было бы вести из года в год летопись проявления человеческого, - ежегодно выпускать обзор всего, что сделано человеком в области его заботы о счастье всех людей (М.Горький).

Примечание. Наиболее трудными для квалификации являются сложноподчиненные предложения, в которых придаточные с соотносительным субстантивированным местоимением «то» находятся в позиции при слове, нуждающемся в изъяснительном распространении, так что возникают благоприятные условия для контаминации изъяснительно-объектных и местоименно-соотносительных конструкций. Различия между субстантивированным местоимением (в местоименно-соотносительных предложениях) и чисто служебным словом (в изъяснительно-объектных) в этом случае могут быть недостаточно отчетливыми. И все-таки эти различия обычно можно увидеть, если помнить, что, благодаря своей большой конкретности, субстантивированное «то» может быть заменено или дополнено местоимением «всё», в то время как служебное в изъяснительно-объектных предложениях такой замене не поддается. Сравните: Я имею право говорить о нем то (все, все то), что думаю (Горький); Он не говорил о том, что собирался делать (первое предложение – местоименно-соотносительное, второе – изъяснительно-объектное).

Кроме того, чисто служебное «то» в изъяснительных предложениях не образует устойчивого соотношения с союзным словом «что», как в местоименно-соотносительных предложениях, поэтому придаточная часть в изъяснительно-объектных предложениях может присоединяться любым союзным относительно-вопросительным словом. 

Наконец, относительное местоимение в местоименно-соотносительных предложениях начисто лишено вопросительного оттенка.

2) Сложные предложения с придаточными частями, представленными как прилагательные, строятся по следующей модели: такой (или таков) в главной части + какой (или каков) в придаточной, причем «такой» не является согласованным определением при существительном, а выполняет роль именной части сказуемого или стоит при сочетании переходного глагола с существительным в винительном падеже, имея форму творительного падежа. Признак, выражаемый в придаточной части, мыслится как качественный, часто с оттенком степени. Наряду с этим, обычно в таких предложениях выражаются и сопоставительные или сопоставительно-уподобительные отношения. Например: Тишина такая, какая бывает только перед рассветом (Лавренев); После собрания отношения между мастером и рабочими стали такими, какими они должны быть в здоровом коллективе (Из газет); Хаджи-Мурат вспомнил сына таким, каким видел его в последний раз (Л. Толстой).

3) Сложные предложения с придаточными частями, представленными как качественные и количественные наречия, строятся по следующим моделям:

а) Столько + род.п. существительного в главной части + сколько в придаточной. Например: Тут увидишь ты сколько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось (Н.В.Гоголь).

б) Настолько (так) + слово качественной семантики в главной части + настолько (как) в придаточной: Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в 20 лет (Куприн).

В) Так + глагол в главной части + как в придаточной: Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе (Симонов).

В СПП местоименно-соотносительного типа наличие соотносительных слов в главной части является конструктивно необходимым. Однако в ряде случаев, если формы соотносительного и относительного местоимений совпадают и наблюдается синтаксический параллелизм частей, возможен пропуск одного из них: Кто ясно мыслит – ясно излагает (М.Горький).

Порядок следования частей в составе предложений данного типа может быть как свободным, так и фиксированным. Ср.: а) Пригласите тех, кто ждет – свободный (нефиксированный ) порядок (Тех, кто ждет, пригласите); б) Как аукнется, так и откликнется - несвободный, т.е. фиксированный порядок следования частей.

 

 

Лекция 15 Бессоюзные сложные предложения (БСП)

 

План лекции:

1) понятие о бессоюзном предложении. Структурные признаки БСП;

2) семантические разновидности БСП открытой структуры;

3) семантические разновидности БСП закрытой структуры.

    Бессоюзным называется сложные предложения, предикативной части которого соединены с другими без союзов или союзных слов. Например: Люди знали: где-то очень далеко от них идет война.

Структурные признаки:

1) Интонация объединяющая и смыслоразличительная, т.е. интонация выполняет две функции.

И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (интонация объединяющая и изъяснительная). Хочешь жить – гляди вперед (интонация объединяющая и обусловленности, условно-следственные отношения);

2) Порядок расположения частей. В основном все БСП являются предложениями негибкой структуры:

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников (пояснение). Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце  (результат);

3) Наблюдается видо-временная координация форм сказуемых;

4) В некоторых случаях наблюдается синтаксический, или структурный параллелизм: Бедность плачет – богатство скачет  (отношение сопоставления);

5) БСП могут быть открытой (реже) и закрытой (чаще) структуры: в предложениях с перечислительными отношениями - открытая структура, предложения потенциально могут быть продолжены: Топится печка, ярко горит лампа, стучат старинные часы…..

Предложения закрытой структуры – это предложения особого типа, они не могут быть продолжены:

Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них шли цифры.

 Вопрос о БСП относится к числу дискуссионных в русской лингвистике. Сформировались 2 точки зрения:

1) идет от Ф.И.Буслаева и других представителей логико-грамматического направления (Гвоздев, Руднев).

Согласно этой теории, БСП рассматривается как форма проявления двух основных разновидностей СП – сочинения или подчинения. Точнее говоря, каждое бессоюзное предложение, в зависимости от выражаемых значений, попадает либо в круг сложносочиненных, либо в круг (состав) сложноподчиненных предложений:

Сравните: а) Наступила погода осенняя: бесконечные льются дожди. БСП-ССП (можно подставить союз и);

б) Старик не любил слушать музыку: она всегда вызывала в нем грусть. (БСП=СПП, можно подставить союз потому что).

Вторую точку зрения отстаивают авторы этой концепции - Н.С. Поспелов, В.А.Белошапкова и др. представители структурно-семантического направления.

Они видят в БСП самостоятельную синтаксическую категорию, отличную от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, точнее сказать, противопоставленную союзным предложениям.

Так как основным средством связи является интонация, то в основу направления выдвигают виды интонаций.

Установлены 4 ритмо-мелодических типа БСП:

- БСП с перечислительной интонацией;

- БСП с интонацией сопоставления;

- БСП с интонацией обусловленности;

- БСП с объяснительной интонацией.

Соответственно, выделяются 4 типа БСП: 1. Перечислительный, 2. Сопоставительный, 3. Обусловленный, 4. Объяснительный.

1. Перечислительный тип – интонация характеризуется однотипностью ритма, одинаковым повышением тона в конце каждой предикативной части, исключая последнюю: День был пасмурный, легкие облака затянули небо, накрапывал дождик.

Это предложение открытой структуры.

По характеру временных соотношений выделяются 2 разновидности перечислительного типа: а) одновременности происходящих событий, действий: Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. 1=2=3

б) БСП с последовательно следующими событиями: Зашло солнце, стало темнеть. Танцы начались польским, потом заиграли вальс. 1,2

2. Сопоставительные предложения – интонация сопоставления, которая характеризуется повышением тона в 1-ой части и симметричным ударением на опорных словах в обеих частях: Лето припасает – зима поедает. На словах все – на деле ничего. Труд кормит, лень портит. Люди получше любили его,  похуже - боялись.

Структурные признаки: структурный параллелизм, лексические антонимы, в отдельных случаях неполнота второй части.

Разновидности сопоставительного предложения:

1) Собственно сопоставление – Привалов раскланялся, Алла ограничилась легким кивком головы.

2) Противопоставление – Я сильна – ты жалок. (антонимия)

3) Сравнение – Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль (так же, как…). День меркнет ночью – человек печалью.

4) Значение несоответствия – Все хотели солнца – оно не показывалось.  Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

3. Обусловленные предложения – это предложения с условно-следственными отношениями (возможность появления слов так, значит, тогда): Солжешь сегодня – так не поверят завтра. Биться в одиночку – жизни не перевернуть (значит). В обусловленных БСП в 1-ой части сказуемое могут быть выражено глаголом в форме инфинитива или в форме повелительного наклонения. Родись я двумястами лет позже – я был бы другим.

4. Объяснительный тип. Характерной чертой объяснительной интонации является «неспокойное» снижение тона в конце 1-й части, 2-ая произносится в более быстром темпе, она конкретизирует и поясняет первую часть: У нас в горах так: утопающий хватается за змею. Есть изречение: смерть каждого человека на него похожа.

Предложения объяснительного типа делятся на 2 группы:

1. Предложения с формально выраженной несамостоятельностью 1-й части (иначе они называются структурно-обусловленными предложениями). В первой части такого рода предложений содержится информативно не достаточное слово, нуждающееся в конкретизации: Случилось невероятное: он заплакал. Бывает и так: человек по-своему прав, а по-моему -  подлец.

В структурно-обусловленном предложении устанавливаются отношения общего и частного, общего и конкретного (можно подставить слово «а именно»). Смысловые вопросы: что именно? Какой именно? Отношения изъяснительные и атрибутивные.

Из их рассказов я понял: жизнь рабочих везде одинакова. Меня поразило необыкновенное убранство этой комнаты: пол и стены были покрыты тяжелыми персидскими коврами, потолок был зеркальный.

Предложения со структурно не обусловленными частями (в 1-ой части отсутствуют признаки несамостоятельности, т.е. нет слов информативно недостаточных). Первая ПЧ не требует пояснения, 2-ая ПЧ – необязательное продолжение 1- части. Вторая часть может содержать показатели несамостоятельности. Идет большая вода – это всего интереснее.

Семантические разновидности предложений со структурно не обусловленными частями:

а) причинного пояснения: Ломайте замок: ключ потерян;

б) уточнительно-пояснительные: Я несчастлив: каждый день гости;

в) отношение следствия и вывода: Я умираю – мне незачем лгать;

г) присоединения (дополнительная информация, может быть оценочного характера): Неудачники вызывают чувство досады: так устроена жизнь. Страшный был этот день – такие бывают только во сне.

 

Практическое занятие 1 Синтаксис, общие вопросы

Цели занятия: повторить изученный материал по морфологии; сформировать у студентов научное представление об основных аспектах изучения синтаксических единиц

1 Подготовьтесь к беседе по кругу вопросов:

1 На ваш взгляд, каким образом морфология как грамматическое учение о слове связана с синтаксисом? Если учесть, что морфология включает в себя понятие «грамматическое значение», «грамматическая форма», «грамматическая категория»... Обоснуйте ответы.

2 Известно, что язык есть система. Докажите это положение, подтверждая свои ответы конкретными примерами.

3 Предмет и задачи синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Примеры.

4 Основные аспекты изучения синтаксических единиц: структурный, коммуникативный, семантический. Использовались ли указанные аспекты при изучении единиц морфологии? Обоснуйте ответы.

5. Понятие о синтаксической форме и синтаксическом значении.
Примеры.

2 Практическая часть

1 Определите частеречную принадлежность слов в предложениях, приведенных ниже:

а) Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. (Пауст. К.);

6) Любовь, думал я, сильнее смерти, страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (Тургенев И.С.);

в) Чем упорней борьба, тем верней закаляется сталь. (Ошанин Л.);

г) В лесах становилось все сумрачней, все тише, и наконец пошел густой снег. (Пауст. К.);

2  Опираясь на знания, полученные Вами в школе, определите синтаксическую роль каждого слова в этих же предложениях (приведенных выше).

 

Литература

 

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - В трех частях, часть 3. Синтаксис. Пунктуация.  М., 1987.

2 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта.  М.: Дрофа, 2000.

3 Современный русский язык // Под редакцией В.А. Белошапковой.  М., 1989.

4 Сборник упражнений по современному русскому языку // Под редакцией С.Г. Ильенко.  М. : Просвещение,  1977.

5 Сборник упражнений по современному языку: Учебное пособие для студентов пединститутов / Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко и др.  М. : Просвещение, 1986.

 

       Практическое занятие 2 - 3 Словосочетание как единица синтаксиса. Принципы классификации словосочетаний в русском языке

Цель занятия:сформировать у студентов представление о словосочетании; научить их квалифицированно проводить анализ словосочетаний

1 Подготовьтесь к беседе по следующим вопросам:

1) Понятие о словосочетании. Соотношение словосочетания, слова и предложения в системе языковых единиц. Форма и значение словосочетания.

    2) Принципы классификации словосочетаний, (по структуре, по лексико-морфологической характеристике главного слова и т.д.).

      3) Вопрос о сочинительных словосочетаниях.

2 Практическая часть:

    1) Перепишите текст, выпишите из него подчинительные словосочетания (10), сочинительные словосочетания и несловосочетания (в 3 столбика).

Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский).

    2) Дайте полную характеристику 3-х подчинительных простых словосочетаниях в этом же тексте по схеме:

    1) выписать словосочетание из текста;

    2) докажите, что данная единица является словосочетанием (словесное и графическое доказательство);

3) начальная форма словосочетания.

4) свободное словосочетание или синтаксически неразложимое.       

5) характеристика словосочетания по морфологической природе главного слова (по МПГС).   

6) модель словосочетания (схема).

7) грамматическое значение словосочетания.

    8) тип связи между главным и зависимым словом (управление, согласование, примыкание).

    9) характер синтаксических отношений между главным и зависимым словом.

  10) способ выражения синтаксических отношений (аналитический, синтетический, смешанный)

  11) средство(а) выражения грамматических отношений в словосочетании.

Образец анализа словосочетания:

Золотая осень - словосочетание, т.к. состоит из главного и зависимого слова.

Начальная форма - золотая осень. Свободное словосочетание, так как каждый компонент его выполняет самостоятельную синтаксическую функцию.

По морфологической природе главного слова - субстантивное.

Модель - существительное + прилагательное.

Грамматическое значение - «предмет + признак».

Связь - согласование, полное.

Синтаксические отношения - определительные (атрибутивные). Способ выражения грамматических отношений - синтетический. Средство выражения грамматических отношений – флексия

зависимого слова.

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – В трех частях, часть 3. Синтаксис. Пунктуация.  М., 1987.

2 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта.  М.: Дрофа, 2000.

3 Современный русский язык // Под редакцией В.А. Белошапковой.  М., 1989.

4 Сборник упражнений по современному русскому языку // Под редакцией С.Г. Ильенко.  М. : Просвещение, 1977.

5 Сборник упражнений по современному языку: eчебное пособие для студентов пединститутов / Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко и др.  М. : Просвещение, 1986.

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Лекция 14 Классификация сложноподчиненных предложений в русском языкознании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 14 Классификация сложноподчиненных предложений в русском языкознании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)