Практическое занятие 22 - 23 Сложноподчиненное предложение (СПП). Принципы классификации сложноподчиненных предложений
Цель занятия: сформировать научное представление о принципах классификации сложноподчиненных предложений 1 Подготовьте ответы на вопросы: 1) Принципы, лежащие в основе логической классификации сложноподчиненных предложений. Примеры. 2 Практическая часть: 1) Определите типы предложений по логико-грамматическому направлению (с обоснованием): а) Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. (Л.Т.) б) Любовь это не то, чего ищут, а то, что приходит само. (В. Инб.) в) Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни. г) Желания людей и мотивы их поступков. (М.Г.) д) Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука. (М.-С.) 2) Охарактеризуйте эти же предложения с точки зрения формального направления. 3) Проведите синтаксический разбор приведенного ниже СПП, применяя структурно-семантический подход: Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье. (Форш.) Схема разбора сложноподчиненного предложения: 1) Выделите грамматические основы и соответственно предикативные части. 2) Назовите тип сложного предложения минимальной структуры (1-2, 2-3) 3) Укажите средства связи: а) основные (интонация, ее вид, союзы, союзные слова, местоименно-соотносительные слова); б) неосновные (координация форм сказуемых, порядок следования частей, лексико-синонимическая замена, лексические повторы в разных ПЧ). 4) Тип СПП по структуре (расчлененной или нерасчлененной структуры). 5) Тип СПП по семантике: присубстантивно-атрибутивный, разновидность; изъяснительный, разновидность; местоименно-соотносительный, разновидность; обстоятельственный, разновидность. Образец разбора сложноподчиненного предложения: Когда Клим читал книги и стихи о любви и смерти, они не волновали его. (М.Г.) Предложение сложное, так как содержит 2 грамматические основы. СПП минимальной структуры. Основные средства связи: интонация объединяющая, союз когда - подчинительный, семантический, временной, простой, производный (местоименного происхождения). Неосновные средства связи: лексико – синонимическая замена (Клим – его, книги – они); совпадение модально-временных и видовых форм сказуемых (реальная модальность, прошедшее время, несовершенный вид); порядок следования частей - свободный, так как части можно поменять местами (Книги и стихи о любви и смерти не волновали Клима, когда он читал их), следовательно, гибкой структуры. Тип по структуре: СПП расчлененной структуры, т.к. придаточная часть поясняет всю главную. Тип по семантике: обстоятельственный тип, времени, значение одновременности происходящего действия в главной и придаточной частях. По формальному направлению: СПП союзного подчинения. По логико-грамматическому направлению: придаточное обстоятельственное. Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.3. – М., 1987. – С.176-187.
Практическое занятие 24 Классификация сложноподчиненных предложений Цель занятия: развить у студентов представление о трех направлениях в теории синтаксиса сложного предложения I. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Совпадает ли вузовская и школьная классификация СПП в плане семантических отношений? Аргументируйте ответы. 2. В чем суть различий между СПП минимальной структуры и СПП многочленной структуры? 3. Как соотносятся между собой понятия «главная часть» - «придаточная часть»? Сколько может быть главных частей и сколько может быть придаточных частей, например, в СПП, состоящем из 3-х или 4-х предикативных частей? 4. Каков характер подчинения в СПП многочленной структуры? Подтвердите примерами из домашнего задания. II. Практическая часть: 1) Определите предикативные части в приведенном ниже предложении, установите «абсолютно главную часть», затем относительно главные части, придаточные части, начертите схему СПП, охарактеризуйте его по трем направлениях (структурно-семантическому, логическому и формальному): Мне кажется, что настоящий современный педагог – это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто прибыл из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить утверждать идеалы будущего. (Ш. Амонашвили) 2) Установите, сколько главных и сколько придаточных частей в данных предложениях, начертите схемы: а) Когда она улыбалась, её темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. (М.Г.) б) Лишь где-нибудь за городом, на опушке голого леса, видишь, как тают в тумане дальние деревья, как смягчены и размыты печальные поля и перелески, как черна пахота, как светятся молочно-белые капли на тонких ветвях берез, зацепившись за маленькие зимние почки. (Сем.)
Литература 1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение, 1987. 2 Современный русский язык. - Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976. 3 Белошапкова В.А.. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977. 4 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |