Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие 22 - 23 Сложноподчиненное предложение (СПП). Принципы классификации сложноподчиненных предложений



2019-12-29 601 Обсуждений (0)
Практическое занятие 22 - 23 Сложноподчиненное предложение (СПП). Принципы классификации сложноподчиненных предложений 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия: сформировать научное представление о принципах классификации сложноподчиненных предложений

1 Подготовьте ответы на вопросы:

1) Принципы, лежащие в основе логической классификации сложноподчиненных предложений. Примеры.
     2)  Принципы, лежащие в основе формальной классификации сложноподчиненных предложений. Примеры.
     3) Структурно-семантический подход. Основные критерии и принципы выделения типов СПП.        

2 Практическая часть:

1) Определите типы предложений по логико-грамматическому направлению (с обоснованием):

а) Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. (Л.Т.)

б) Любовь это не то, чего ищут, а то, что приходит само. (В. Инб.)

в) Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.

г) Желания людей и мотивы их поступков. (М.Г.)

д) Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука.

(М.-С.)

2) Охарактеризуйте эти же предложения с точки зрения формального направления.

    3) Проведите синтаксический разбор приведенного ниже СПП, применяя структурно-семантический подход:

  Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье. (Форш.)

Схема разбора сложноподчиненного предложения:

1) Выделите грамматические основы и соответственно предикативные части.

2) Назовите тип сложного предложения минимальной структуры (1-2, 2-3)

3)  Укажите средства связи:

       а) основные (интонация, ее вид, союзы, союзные слова, местоименно-соотносительные слова);

      б) неосновные (координация форм сказуемых, порядок следования частей, лексико-синонимическая замена, лексические повторы в разных ПЧ).

4) Тип СПП по структуре (расчлененной или нерасчлененной структуры).

5) Тип СПП по семантике: присубстантивно-атрибутивный, разновидность; изъяснительный, разновидность; местоименно-соотносительный, разновидность; обстоятельственный, разновидность.

Образец разбора сложноподчиненного предложения:

Когда Клим читал книги и стихи о любви и смерти, они не волновали его. (М.Г.)

Предложение сложное, так как содержит 2 грамматические основы. СПП минимальной структуры.

Основные средства связи: интонация объединяющая, союз когда - подчинительный, семантический, временной, простой, производный (местоименного происхождения).

Неосновные средства связи: лексико – синонимическая замена (Клим – его, книги – они); совпадение модально-временных и видовых форм сказуемых (реальная модальность, прошедшее время, несовершенный вид); порядок следования частей - свободный, так как части можно поменять местами (Книги и стихи о любви и смерти не волновали Клима, когда он читал их), следовательно, гибкой структуры.

Тип по структуре: СПП расчлененной структуры, т.к. придаточная часть поясняет всю главную.

Тип по семантике: обстоятельственный тип, времени, значение одновременности происходящего действия в главной и придаточной частях.

По формальному направлению: СПП союзного подчинения.

По логико-грамматическому направлению: придаточное обстоятельственное.

Литература

 

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.3. – М., 1987. – С.176-187.
     2 Материал лекций.

 

 

Практическое занятие 24 Классификация сложноподчиненных предложений

Цель занятия: развить у студентов представление о трех направлениях в теории синтаксиса сложного предложения

     I. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Совпадает ли вузовская и школьная классификация СПП в плане семантических отношений? Аргументируйте ответы.

2. В чем суть различий между СПП минимальной структуры и СПП многочленной структуры?

3. Как соотносятся между собой понятия «главная часть» - «придаточная часть»? Сколько может быть главных частей и сколько может быть придаточных частей, например, в СПП, состоящем из 3-х или 4-х предикативных частей?     

4. Каков характер подчинения в СПП многочленной структуры? Подтвердите примерами из домашнего задания.

    II. Практическая часть:

1) Определите предикативные части в приведенном ниже предложении, установите «абсолютно главную часть», затем относительно главные части, придаточные части, начертите схему СПП, охарактеризуйте его по трем направлениях (структурно-семантическому, логическому и формальному):

Мне кажется, что настоящий современный педагог – это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто прибыл из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить утверждать идеалы будущего. (Ш. Амонашвили)

2) Установите, сколько главных и сколько придаточных частей в данных предложениях, начертите схемы:

а) Когда она улыбалась, её темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. (М.Г.)

б) Лишь где-нибудь за городом, на опушке голого леса, видишь, как тают в тумане дальние деревья, как смягчены и размыты печальные поля и перелески, как черна пахота, как светятся молочно-белые капли на тонких ветвях берез, зацепившись за маленькие зимние почки. (Сем.)

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение, 1987.

2 Современный русский язык. - Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.

3 Белошапкова В.А.. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977.

4 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.

 



2019-12-29 601 Обсуждений (0)
Практическое занятие 22 - 23 Сложноподчиненное предложение (СПП). Принципы классификации сложноподчиненных предложений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие 22 - 23 Сложноподчиненное предложение (СПП). Принципы классификации сложноподчиненных предложений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)