Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Активные методы обучения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Активные методы обучения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

По дисциплине

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

для преподавателей

 

факультет – Менеджмента и маркетинга

 

Кафедра – Менеджмента

 

 

                  

 

 

МОСКВА 2008 г.


 

 

Методические указания разработали д.э.н., профессор  Блинов А.О.,

                                     д.э.н., профессор Максимцов М.М.,

                                      к.э.н.,  доцент Рудакова О.С.,

                                      Сычев Ю.К.

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры Менеджмента

Зав. кафедрой д.э.н.,

профессор                                                               Максимцов М.М.

 

 

Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР,

председатель НМС

профессор                                               Дайитбегов Д.М.

 

Методические указания посвящены порядку проведения деловой игры по курсу «Исследование систем управления». Содержат основные теоретические сведения, необходимые для проведения деловой игры. Предназначены для преподавателей дисциплины «Исследование систем управления»


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для преподавателей, организующих проведение деловой игры по курсу «Исследование систем управления».

Дисциплина «Исследование систем управления» входит в Государственный образовательный стандарт по специальности «Менеджмент». Умение проводить исследования и приобретать навыки исследовательской деятельности становится неотъемлемой характеристикой профессионального менеджера. Необходимость изучения дисциплины продиктована настоятельной потребностью построения организаций, способных обеспечить выпуск высококачественной продукции (или услуг) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования системы управления на основе изучения всех ее характеристик: целей, функций, управленческих решений и структуры управления. Это позволит познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать с учетом особенностей отрасли и специфики организации.

Будущие руководители должны не только знать современные методы управления, но и иметь навыки их использования с учетом факторов внешней среды, умения работать в составе группы при выработке управленческих решений, осуществлять правильную самооценку своих действий.

Современные требования к повышению качества подготовки специалистов настоятельно требуют внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Деловые игры относятся к таким методам обучения и позволяют получить неординарные, непредсказуемые результаты за счет активизации индивидуального и группового потенциала участников. Термин «деловые игры» используется для обозначения специально организованной имитации реальных или потенциально возможных экономических, политических, социальных, производственных или иных ситуаций, а также действий людей в таких ситуациях.

В отличие от традиционных методов обучения в форме лекций и семинаров, применение деловых игр способствует активизации индивидуальных и групповых исследований, «мозговых штурмов», которые организуют «добывание знаний» обучающимися, «приводят» участников игры к самостоятельным обобщениям, выводам и способствуют выработке у студентов устойчивых практических навыков самостоятельной научной, управленческой и консалтинговой деятельности.

Деловая игра позволяет принимать управленческие решения в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. С помощью моделирования и имитации процессов появляется возможность анализа и решения сложных практических задач, формируется мыслительная культура, мастерство общения, приобретаются управленческие навыки.

Через познание и решение игровых проблемных ситуаций, выполнение игровых ролей участники апробируют полученные в учебном курсе теоретические знания и нарабатывают опыт разрешения реальных проблем. Получаемые таким путем знания, умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими методами обучения. Исследования показывают, что использование графиков и рисунков обеспечивает усвоение знаний на 40-50%, а применение упражнений и симуляций – на 95%!

Деловая игра служит для развития навыков совместной работы, работы в определенной роли, осознанию места и значимости каждой роли в коллективе. В ходе игры студенты должны закрепить приобретенные в ходе изучения курса теоретические знания по исследованию систем управления и выработке управленческих решений.

Таким образом деловые игры выступают не только как средство анализа систем управления, но и как инновационный метод подготовки специалистов.

Вместе с изменением роли обучающегося меняется и роль преподавателя – сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса.Целью методических указаний является помощь преподавателям дисциплины «Исследование систем управления» в организации и проведении деловой игры; предоставление необходимой информации и рекомендаций по ее проведению с целью повышения эффективности учебного процесса.


 

1.ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

 

Активные методы обучения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса

Новые условия хозяйствования в России и принципиальное изменение деловой активности в связи с переходом к рынку кардинальным образом изменили основные требования, предъявляемые к специалистам, прошедшим специальное обучение и желающим заниматься управленческой деятельностью.

В условиях плановой экономики вывод будущего из прошлого был основой стратегии управления. В нынешних условиях управленческие дисциплины должны быть нацелены на создание будущего, часто в значительной степени вопреки прошлому и настоящему. На место логики в значительной степени должны приходить интуиция и творчество, что требует пересмотра как содержания, так и методов обучения студентов. Обучение должно быть направлено на выработку у студентов определенного отношения к деятельности и на формирование реального поведения в определенных ситуациях.

Существует огромная разница между знанием того, как решать проблемы, и умением и стремлением решать проблему, произведя для этого определенные действия. Специалист в своей повседневной деятельности как раз и должен уметь решать возникающие проблемы.

В процессе обучения следует перенести центр внимания с поиска «правильных» ответов на процесс решения проблемы. В реальной действительности очень часто не существует однозначных (правильных) ответов. В большинстве случаев работник получает тот результат, которого он смог добиться, применяя определенные способы решения проблемы, проявляя настойчивость и гибкость. И результат будет зависеть от того, насколько он способен решать проблемы, а не находить «правильные» ответы.

При пассивном типе обучения студенту отводится роль слушающего человека, усваивающего и повторяющего материал, полученный им от преподавателя, или прочитывающего его в соответствующих учебниках.

При активных методах обучения студент выступает в качестве творца знаний, вырабатывает интуицию при нахождении альтернативных решений управленческих проблем, повседневно возникающих в служебной деятельности подавляющего большинства специалистов и менеджеров.Другими словами учащийся становится не объектом, а субъектом знаний.

Под активными формами и методами обучения следует понимать систему приемов и средств преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению.

Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами, способностью к культурной и деловой коммуникации, умеющей критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска, выработки у студентов оптимального креативного мышления. Так называемое learning-by-doing (кейсы, ролевые игры, проектные задания) позволяет студентам пройти стажировку в бизнес-среде, а сотрудникам организации - повысить квалификацию.

Требования, которые предъявляет реальная практика к современному специалисту, не просто высоки по части компетенции, заключающейся в том, что выражается в обобщенном понятии под названием «специальность», но они также чрезвычайно разнообразны, часто необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются, находясь в зависимости от времени и конкретных обстоятельств.

Достижение уровня профессиональной подготовки, соответствующего требованиям профессиональной компетентности работника квалифицированного труда и специалиста невозможно только с помощью традиционных методов обучения и организации учебной деятельности. Кроме того, непрерывный рост объема и сложности знаний и умений, подлежащих усвоению, не позволяет полагаться на односторонность или стереотипность мышления.

К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебно-познавательной деятельности обучаемых понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а также формированию способностей прогнозировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Студент не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности в области его профессии. Профессиональный интерес предполагает применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность обучаемых, связанную с их интересами.

Для активного обучения характерна принудительная активизация мышления – студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

К числу основных методов, побуждающих студентов к активности, можно отнести деловые игры.

Деловая игра – это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, в ней синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр. В деловой игре обучающийся осуществляет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии.

Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия как «игра», «модель», «имитация», которые взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Деловые игры имеют такие составляющие, которые их принципиально отличают от всех других технологий. Это, прежде всего, операциональный сценарий или блок-структура, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Сущность деловой игры

Деловые игры как средство обучения практическим действиям стали впервые применяться в военных организациях, где отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В научный оборот термин «деловые игры» вошел в 1957 году, когда на ежегодном семинаре в Саранак-Лейк американская ассоциация управления подготовила и провела деловую игру «Имитация решения в высшем управленческом звене».

Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли, как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

В деловой игре динамичность моделируемой системы определяет необходимость построения участникам игры «цепочки решений» длядостижения конечного результата. Решения, принимаемые на основе исходной информации, воздействуют на модель объекта управления и тем самым влияют на изменение его первичного состояния. Оценивание результатов, осуществляемое на каждом фрагменте деловой игры, поступает в игровой комплекс для дальнейшего использования и влияет на последующие результаты, достигаемые участниками. На всех этапах деловой игры происходит взаимодействие, решения принимаются преимущественно коллективно.

Практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем деловые игры имеют сценарий или блок-структуру, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В деловых играх подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Поэтому, хотя деловые игры по основному замыслу преследуют задачу столкновения обучаемого с действительностью, «погружения» его в реальную практику, игровая имитационная модель неизбежно эту задачу упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным и деловым отношениям, что в некоторой степени искажает реальную действительность.

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений, развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.

Основные характеристики деловой игры:

· моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

· распределение ролей между участниками игры;

· различие ролевых целей при выработке решений;

· взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

· наличие общей цели у всего игрового коллектива;

· коллективная выработка решений участниками игры;

· реализация цепочки решений в игровом процессе;

· многоальтернативность решений;

· наличие управляемого эмоционального напряжения;

· наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр).

Использование деловых игр в процессе обучения повышает интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в деловых играх, формирует реальную самооценку обучающихся; возрастает мотивация к освоению инновационных знаний и развивается инновационное мышление; накапливается опыт правильной оценки возможных реальных ситуаций. Приобретению участниками игры навыков принятия решений способствует получение информации основанной на конкретных примерах.

Виды деловых игр

В зависимости от целевой направленности выделяются следующие виды деловых игр:

производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;

исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;

квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала;

дидактические (учебные) – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.

В практике игрового моделирования используются следующие признаки классификации деловых игр:

по назначению – учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;

по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;

по способам обработки и передачи информации – ручная (без применения технических средств; с использованием обычных – тех-средств оргтехники, с использованием ЭВМ, с использованием Интернет);

по скорости игрового времени – с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормированного аналога в реальной жизни);

по типу коммуникации – с использованием устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;

по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Активные методы обучения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Активные методы обучения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)