Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деловая игра №3:«Разработка организационной структуры управления предприятием»



2019-12-29 1028 Обсуждений (0)
Деловая игра №3:«Разработка организационной структуры управления предприятием» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель игры

Целью деловой игры является освоение практических навыков проведения департаментализации и разработки организационной структуры управления предприятием.

Порядок проведения деловой игры

Для сравнительной оценки полученных в ходе дискуссии результатов из состава слушателей создается экспертная группа в количестве 3-5 человек, возглавляемая проводящим деловую игру преподавателем. Остальные слушатели разбиваются по своему желанию на 2-4 рабочие группы, каждая из которых параллельно осуществляет предложенные расчеты и защищает их перед экспертной комиссией. В заключение каждого раздела и деловой игры в целом преподавателем подводятся итоги дискуссий, дается оценка полученных результатов.

Исходные данные к игре

В качестве объекта исследования каждой рабочей группе игроков предлагаются на выбор предприятия различных направлений специализации и организационно-правовых форм бизнеса, дается их краткая характеристика за последний год (табл. 2)

 

Таблица 2

Краткая характеристика предприятий - объектов исследования

Показатели

Наименование предприятий

объектов исследования

№ 1 № 2 № 3 № 4
1. Организационно-правовая форма предприятия 2. Направление (я) специализации 3. Краткое описание технологии производства 4. Краткое описание основных элементов внешней среды предприятия 5. Численность работников, чел., в том числе аппарата управления 6. Объем производства продукции (работ, услуг) по видам 7. Расходы по производству и реализации продукции - всего, млн. руб. 8. Расходы по организации и управлению предприятием в расчете на 1 работника аппарата управления, тыс. руб.        

 

Для оценки эффективности предлагаемых организационных структур управления слушателям выдаются следующие нормы управляемости штабных и линейных руководителей:

Таблица 3

Нормы управляемости штабных и линейных руководителей

Уровень производства

Тип организации производства

массовое и крупносерийное Индивидуальное и мелкосерийное серийное
Высший (штабной) 5-6 чел. 3-4 чел. 4-5 чел.
Низший (линейный) 11-15 чел 7-11 чел. 9-13 чел

Последовательность проведения игры

Деловая игра состоит из следующих основных разделов и этапов (табл.4).

Таблица 4

Рекомендуемая последовательность проведения деловой игры

Наименование разделов деловой игры Наименование этапов деловой игры
1. Организация департаментализации предприятия   1. Анализ департаментализации задачи и составление функциональной диаграммы предприятия 2. Формирование должностей на предприятии 3. Формирование подразделений предприятия
2. Построение организационной структуры управления предприятием   4. Определение уровней организации 5. Разработка организационной структуры предприятия 6. Определение связей и распределение управленческих функций между подразделениями 7. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием

 

Первый этап.Анализ производственной задачи и составление функциональной диаграммы предприятия.

Разбивка общей производственной задачи предприятия на ряд подзадач осуществляется с использованием следующих приемов:

1. Выделение объектов деятельности предприятия с учетом его планируемой специализации.

2. Выделение отдельных этапов деятельности (или видов работ) с учетом технологии производства (например, складирование, сборка, упаковка и т.д.)

3. Разделение работ по фазам выполнения на отдельные задачи (задания). Например, работы по материально-техническому снабжению (рис.6).

4. Разделение работ по иерархии исполнения на распорядительные и исполнительные.

В результате слушатели должны составить и обсудить функциональную диаграмму рассматриваемого предприятия (рис. 7).

При этом условно обозначим буквой «А» – объекты деятельности, «В» – этапы деятельности, «С» – задачи (задания).

Второй этап. Формирование должностей на предприятии.

Формирование должностей на предприятии осуществляется на основе функциональной диаграммы, в которой выделенные задания определяют перечень функциональных особенностей исполнителя

 

Рис. 6. Механизм разделения отдельных видов работ на отдельные задачи

 (задания)

Объединение отдельных заданий в единую должность может проводится двумя способами:

1-централизовано, когда однотипные задания, возникающие в различных задачах, передаются одному исполнителю;

2-децентрализовано, когда за определенными должностями закрепляют отдельные задания и создают тем самым многофункциональное рабочее место.

Слушатели разрабатывают перечень должностей для рассматриваемого предприятия по одному из указанных выше способов, предварительно дав им сравнительную характеристику с указанием положительных и отрицательных моментов (табл. 5).

Таблица 5

Формирование должностей на предприятии

Наименование заданий Наименование должности Характеристика  должности[1]

Третий этап. Формирование подразделений предприятия.

Подразделения предприятия формируются путем объединения отдельных должностей с однотипной сферой деятельности.

Слушателям необходимо разработать схему увязки заданий (исполнительских должностей) с внутрифирменными подразделениями, воспользовавшись табл. 6.

 

Таблица 6

Формирование подразделений предприятия

Наименование должностей Наименование работ и заданий Наименование внутрифирменных подразделений
       

 

Четвертый этап. Определение уровней организации.

Для решения данной проблемы слушатели заполняют табл.7.

Таблица 7

Определение функциональной характеристики подразделений и связи между ними

№ п/п Наименование подразделения Функциональная  характеристика Количество подразделений С какими подразделениями связано?
           

 

 

При составлении таблицы должны учитываться следующие аспекты:

1. Все внутрифирменные подразделения в зависимости от их функциональных характеристик относят к штабным и линейным.

2. Количество однопрофильных подразделений зависит от размера предприятия, его специализации и территориальной рассредоточенности, применяемой технологии производства.

Пятый этап. Разработка организационной структуры предприятия.

Перед началом выполнения данного задания слушателям необходимо изучить возможные типы организационных структур управления предприятием (продуктовая, функциональная, территориальная, матричная), дать их сравнительную характеристику и охарактеризовать условия создания.

Каждая из групп разрабатывает свой вариант организационной структуры рассматриваемого предприятия и защищает его перед экспертной комиссией (рис. 8-11).

 

Рис.8. Условная схема продуктовой организационной структуры предприятия

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

Рис. 9. Условная схема функциональной организационной структуры 

предприятия

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

 

Рис. 10. Условная схема территориальной организационной структуры предприятия

 

Рис. 11. Условная схема матричной организационной структуры предприятия

 

 


Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

Шестой этап.Определение связей и распределение управленческих функций между подразделениями.

Для организации управления предприятием необходимо обосновать связи между подразделениями в его организационной структуре. При этом они могут строить как по линейному (рис. 12), так и по функциональному (рис. 13) принципу.

 

Рис. 12. Примерная схема организации линейного подчинения на предприятии

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

Рис. 13. Примерная схема организации функционального подчинения

на предприятии

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

Особое внимание необходимо обратить на сравнительную характеристику и условия применения централизации или децентрализации на предприятии, сравнив их с исходными условиями игры.

При обосновании функциональных характеристик подразделений учитываются различные варианты делегирования полномочий:

а) полное делегирование, при котором линейные подразделения выполняют соответствующую работу и несут за него ответственность (рис. 14).

 

Рис. 14. Примерная схема полного делегирования полномочий

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В– линейные подразделения.

б) ограниченное делегирование, при котором линейные подразделения выполняют соответствующую задачу и несут ответственность за нее совместно со штабными подразделениями (рис. 15).

Рис. 15. Примерная схема ограниченного делегирования полномочий

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

в) нулевое делегирование, при котором линейные подразделения выполняют соответствующую работу, а ответственность за нее несут штабные подразделения (рис. 16).

Рис. 16. Примерная схема нулевого делегирования полномочий

 

Условные обозначения: А – штабные подразделения; В – линейные подразделения.

Седьмой этап.Расчет эффективности рекомендуемой организационной структуры управления предприятием.

В заключение деловой игры слушателям необходимо сделать расчет экономической эффективности рекомендуемой ими организационной структуры управления предприятием и свести по лученные данные в табл.8.

Таблица 8

Сравнительная эффективность различных вариантов организационной структуры управления предприятием

Показатели

Варианты организационной структуры

управления предприятием

№ 1 № 2 № 3
       

 

Нормативные показатели для расчета таблицы берутся слушателями из исходных данных.

Регламент (расписание) пленума  деловой игры

1.Открытие игры и представление членов команд (5 мин.)

2.Каждая команда делает основной доклад при презентации своего предприятия, используя вспомогательные аудио-визуальные средства, печатные, рекламные материалы и т.д. (6 мин. + 1 мин. на подготовку). Порядковый номер выступления команд устанавливается жеребьевкой

3.После основного доклада выступающей команде задаются по три вопроса от других команд. Первый вопрос задает руководитель проекта, второй - обязательно, один из членов его команды. Отвечать на вопрос может любой из членов выступающей команды. Каждый вопрос-ответ суммарно занимает не более 1 мин. (На вопрос из этого времени отводится не более 20 секунд)

4. Руководители всех команд, кроме выступающей в данный момент, выделяются в особую группу оппонентов, которые дают предварительную (до жюри) словесную, содержательную оценку презентации. Оценка производится с учетом основного доклада и всех ответов на вопросы. Выступления в заключение по 3 мин.

5.После вопросов, ответов и выступлений оппонентов (капитанов других команд) выступающей команде предоставляется право на ответное слово (не более 5 мин.).

6.Каждый из участников игры в начале выступления с вопросом или ответом четко называет свою фамилию и номер команды. Наиболее отличившихся члены жюри выделяют в особый список, и они отмечаются персонально по итогам игры.

7.Результаты оцениваются от 1 до 5.

8. Итоговая оценка подводится членами жюри в течение 10-20 минут. При этом по пятибальной системе оцениваются следующие моменты:

·  качественность и своевременность выполнения рабочими группами всех этапов игры;

·  соответствие рекомендуемых рабочими группами организационных структур управления условиям выбранного ими предприятия;

·  активность участия рабочих групп в проводимых дискуссиях и аргументированность их выводов-рекомендаций.

Особое внимание акцентируется на следующих аспектах рассматриваемой проблемы:

·  понятие организационного построения предприятия, его значение в эффективности функционирования хозяйственного субъекта;

·  требования к организационной структуре управления предприятием;

·  основные принципы построения организационной структуры управления предприятием;

· виды организационных структур управления предприятием.

На заключительное слово председательствующему и членам жюри отводится 10 минут. При подведении итогов членами жюри отмечаются команды, занявшие первые три места и персонально отличившиеся члены команд.

9. Таким образом, пленум игры может быть проведен за 4 академических часа .

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.Блинов А.О. Тренинг персонала: учебное пособие/А.О.Блинов, О.В.Василевская, В.П.Невежин, Н.В.Смоляков. - М.:КНОРУС, 2005.- 496 с.

2.Зельдович Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам. М.: Экзамен, 2008, - 544 с.

3.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учеб. пособие для студентов вузов/А.В. Игнатьева, М.М.Максимцов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 167 с.

4.Парамонова Т.Н., Блинов А.О. Маркетинг: активные методы обучения. М.: КНОРУС, 2007.

5.Пугачев В.П.Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 285 с.

Дополнительная литература:

6.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд., доп.. - М.: Центр тестирования, 2002 г. - 240 с.

7.Ашкеров Ю.В. О формировании знаний в триаде «Наука-образование-производство». - Москва, 2001 - 80 с.

8.Блинов А.О, Василевская О.В. Искусство управления персоналом. - М.: КНОРУС, 2001.

9.Блинов А.О., Захаров И.В., Захаров В.Я. Исследование систем управления: опросы для менеджеров. М.: Элита, 2008.

10.Вачугов Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учебное пособие/Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А. Кислякова. Под ред. Д.Д.Вачугова - М.: Высшая школа, 2004. - 192 с.

11.Гершунский Б.С.Философия образования. - М., 1998. - 428 с.

12.Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов А.В. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджмента) Учебное пособие/ под ред. В.В. Глухова - СПб.: Специальная литература, 1999. - 223 с.

13.Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: Научно-практическое пособие. - М.: Дело, 2000. - 224 с.

14.Ли Д. Практика группового тренинга. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

15.Менеджмент: Учебник / Под ред. М.М. Максимцева, М.А. Комарова. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

16.Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге /Пер. с англ. - СПб.: Питер. 2001. - 208 с.

17.Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

18.Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Балахонова Д.К. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры /под ред. М.Н. Кулапова. - М.: Экзамен, 2003.

19.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.



2019-12-29 1028 Обсуждений (0)
Деловая игра №3:«Разработка организационной структуры управления предприятием» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деловая игра №3:«Разработка организационной структуры управления предприятием»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1028)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)