Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, однако каждый такой этап (или ступень) имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувтсвенной. Экспериментально доказано, что существует функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деятельности. Левое полушарие мозга программирует функции логически правильного мышления, осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Правая же ответственна за образно-эмоциональные функции, творческие созидающие способности. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в результате болезни, травмы, хирургического вмешательства связь между полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая ассиметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения, что связано с характером предметно-практической деятельности. Таким образом, функционирование, значимость и взаимосвязь чувственной, рациональной, а так же внерациональной ступеней познания определяется уже на уровне нейрофизиологическом, что позволяет подробно изучить процессы чувственного и рационального познания, а так же интуиции, озарения, творческих процессов. Чувственное познание окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы чувственно воспринимаем окружающий мир, что реализуется в наших ощущениях, восприятиях, представлениях.Ощущения – отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е.субъективный образ окружающего мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Ощущение является исходным элементом познания, простейшей формой отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной данности. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Восприятие – структурированный образ действительности, где сущность, всеобщее ещё не выделены. Следующий этап чувственного познания – представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления опосредуются и обогащаются всем предшествующим опытом человека, в них творчески комбинируются ощущения и восприятия, в качестве всеобщего выступает здесь не подлинная сущность предметов, а их конкретно-чувственные свойства. При всей своей сложности и многоплановости представления не дают человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Рациональное познание обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания[92] с помощью понятий, суждений и умозаключений.      Понятие- форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальности. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо так же познать связи и отношения между предметами, явлениями, процессами.Объединение понятий происходит в суждении. Суждение - форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-либо.Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация лроявляется в умозаключениях. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.В структуре рационanьного познания нередко выделяют и такие уровни как рассудок и разум. И.Кант, в частности, разделяя разум и рассудок, характеризует рассудок как форму синтеза наглядных представлений, которая «подводит» их под род понятия и под законы формanьной логики (по заданным схемам и алгоритмам мышления). Разум же для Канта характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает перспективу философского мышления^ разум умозрит'ел~н, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Целесообразность выделения в рационanьном познании разума и рассудка (2-х уровней) в определенной мере подтверждается и данными современной нейрофизиологии.

 

 

Понятие ощущений. Виды и классификации ощущений. Основные свойства ощущений. Ощущения и образы. Психофизика ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порога ощущений.

Ощущение - непосредственная данность человеку/животному свойств материальной действительности, воздействующих на органы чувств. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Периферический отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а такке участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

1По месту расположения рецепторов (Шеррингтон - анатомическая классификация):

-экстерорецептивные возникают при воздействии внешних раздражителей на внешние рецепторы поверхности тела, их условно делят на дистальные (запах, слух, обоняние), контактные (вкус, тактильная чувствительность)

-Проприорецептивные: в мышцах (реакция на удлинение, напряжение), сухожилиях* суставных самках, в вестибулярном аппарате (отолитовый аппарат, круговые каналы)

-Интероцептивные: возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: "бок болит".

2По времени возникновения в ходе эволюции; (Хэд - генетическая классификация): более древняя - протопатическая система (эмоциональная окраска ощущения); более молодая - эпикритическая система (рациональная окраска ощущения). Эпикритическая система тормозит протопатическую.

2По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

2) по времени возникновения в ходе эволюции, более древняя – протопатическая система, более молодая – эпикритическая система.

3) по модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажда, голод.

Основные характеристики анализаторов (пороги ощущений):

1. Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор;

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются;

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума;

4. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя ;

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя;

6. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно.

 

 

Понятие потребности в психологии. Предмет потребности. Виды потребностей. Коммуникативная потребность и ее развитие в онтогенезе. Познавательная потребность и ее развитие в онтогенезе.

Потребности - субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

- биологические (витальные);

- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяет поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Определение мотива

А.Н. Леонтьев так говорит о мотиве: в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом.

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы - стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);- потребность в безопасности (стабильность, порядок);- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм вьбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

В своих первичньх биологических формах потребность, есть состояние организма, вьражающее объективную нужду в дополнении, которая лежит вне его. Главная характеристика потребностей - их предметность. Потребность всегда заключается в чем- то, что лежит вне организма. Другую важную характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализировать и изменять свою направленность; способность угасать и воспроизводиться в вновь. В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация, потребности дифференцируются. Потребность сама по себе, как внутреннее условие деятельности

Коммуникативной потребности развитие [лат. communicatio — сообщение, передача] — последовательная смена форм и обогащение содержания потребности в общении. К. п. — это потребность в другом человеке: в его выраженном эмоциональном отношении и через него — в самопознании и самооценке. К. п. не врожденна. Она возникает в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд детей и их потребности в новых впечатлениях. Решающим фактором служит поведение взрослого человека, его отношение к ребенку как к личности, субъекту. Первоначально потребность в эмоциональном общении со взрослым проявляет себя в комплексе оживления младенца. Потребность в общении с другими детьми у ребенка возникает в раннем детстве и отчетливо оформляется к 3-му году жизни.

Предмет потребности - материальный или идеальный, называют мотивом деятельности. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. кроме своей основной функции побуждения, мотивы имеют функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же деятельности, так как человеческая деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. Таким образом, мотивы подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Распределение функций между этими видами мотивов единой полимотивированной деятельности воспроизводит иерархические отношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и возникают лишь на определенной ступенй развития личнос

 

 



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)