Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление и эмоции. Факторы, препятствующие творческому мышлению. Нарушения мышления. Условия продуктивности мышления.



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Мышление и эмоции. Факторы, препятствующие творческому мышлению. Нарушения мышления. Условия продуктивности мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Филогенез мышления предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.. Раздражительность - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

Таким образом, в ходе биологической эволюции возникла психика, потому что она обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1) сенсорной элементарной психики;2) перцептивной психики;3) интеллекта.

в уме, логические рассуждения.

Процесс преобразования осуществляется в виде операций выполняющих три вида функций:

1. создание (построение) или актуализация имеющейся ООД,2. осуществление преобразования (исполнительные операции),3. контроль и коррекция выполнения (контрольные операции).

Знания об объектах могут быть:

• общими и частными,• отражающими существенные и несущественные признаки, • в полном или неполном объеме,• систематическими и несистематическими,• представленными в различных знаках и т. п.

В знаниях отражаются предметы действий, и сами они усваиваются на основе действий с предметами. Процесс усвоения проходит 6 этапов:

1. этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий);2. этап уяснения схемы ООД (разбор учащимся содержания усваиваемого действия);3. этап выполнения действия в материальной (материaлизованной) форме,4. этап выполнения действия в громкой речи,5. этап выполнения действия в речи про себя,

б. этап выполнения действия в умственной форме.

Методики для исследования операциональной стороны мышления:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Испытуемый раскладывает предметы на группы, чтобы они имели общие свойства. Способность выделить 2 или 3 группы на последнем этапе => высокий уровень обобщения.

2. Исключение. Существует два варианта: словесный и предметный. Предметный представляет собой набор карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один существенно отличающийся, должен быть исключен. Решение испытуемым, на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу, свидетельствуют о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых" чрезмерно обобщающих признаков свидетельствуют об искажении процесса обобщения.

3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равенна.

4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, в котором отличается родовое и видовое отличие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существующих признаков на общие для нескольких объектов и на их различия. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (человек-животное, танк-трактор) и неоднородные (ложка – телега, ботинок-карандаш).

5. Понимание переносного смысла пословиц или метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей фразу или другую пословицу.

6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнить пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова.

К нарушениям стройности относится:

1. Разорванность мышления – нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматики построения.

2. Бессвязность – нарушение смысла и синтаксического строя речи.

3. Вербигерации – стереотипы в речи, до бессмысленной подборки сходных по звучанию слов.

4. Парагномен – действие под влиянием внезапного нелепого умозаключения.

5. Паралогическое мышление – отсутствие адекватной логики.

К нарушениям целенаправленности относятся:

- патологическая обстоятельность- резонерство- дементная детализация- персеверация- символизм- аутичное мышлени

14Развитие личностно-эмоциональной сферы у человека. Управление эмоциями. Экспериментальное исследование эмоций.

Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) - это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Свойства эмоций:

1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение - неудовлетворение, грусть - веселье).

3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модaльности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения - разрядки и возбуждение - успокоение.

Человеку часто приходится управлять эмоциями и по индивидуальным соображениям, и следуя традициям. Пользуясь подобным механизмом управления эмоциями, он поступает разумно в той мере, в какой ему необходимо сохранять нормальные отношения с окружающими, и вместе с тем его действия неразумны, поскольку наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию. Люди всегда пытаются найти такие способы управления эмоциями, которые позволяли бы проникать в глубинные механизмы переживаний и использовать эти механизмы более разумно, чем ими распорядилась природа.

Человека всегда волновала проблема критериев разумного управления эмоциями. Потребность разумно управлять своими эмоциями возникает у человека отнюдь не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний. В настоящее время существует немало психотерапевтических методов регуляции эмоциональных состояний. Однако большинство из них требует специальных индивидуальных или групповых занятий.

Можно овладеть способами управления эмоциями, которые направлены не на безнадежную борьбу с разрушительными проявлениями эмоциональных крайностей, а на создание условий жизни и деятельности, позволяющих не доводить себя до крайних эмоциональных состояний.

Первый способ управления эмоциями- распределение эмоций — заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. Необходимость в сознательном распределении эмоций возникает при чрезмерной концентрации переживаний человека. Неспособность распределять эмоции может приводить к существенному ухудшению здоровья. Распределение эмоций происходит в результате расширения информации и круга общения. Информация о новых для человека объектах необходима для формирования новых интересов, которые превращают нейтральные ситуации в эмоциональные. Расширение круга общения выполняет ту же функцию, поскольку новые социальные и психологические контакты позволяют человеку найти более широкую сферу проявления своих чувств.

Второй способ управления эмоциями — сосредоточение- необходим в тех обстоятельствах, когда условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чем-то одном, имеющем решающее значение в определенный период жизни. В этом случае человек сознательно исключает из сферы своей активности ряд эмоциогенных ситуаций, чтобы повысить интенсивность эмоций в тех ситуациях, которые являются для него наиболее важными. Наиболее общим приемом сосредоточения эмоций является ограничение информации из привычных источников и исключение благоприятных условий деятельности в тех ситуациях, которые способствуют «распылению» эмоций.

Третий способ управления эмоциями — переключение- связан с переносом переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные. При так называемых деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия) необходима временная замена реальных ситуаций иллюзорными или социально незначимыми (по принципу «козла отпущения»). Если же конструктивные эмоции (прежде всего интересы) сконцентрированы на пустяках, иллюзорных объектах, то необходимо переключение на ситуации, имеющие повышенную социальную и культурную ценность.

Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости.

Методы исследования эмоций. методика самооценки базисных эмоциональных состояний, предложенная К. Изардом . Эта методика

представляет собой список общеупотребительных эмоциональных состояний, стандартизированных и переводящих индивидуальное

описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. В. Вилюнас, В. Стончус, И. Пацевичус проводили

исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации.авторы предлагали испытуемым вести своего рода

эмоциональный дневник, отмечая в нем продолжительность, знак и интенсивность (в шкале от -5 до +5) испытываемых

эмоциональных переживаний, а также вид деятельности, в котором они возникают Носенко занимался изучением возможности

оценки эмоциональной напряженности человека по характеристикам его речи. Предложенная им методика основывается на

положении о том, что в речи в состоянии эмоциональной напряженности у говорящего возникают существенные затруднения

в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей

 



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Мышление и эмоции. Факторы, препятствующие творческому мышлению. Нарушения мышления. Условия продуктивности мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление и эмоции. Факторы, препятствующие творческому мышлению. Нарушения мышления. Условия продуктивности мышления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)