Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивид личность индивидуальность. Структура личности. Различные подходы к пониманию направленности личности. Личность как предмет психологического исследования.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Индивид личность индивидуальность. Структура личности. Различные подходы к пониманию направленности личности. Личность как предмет психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[1].

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание).

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что сотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Для социaльно-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них внутрижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественкой деятельности, люди развивают в себе те епецифические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта. выетупает как процесс воспроизводетва .в свойствах ребенка , исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биолоr~ической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность как предмет психологического исследования.

для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух

"родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем

как социологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости

от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции, только и можно понять

специфику ее как предмета исследования в социальной психологии.

Что касается отличий социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода,

то эта проблема решается более или менее однозначно. Если система социологического знания имеет дело преимущественн

о с анализом объективных закономерностей общественного развития, то естественно, что главный фокус интереса здесь – м

акроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как социальные институты, законы их функционирования

и развития, структура общественных отношений, а, следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа

общества.

Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии.

Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих

от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность

описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной

детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.

Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего – представления о структуре личности.

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений,

детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно

социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

 

 



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Индивид личность индивидуальность. Структура личности. Различные подходы к пониманию направленности личности. Личность как предмет психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивид личность индивидуальность. Структура личности. Различные подходы к пониманию направленности личности. Личность как предмет психологического исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)