Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Толпа как социально-психологический феномен



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Толпа как социально-психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




Толпу как психологический феномен начали изучать еще в XIX веке (Лебон). Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, недовольства представителями власти и др. Толпа не может определяться количеством, она определяется специфическими признаками. Первый заключается в том, что люди должны находиться на таком близком расстоянии, в таком тесном физическом контакте, чтобы входить в персональные пространства друг друга, создавая психологический дискомфорт. Толпы Характеризуются повышенным психическим напряжением из-за дискомфорта, создаваемого большим скоплением людей. Эффекты толпы возникают, как правило, в скоплениях, превышающих 120 - 150 человек. Среди специфичных эффектов толпы наряду с высокой контактностью, порождающей психическое напряжение, повышенное эмоциональное возбуждение. В толпах люди не сохраняют спокойствие, они неуравновешенны. Толпы, как правило, собираются по какому-то поводу, а повод всегда бывает эмоционально насыщенным -угроза, нечто необычное, интересное, значимое. Поэтому люди в толпе находятся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Очень важный феномен - то, что отдельные члены толпы выражают это возбуждение более интенсивно и заражают других. Одним из очень серьезных механизмов, без которого толпы нет, является механизм психического заражения, когда психическое состояние и формы поведения одного человека передаются другому. Один начинает говорить повышенным тоном - и другие, один кричит - и другие, один машет руками - и другие. И в какие-то моменты начинают вести себя одинаково. Толпа имеет определенные стадии развития, на каждой из которых меняются ее характеристики. Закономерность в том, что она из пассивного обязательно перейдет в активное состояние, которое характеризуется готовностью группы к совместным действиям. Толпа не может быть всегда пассивной. Эмоциональное возбуждение и психическое напряжение нарастают, люди хотят что-то делать, остается им только подсказать, показать, что делать, остается их лишь подтолкнуть. Выйти из толпы можно, когда она находится в пассивной стадии или же на каких-то первоначальных стадиях активного состояния. Но на определенном этапе человека действительно уже не вырвешь из толпы. Действие - это снятие напряжения. Люди накапливали напряжение - они должны его обязательно снять. Здесь очень серьезным фактором является расстояние между людьми. Если дистанциировать людей друг от друга (это еще называется «рассеять толпу») - и психическое напряжение само начнет спадать. Одним из эффектов толпы является мобилизация, то есть увеличение и физической, и психической активности человека. Человек в толпе становится сильнее.

 

37Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: <мир вещей> и <мир людей>. А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: <ребенок - вещь> и <ребенок - взрослый>.

Система <ребенок - вещь> в действительности является системой <ребенок - общественный предмет>. Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе <ребенок - взрослый> взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности - как предметно - практической, так и направленной на развитие взаимоотношений - создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства ,с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое <Я>, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом. К б годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Если у ребенка 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла (они находятся еще в узком кругу интимно - личностных отношений), то у шестилетних детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. От 9 лет к 10 годам возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество детей, которым интересно, нравится учиться.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (<я в обществе>). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. Если в 14 лет только для примерно пятой части подростков актуально стремление представить свое будущее, то в 15 лет в первом полугодии таких подростков уже более половины, а во втором полугодии это стремление проявляется у четырех подростков из пяти.

От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя.

Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) - собственно детства - происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания; на второй (от 10 до 17 лет) - фазе отрочества - происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

Речь - форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности. В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие - звукоподражание (гуление). 2-е пол, полугодие - лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. 1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична. 1- 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 - 100 слов, 3 года - 1000 - 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных. 3- 7 лет. Словарный запас 2500 - 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая). Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь. Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие - появляется сленг. Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление - перенесение речи внутрь.

Вербaльное общение. В начале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но, для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения - язык. Язык - это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров. Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен ошибками или сбоями в кодировании информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных, политических, профессиональных и возрастных различий. Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличие от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы как стиль, контекст и подтекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей ситуацией общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться вербально, а только подразумеваться. Например, сообщение мужа о предстоящем ему завтра ответственном выступлении, хватает его жене для того, чтобы привести в порядок его деловой костюм. Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг, воровской жаргон и т.д. Коммуникативная функция всех этих «языков в языках» одна - если ты не говоришь на определенном языке, ты не будешь, принят данным социумом как свой. Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-разному окрашенных синонимов, целых оборотов и грамматических форм: разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или художественных.

Невербaльное общение. Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам. Мы часто ссылаемся на интуицию, говорим о« шестом чувстве», благодаря которому, например, замечаем неискренность собеседника. На самом деле - это просто внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным деталям, умение читать несловесные сигналы и отмечать их несовпадение с тем, что говорится «неконгруэнтность» коммуникативных приемов.

 



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Толпа как социально-психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Толпа как социально-психологический феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)