Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие личности. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности. Основные свойства личности.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Общее понятие личности. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности. Основные свойства личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Социализация личности - процесс развития личности, становление образа «Я». Социализация есть только в человеческом обществе, развитие личности происходит в социализации. Социализация - освоение социального опыта, смыслов, культуры, значений.

Социализация происходит в 3 основных сферах:

1. Деятельность. Овладение человеком разными видами деятельности (на каждом этапе онтогенеза есть ведущая деятельность, прохождение каждого этапа ведет к развитию).

2. Общение. Освоение человеком разных видов общения.

3. Самосознание. Леонтьев. 2 этапа рождения личности: 2- 3 года - выделяет ребенка как отдельное существо; подростковый возраст - меняется мировоззрение. Становление в человеке образа его Я. Его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Его развитие немыслимо вне деятельности. Общей характеристикой всех этих сфер является процесе расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Овладение разными видами деятельности, разными видами общения и формирование самосознания является итогом социализации, является идентичность личности.

Идентичность (Эриксон) - это тождественность личности самой себе, формирование стабильного образа «Я», ` которым человек адекватно и стабильно пользуется в жизненных ситуациях.

Три основные стадии:

1. Дотрудовая. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности:

^ ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;

^ стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. От~iосительно периода обучения в вузе или техникуме существуюz• различные точки зрения.

2. Тр. довая. Охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека.

3. Послетрудовая. Представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.

У каждого института имеются специфические функции:

1. Семья:

о формирование базовых установок;

о обеспечение психологической поддержки, принятие ребенка, где формируется базовое доверие к миру.

2. Школа:

о даёт объективную оценку;

о систематизация знаний, научные знания;

о обеспечение развития самостоятельности и гражданской позиции.

Агенты социализации - конкретные люди, отвечающие за социализацию (родители, учителя и т.д.).

Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. В системе отечественной психологии употребляiотся еще 2 термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и«воспитание». Социализация - это процесс «вхождения индивида в социanьную среду», «усвоения им социальных влияний» ,«приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесе социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с др'угой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной Деятельности, активного включения в социальную среду. По поводу сути социanизации есть разные толкования:

Процесс индивидуализации личности, несмотря на постепенно проникающую во все уровни социальной жизни установку учитывать значение индивидуальных особенностей личности, продолжает оставаться недос- таточно изученным. Д В психологии индивидуализация рассматривается как одна из фаз процесса развития личности, под кото- рым понимается процесс вхождения в новую социальную среду (В.Д.Шадриков). Индивидуализация здесь представляет собой результат обострившихся противоречий между достигнутым результатом адаптации (пер- вой фазы развития личности) и неудовлетворенной потребностью индивида в максимальной персонализации, проявляющийся в нарастании активности поиска средств и способов для обозначения своей индивидуализации и ее фиксации. На этом этапе развития личности обостряется потребность максимально проявить себя, выра- зить свое миропонимание и доказать себе и своему окружению свою значимость. По мнению Д.И.Фельдштейна, индивидуализация – это постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. А.В.Петровский определяет индивидуализацию как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности. В.И.Слободчиков рассматривает индивидуализацию как «самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». В педагогике в понятие индивидуализации также обычно вкладывается значение процесса индивидуаль- ного развития, в результате которого индивид развивает все те качества, которые были заложены в нем потен- циально. Здесь индивидуализация понимается как стремление к самовыражению, активному творчеству, про- явлению всех своих внутренних задатков и способностей. В социологии мы встречаем спектр подходов к сущности индивидуализации. В социологических слова- рях индивидуализация определяется как 1) обособление, выделение; 2) рефлексивность индивидов в выполне- нии социальных ролей, их учет возникающих социальных новаций; 3) разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими индивидами. Кроме того, индивидуализация понимается как проявление личностных качеств в условиях конкретной социальной среды. Достигая осознания собственной уникальности и неповторимости, человек ощущает по- требность определить свое место в данной среде, потребность соответствовать определенным нормам и требо- ваниям, и в то же время проявить себя отлично от других. У.Бек связывает индивидуализацию с массовым индивидуализмом. А З.Бауман смысл «индивидуализации» видит в освобождении человека от предписаний, унаследован- ной и врожденной предопределенности его социальной роли. По его мнению, индивидуализация заключается в преображении человеческой идентичности из «данности» в «задачу» и в наделении действующих лиц ответст- венностью, как за решение этой задачи, так и за последствия исполнения ими их ролей; иными словами, она состоит в установлении автономии индивида de jure (хотя и не обязательно de facto). Таким образом, З.Бауман связывает индивидуализацию в современном обществе с принудительным и обязательным самоопределением своего социального положения в противовес его предопределенности в прошлом.

К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.

Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.

Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, взаимосвязи темпераментов, их процентном соотношении в личности. В "чистом виде" отдельные типы темперамента встречаются редко.

 

 

31. Характеристика понятий «объект», «предмет», «научная проблема», «гипотеза», «теория», «метод» исследования и их соотношение в структуре психологического исследования

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин наука относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Но, наука - это, прежде всего исследование, и как человеческая деятельность характеризуется методом.

Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается наука; это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это - правила и стандарты Анаучной деятельности, принятые в научном .сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой. Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.

Новое знание рождается в форме научного предположения - гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно - проблема, «рамка» в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация и сам метод.

Научное исследование - это организованный процесс умственного труда, направленный непосредственно на производство новых знаний. В ряде методологических работ в процессе научного исследования выделяют следующие этапы: возникновение идей, формирование понятий и суждений, выдвижение гипотез, обобщение научных фактов, доказательство правильности гипотез и суждений. В других работах называют: постановка проблемы и вычисление объекта исследования, эксперимент, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы, предсказание и проверка полученного знания. Такое выделение различных этапов научного исследования обусловлено спецификой науки.                я

Цель научного исследования - всестороннее изучение объекта, процесса или явления. Любое научное исследование имеет свой объект и предмет.

Объектом научного исследования является материальная или идеальная система, подвергаемая изучению.

Предмет научного исследования - аспект исследуемого объекта, угол зрения, относительного которого получено или будет получено новое знание. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования (например. историческое, биологическое, естественнонаучное и др. направления).

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью. Проблема исследования - это совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению.

Тема научного исследования является основной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов,

охватывающих часть проблемы. Под научными вопросами обычно понимают научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследованин, каждая из которых должна быть актуальной, т.е. вносить вклад в науку. Актуальность темы исследования - это острота потребности науки и практики в новом знании.

Традиционно принято методологию относить к философии или, по крайней мере, располагать ее как бы рядом с философией. Действительно, философия является основанием методологии, так же как другие науки, изучающие деятельность: психология, системный анanиз и т.д. Но в то же время, очевидно, методология - это самостоятельная наука.

Научное исследование в психологии основывается на постулате: в основе поведения и мышления лежит некая базовая реanьность, которую можно исследовать путем научного анализа. В основе психологического исследования лежит следующий постулат: человек по природе своеи система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анanиза проведенных экспериментов.

Научный метод, применяемый в психологии, как и в цругих науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира. Упорядоченность: психологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайна или хаотична. Детерминизм: принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Все события имеют некую причину. Это значит, что психологический феномен имеет первопричину или предыдущие обстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо случай. Эмпиризм: определяется, как практика полагаться на наблюдение и экспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входит психология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (часто выраженных в числовой форме), таких как оценка успехов в обучении, силы убеждения и т.д. Не все данные, собранные эмпирическим путем валидны. Постулат экономии доводов важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения - он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям.

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Общее понятие личности. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности. Основные свойства личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие личности. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности. Основные свойства личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)