Становление и развитие западноевропейских психологических школ и ХХ веке
Прежде всего, психологи конца прошлого столетия решились описать свойства сознания. Первое, что можно обнаружить при взгляде на «поле сознания», - это необыкновенное разнообразие его содержаний. Но поле сознания неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особекно ясная и отчетливая; это «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находиться область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это «периферия сознания». Кроме того, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В. Джеймс, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро переходящие. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяетсх. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. Процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходит как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые iiроцессы называются непроизвольными, вторые - произвольными. Оба типа процессов, а также ряд других свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовanся в своих экспериментах В. Вундт - метрономом. Этими опытами Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почтйь беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции». Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Например, в опытах с метрономом это бьlли отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он назывan сложными элементами, или воеприятиями. Изучение сознания заключается только в самонаблюдении. Это субъективно и ненаучно. Сознания как предмета науки не существует - нужно изучать поведение. Джон Уотсон 1913 - объективный метод: 1) изучаемое явление должно быть наблюдаемо извне; 2) оно должно быть воспроизводимым в одних и тех же условиях; 3) желательно фиксировать с помощью прибора. Поведение - это совокупность элементарных двигательных реакций, возникающих в ответ на воздействие определенного стимула: S-R - это единица анализа поведения. Любой сложный поведенческий акт надо разлоя<ить на простые связи (S - с~~изическое событие, R- элементарное движение). Нет разницы между человеком и;кивотным. Нет внутренней активности субъекта - только реакция. Ближайшие задачи: - выявить и описать типы реакций; - исследовать процесс их образования; - изучить законы их комбинаций (образонание сложного поведения). Задачи психологии: По стимулу предсказывать поведение и по реакции заключать о стимуле. Итак, задачи классического бихевиоризма: 1. Изучение поведения; 2. Управление поведением — научение. Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для изучения — врожденные безусловные реакции. Первый вид научения — обусловленные реакции (классическое обусловливание по Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов безусловного (подкрепление) и нейтрального (затем условного). Закономерности классического обусловливания: 1) прочность условных реакций зависит от интенеивнос~ги подкрепления и кол- ва сочетаний; 2) еначала генерализация, а затем дифференциация; 3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление;. 4) выработка условных реакций, угасание, спонтанное восстановление, повторное угасание. Сложные реакции — путем образования комплексов безусловных реакций. Инструментальное или олерантное обусловливание: если подкрепляется какое- либо действие, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим постоянством. Теория проб и ошибок — научение есть постепенное исчезновение ошибок. Пpoбa, приводящая к успешному результату, закрепляется в поведении . Оперантное научение: положительно и отрицательное поцкрепление — ловышение вероятности соответствующего способа поведения; угасание и наказание — снижение вероятности соответствующего способа поведения. Гештальт — целостная форма, не сводимая к сумме частей. Макс Вертгеймер — описание гештальтфеноменов: они обладают особым качеством по сравнению с суммой частей. В 1912 при помощи стробоскопа был открыт феномен чистого движения или фи- феномен: две световьlе точки воспринимаются как одно световое пятно. Единица сознания — целостный образ. Изучение законов восприятия. Коффка изучал эффект «фигура и фон». Фон всегда менее оформлен и менее ярок, чем фигура. Фон лежит всегда позаци фигуры, не прерывается ею. Свойства фона: 1) меньшая оформленность и структурированность; 2) не поддается влиянию контура фигуры; 3) более выраженный субстанциональный характер. Фигура всегда имеет замыкающие линии —«хорошая» фигура всегда закрытая. Линия имеет две стороны: внутренняя (включает) и внешняя (исключает). Келер предложил принцип изоморфизма (равенство форм). Динамический фактор: сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга (векторы) + на.пичие сдерживающих сил. Феноменальные законы группировки: чем ближе друг к другу элементы фигуры, тем легче она может быть изолирована + сходство элементов + контраст + непрерывность и замкнутость + осмьlсленность. Свойства фигуры: 1. Части фигуры имеют характер объекта или вещи, фон - аморфен; 2. Фигура кажется лежащей поверх фона; 3. Фон непрерывен, простирается за фигуру; 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре: 5. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Опора это феноменологический метод: наравне с его описанием дается и объяснение. Описать, т.е. объяснить, раскрыть внутреннюю сущность. Келер: понятие инсайт - понимание (на основе изучения мышления животных). Стадии поведения: 1) хаотическое движение; 2) стадия бездействия; 3) инсайт - качественное изменение в поведении. Идея целостности для терапии, фигура и фон -Перлз. Гуманистическая психология, появившаяся как налравление, альтернативное психологическим школам бихевиоризма и психоанализа, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Оллорт. Большинетво представителей гуманистической психолоrии приняло термин "самоактуanизация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся личности".
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |